Тема 2. Спрос, предложение и рынок – 4 часа

2.1 Условия возникновения и развития рынка. Функции рынка.

2.2 Классификация рынков. Инфраструктура рынка

2.3 Рыночный механизм.

2.4 Формы собственности.

2.5Спрос и факторы на него влияющие.

2.6Показатели рыночного спроса: объем и цена спроса.

2.7Закон спроса. Кривая спроса.

2.8Предложение. Закон предложения. Кривая предложения.

2.9Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

2.1. Условия возникновения и развития рынка. Функции рынка.

Возникновение рынка обусловлено теми же причинами, которые привели к замене натурального хозяйства товарным производством: развитием общественного разделения труда и экономической обособленностью производителей.

Общественное разделение труда было вызвано ограниченностью ресурсов и производственных возможностей человека. Оно проявляется в специализации производителей на особых видах трудовой деятельности. Экономическую обособленность производителей как собственников обусловило существование разных форм собственности. Каждый из них осуществляет хозяйственную деятельность в соответствии с собственными интересами.

В условиях развитого общественного разделения труда каждый производитель специализируется на производстве определенных благ. Но для удовлетворения своих потребностей каждому человеку необходимы разнообразные товары. Данное противоречие разрешается путем обмена (необходимо обмениваться благами).

Появившийся примерно 6—7 тыс. лет назад обмен, как правило, осуществлялся в определенных местах, которые получили название рынка (базара). В связи с этим в экономической литературе иногда встречается определение рынка как места, где осуществляются акты купли-продажи между продавцами и покупателями. Это узкое определение рынка. Данное определение не раскрывает сущности такого сложного экономического явления, как рынок. Оно может быть использовано только при узком рассмотрении этого термина, когда речь идет о конкретной форме организации торговли. Не дают четкого представления о рынке и другие его определения, которые приведены в современных западных учебниках по экономике (например: рынок — это механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг1 или рынок — это любой набор соглашений, с помощью которых покупатели или продавцы товара вступают в контакт по поводу купли-продажи данного товара2),

Чтобы выяснить сущность понятия «рынок» с позиции сегодняшнего дня, рассмотрим, как развивался обмен между субъектами рыночных сделок.

Этапы развития рынка:

1. Первоначально осуществлялся непосредственный обмен одного блага на другое (бартер Т-Т). С появлением денег обмен стал происходить по формуле Т-Д-Т, Субъекты рынка разделились на продавцов и покупателей. Стали типичными сделки, когда за продажей не следовала покупка товара. Появилась возможность использовать деньги, полученные от продажи товара, в другое время и в другом месте. В результате обмен растянулся во времени и пространстве, вышел сначала за пределы конкретной местности, а затем перешагнул и границы отдельной страны. Совокупность всех товарных обменов сформировала сферу товарного обращения, представленную хозяйственной деятельностью по продвижению товаров от производителей к потребителям.

2. По мере развития обмена расширился круг объектов купли-продажи на рынке. На определенном этапе исторического развития деньги, обслуживающие товарный обмен, сами становятся объектом купли-продажи. Формируется сфера товарно-денежного обращения. Когда же объектом купли-продажи становится и рабочая сила, рынок приобретает всеобщий характер.

В отечественной и российской экономической литературе широкое распространение получило определение рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения). Например, «рынокэто обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения»1. Данное определение отражает гносеологический аспект такого явления, как рынок» но оно неполно, так как не характеризует ту совокупность экономических отношений, которые имеют место на современном рынке.

В других определениях подчеркивается воспроизводственная сторона рынка. Например, рынок рассматривается как «элемент воспроизводства совокупного общественного продукта»2 или как «саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения»*.

По нашему мнению, наиболее полное представление о сущности рынка дает рассмотрение его социально-экономической и организационно-экономической сторон. В социально-экономическом плане рынок — это совокупность эко номических отношений между покупателями и продавцами, в результате взаимодействия которых формируются спрос, предложение и цена товара. В организационно-экономическом плане рынок — это хозяйственная деятельность, определенным образом организованная и направленная на реализацию товаров.

Иногда под рынком ошибочно понимают экономическую систему рыночной экономики. Такое отождествление неверно, так как регулируемая рыночная экономика наряду с многочисленными и взаимосвязанными рынками (т.е..рынком в широком смысле слова) включает в себя и такие подсистемы, как натуральное хозяйство и государственное регулирование.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях.

Функции рынка

1 соединение производства и потребления и обеспечение непрерывности общественного производства.

Рынок объединяет обособленных производителей и потребителей. Через рынки от производителей к потребителям направляются огромные потоки различных товаров, а от потребителей к производителям движутся денежные средства, необходимые для продолжения процесса производства.

2. регулирование производства и потребления. Через рыночный механизм количество произведенной продукции приводится в соответствие с объемом платежеспособного спроса покупателей.

3 стимулирующая функция. Суть ее состоит в том, что конкуренция заставляет производителей обновлять ассортимент товаров, повышать их качество и снижать цену. Достижение данных целей стимулирует внедрение новой техники и технологии, совершенствование организации производства.

4 информационная. Рынок информирует производителей о потребностях покупателей, выполняя общественную оценку товара. Сам факт продажи товара говорит о том, что он удовлетворяет определенную потребность. Если товар реализуется по цене, которая возмещает расходы на его производство, то это свидетельствует об общественном признании данных затрат. Не менее ценную информацию дают и несостоявшиеся акты купли-продажи. Они посылают сигналы производителям о том, что им следует уменьшить или вообще отказаться от производства определенных благ. Цены на рынке служат той информацией, которая необходима и потребителям для принятия решений о способах удовлетворения своих многочисленных потребностей. Например, при высоких ценах на готовую модную одежду для потребителя может оказаться более выгодным ее пошив в ателье.

5 Санирующую функцию рынок выполняет путем дифференциации производителей в соответствии с эффективностью их хозяйственной деятельности. Экономически эффективные фирмы развиваются, расширяют масштабы своей деятельности, а неэффективные — несут убытки, разоряются. Таким путем происходит оздоровление общественного производства, освобождение его от экономически слабых предприятий.

2.2. Классификация рынков. Инфраструктура рынка.

Современная рыночная экономика представляет собой систему взаимосвязанных рынков. Внутреннее строение этой системы довольно сложное. Для характеристики структуры рыночной экономики используются различные критерии.

Классификация рынков

I. По объектам купли-продажи выделяют следующие виды рынков: товарные, финансовые и рынки труда. Объектом рыночных отношений на товарных рынках являются вещественные блага и услуги. На финансовых рынках продаются и покупаются деньги: и ценные бумаги. На рынках труда объектом рыночных отношений являются трудовые ресурсы. Каждый из названных рынков состоит из более мелких специализированных рынков.

Товарные рынки объединяют потребительский рынок, рынок ресурсов и товаров производственно-технического назначения, рынки информации и научно-технических разработок.

Потребительский рынок - э то рынок продовольственных и непродовольственных товаров, услуг и жилья. Потребительский рынок также включает в себя рынок продуктов интеллектуального труда, объектами купли-продажи на котором являются книги, кинофильмы, произведения искусства и народного творчества.

Рынок материальных ресурсов — это рынок сырья, топлива, электроэнергии, материалов, земли. Объекты купли-продажи данного рынка являются необходимым условием процесса производства.

Рынок товаров производственно-технического назначения состоит из рынков производственных зданий, сооружений, орудий труда, инструментов, оборудования, средств для перевозок и хранения продукции.

Информационный рынок – рынок информационных услуг. (Это: объявления, реклама в средствах массовой информации, услуги консультационного характера в области управления, трудовых и имущественных отношений, финансовой и инвестиционной деятельности).

Рынок научно-технических разработок - рынок инноваций или нововведений, где осуществляется купля-продажа патентов и лицензий на изобретения, технологического опыта, производственных секретов.

К финансовым рынкам относятся инвестиционный рынок, рынок краткосрочных кредитов, ценных бумаг и валюты.

Инвестиционный рынок — это рынок средне- и долгосрочных ссуд. Его субъектами являются заемщики ссудного капитала и банки-кредиторы, представляющие денежные средства за плату во временное пользование на срок от 1 до 10 лет.

Рынок краткосрочных ссуд дает возможность заемщикам в случае возникновения потребности в денежных средствах получить ссуду на срок до 1 года.

На рынке ценных бумаг объектами рыночных сделок являются государственные облигации, акции корпораций, векселя, сертификаты и др.

На валютном рынке осуществляется обмен национальной валюты на иностранную.

На рынке труда выделяют следующие рынки труда: высококвалифицированной, квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, а также рынки труда отдельных специальностей.

II. По степени зрелости рыночных отношений различают.развитый и формирующийся рынки.

Система рынков Беларуси и стран СНГ находится в стадии формирования. Создание рыночной экономической системы предполагает устранение деформаций уже существующих рынков и формирование новых рынков, например, таких, как рынки земли, жилья.

III По территориальным параметрам выделяют следующие рынки: местный, региональный, национальный и мировой. Местный рынок — рынок локального масштаба. Региональный рынок охватывает определенную территорию внутри страны. Национальный рынок представляет собой совокупность всех рынков страны. Взаимодействующие национальные рынки образуют мировой рынок.

IV. По отношению к действующему законодательству различают легальный (официальный) и «теневой» рынки. Последний представляет собой систему товарообменных операций, запрещенных в законодательном порядке. «Теневой» рынок, сложившийся в условиях командно-административной системы, представлял беспрецедентное явление в мировой практике: его масштабы были огромны, субъекты и объекты незаконных сделок — уникальны. В качестве субъектов выступали даже подпольные подразделения государственных предприятий, а объектов — не запрещенная производству и продаже продукция, товары массового спроса. «Теневой» рынок может быть существенно ослаблен в результате проведения экономической реформы, направленной на формирование легального рынка. Об этом свидетельствует мировой опыт.

V. По механизму функционирования различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции, или свободный рынок, представляет собой саморегулирующуюся систему рыночных отношений. Каждый субъект этого рынка не может повлиять на цену объекта купли-продажи: она является результатом их взаимодействия.

К рынкам несовершенной конкуренции относят монополизированный и регулируемый рынки. На монополизированном рынке монополист (производитель или потребитель) в силу своего монопольного положения оказывает существенное воздействие на цену объекта купли-продажи. На регулируемом рынке важную роль играет государство, которое с помощью соответствующих механизмов осуществляет контроль над ценами.

VI. По уровню насыщенности товарами выделяют равновесный, дефицитный и избыточный рынок. На равновесном рынке спрос примерно равен предложению, на дефицитном — спрос превышает предложение. Для избыточного рынка характерно превышение предложения над спросом.

Инфраструктура рынка - это совокупность организаций, учреждений, предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка. Инфраструктура рынка делится на виды: товарных рынков, финансовых рынков, рынка труда, рынка в целом.

I. Инфраструктура товарных рынков представлена разветвленной сетью розничных торговых предприятий и предприятий сферы бытового обслуживания, непосредственно реализующих товары и услуги населению. Оптовая торговля (торговля крупными партиями товаров между производителями или производителями и посредниками, а также между самими посредниками) осуществляется через сеть снабженческо-сбытовых и оптово-посреднических фирм. Важным звеном инфраструктуры оптового рынка являются биржи, ярмарки и аукционы. Товарные биржи — это учреждения, в которых заключаются оптовые сделки по купле-продаже товаров по образцам и стандартам, на основе предварительной биржевой экспертизы.

Ярмарки проводятся для реализации сложноассортиментной продукции.

На аукционах товары продаются с публичных торгов, когда покупателем становится тот, кто предлагает за товар наибольшую цену.

II. Инфраструктура финансовых рынков включает банковскую и финансовую системы, страховые компании, фондовые и валютные биржи, лизинговые компании.

Банковская система представляет собой центральный (национальный) банк, а также совокупность коммерческих и сберегательных банков.

Через финансовую систему государство формирует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения своих функций. Данная система представлена финансовыми службами предприятий, государственными финансовыми органами и государственной налоговой инспекцией.

Необходимым элементом рыночной инфраструктуры является система государственного и коммерческого страхования. Она включает в себя общества Госстраха и частные страховые компании, которые за плату (страховой взнос) оказывают услуги предприятиям по возмещению ущерба от потерь, связанных с непредвиденными неблагоприятными явлениями для их бизнеса.

Фондовые биржи — это организации, создаваемые для купли-продажи ценных бумаг на аукционной основе. На валютной бирже осуществляется торговля крупными партиями конвертируемой валюты. Покупателями и продавцами здесь выступают преимущественно банки, которые совершают сделки за свой счет или по поручению своих клиентов.

Лизинговые компании — это коммерческие организации, предоставляющие за плату в долгосрочную аренду различные технические средства. Они входят в финансовую инфраструктуру, так как представляют собой новый способ финансирования инвестиций, альтернативный традиционному банковскому кредитованию.

III. Инфраструктура рынка труда в нашей стране представлена кадровыми службами предприятий, занимающихся наймом рабочей силы, профсоюзными организациями, а также государственными службами и коммерческими центрами занятости.

Государственная служба занятости имеет сеть региональных центров занятости, которые являются по своей сути биржами труда. Биржи труда в западных странах представляют собой учреждения, аккумулирующие информацию о динамике трудовых ресурсов и наличии рабочих мест, и бесплатно оказывают гражданам услуги, связанные с обеспечением их занятости.

Важные функции на рынке труда выполняют профсоюзные организации, основной задачей которых является заключение выгодных для работников контрактов на продажу рабочей силы и контроль за их исполнением,

Ряд звеньев инфраструктуры рынка предназначен для обслуживания рыночного хозяйства в целом.

IV. Инфраструктура рыночного хозяйства - это юридические службы, аудиторские и консалтинговые компании, специальные рекламные агентства. К общей инфраструктуре также относят таможенные и транспортно-складские системы, центры деловой коммуникации, системы высшего и среднего экономического образования.

2.3 Рыночный механизм.

Рыночный механизм — это механизм формирования цен и распределения ресурсов, т.е. взаимодействия субъектов рын­ка по поводу установления цен, объема производства и реа­лизации товаров и услуг.

Основными элементами рыночно­го механизма являются спрос, предложение, цена и конку­ренция.

Спрос — форма проявления потребностей населения, обеспеченная денежным эквивалентом. Отметим, что спрос выражает не всю гамму потребностей населения, а лишь ту ее часть, которая обеспечена покупательной способностью, т.е. денежным эквивалентом.

Предложение — товары и услуги, которые представлены на рынке или могут быть доставлены на него. Предложение формирует спрос через ассортимент произведенных товаров и их цены.

Цена — денежное выражение стоимости товара. Вели­чина цены зависит от стоимости самого товара, стоимости денежного материала (золота), а также от соотношения спро­са и предложения. Цены устанавливаются под воздействи­ем ряда экономических законов ( закона стоимости, в соответствии с которым в основе цены лежат об­щественно необходимые затраты труда, закона спроса и предложения. Механизм его воздействия на цену проявляется при несоответствии спроса и предложения товаров в сфере обмена. Если предложение намного превышает спрос, цена на рынке снижается и стано­вится ниже стоимости. Противоположная ситуация склады­вается, когда спрос превышает предложение. В этом случае рыночные цены повышаются, что стимулирует предложе­ние товаров. В отрасли, спрос на продукцию которых превы­шает предложение, а цены, соответственно, превышают стои­мость, осуществляется перелив капиталов, и со временем предложение продукции этих отраслей увеличивается. В ре­зультате цены приближаются к уровню, при котором наступает равновесие между спросом и предложением.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой как основ­ным инструментом рынка. Количество товаров, приобрета­емых потребителями, всегда зависит от цен. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и наоборот. Цена также стимулирует производство товаров, а следовательно, их пред­ложение. Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена ока­жется низкой, то продавцы предложат меньше товаров, ес­ли цена будет высокой, они предложат больше товара.

Цена на различных рынках приобретает самые различ­ные модифицированные формы. Так, на товарных рынках действует цена товара, на рынке труда она приобретает фор­му заработной платы, на рынке капиталов — процента, на рынке природных ресурсов — ренты.

Конкуренция — соперничество между производителями, поставщиками товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта. Она выступает в качестве нормы взаимодействия рыночных субъектов и механизмa регулирования пропорций, способствует максимизации прибыли и на этой основе — расширению масштабов производства.

Все элементы рыночного механизма существуют не изо­лированно, а взаимодействуют между собой и их взаимо­действие представляет собой рыночный механизм.

2.4.Формы собственности.

Собственность обусловливает экономический способ соединения работника со средствами производства, цель функционирования и развития экономической системы, социальную структуру общества, характер стимулов трудовой деятельности, способ распределения результатов труда. Отношения собственности формируют все остальные виды экономических отношений, являются системообразующими.

Для правильного понимания экономической сущности собственности следует различать экономическое содержание, субъекты и объекты собственности.

Экономическое содержание - Собственность всегда есть отношение «собственника» к «несобственнику». Причина ее возникновения — разделение и кооперация труда, побуждающие людей обмениваться результатами своей деятельности и вступать в отношения присвоения и отчуждения. Если присвоение означает возможность владения, распоряжения и пользования объектом собственности по своему усмотрению, то отчуждение — это лишение такой возможности. Таким образом, содержание категории «собственность» можно представить как исторически определенные отношения по поводу присвоения и отчуждения средств, результатов производства и рабочей силы.

К субъектам относят тех юридических и физических лиц, между которыми возникают отношения собственности. Их всех можно объединить в три большие группы: частные лица, коллективы и общество (государство). Частные лица — это отдельные люди, которым принадлежат предметы потребления, средства производства, другое имущество. Коллектив — это объединение людей, которые совместно владеют, распоряжаются и пользуются данным имуществом. Общество (государство) является самым крупным субъектом собственности. Оно управляет и распоряжается имуществом, принадлежащим всем гражданам данной страны.

Объекты — это то, по поводу чего складываются отношения собственности. К ним относятся средства производства, предметы потребления, природные ресурсы, рабочая сила. В соответствии с Законом о собственности в Республике Беларусь объектами собственности являются земля, ее недра, воды, воздушное пространство, здания, сооружения, оборудование, растительный и животный мир, результаты интеллектуального труда, информация, деньги, ценные бумаги и др.

Существуют два типа собственности: частная и общественная.

I Частная собственность выражает отношения присвоения средств и результатов производства частными лицами. Различают два вида частной собственности: трудовую и нетрудовую. В рамках каждого из них существуют многообразные формы:

а) трудовая — от предпринимательской трудовой деятельности, от ведения собственного хозяйства и других форм, в основе которых лежит труд данного лица;

б) нетрудовая — от получения имущества по наследству, дивидендов от владения акциями, облигациями и другими ценными бумагами, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, и других источников, не связанных с трудовой деятельностью.

II. Общественная собственность означает совместное присвоение средств и результатов производства. Она включает два вида: коллективную и государственную собственность.

a) Коллективная собственность — это вид собственности, когда права собственника осуществляет коллектив людей, совместно владеющий имуществом. Формами коллективной собственности являются кооперативная, народная (коллективная), акционерная, арендная и др.

Кооперативная собственность — общее достояние всех членов кооператива, объединивших свои средства и труд для осуществления совместной производственной или иной деятельности.

Народная (коллективная) собственность образуется в результате перехода всего имущества государственного предприятия в руки коллектива, выкупа арендованного имущества.

Акционерная собственность — образуется в результате продажи акций и облигаций, а также хозяйственной деятельности.

Арендная собственность возникает в результате аренды трудовым коллективом имущества государственного предприятия.(собственником имущества остается государство, трудовой коллектив получает временные права собственника, за что и вносит арендную плату). Он является собственником произведенной продукции, полученных от ее продажи доходов, приобретенного имущества.

Б) Государственная собственность охватывает объекты, являющиеся достоянием всех граждан страны. Управление и распоряжение объектами собственности от имени народа осуществляют органы государственной власти. Особенность данного вида собственности — неделимость ее объектов между субъектами — налогоплательщиками. В разных странах государственная собственность занимает различный удельный вес. В странах с огосударствленной экономикой (таких, как бывший СССР) она составляет до 90 % и более. В государствах с рыночной экономикой ее доля значительно меньше.

В Республике Беларусь существуют все рассмотренные типы и формы собственности. К нашим особенностям можно отнести наличие двух форм государственной собственности: республиканской и коммунальной. Субъектом республиканской собственности является все население страны. К республиканской собственности относятся земля, ее недра, банки, средства государственного бюджета, предприятия и народнохозяйственные комплексы, учебные заведения, другое имущество.

Коммунальная (муниципальная) собственность выражает отношения по поводу имущества ассоциации граждан, проживающих в областях, районах и других административно-территориальных образованиях. К ней относятся средства местных бюджетов, жилищный фонд, предприятия торговли, бытового обслуживания, транспорт, промышленные и строительные предприятия, учреждения народного образования, культуры и другое имущество.

Кроме того, в соответствии с Законом о собственности, в Республике Беларусь может существовать собственность других государств (иностранная), их юридических и физических лиц, а также собственность международных организаций. Допускается объединение объектов имущества, относящихся к разным формам собственности, и образование на этой основе смешанных форм, в том числе совместной собственности, принадлежащей разным странам.

В последнее время все большее значение приобретает интеллектуальная собственность, представляющая собой экономические отношения, связанные с созданием и присвоением информации, изобретений, научных открытий, литературных и художественных произведений, других объектов интеллектуальной деятельности. Особенности прав в области интеллектуальной собственности изложены в Законе Республики Беларусь «Об интеллектуальной собственности».

2.4 Спрос и факторы на него влияющие.

Рыночный спрос — это платежеспособная потребность, представленная на рынке. Другими словами, рыночный спрос — это сумма денег, которую покупатели готовы потратить на приобретение необходимых товаров и услуг. Он характеризует желание, а главное, способность покупателя приобрести товар.

Если цены на товары растут, то спрос на них уменьшается, а если производство предлагает к про­даже больше товаров, чем потреб­ность в них, то они могут быть прода­ны (реализованы) по более низким цепам. При повышении цены товара и неизменных прочих условиях С. на него будет сокращаться. Уменьшать­ся будет и количество продаж этого товара. Расширение его рынка, т.е. увеличение его количества в прода­же, вызовет необходимость снижения цены, поскольку в ином случае он не будет реализован.

На спрос влияют сле­дующие факторы:

- Общая численность покупателей; Увеличение количества покупателей на рынке обусловливает повышение спроса. Уменьшение числа потребителей приводит к сокращению спроса;

- уровень доходов в обществе; Различают нормальные товары (спрос на которые растет при повышении доходов) и товары низшей категории или неполноценные товары (спрос на которые изменяется в обратном направлении по отношению к изменению доходов);

- размеры рынка данного то­вара, его количество в продаже, наличие информации о товаре;

- цены на сопряженные товары: взаимозаменяемые, или товары-субституты (способные за­мещать одни другими, обычно сход­ными по свойствам, назначению – при росте цен на один из них, спрос на другой растет) и взаимодополняемые или товары-комплементы (рост цен на один товар умень­шает спрос на другой); чай-кофе, фотаппарат;

- субъективные вкусы покупателей, их психология при совершении покупок рост спроса является следствием благоприятного изменения вкусов или предпочтений, вызванное рекламой, изменениями моды и т.д.;

- потребительские ожидания (если ожидается рост цен на товар, его начинают запасать, а снижение цен – ведет к сокращению текущего спроса. Также ожидания роста доходов стимулирует не ограничивать расходы, снижение доходов – сберегать деньги, сокращать спрос).

- степень удовлетворения потребностей населения в данном товаре. Чем выше этот показатель, тем ниже спрос и др.

Зависимость объема спроса от факторов, его определяющих, называется функцией спроса.

Qd = f (числ, доходы, количество в продаже, цены на сопр., вкусы, ожид)

2.5 Показатели рыночного спроса: объем и цена спроса.

Важнейшими показателями спроса являются его объем и цена.

Объем спроса — это то количество товара, которое потребители согласны приобрести. Цена спроса — максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара.

Рыночный спрос не следует отождествлять с индивидуальный спросом отдельного потребителя. Объем и структура индивидуального спроса зависит от индивидуальных различий и специфических желаний конкретного человека. Покупатели на рынке различаются по уровню доходов, предпочтениям и вкусам. Здесь отражаются национальные, половозрастные особенности, уровень образования и т.д.

Рыночный спрос представляет собой спрос, предъявляемый на товар всеми потребителями.

Чем выше цена, тем меньшее количество товара потребители хотят приобрести, и наоборот.

Взаимодействие объема спроса и цены спроса выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в форме таблицы, где указано количество продукта, на которое будет предъявлен спрос при разных ценах.

Цена за 1 ед. Величина спроса в неделю
   
   
   
   
   

Шкала спроса сама по себе не дает ответа на вопрос, какая из 5 возможных цен реально действует на рынке. Это зависит не только от спроса, но и от предложения.

2.6 Закон спроса. Кривая спроса.

Закон спроса — рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях.

Отклонения от закона спроса

• величина спроса на товары первой необходимости при повышении цен также продолжает расти (парадокс Гиффена);

• при снижении цен на предметы роскоши спрос не растет, а снижается, так как уменьшается социальный статус и престиж их владельцев ("эффект сноба", или "эффект Веблена");

• при аномальной реакции спроса в кратковременный период за ростом цен наблюдается и рост спро­са, потому что срабатывает механизм потребительских ожиданий).

Кривая спроса — представленная в графической форме зави­симость между величиной спроса на товар и его рыночной ценой при неизменных ценовых факторах.

P

НАРИСУЙТЕ ГРАФИК

Графически взаимосвязь между спросом и ценой выглядит так:

На оси ординат откладывают цены Р, на оси ординат — объем покупок Q. Кривая D отражает обратную зависимость между спросом и ценой и поэтому имеет вид нисходящей кривой с отрицательным наклоном.

Q

Закон спроса выражает и другой важный процесс: постепенное убывание спроса. Снижение количества проданного товара или услуги происходит не только в результате роста их цены, но и вследствие насыщения потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю сравнительно меньшую пользу, выгоду, удовлетворение.

2.7 Предложение. Закон предложения. Кривая предложения.

Предложение можно определить как количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за какой-то период времени или как целенаправленное действие продавца, убеждающее покупателя приобрести товар.

Основными показателями предложения выступают объем предложения и цена предложения.

Объем предложения — это то количество товаров, которое готовы реализовать продавцы. Цена предложения — минимальная цена, по которой продавцы согласны реализовать определенное количество товаров.

Цена — основной определяющий фактор предложения. Его воздействие на предложение, в отличие от спроса, является прямым, а не обратным. Цены товаров и объем продаж товаров и услуг изменяются в одном направлении: если цена повышается, то на рынок будет поступать больше товаров или услуг. И наоборот, если цены на данный товар или услугу снижаются, их производство и предложение на рынке будут сокращаться.

Закон предложения формулируется следующим образом: количество предлагаемых товаров или услуг находится в прямой зависимости от цены единицы товара или услуги. Предложение возрастает с увеличением цены и падает при снижении цены.

Кривая предложения представляет собой иллюстрацию закона предложения, т. е. движение производства в строгом соответствии с экономической целесообразностью, подтверждающейся или опровергающейся рыночной ценой.

Необходимо различать индивидуальное и рыночное предложение. Индивидуальное — это предложение товара на рынке отдельным продавцом. Соответственно рыночное — предложение товара всеми продавцами на рынке.

2.8 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения. Анализ спроса и предложения на отдельных рынках рассматривает микроэкономика, спрос и предложение во всей рыночной экономике, на всем национальном рывке исследует макроэкономика.

На рынке интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов.

Экономический интерес покупателя состоит в том, чтобы купить качественный товар, но по более дешевой цене и удовлетворить свою потребность. Ему противостоит производитель-продавец, который заинтересован в продаже товаров с максимальной прибылью. Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, предназначенного для приобретения товаров. Стремясь купить товар подешевле, потребители понимают, что продавец хочет продать его подороже. Поэтому потребители предлагают за товары цены, равные так называемым ценам спроса. Под ценой спроса понимается та предельная максимальная цена, за которую покупатели еще согласны взять товар. Выше этой цены рыночная цена подняться не может — у потребителей больше нет денег на покупку.

У производителей-продавцов другие интересы. Они заинтересованы в продаже товара подороже и поэтому предлагают цены предложения — такие предельные минимальные цены, по которым производители-продавцы еще готовы продавать свои товары. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что тогда производство и сбыт становятся нерентабельными. Это несовместимо с экономическим интересом производителя-продавца. Чем ниже цена предложения, тем меньшее количестве товаров поступит в продажу. У многих производителей издержки производства и сбыта окажутся выше этой цены, к поэтому они понесут убытки.

Когда интересы производителей и потребителей совпадают, возникает равновесие рынка. Его можно определить как ситуацию, когда предложение и спрос совпадают при приемлемой для потребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство их возможностей и желаний.

Рыночным равновесием считают такую точку, вокруг которой предложение и спрос совершают движение без видимых изменений рыночной конъюнктуры.

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия.

Только в точке Е цена устраивает одновременно и покупателя и продавца. Действительно, производителям невыгодно дальнейшее повышение цены и увеличение предложения, так как товар или услуга не найдут спроса. Кто нарушит это правило — обанкротится. Потребитель также должен рассчитывать на снижение цен, но это противоречит интересам производителей.

Если рыночная цена ниже равновесной (P1, то возникает дефицит, при котором величина спроса превышает величину предложения. Когда же рыночная цена выше цены равновесия 2), образуется избыток товаров, при которомобъем предложения превышает объем спроса.

Таким образом, равновесная цена — это цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос. Иначе говоря, равновесная цена — это цена, при которой величина спроса со стороны покупателей совпадает с величиной предложения со стороны продавцов.

Если цена поднимется выше точки равновесия, она будет стимулировать наращивание производства, образуется избыток товара. Между производителями данного вида товара начнется конкуренция, в результате которой цена на него начнет снижаться, приближаясь к точке равновесия. Если же цена установится ниже равновесной, она обострит конкуренцию между покупателями. Это приведет к повышению цены, расширению производства и возвращению цены к ее равновесному значению. Так происходит колебание спроса и предложения вокруг цены равновесия и благодаря конкуренции устанавливается рыночное равновесие.

Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие. Стабильное имеет место тогда, когда нарушенное равновесное состояние восстанавливается вновь; нестабильное — когда нарушенное равновесие рынка остается таковым на протяжении длительного периода времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: