Тема 8. Исследование систем управления моделированием

Моделирование – осуществление абстрактных экспериментов при помощи построения некоторой системы-модели, которая является подобием системы-оригинала для изучения сложных объектов. Необходимость моделирования обусловлена сложным характером рассматриваемых систем.

Сущность моделирования заключается в замене реальных экспериментов, которые будут слишком сложны или потребуют весьма продолжительного времени, абстрактными экспериментами, осуществляемыми после разработки как можно более полной модели изучаемого явления. Моделирование позволяет определить степень влияния различных норм принятия решений на многочисленные элементы поставленной проблемы и выбирать из всех заранее намеченных вариантов принятия решений то, который позволит добиться в отношении поставленной цели наилучших результатов.

Наиболее часто метод моделирования ставит перед собой следующие цели:

• изучить какой-то элемент реальной действительности – дидактические и исследовательские модели;

• отработать какой-то элемент практических действий – тренировочные и игровые модели;

• оптимизировать какой-либо процесс, форму или содержание чего-либо – оптимизационные модели;

• делегировать полномочия на совершение определенных действий другими лицами – модели предпочтений.

Принцип – основное исходное положение теории, науки, системы знаний. Выделяют следующие принципы моделирования:

• абстрагирования: модель – отражение свойств в объекте исследования, для одной модели свойства существуют, для другой – нет (например, цвет автобуса);

• информационной достаточности: если мы ничего не знаем о функционировании системы, модель которой хотим создать, то мы не сможем ее создать. Модель может быть построена, если мы хоть что-то знаем об объекте, но не все и хотим узнать больше;

• многомодельности (неисчерпаемость объекта моделирования): если мы создаем модель сложной системы, то не следует ограничиваться одной моделью (иерархия моделей различной степени подробности). Пределом составления моделей является решение поставленной задачи;

• многовариантности: модель та же самая, но значения параметров, входящих в эту модель, разные;

• параметризуемого: описание результата функционирования подсистемы некоторым параметром для дальнейшего уточнения и детализации модели, если это будет необходимо.

Модель – упрощенное представление объекта системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности, создаваемое исследователем с целью получения знаний об объекте-оригинале и отражающее его наиболее существенные свойства с точки зрения поставленной задачи. Выделяются следующие причины использования моделей'.

• сложность реального мира (организация – сложная система, в которой происходят различные перемены, которые часто не могут быть постижимы с помощью возможностей любого человека.

Для этого создаются упрощенные модели реального мира);

• экспериментирование (большинство вариантов решения перед воплощением в жизнь необходимо экспериментально проверить.

Но не все решения могут быть экспериментально проверены в условиях реального мира);

• ориентация управления на будущее (наблюдение несуществующих явлений и проведение экспериментов над ними. Моделирование – единственный к настоящему времени систематизированный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений, что позволяет их объективно сравнивать).

Выделяют следующие признаки классификации моделей:

• с точки зрения этапов моделирования:

• когнитивная – мысленный образ объекта;

• содержательная – получение информации об объекте и выявление взаимосвязей и закономерностей (описательные, объяснительные и прогностические модели);

• концептуальная – сформулированная на вербальном или на вербально-визуальном уровне модель, базирующаяся на определенной концепции или аспекте (логико-семантические, структурно-функциональные и причинно-следственные модели);

• формальная – представленная в виде алгоритмов и математических зависимостей, описывающих или имитирующих реальные объекты и процессы (математические и компьютерные модели);

• в зависимости от средств, с помощью которых реализованы модели:

• материальные – воспроизводят основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики изучаемого объекта; частным случаем являются физические модели, имеющие ту же физическую природу, что и объект моделирования;

• идеальные – основаны на символических схемах (графические, логические, математические и др.); математические модели в свою очередь могут разделяться на аналитические (когда свойства и взаимосвязи описываются отношениями-функциями в явной и неявной форме) и имитационные (основанные на многократных экспериментах, главным об разом машинных, по реализации алгоритмов и процедур, описывающих процесс функционирования исследуемой системы).

Модель строится из следующих этапов:

• постановка задачи. Является самым важным этапом, от которого зависит правильное решение управленческой проблемы. Для правильной постановки задачи необходимо знать не только о наличии проблемы, но и о причинах, вызвавших ее;

• построение модели. На данном этапе определяется: главная цель модели, информация для построения модели, наличие и отсутствие данной информации, выходные нормативы предполагаемые получить на выходе;

• проверка модели на достоверность. Для этого определяется степень соответствия модели реальному миру при помощи установления специалистом по науке управления – все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель.

Чем больше модель будет отражать реальный мир, тем выше будет ее потенциал как средство оказания помощи руководителю в принятии хорошего решения. Модель можно проверить на достоверность установлением степени, с которой получаемая информация, помогает руководству совладать с проблемой;

• применение модели. Модель не может считаться успешно построенной без ее применения на практике;

• обновление модели требуется в случаях: не ясной формы выходных данных; изменения целей организации, которые влияют на принятие решений; изменения в окружающем окружении (поставщиков, конкурентов, потребителей, технологий, законодательств и др.).

Тема 9. Прогнозные и плановые исследования систем управления

1. Методы прогнозирования

Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основанное на определенных данных. Прогноз определяет возможности, в рамках которытх могут становится реалистичные задачи планирования развития экономики или работы предприятия.

Разновидности прогнозов:

• Экономические прогнозы (используются для предсказания состояния экономики и объема сбыгта продукции предприятия).

• Прогнозы развития технологии.

• Прогнозы развития конкуренции (позволяют предсказыпвать стратегию и тактику конкурентов).

• Прогнозы на основе опросов и исследований (дают возможность предсказать, что произойдет в сложных ситуациях, используя данные многих областей знания).

• Социальное прогнозирование (используется для предсказания изменений в социальных установках людей и состояния общества).

• Эвристические методы основываются на том, что подходы, используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз. Это методы социологических исследований и экспертные методы, которые основываются на интуиции, опыте и воображении.

• Экономико-математические методы прогнозирования сформулированы математически и могут быть воспроизведены другими лицами, которые неизбежно придут к получению такого же прогноза. При использовании экономико-математических методов структура моделей устанавливается и проверяется экспериментально, в условиях, допускающих объективное наблюдение и измерение.

• Статистические методы занимают особое место в прогнозировании. Методы математической и прикладной статистики применяются при планировании любых работ по прогнозированию, при обработке данных, полученных как эвристическими методами, так и при использовании собственно экономико-математических методов.

• Метод сценариев — эффективное средство для прогнозирования, объединяющего качественный и количественный подходы.

Сценарий — модель будущего, в которой описывается возможный ход событий с указанием вероятностей их реализации. В сценарии определяются основные факторы, которые должны быть приняты во внимание, и показываются, каким образом эти факторы могут повлиять на предполагаемые события.

Сценарное прогнозирование обеспечивает:

• лучшее понимание ситуации, ее эволюции;

• оценку потенциальных угроз;

• выявление благоприятных возможностей;

• выявление возможных и целесообразных направлений деятельности;

• повышение уровня адаптации изменениям внешней среды.

Продолжительность прогнозируемого периода зависит от назначения и цели прогноза.

• краткосрочные;

• среднесрочные;

• долгосрочные.

Большинство предприятий готовят краткосрочные прогнозы объема сбыта для операций за финансовый или календарный год. Этот прогноз сбыта используется в качестве основы для планирования всех потребностей в ресурсах. Некоторые предприятия ограничивают период прогноза продолжительностью одного операционного цикла, период которого измеряется длительностью одного оборота оборотных средств.

Среднесрочные прогнозы могут составляться на 2-5 лет. Эти прогнозы часто основываются на предположении о сохранении существующих тенденций в будущем с учетом воздействия предполагаемых изменений определенных факторов.

Долгосрочные прогнозы составляются на срок свыше 3-5 лет. Многие большие организации заглядывают далеко вперед и составляют прогнозы с горизонтом до 50 лет. Значение долгосрочного прогноза зависит от сферы деятельности.

2. Методы планирования

SWOT — анализ / GAP-анализ

Для чего нужен SWOT-анализ?

Любое сегментирование начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ, — один из самых распространенных видов анализа в маркетинге. Проще говоря, SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

Возникновение понятия SWOT - анализ

Этот термин был впервые упомянут в 1963 г. на конференции по вопросам бизнес-политики в Гарварде профессором Kenneth R.Andrews. С тех пор он широко применяется в процессе стратегического планирования. Он был представлен в виде SWOT-матрицы.

В рамках выполнения SWOT-анализа создается структурированная информация в рамках единой SWOT-модели.

Процесс стратегического планирования с применением матрицы SWOT было предложено представить в виде последовательности шагов:

• Анализ внутреннего окружения

• Анализ внешнего окружения

• Построение стратегий и тактических действий

Цель построения расширенной матрицы в том, чтобы сфокусировать внимание аналитика на построении 4 групп различных стратегий, каждая из которых использует парную комбинацию:

• Силы-Возможности S-O

• Силы-Угрозы S-T

• Слабости-Возможности W-O

• Слабости-Угрозы W-T

В результате анализа показателей из каждой пары формируется набор стратегий:

• Стратегии WT — цель любой из стратегии этого вида в том, чтобы минимизировать слабости и угрозы.

• Стратегии WO — стратегии данной группы пытаются минимизировать слабости и максимизировать возможности.

• Стратегии ST — цель этих стратегий в том, чтобы максимально развить силы и минимизировать угрозы.

• Стратегии SO — компания стремится к тому, чтобы максимизировать силы и возможности.

Основные направления развития SWOT- анализа:

• Отображение в модели динамических изменений в фирме и в ее конкурентной среде.

• Учет результатов анализа фирмы и её конкурентной среды с использованием классических моделей стратегического планирования.

• Разработка SWOT моделей с учётом различных сценариев развития ситуаций на рынке.

SWOT-анализ во всех своих модификациях наиболее удобный и надёжный инструмент стратегического планирования. В курсах стратегического маркетинга SWOT-анализу уделяется самое пристальное внимание. Хотя после создания SWOT-анализа появилось много других подходов к изучению стратегического поведения фирм и их конкурентного окружения, тем не менее SWOT-анализ продолжает активно и продуктивно использоваться и совершенствоваться.

GAP-анализ (англ. «gap^-разрыв

Это словосочетание представляет собой общую концепцию аналитического подхода, а не определённый вид анализа.

Gap-Анализ — это аналитическая процедура рассмотрения «несоответствий/разрывов». С его помощью можно организовывать поиск шагов для достижения заданной цели.

Существует несколько видов разрывов, которые являются предметом GAP-анализа. Они связаны с:

• результатами реализаций бизнес стратегий;

• имиджем компании или её продуктов;

• продуктами (потребностями);

• сегментами рыгнка;

• маркетинговой активностью компании;

• маркетинговой конкуренцией (конкуренция в маркетинговой деятельности).

Этапы проведения анализа «разрывов»:

• Определение текущего значения. С помощью метода экспертных оценок этот этап позволяет оценить, какое положение могла бы занимать компания, просчитать преимущества, которые она получит вследствие принятия тех или иных решений.

• Определение максимально доступного значения. Надо выгяс-нить, преодолим ли разрыв вообще. Если он слишком велик для преодоления его с помощью собственных ресурсов, целесообразно либо пересмотреть желаемое будущее, либо разбить его достижение на несколько переходных этапов, либо растянуть процесс на более длительное время.

Этапы проведения анализа «разрывов»

• Выбор критерия, по которому будет происходить рассмотрение. Необходимо разбить данный разрыв на составляющие, отвечающие каждому значимому направлению деятельности, по которым: будет вестись планирование. Т.о. каждыгй раздел планирования

— это группа потребностей, влияющих на преодоление разрыва между настоящим и будущим.

• Набор планов по достижению. Источниками могут быгть сотрудники различных служб, каналыг сбыгта, конкуренты:. Методы генерации идей могут включать в себя «мозговой штурм», опросыг, анкетирование и др.

Цель GAP-анализа - выявить те рыночные возможности, которые могут стать для компании эффективными рыночными преимуществами.

GAP-анализ — это сравнение текущей ситуации с желаемым положением дел в будущем, а также на основе собранной информации оценка путей достижения задач. Сначала намечается схема достижения, потом разрабатывается желаемое состояние и детальная программа развития компании в желаемом направлении. В простых случаях достаточно разработать последовательность действий, в более сложных надо задействовать более сложные организационные формы — проектные группы, тестирование решений, разработка различныгх вариантов, макетов.

Наиболее часто применяемый вариант GAP-анализа направлен на то, чтобы преодолеть разрывы между поставками сырья и продажами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: