К местам общего пользования относятся - крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для проведения операций по погрузке, выгрузке, сортировке и хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа и грузобагажа пользователей услугами железнодорожного транспорта.
К местам необщего пользования - относятся железнодорожные пути необщего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке и выгрузке грузов, в том числе контейнеров, определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта.
Более 80 % грузов, предъявляемых к перевозке, грузят и выгружают на путях предприятий и организаций, связанных с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей. Такие пути называются подъездными. Взаимоотношения железной дороги с предприятием, имеющим подъездные пути, порядок подачи и уборки вагонов регулируются договорами на эксплуатацию этих путей.
|
|
Основная задача организации пассажирских перевозок состоит в удовлетворении потребностей населения в передвижении наряду с обеспечением безопасности и высококачественного обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах.
Пассажирские поезда подразделяют на следующие категории: дальние, следующие на расстояние свыше 700 км, местные — 150... 700 км и пригородные — до 150 км.
Дальние и местные поезда в зависимости от скорости движения и числа остановок могут быть скоростными, скорыми и пассажирскими.
К скоростным и скорым относятся поезда, следующие с высокой скоростью и имеющие остановки только на больших станциях.
Пассажирские поезда следуют с меньшей скоростью и останавливаются на всех или на большинстве станций. Их средняя скорость движения составляет лишь около 50 км/ч. Перевозка почты и багажа осуществляется в специальных вагонах, включаемых в скорые, пассажирские и почтово-багажные поезда.
На железнодорожном транспорте движение поездов осуществляется но графику — основному нормативно-технологическому документу, регламентирующему работу всех подразделений по организации движения поездов. График движения выражает план всей эксплуатационной работы железных дорог и является основой организации перевозок.
Движение поездов строго по графику достигается точным соблюдением технологических процессов работы станций, локомотивных и вагонных депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания, дистанций пути и других подразделений железных дорог, связанных с движением поездов. Объединяя и координируя работу этих подразделений, график движения позволяет им действовать согласованно.
|
|
Роль графика возрастает в условиях рыночной экономики, когда осложняется организация устойчивых вагонопотоков. В связи с этим в рамках автоматизированной системы управления перевозочным процессом (АСУПП) комплексу автоматизации и разработки графика движения поездов уделяется большое внимание.
В соответствии с ПТЭ график движения поездов должен обеспечивать удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов, безопасность движения поездов, эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станций, высокопроизводительное использование подвижного состава, соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад, возможность выполнения работ по текущему содержанию пути, сооружений, устройств СЦБ, связи и электроснабжения.
При составлении графика должна быть предусмотрена приоритетная прокладка международных поездов, их согласованный подвод на пограничные станции и точное соблюдение технологии обработки поездов.
Пропускной способностью железнодорожной линии называется наибольшее число поездов или пар поездов установленной массы, которое может быть пропущено в единицу времени (сутки, час) в зависимости от имеющихся постоянных технических средств, типа и мощности подвижного состава и принятых методов организации движения поездов (типа графика). Различают наличную пропускную способность, т.е. ту, которой обладает линия в настоящее время, и потребную, необходимую для заданных размеров движения.
Система управления движением поездов включает в себя техническое нормирование и оперативное планирование эксплуатационной работы, регулирование перевозок и перевозочных средств, оперативное руководство перевозочным процессом и анализ выполненной работы.
Техническое нормирование заключается в разработке для дорог и отделений технических нормативов эксплуатационной работы: количественных заданий, качественных показателей норм рабочего парка вагонов и эксплуатируемого парка локомотивов.
К количественным заданиям относятся размеры погрузки-выгрузки и сдачи порожних вагонов после выгрузки (регулировочное задание), число поездов и вагонов, передаваемых по стыковым пунктам, и др.; к качественным показателям — оборот и рейс вагона, коэффициент порожнего пробега, производительность локомотивов и вагонов, скорости движений поездов и др.
Регулирование перевозок и перевозочных средств состоит в осуществлении мероприятий, направленных на устранение затруднений в продвижении вагонопотоков и отклонений от технических нормативов. К этим мероприятиям относятся перераспределение вагонного и локомотивного парков в соответствии с изменившимся объемом работы, регулирование погрузки по дням, направлениям и роду подвижного состава.
Оперативное руководство перевозочным процессом осуществляет диспетчерский аппарат, несущий сменное дежурство. На дорогах эту задачу выполняет распорядительный отдел службы перевозок. Оперативной работой станций руководят дежурные по станции, а на крупных станциях — станционные и маневровые диспетчеры.
Движением поездов на участках руководят поездные диспетчеры, которые ранее находились в отделениях дорог, а в настоящее время на большинстве дорог переведены в единые диспетчерские центры управления, созданные при управлениях железных дорог. Участки, которыми они ведают, называются диспетчерскими кругами. Границами этих кругов являются, как правило, участковые и сортировочные станции.
|
|
Основная задача поездного диспетчера — обеспечить движение поездов по графику, а в случае его нарушения — ввести опоздавшие поезда в график. С этой целью диспетчер применяет такие регулировочные меры, как уменьшение продолжительности стоянки поездов на раздельных пунктах, отправление по неправильному пути на двух путных участках, изменение порядка и пунктов скрещения и обгона поездов и др.
Контроль за ходом выполнения планов перевозок, анализ использования технических средств, планирование, учет и оценка работы невозможны без системы количественных и качественных показателей, определяющих объем и качество эксплуатационной работы.
Основными качественными показателями работы железных дорог и их подразделений являются:
- соблюдение графика движения, выполнение плана перевозок и плана формирования поездов;
- реализация технической, участковой и маршрутной скоростей движения поездов;
Степень использования подвижного состава, характеризующаяся:
- оборотом, бюджетом времени, среднесуточным пробегом и производительностью локомотивов;
- оборотом и среднесуточным пробегом вагонов; статической и динамической нагрузкой, а также производительностью грузовых вагонов.
Контрольные вопросы:
1. Что представляет собой габарит приближения строений и габарит подвижного состава?
2. Что называется габаритом погрузки?
3. Как проверяют соблюдение габаритов?
4. Каковы расстояния между осями путей на перегонах и станциях?
5. Перечислите основные элементы железнодорожного пути.
6. Перечислите виды искусственных сооружений и укажите их назначение.
7. Перечислите составные элементы верхнего строения пути.
8. Назовите основные материалы, используемые в качестве балласта.
9. Укажите назначение шпал, их тип и длину.
10. Что представляет собой бесстыковой путь?
11. Для чего предназначены стрелочные переводы?
12. Назовите основные элементы стрелочного перевода.
|
|
13. Каковы марки крестовин стрелочных переводов, укладываемых на путях?
14. Какие системы тока применяют на электрифицированных линиях?
15. В чем состоят преимущества железнодорожных линий, электрифицированных на переменном и постоянном токе?
16. Каковы допустимые уровни напряжения в контактной сети при постоянном и переменном токе?
17. Назовите автономные и неавтономные локомотивы. Чем они отличаются друг от друга?
18. Как классифицируют локомотивы по роду работы?
19. Как по серии отличить грузовой, пассажирский и маневровый тепловозы?
20. Какие требования предъявляются согласно ПТЭ к устройствам локомотивного хозяйства?
21. Каково назначение устройств СЦБ?
22. Что обеспечивает сигнализация на железнодорожном транспорте?
23. Какие сигнальные цвета используют в железнодорожной сигнализации?
24. Для чего служат поездные сигналы?
25. Чем отличаются сигнальные указатели от сигнальных знаков?
26. Чем отличается автоматическая блокировка от полуавтоматической?
27. Что обеспечивает автоматическая локомотивная сигнализация?
28. Какие виды связи применяют на железнодорожном транспорте?
29. Каково назначение раздельных пунктов?
30. Назовите существующие виды раздельных пунктов.
31. Какие виды путей имеются на станциях?
32. Что представляет собой маневровая работа?
33. Что устанавливает технологический процесс работы станции?
34. Чем отличается разъезд от обгонного пункта?
35. Каково назначение пассажирских и грузовых станций?
36. Каково содержание плана формирования поездов?
37. Как подразделяются поезда по старшинству?
38. Какие грузовые и пассажирские поезда относятся к поездам повышенной длины?
39. Какие пассажирские поезда относятся к дальним, местным и пригородным?
40. Каково значение графика движения поездов и какие требования предъявляются к нему?
Список литературы
1. Архангельский Е.В.Лукьянов Ю. Е. Железнодорожные станции (устройство и организация работы): Учебник для техн. шк. ж.-д. трансп. — М.: Интекст, 1996.
2. Бройтман Э.З., Боровикова М. С., Осьминин А. Т. Эксплуатационная работа станций и отделений: Учеб. пособие для техникумов и колледжей ж.-д. трансп. — М.: Желдориздат, 2002.
3. Варфоломеев В. В., Колодий Ж П. Устройство пути и станций: Учебник для техникумов ж.-д. трансп. — М.: Транспорт, 1992.
4. Железнодорожные станции и узлы: Учебник для вузов ж.-д. трансп. / В.Г.Шубко, Н.В.Правдин, Е.В.Архангельский и др.; Под ред. В.Г.Шубко, Н. В. Правдина. — М.: УМК МПС России, 2002.
5. Железнодорожные станции и узлы / Ю. И. Ефименко, С.И.Логинов, В.Е.Павлов и др. — СПб.: Изд-во ПГУПС, 1996.
6. Железнодорожный путь / Т. Г.Яковлева, Н. И. Карпущенко, С. И. Кли- нов и др.; Под ред. Т.Г.Яковлевой. — М.: Транспорт,
7. Железные дороги: Общий курс: Учебник для вузов / М.М.Уздин, Ю. И. Ефименко, В.И.Ковалев и др.; Под ред. М.М.Уздина. — 5-е изд. — СПб.: Информ. центр «Выбор», 2002.
8. Крейнис З.Л., Федоров КВ. Железнодорожный путь: Учебник для сред. спец. заведений ж.-д. трансп. — М.: УМК МПС России, 2000.
9. Общий курс железных дорог: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. трансп. / В. Н. Соколов, В. Ф. Жуковский, С. В. Котенкова, А. С. Наумов. - М.: УМК МПС России, 2002.
10. Основы эксплуатационной работы железных дорог: Учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.А.Кудрявцев, В.И.Ковалев, А. П. Кузнецов и др.; Под ред. В.А. Кудрявцева. — М.: ПрофОбрИздат, 2002.
Содержание
№ п/п | Тема | Стр. |
Основные руководящие документы по обеспечению работы железных дорог и безопасности движения | ||
1. Характеристика железнодорожного транспорта и его место в транспортной системе Российской Федерации. | ||
2. Общие сведения о сооружениях и устройствах железно-дорожного транспорта. Габарит. | ||
3. Трасса, план и профиль пути. Земляное полотно и искусственные сооружения. | ||
4. Верхнее строение пути. Путевое хозяйство. | ||
5. Хозяйство электроснабжения. | ||
6. Общие сведения о локомотивах, ССПС, электропоездах. Локомотивное хозяйство. Вагоны и вагонное хозяйство. | ||
7. Устройство сигнализации и блокировки на перегонах и станциях. Связь и информационные системы. | ||
8. Общие сведения о раздельных пунктах. Устройство и работа станций. | ||
9. Организация движения поездов. График движения поездов. Руководство движением поездов. | ||
Контрольные вопросы | ||
Список литературы |
ДЛЯ ЗАМЕТОК
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________