Инфекционные заболевания

К наиболеераспространенным инфекционным заболеваниям детского возраста относятся ОРВИ, скарлатина, паротит, ветряная оспа, краснуха, коклюш, корь. Передаются данные заболевания воздушно-капельным путем и через предметы обихода.

Каждое заболевание (кроме ОРВИ), каждое заболевание имеет инкубационный период: скарлатина 2-7 дней, паротит 11-23 дня, ветрянка 10-21 день и краснуха 16-21 день. Заболевания сопровождаются повышением температуры, общим недомоганием. При скарлатине появляется боль в горле при глотании, может быть тошнота и рвота, при паротите - снижается аппетит, появляется головная боль; при краснухе слабо выраженные катаральные явления. Паротит проявляется преимущественным поражением околоушных слюнных желез, а скарлатина, ветрянка, краснуха, сопровождаются появлением сыпи.

При инфекционных заболеваниях возможны осложнения: отеки, пневмония, миокардит (при скарлатине); воспаление яичек у мальчиков, яичников и молочных желез у девочек, менингит, энцефалит (при паротите); отит, стоматит, пневмония, ларингит (ветрянка).

Профилактика инфекционных заболеваний сводится к раннему устранению контактов с заболевшим и календарной вакцинацией.

ЛФК применяется после снижения температуры и улучшения общего состояния ребенка. На занятиях лечебной гимнастикой (проводимой родителями или инструктором-методистом по ЛФК в стационаре) используются дыхательные упражнения статического и динамического характера, которые в зависимости от возраста ребенка могут быть пассивными или активными. Для повышения психоэмоционального состояния ребенка упражнения должны быть игрового характера с постепенно увеличивающейся нагрузкой от 2-4 до 6-8 раз повторений каждого упражнения. Темп медленный, исходное положение - сидя.

ОРЗ или ОРВИ (острые респираторные заболевания или острая респираторная вирусная инфекция) занимают одно из первых мест среди заболеваний раннего и дошкольного возраста.

Часто болеющие дети (ЧБД) - это дети, которые переносят более 4-х раз в год респираторно-вирусную инфекцию.

Для дошкольников существуют критерии для определения, состояния ЧБД: для 2-4 лет - 6 раз и более случаев заболевания в год, для 5 лет - 5 раз, для 6 лет и старше - 4 раза.

Интересен факт, что в течение 1 года посещения дошкольного учреждения 30-40% детей болеют 6 раз и более в год. К 3-му году их число снижается до 6%. Таким образом, большинство детей во 2-ой год болеют реже, а на 3-й год продолжают болеть часто «немногие». Сравнительный анализ заболеваемости «организованных» и «неорганизованных» (воспитывающихся дома) детей показывает, что на 2-3 году жизни заболеваемость организованных детей выше, на 3-4 год - в обеих группах сравнивается, а перед школой неорганизованные дети болеют чаще.

Часто болеющие дети составляют группу высокого риска по развитию хронической патологии и летальности раннего возраста. В дошкольных учреждениях ЧБД составляют 72,8% (Копунов Ю.М., 1980).

Клиническая картина - повышение температуры до 38-390, интоксикация выраженная вялость, потеря аппетита, наличие кашля и насморка. Слизистая носа отечна. Кашель сухой, саднение, боль в глотке, охриплость голоса.

Продолжительность заболевания 7-10 дней, у ослабленных детей 2-2,5 недели (14-17 дней).

Частые, повторные ОРВИ могут сопровождаться различными осложнениями, чаще - пневмонией острой, затяжной и хронической. В старшем возрасте нередко возникает бронхиальная астма.

Задачи ЛФК для часто болеющих детей.

Общие:

1. Общее укрепление организма.

2. Улучшение крово- и лимфообращения.

3. Предотвращение деформации грудной клетки и нарушения осанки.

4. Повышение неспецифической сопротивляемости организма.

5. Улучшение приспособляемости организма ребенка к физическим нагрузкам соответственно возрасту и условиям жизни.

6. Предупреждение отставания в психомоторном развитии.

Специальные:

1. Улучшение функции дыхания и увеличения подвижности грудной клетки.

2. Стимулирование дренажной функции бронхов.

3. Профилактика образования спаек.

В силу отсутствия специфического (специального) лечения респираторно-вирусных инфекций метод лечебной физической культуры как средство профилактики осложнений и неспецифической терапии имеет первостепенное значение.

Лечение положением используют главным образом в остром периоде. Для часто болеющих детей рекомендуется два положения: в начале болезни голова ребенка приподнимается на 20-500; впоследствии при затруднении отхождения мокроты придается телу ребенка дренажное положение для лучшей эвакуации мокроты - голова и грудь располагаются ниже горизонтальной линии, для улучшения механического оттока мокроты. Можно подкладывать большой валик под живот в исходном положении лежа на животе. В дренажном положении ребенок находится 2-3 раза в день по 5-10 мин, в это время целесообразно выполнять массаж грудной клетки.

Массаж мышц спины полезно проводить в дренажном положении используя приемы поглаживания, растирания, разминания и легкой вибрации (поколачивания). Массаж грудной клетки можно проводить сидя. Выполняя приемы по межреберным промежуткам двигаясь от грудины к боковым поверхностям и далее к позвоночнику. Приемы сочетаются со стимуляцией кашлевых движений. Ребенок выполняет вдох, а на выдохе методист легко, прижимающим движением надавливает на боковые поверхности грудной клетки. На вдохе руки методиста свободно расходятся в стороны.

Лечебная гимнастика сочетается с массажем в следующей последовательности: дыхательные упражнения - массаж - общеразвивающие упражнения. Старшие дети могут в занятии лечебной гимнастикой использовать элементы самомассажа.

Физическая реабилитация часто болеющих детей осуществляется на трех этапах: на больничном (или в домашних условиях), на санаторном (в санаторных 1-2 раза в год, если это возможно), на поликлиническом (в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, в дошкольных учреждениях, дома).

Задачами на всех этапах реабилитации являются: общее, укрепляющее воздействия на организм, повышение иммунитета, улучшение функции внешнего дыхания, стимуляция дренажной функции бронхов, улучшение крово и лимфообращения, предотвращающее нарушений осанки.

Программа физической реабилитации ЧБД состоит из четырех частей:

- физическая реабилитация на первой недели заболевания;

- физическая реабилитация на второй недели заболевания;

- физическая реабилитация в первые две недели после выхода в дошкольных образовательных учреждениях;

- физическая реабилитация на втором месяце после начала заболевания.

Средствами физической реабилитации являются: физические упражнения (общеразвивающих, дыхательные), массаж, естественные и преформированные факторы природы (воздушное и водное закаливание, солнечные ванны, УВЧ, витаминизация и др.)

Важным принципом является раннее начало реабилитации мероприятий и их систематические и дробные проведения на всех этапах с участием родителей и персонала лечебных и образовательных учреждений, при постепенном увеличении физических нагрузок.

Физические упражнения начинают применять через 2-4 дня после начала заболевания при снижении температуры до субфебрильной.

Особенностью методики занятий на первой неделе является использование дренажных положений и имитационных упражнений. Последние представляют собой выполнение дыхательных упражнений и звуковая гимнастика с простыми движениями и переменой позы. Например «Поймай комарика» - на выдохе ребенок через сжатие зубы производит «з-з-з», а на вдохе хлопает в ладоши, эти реабилитационные мероприятия в течение дня выполняются неоднократно: 3-4 раза в день. Двигательный ритм постепенно расширяется: на первой неделе упражнения выполняется лежа и сидя на стуле.

В первую неделю формами ЛФК являются УГГ и ЛГ. При УГГ используются по одному упражнению для рук и ног, два упражнения для туловища и три динамических дыхательных упражнений. И.П. – лежа и полусидя, количество повторений упражнений 2-3.

Занятия ЛГ, длительностью от 5-7 мин до 10 мин. проводится 1 раз в день лежа и полусидя в постели. Выполняют общеразвивающие и дыхательные упражнения (статические, дыхательные и имитационные). Число повторений каждого упражнения от 2-3 до 4-5 раз в зависимости от функционального состояния ребенка.

Очень важно вызвать у ребенка желание заниматься, что зависит от родителей, способных придать занятию игровой характер.

На второй неделе заболевания УГГ имеет тот же характер, что и на первой неделе, но немного увеличивается количество повторений упражнений (с 2-3х до 4-5ти). Занятие ЛГ рекомендуется выполнять 2 раза в день, длительностью 15-18 мин., в и.п.. сидя на стуле и в коленно-локтевом положении. Увеличивается количество общеразвивающих и имитационных дыхательных упражнений. Количество повторений упражнения остается таким же, как и на первой неделе.

В первые две недели после выхода в дошкольное образовательное учреждение значительно разнообразнее становятся упражнения, шире применяются различные предметы, а также полусфера, гимнастическая стенка. Нагрузка возрастает по количеству упражнений и их повторений, а также темп выполнения. Расширяются исходные положения. УГГ сохраняется такой же, как и во второй недели, кроме этого выполняется гимнастика «пробуждение» после дневного сна. Лечебная гимнастика проводится малогрупповым методом.

Во втором месяце после начала заболевания занятия лечебной гимнастикой проводится 2 раза в неделю, в дни когда нет занятий по физической культуре. Сохраняется УГГ, которая проводится 10-12мин. Этому периоду характерно тренировочное воздействие на организм часто болеющего ребенка. В занятиях ЛГ должно происходить дыхательное расширение объема и интенсивности физической нагрузки, использования различных предметов и утяжелителей, а также различного оборудования. Постепенное и планомерное повышение физической нагрузки способствует подготовке организма ЧБР к различным занятиям (связанных с физической активностью) в дошкольном образовательном учреждении или школе.

Желательно, чтобы курс ЛФК оставался по длительности около 2х месяцев. При неблагоприятном течении процесса курс ЛФК рекомендуется повторять. В период ремиссии, предпочтительней летом, необходимо начинать закаливание водой (в душе, ванной) по рекомендации врача или специалиста по закаливанию. При недостаточном уровне физических нагрузок в дошкольных учреждениях или школе необходимо находить дополнительные возможности занятий физическими упражнениями и спортом.

Закаливание для часто болеющих детей является неотъемлемой частью профилактики и физической реабилитации. Используются все виды закаливания - водой, солнцем, воздухом. Воздушно-контрастные ванны целесообразно применять: у детей с коротким лихорадочным периодом ОРЗ (1-3 дня) через 1-2 недели после нормализации температуры, с лихорадочным периодом от 3 до 10 дней - через 2 недели, с лихорадочным периодом 10 и более дней- через 3-4 недели. Оздоровительный эффект такого подхода 30% (Змановский Ю.Ф.). Лечебное плавание и физические упражнения в воде укрепляют опорно-двигательный аппарат и мышечную систему (особенно дыхательные мышцы) ребенка, нормализуется функция дыхания, улучшает вентиляцию различных участков легочной ткани, восстанавливает ритм дыхания. В целом повышается общая резистентность организма к вирусным инфекциям.

Время занятий в бассейне 15-20 мин. Часто болеющим детям показаны занятия доступными видами спорта. Детям 6-13 лет рекомендован дозированный медленный бег 2-3 раза в неделю круглогодично на свежем воздухе, в летнее время бег босиком. (Архангельская И.А.). Комплексное воздействие различных средств реабилитации является предпочтительным и имеет более стойкий терапевтический эффект. Наряду с традиционными средствами ЛФК целесообразно использовать йоготерапию.

Всем часто болеющим детям необходима санация очагов инфекции.

Опыт показывает, что все это способствует повышению иммунитета и улучшению общего физического состояния ребенка, перестающего болеть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: