Математический метод при всех его бесчисленных достоинствах тем не менее имеет при чрезмерном его употреблении ряд существенных недостатков. Эти недостатки анализировались в работах многих исследователей, и подобный анализ вполне уместен и в отношении экономической науки. Далее мы суммируем все эти слабые места математического метода в экономике в четыре основных пункта:
1) первый недостаток математического метода в экономической науке связан с тем, что данный метод не способен охватить и описать качественные процессы в экономике, а также дать им адекватное объяснение;
2) второй недостаток математического метода заключается в том, что математический метод с его усложненным математическим аппаратом значительно осложняет восприятие экономических истин и результатов представителями иных наук — в первую очередь гуманитарных и социальных;
3) третий недостаток математического метода состоит в том, что он виртуализирует экономическую науку, отрывает ее от эмпирической почвы:
«Экономическая наука сейчас зашла так далеко, что пытается работать с трудноуловимыми процессами и механизмами, которые отрицают саму возможность тривиальных замеров и традиционной верификации. Все информационно-ментальные процессы (которыми занимается математический метод в экономике. — А. О.) являются чрезвычайно сложными, зыбкими, динамичными и изменчивыми. Главное же — они в большинстве случаев не имеют Под собой эмпирической основы...
.
Эта ситуация сильно напоминает ту, которая была описана Станиславом Лемом в его знаменитой "Кибериаде". В ней, в частности, говорится о некоем Цереброне Эмдеэртии, который сорок лет излагал в Высшей Школе Небытия Общую Теорию Драконов. Как известно, драконов не существует. Однако, как саркастично замечает С. Лем, эта примитивная конструкция могла удовлетворить лишь ум простака, но отнюдь не ученого. Поэтому гениальный Цереброн, атаковав проблему методами точных наук, установил, что имеется три типа драконов: нулевые, мнимые и отрицательные. Все они, разумеется, не существуют, но каждый тип — на свой особый манер. Как оказалось, нулевые и мнимые драконы не существуют значительно менее интересным способом, чем отрицательные.
Действительно, современная экономическая наука сильно напоминает пресловутую Высшую Школу Небытия. Она работает с объектами, которые в лучшем случае как бы существуют. Не исключено, что если даже эти объекты и существуют, то совсем не так, как предполагает современная экономика. Наверное, поэтому большинство ее теорий сильно напоминает Общую Теорию Драконов»';
4) четвертый недостаток математического метода проявляется в том, что он плохо помогает решению практических проблем экономики и неэффективно работает на уровне здравого смысла2.
Итоги нашего обсуждения роли и значения математического метода в экономике можно подвести словами английского естествоиспытателя Т. Хаксли: «Математика, подобно жернову, лишь перемалывает то, что под него засыплют, и, как, засыпав лебеду, вы не получите пшеничной муки, так, исписав целые страницы формулами, вы не получите истины из ложных предположений». Эти слова следует помнить каждому экономисту, который, осваивая математический инструментарий, хотел бы привести экономическую науку к новым фундаментальным теориям, гипотезам и открытиям.
' Балацкий Е.В. О виртуализации экономической науки // Науковедение. 2003. № 1.С. 161-162.
2 Тотже Е.В. Балацкий приводит следующий пример: это крах страхового фонда Long- Term Capital Management, несмотря на то, что его стратегии обосновыва-лисьлауреатами Нобелевской премии 1997 г. — Р. Мертоном и М. Скоулзом, получившими эту премию за эффективные математические расчеты в области финансовых рынков (Балацкий Е.В. Мировая экономическая наука на современном этапе: кризис или прорыв?// Науковедение. 2001. № 2. С. 33).
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
1. Основными путями внедрения математического метода в эко
номическую науку являются формализация и математизация.
Формализацию экономического знания следует определить как метод, основанный на выявлении и фиксации формальной структуры хозяйственных процессов и явлений, а также как метод, приписывающий содержательным элементам таких процессов (или явлений) некоторые абстрактные символы и значения. Математизация экономического знания — это специфический метод формализации хозяйственных фактов, основанный на использовании процедур измерения, сравнения и счета.
2. В процессе исторической математизации в экономической
науке действовало несколько крупных математических школ.
Математическая школа — это группа экономистов, живущих
в одном регионе и приблизительно в одно и то же время,
чья методология явно или неявно утверждает приоритет
математических методов над всеми остальными — как в мак
роэкономических, так и в микроэкономических исследова
ниях. Первой значительной математической школой была
маржиналистская математическая школа второй половины
XIX в.
3. Существует несколько основных путей развития математического метода в современной экономической науке: математическое моделирование экономических процессов, математическая экономия, эконометрика, методы и методология оптимального управления, теория игр, экономическая кибернетика. Особое внимание также должно быть уделено математическому эксперименту — как методу, успешно сочетающему в себе теоретический и эмпирический методы познания. 4. К числу основных недостатков математического метода в экономике относятся: а) неспособность охватить качественные процессы в экономике; б) сложность для восприятия представителями других наук; 3) уход в «виртуализацию» экономического знания; 4) неспособность работать на уровне здравого смысла и житейского хозяйственного опыта.
ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Математическая экономиям Логическая формализация
Языковая формализация Математизация
260
261
Символизация Математический эксперимент
Математическая школа в экономике
Эконометрика Качественная математика
Математическое моделирование Маржиналистская
Математический эксперимент математическая школа