Организационно-функциональная структура кадровых служб

Запоминаем Профессионально — квалификационное разделение труда — распределение обязанностей между работниками с учетом осуществляемой деятельности и требуемой для выполнения работы квалификации и установление взаимосвязей работников в их трудовой деятельности. Функциональное разделение труда — разграничение задач, функций и форм работы для выполнения их соответствующими подразделениями. Технологическое разделение труда — закрепление отдельных операций или их комплекса за конкретным исполнителем. Кадровая операция — стабильная по содержанию часть процесса выполнения определенной функции, осуществляемая одним специалистом, не имеющая самостоятельной цели, но необходимая для достижения результата. Кадровая процедура —определенная последовательность выполнения комплекса операций по обработке кадровой документации, заканчивающаяся конкретными по форме и содержанию результатами. Записываем

Изучаем

1. В крупных компаниях структура службы персонала включает отдел, который находится в головной компании и отвечает за политику компании в отношении человеческих ресурсов. В его непосредственном подчинении находятся как менеджеры, прорабатывающие отдельные направления, так и директора по персоналу, работающие в компаниях, входящих в группу.

В свою очередь в подчинении директора по персоналу дочерней компании находится штат сотрудников: менеджер по расчету заработных плат и компенсационных схем, менеджер по подбору персонала, менеджер по обучению персонала, менеджер по кадровому делопроизводству и др.

В небольших компаниях менеджер по персоналу самостоятельно или при помощи 1–2 помощников осуществляет весь комплекс должностных обязанностей.

2. Типичная структура кадровой службы состоит из трех функциональных блоков:

– учета и реализации трудовых отношений, в компетенцию которого входит кадровое делопроизводство, юридическое сопровождение трудовых отношений, урегулирование трудовых споров, осуществление взаимосвязи с профсоюзами; а также вопросы заработной платы, обеспечения техники безопасности;

– социального обслуживания работников (социального развития, социальных программ), в компетенцию которого входят такие функции, как адаптация персонала, организация медицинского обслуживания, страхование работников, улучшение условий труда, информационное обеспечение (теле-радио-СМИ, печатные издания и т.д.);

– развития персонала с задачами формирования кадрового резерва и планирования карьеры, организации оценки и аттестации работников, системы переподготовки и повышения квалификации, разработки комплексной системы мотивации и стимулирования.

3. Служба управления персоналом организации может включать следующие структурные подразделения:

– отдел подбора и развития персонала;

– отдел социальных программ (социального развития);

– отдел изучения кадровых проблем (включая социологическую лабораторию);

– отдел кадрового делопроизводства.

Отдел подбора и развития персонала решает задачи

· подбора и адаптации сотрудников;

· осуществляет планирование внутриорганизационных перемещений;

· организует оценку персонала с точки зрения эффективного использования и развития потенциальных возможностей сотрудников;

· отбор кандидатов в резерв на замещение руководящих должностей; планирование карьеры и разработку программ подготовки резерва.

Отдел социальных программ осуществляет разработку, реализацию и координацию мероприятий по следующим направлениям:

· совершенствование организации и условий труда;

· рациональное использование и регулирование рабочего времени;

· совершенствование оплаты труда,

· моральное и материальное стимулирование работников;

· предоставление социальных льгот работникам.

Отдел изучения кадровых проблем выполняет следующие функции:

· анализ динамики кадровой ситуации (изменения социальных и кадровых параметров коллектива);

· создание и апробация методов и технологий кадровых процедур;

· планирование дополнительной потребности в кадрах специалистов и руководителей;

· разработка мер по удовлетворению потребности в кадрах (наем, перемещение, подготовка, переподготовка, высвобождение и т.д.);

· создание и сопровождение базы данных по персоналу;

· выработка предложений по координации различных направлений кадровой работы,

Социологическая лаборатория в составе отделапроводит

· мониторинг социально-психологических процессов в коллективе,

· изучает удовлетворенность социальных потребностей сотрудников и др.

· разрабатывает мероприятия по итогам исследований.

Отдел кадрового делопроизводства осуществляет учет кадров, в том числе воинский, кадровое делопроизводство по всем категориям работников.

4. Кадровую службу традиционно возглавляет начальник, который может являться заместителем руководителя организации по персоналу (кадрам). В подчинении начальника могут находиться работники, занимающие следующие должности:

менеджер по персоналу,

инженер по подготовке кадров,

специалист по кадрам,

инспектор по кадрам.

В структуре кадровой службы могут быть также документовед и делопроизводитель.

5. Численность кадровой службы, необходимую для нормального функционирования организации, рассчитывают исходя из затрат рабочего времени на комплектование и учет кадров и другие функции кадровой службы. Основным документом, используемым для обоснования необходимой численности работников, до настоящего времени остаются Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров, утвержденные постановлением Минтруда СССР от 14 ноября 1991 года № 78.

Делаем выводы

1. Служба персонала представляет собой структурное подразделение с комплексом взаимосвязанных задач и функций, основанных на кадровой политике и стратегии организации.

2. Структура службы управления персоналом определяется динамикой развития организации, особенностями его системы управления, содержанием кадровой работы.

3. Организационно-функциональная структура управления персоналом может и должна перестраиваться в соответствии с развитием организации.

4. Реализация кадровых процессов и связанных с ними функций обеспечивается согласованной работой всех подразделений службы управления персоналом, а также координацией деятельности руководителей всех уровней управления организацией.

5. Кадровые службы могут выполнять различные роли в системе управления персоналом организации.

Выполняем

Задание 1. Придумайте организацию какой-либо сферы деятельности с численностью более 1000 работников и создайте схему организационно-функциональной структуры службы управления персоналом.

Задание 2. Ознакомьтесь с характеристиками так называемого примитивного кадрового менеджмента. По выделенным показателям опишите основные черты профессионального кадрового менеджмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: