Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, его доходы, расходы, источники финансирования дефицита

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Доходы

Средства Фонда социального страхования формируются за счет:

страховых взносов предприятий, учреждений, иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

− страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

− страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

− доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

− добровольных взносов граждан и юридических лиц;

− ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

− прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).

Основную долю доходов ФСС составляют страховые взносы. Страховые взносы начисляются по тарифу, размер которого устанавливается федеральным законом.

Плательщиками взносов являются:

− организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно - правовых форм, в том числе иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства;

− граждане, в том числе иностранные, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.

Не являются плательщиками страховых взносов в Фонд социального страхования общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, учреждения и объединения, созданные для осуществления их уставных целей.

Плательщики перечисляют в бюджет ФСС не всю начисленную сумму, а разницу между суммой начисленных взносов и суммой средств, использованных плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно-курортное лечение, физкультурно-оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам.

Кроме того, страхователи уплачивают в Фонд и другие платежи. К ним в частности относятся:

− расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов;

− суммы по возмещению пособий, выплаченных по трудовым увечьям и профессиональным заболеваниям;

− пени, штрафы;

− сокрытая сумма оплаты труда;

− частичная оплата за путевки.

Доходы Фонда социального страхования зависят от ставки страховых взносов и величины фонда оплаты труда в народном хозяйстве страны, который равен произведению средней заработной платы на численность работающего населения. Оба эти показателя в годы реформ сокращаются, чему способствует также рост теневой экономики. Уровень же ставок социальных страховых взносов в последние годы оставался практически неизменным. В результате общие доходы государственных внебюджетных фондов в реальном исчислении постоянно сокращаются.

Средства государственного социального страхования направляются на:

1) выплату пособий:

− по временной нетрудоспособности;

− по беременности и родам;

− единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

− единовременного пособия при рождении ребенка;

− ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

− социального пособия на погребение;

2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством:

− частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества;

− лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие;

3) создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях.

Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

4) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

5) финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

6) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

7) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

8) участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства фонда могут использоваться только на целевое финансирование указанных мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Наибольший удельный вес в расходах Фонда социального страхования Российской Федерации занимают непосредственно выплаты по социальному страхованию.

Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования, особенности их формирования и использования на федеральном и региональном уровнях.

Фонды обязательного медицинского страхования - это самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие выполнение Закона о медицинском страховании и реализующие государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан.

В настоящее время в Российской модели финансирование здравоохранения сочетает бюджетное финансирование и страховое функционирование следующих фондов медицинского страхования: добровольного и обязательного.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование является дополнением к обязательному, осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Оно может быть коллективным и индивидуальным.

Средствами, включенными в систему ОМС, управляют Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

Финансовые средства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

- части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;

- ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

- добровольных взносов юридических и физических лиц;

- доходов от использования временно свободных финансовых средств;

- нормированного страхового запаса Федерального фонда;

- поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Также финансовые средства федерального фонда образуются за счет:

- поступлений добровольных взносов юридических и физических лиц;

- доходов от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса;

- поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством.

Участниками ОМС являются:

1) страхователи (для неработающего населения - государство в лице местных органов исполнительной власти, для работающего населения - предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйственно-правового статуса);

2) застрахованные - все граждане РФ, а также граждане иностранных государств, постоянно проживающие на территории России;

3) территориальные и федеральные фонды ОМС (специализированные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, реализующие государственную политику в области ОМС);

4) страховые медицинские организации, имеющие лицензию на право деятельности по ОМС;

5) медицинские учреждения, имеющие лицензию на право оказания медицинской помощи, входящей в программы ОМС.

Источниками средств ОМС являются:

1) части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации;

2) части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в установленном законодательством размере;

3) иные поступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - территориальные фонды) образуются за счет:

1) части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации;

2) части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в установленном законодательством размере;

3) страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение;

4) иных поступлений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Основными функциями ФФОМС являются:

1) осуществление выравнивания финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

2) разработка и в установленном порядке внесение предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;

3) осуществление в соответствии с установленным порядком аккумулирования финансовых средств Федерального фонда;

4) выделение в установленном порядке средств территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;

5) осуществление совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Федеральной налоговой службы контроля за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;

6) осуществление совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;

7) осуществление в пределах своей компетенции организационно-методической деятельности по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;

8) внесение в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

9) участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;

10) осуществление сбора и анализа информации в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования и представление соответствующих материалов в Правительство РФ;

11) организация в порядке, установленном Правительством РФ, подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования;

12) изучение и обобщение практики применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

13) обеспечивание в порядке, установленном Правительством РФ, организации научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;

14) участие в порядке, установленном Правительством РФ, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;

15) ежегодно в установленном порядке представление в Правительство РФ проектов федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении

Территориальный фонд осуществляет:

1) финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным среднедушевым нормативам для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС;

2) оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам, застрахованным территориальным фондом (в случае осуществления обязательного медицинского страхования территориальным фондом);

3) финансирование мероприятий по здравоохранению в рамках региональных целевых программ, утвержденных в установленном порядке, для медицинских учреждений, функционирующих в системе ОМС;

4) формирование нормированного страхового запаса, предназначенного для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ;

5) формирование средств, предназначенных на обеспечение им управленческих функций по нормативу, устанавливаемому исполнительным директором по согласованию с правлением территориального фонда в процентах к размеру всех поступивших средств без учета остатка финансовых средств на начало года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: