Новые функции служб персонала

Проведение в жизнь современной кадровой политики, сложность и многообразие задач управления персоналом наполняют работу кадровых служб новым содержанием.

К новым функциям в системе управления персонала относятся:

Контроллинг персонала — изучение влияния, которое оказывает кадровый потенциал организации на результаты работы; анализ социальной и экономической эффективности применения тех или иных методов управления; координация планирования персонала с планированием других сфер деятельности.

Кадровый маркетинг — совокупность мероприятий по изучению внутреннего и внешнего рынка труда и его сегментированию (выделение различных категорий персонала), поиску и привлечению необходимых специалистов, анализу ожиданий сотрудников в области служебных перемещений и возможности повысить или изменить свою квалификацию.

Рекрутинг кадров и лизинг персонала — взаимодействие с посредническими организациями по подбору и привлечению работников без установления с ними отношений прямого найма.

Кадровый аудит — оценка соответствия кадрового состава и деятельности по управлению персоналом целям и стратегии организации

Мониторинг персонала — изучение состояния и динамики кадров, текучести персонала, влияния стимулирования на удовлетворенность работой и др.

Функция внедрения автоматизированных систем — перевод деятельности кадровых служб на современные информационные технологии.

Делаем выводы

1. Служба управления персоналом выполняет функцию координирующего центра, взаимодействует с другими структурными подразделениями и в равной степени несет ответственность за решение задачи повышение эффективности использования трудового потенциала работников; решает эту задачу путем создания общих условий (систем, процедур, программ), способствующих более полному использованию деловых качеств сотрудников.

2. Набор задач и функций, стоящих перед службой персонала, взаимосвязан с ее ролью, положением в структуре организации.

3. Название службы управления персоналом отражает не только полноту функций, но и степень активности и ответственности за реализацию поставленных перед ней целей.

4. Роли и статус службы персонала зависят от отношения высшего руководства к задачам кадровой работы.

5. Условия, необходимые для создания и организации целенаправленной деятельности службы управления персоналом:

– оформление кадровой политики и стратегии в качестве основополагающих документов, включение их в общую стратегию развития;

– проведение диагностики оргструктуры, эффективности функционального взаимодействия между структурными подразделениями;

– определение и обеспечение полномочий, зоны ответственности службы управления персоналом; повышение статуса руководителя и работников службы;

– разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность в сфере управления персоналом;

– обеспечение необходимого уровня компетентности и профессиональной подготовки менеджеров по персоналу, подбор и обучение сотрудников современным технологиям работы с кадрами; информатизация основных производственных процессов;

– создание условий для эффективной работы подразделения, в том числе комфортной рабочей среды, выполняющей одновременно представительские функции; материально-техническое оснащение деятельности службы;

– выделение финансовых ресурсов на реализацию всех функций.

  Стратегия Невмешательство Вмешательство Тактика
Выполняем

Задание 1. Один из подходов к определению ролей службы персонала предлагает учет двух полярных факторов: вмешательство/невмешательство (в процессы управления) и стратегия/тактика (уровень управления).

В соответствии с этим выделяются роли

– «слуга»

– «регулировщик»

– «консультант»

– «реформатор»

Обозначьте эти роли на схеме.

Задание 2.

Подумайте, как можно изменить ролевую позицию службы персонала.
Нарисуйте на схеме в зад. 2 путь перевода службы из одной роли в более высокую.

Функции, направленные на решение стратегических задач Функции, направленные на решение задач обеспечения управления персоналом
   
   
   
   
   

Задание 3. Проанализируйте функции служб управления персоналом и выявите их взаимосвязь со стратегическими целями и обеспечивающими задачами управления персоналом организации

Функции Распространенность(%) Ранг
Учет, регистрация движения кадров    
Подбор персонала    
Управление дисциплиной    
Разбор жалоб, участие в разрешении конфликтов    
Обучение персонала    
Оценка (аттестация) рабочих мест    
Оценка (аттестация) специалистов    
Планирование структуры и численности персонала    
Информирование работников о положении дел на предприятии    
Оценка (аттестация) менеджеров    
Учет мнений работников при принятии решений (опросы и пр.)    
Разработка элементов корпоративной культуры    
Участие в определении размеров оплаты и условий труда    
Изучение местного рынка труда    
Разработка рекомендаций относительно заработной платы    
Оценка деловых и личных качеств руководителей подразделении    
Оценка социально-психологического климата    

Задание 4. Изучите результаты исследования, проведенного насовременных российских предприятиях на основе опроса руководителей. Задача исследования заключалась в том, чтобы определить, какие именно функции выполняют службы управление персоналом.

Определите ранги функций.

Задание 5. Прочтите мифы про службу персонала в рубрике «Улыбнитесь!»

Какие аргументы Вы приведете, чтобы их разрушить?

Улыбнитесь!

Сущность менеджмента

Менеджмент — деятельность по организации деятельности (научное понимание).

Хорошо работает тот, кто работает чужими руками (народная мудрость).

В этом сказался весь Гаррис, — он так охотно берет на себя всю тяжесть работы и перекладывает ее на плечи других. Джером К. Джером. Трое в лодке… (метафорическое понимание)

Мифы про службу управления персоналом

Миф № 1.

На­звание службы «управление персоналом», указывает на то, что персоналом управляет именно это служба (а кадрами — отдел кадров). Но действительно ли служба персонала управляет персона­лом?

Управление персоналом — это планирование, организация, мотивация и конт­роль деятельности людей для достижения целей организации. Кто в организации занимается этим каждодневно? Менеджеры всех уровней — от мастера и бри­гадира до генерального директо­ра, а вовсе не сотрудники служ­бы персонала. Но тогда возникает вполне очевидный вопрос: чем же зани­мается служба управления персоналом?

Миф № 2.

Управление персоналом не требу­ет высокой квалификации, с ним раньше справлялся и теперь может справиться любой руководитель. Почему так думают? Может быть, потому что квалификация и поведение ра­ботников этих служб формируют такое к ним отношение?

Миф № 3.

Набрав квалифицированных менеджеров по персоналу и «рассортировав» их по отделам, можно получить новое качество службы управления персоналом.

Но возможно ли создать хорошо работающую структуру службы, не изменив стиля взаимодействия работников всей организации, ведь то, как люди принимают реше­ния, как следуют правилам и нормам влияет на поведение людей больше, чем даже правильно установленные формальные связи?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: