Рыночная модель фирмы. Основные параметры модели. Производственные и рыночные связи фирмы, формы их развития. Влияние рыночных факторов на деятельность фирмы

Моделирование (в широком смысле) является основным методом исследования во всех областях знаний и научно обоснованным методом оценки характеристик сложных систем, используемым для разработки и реализации управленческих решений.

Цель разработки модели функционирования фирмы: формализация способов описания состояния объекта управления (предприятия) и разработка алгоритма синтеза управленческих решений на основе информации, полученной от учетно-аналитической системы. В зависимости от задач, стоящих перед разработчиком модели, структура и содержание модели функционирования фирмы могут варьироваться в очень широких пределах: от агрегированного представления ключевых бизнес-процессов до математического описания взаимосвязи параметров ее ресурсных потоков.

Общая модель построения и функционирования фирмы (предпринимательских структур) рыночного типа включает характеристику внутренней и внешней среды фирмы, хозяйственный климат и его основные параметры.

В модели должны быть представлены основные функции фирмы: маркетинг, производство и научно-техническое развитие, материально-техническое обеспечение, ведение финансов и учета, управление кадрами, логистика фирмы.

Экономику фирмы характеризует соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе. Поэтому в модели необходимо отразить состав и классификацию ресурсного потенциала фирмы: технические ресурсы (производственные фонды), технологические, трудовые, финансовые и информационные ресурсы и результаты деятельности фирмы.

Рыночная экономика имеет ряд признаков, которые определяют ее как экономическую систему, где хозяйственные решения принимаются в основном децентрализованным путем, при полной экономической самостоятельности и свободе выбора направлений предпринимательской деятельности. Характерным является наличие многообразных форм собственности и рыночной инфраструктуры, включающей следующие элементы: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства и фондовый рынок.

Социально-экономическая роль фирмы в условиях рынка существенно меняется. Это изменение идет по целому ряду направлений.

Основное требование, которое выдвигает рынок фирме, – работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции или услуг, но чтобы выпуск обеспечивал получение прибыли, т.е. всегда должно быть превышение доходов над расходами, расходуемыми ресурсами, и чем выше это превышение, тем прибыльнее работает фирма.

На смену требованию выпуска как можно большего количества продукции, поскольку плановая экономика перманентно находилась в условиях дефицита по тому или иному ассортименту продукции, приходит требование – не только произвести продукцию, но и сбыть ее, реализовать, и дальнейшее наращивание объемов целесообразно только в условиях гарантированного сбыта последней.

На смену существовавшим ограничениям предприятию со стороны вышестоящих органов приходит самостоятельность предприятий по многим вопросам его деятельности, но как плата за эту самостоятельность – возможность несостоятельности и банкротства фирмы, т.е. фирма может быть выведена за рамки экономической сферы, поскольку она не смогло работать в условиях рынка и вынуждено покинуть его.

Изменение условий хозяйствования имеет для хозяйствующих субъектов ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, происходит эффективное распределение ресурсов. Во- вторых, появляется возможность успешного функционирования при наличии ограниченной информации. В-третьих, фирма может проявить гибкость, адаптивность к резко изменяющимся условиям в экономике. В-четвертых, имеются большие возможности в организации деятельности и выборе вида деятельности.

Рыночные отношения имеют и отрицательные последствия, сказывающиеся на сохранении невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды, осуществлении работ по созданию товаров и услуг коллективного пользования, гарантиях права на труд, развитии науки.

Поведение фирмы в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, и это изменение касается многих вопросов деятельности предприятия.

Общая модель построения и функционирования предпринимательских структур рыночного типа (предприятий, фирм) представлена на рисунке 3.1.

Любая фирма независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является открытой экономической системой, основной задачей которого является преобразование ресурсов.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА
 
Инфраструктура рыночной среды
Государство и социальная сфера
Природная среда
  Ресурсы
Экономика предприя-тия
Результат предпринимательской деятельности
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА
Структура фирмы
Функции фирмы
Процессы

Рис. 3.1. Модель функционирования фирмы в рыночной среде

Для осуществления производственного процесса и получения желаемого конечного результата каждой фирме необходимы материальные, трудовые, финансовые, информационные и энергетические ресурсы. Структура ресурсов на входе изначально предопределена и формируется под влиянием того, что фирма планирует получить на выходе. Фирма в зависимости от характера производимой продукции, масштаба производства, имеющихся у нее возможностей инвестирования выбирает технологию производства. Выбранная технология является революционным элементом любого производственного процесса. Именно она определяет состав и требуемое количество ресурсов на входе в производственную систему. Изменение технологии может привести к изменению профессионального и квалификационного состава требуемых для производства кадров, технологического оборудования, транспортных средств, инструмента, а иногда и к изменению используемых видов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих и. т.п.

Различия между ресурсами на выходе и входе в производственно-хозяйственную систему есть итог ее деятельности, результат всех процессов, которые постоянно совершаются на предприятии. Результатом экономической деятельности фирмы является: выпуск продукции, отходы, финансовый результат (прибыль или убыток), налоги, финансовое состояние фирмы.

И от того, насколько успешно проистекают процессы внутри производственной системы, будут зависеть и величина выручки от реализации готовой продукции, и величина израсходованных ресурсов, а, следовательно, станет ясным вопрос, насколько приблизится фирма к достижению поставленной цели – производству продукции и получению прибыли.

Условия преобразования ресурсов создаются за счет элементов внутренней среды.Как отмечалось ранее, каждая фирма есть сложная производственно-хозяйственная система, состоящая из множества функционирующих элементов.

Элементы внутренней среды можно дифференцировать по трем независимым направлениям, каждое из которых будет представлять подсистему предприятия.

Первое направление – подразделения фирмы. Их состав, соотношения между ними, формы построения и взаимосвязи формируют так называемую производственную структуру. В эту структуру и поступают приобретенные предприятием ресурсы (вход в систему), где они перерабатываются и в конечном счете приобретают форму готового к реализации продукта. В этом заключается основная функция подразделения фирмы.

Второе направление –это происходящие на фирме процессы: научные исследования, проектирование, изготовление, контроль и профилактика качества, ремонт, обслуживание, хранение и т.п. На каждой фирме могут присутствовать либо все из указанных процессов, либо некоторая их часть. Все зависит от характера фирмы, ее размеров, кооперации производства, масштабов и т.п.

Третье направление – функции управления фирмой: учет, анализ, планирование и т.д.

Все три подсистемы фирмы (блок подразделений, блок процессов и блок функций управления) тесно взаимосвязаны и, совместно функционируя, обеспечивают производственно-технологический процесс изготовления продукции с тем или иным результатом (с определенной прибылью).

Но для того, чтобы этот процесс запустить, нужно организовать и постоянно поддерживать производство. Эту комплексную и важную функцию выполняет организация производства, которая как бы обеспечивает соединение трех указанных подсистем предприятия в единый функциональный организм.

Внешняя среда по отношению к предприятию выступает в двух формах: в форме природной окружающей среды и в общественной форме.

Природная среда.Она оказывает прямое воздействие на фирму через климат, минеральные полезные ископаемые, качественное состояние лесов, морей, озер, рек, земли, атмосферного воздуха. Но и фирма оказывает сильнейшее давление на природную среду, если отходы его производства не нейтрализуются, попадают в природу и загрязняют ее.

Общественная среда.Взаимное влияние фирм и общества весьма многолико и проявляется по многим направлениям, таким как:

– отношения с государством;

– отношения с муниципальными органами и службами;

– отношения с населением данного региона, с его инфраструктурой и социальной средой;

– связь с действующим законодательством и правовой средой;

– взаимосвязь с рынком, с многочисленными субъектами рыночных отношений.

Государство и муниципальные органырегулируют деятельность фирм путем законодательных и подзаконных актов, а также создания для отдельных фирм различных организационно-экономических льгот (например, государственный и муниципальный заказ, льготное налогообложение, централизованное финансирование работ, дотации на производство и выпуск отдельных товаров и т.п.).

Особое значение приобретает деятельность фирмы на рынке, где оно вступает в договорные рыночные отношения с поставщиками и потенциальными потребителями своей продукции.

Инфраструктура рыночной среды представлена рынком товаров и услуг, рынком факторов производства и финансовым рынком.

На рынке выясняется какие фирмы, в каком количестве, какого качества и по какой цене будут поставлять производителю все необходимые ему производственные ресурсы; какие фирмы и потребители будут покупать выпускаемую им продукцию, в каком количестве и сколько платить за каждую ее единицу. При этом надо иметь в виду, что все рыночные отношения между субъектами рынка (предприятиями, их посредниками, банками, страховыми компаниями и т.п.) будут происходить в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для экономического развития фирм и общества, является движущей силой их экономического и социального прогресса.

Параметры модели – это показатели, характеризующие моделируемую систему или процесс. Параметры экономико-математических моделей подразделяются на два вида:

– регулирующие поведение системы

– управляющие поведением системы

Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. В самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения. Спрос – это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение – это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.

Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.

Аналогичные процессы происходят и на других рынках, в частности на рынке рабочей силы, где спрос на специалистов определенной профессии предопределяет их зарплату (чем выше спрос и меньше предложение, тем выше цена рабочей силы).

Основными параметрами управляющими поведением фирмы являются объем производства, затраты, прибыль.

Цель функционирования и главный результат деятельности фирмы в рыночных условиях отражает прибыль.

Чем лучше и рациональнее она работает, тем больше при прочих равных условиях окажется прибыль, надежнее, устойчивее будет ее состояние, сбалансированнее и прочнее будет ее экономика. В общем виде формулу прибыли, созданной в единицу времени, можно представить следующим образом:

, (3.1)

где: П – прибыль предприятия;

В – выручка предприятия от реализации потребителям созданной товарной продукции;

З – затраты на производство и реализацию товарной продукции;

Выручка от реализации товарной продукции определяется по формуле:

(3.2)

где: Ni – количество произведенной и реализованной продукции в натуральном выражении;

Цi – цена реализации единицы i -ой продукции;

m – количество позиций реализуемой товарной продукции.

Как видно из формулы, чем больше будет реализовано продукции, чем дороже она станет продаваться и чем шире окажется номенклатурно-ассортиментное разнообразие выпускаемых изделий, тем большую выручку получит предприятие. Отсюда следует один из важнейших принципов рыночного хозяйства: важно не только произвести продукцию, но и довести ее как можно полнее до потребителя и полностью продать.

Затраты на производство продукции определяется по формуле:

(3.3)

где: Сi— себестоимость производства единицы i -ой продукции.

Как видно из формулы, чтобы снизить затраты на производство продукции, необходимо стремиться к сокращению ее себестоимости. Однако подобный вывод справедлив только тогда, когда качество выпускаемой продукции при этом не ухудшается, а как минимум остается на прежнем уровне. Если снижение себестоимости продукции сопровождается ухудшением ее качества, то это может привести к сокращению продаж продукции на рынке, к подрыву доверия потребителей к данной фирме и в конечном счете – к ее банкротству.

Рыночная модель фирмы позволяет проанализировать многообразные формы производственных и рыночных связей фирмы. Производственные связи являются специфической формой проявления производственных отношений.

Анализ, сложившихся в отечественной экономической науке основных подходов к исследованию сущности производственных связей позволяет выделить пять уровней.

На технологическом уровне производственные связи выражают движение общественного продукта по стадиям технологического процесса и характеризуют взаимозависимость между представителями конкретного труда. Производственные связи на технологическом уровне зависят от производственной структуры предприятия.

Организационно-экономический уровень предусматри-вает проявление различных форм и структур функционирования связей в общественном производстве. Если рассматривать фирму как участника рыночных отношений, то ее связи определяются рыночной средой и государством (рисунок 3.2).

Социально-экономический уровень характеризует отношения по поводу присвоения произведенного продукта по субъектам экономической деятельности.

Государство
Рынок товаров и услуг
Рынок факторов производства
Финансовый рынок
ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА)

Рис. 3.2. Влияние рыночных связей на деятельность фирмы

Организационно-хозяйственный уровень – это уровень взаимодействия с социальными институтами. Под социальным институтом понимается определенная организация общественной деятельности, которая регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения.

Во второй половине ХХ столетия нормальный рынок базируется на совокупности определенных институтов. В систему рыночных институтов входят:

– правовая система;

– органы государственного контроля и регулирования: учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю; налоговая система;

– органы финансово-кредитной политики государства;

– ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степень организованности и эффективности действия рыночных агентов;

– рыночная инфраструктура, в которую входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения.

Причем в каждом виде рынка имеется своя инфраструктура. Например, на рынке товаров и услуг имеются специализированные организации: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, многочисленные компании, занятые посреднической деятельностью, службы сервиса и иные.

Правовой уровень регламентирует отношения между хозяйственными партнерами. Правовая система в рыночной экономике выполняет две задачи:

– организует правовое регулирование рынка – устанавливает для субъектов рынка единые правила поведения;

– защищает субъектов рынка и наказывает виновных за нарушение правовых норм, а тем самым охраняет экономические интересы рыночных агентов. Правовое регулирование рынка обеспечивает всесторонне развитое законодательство. Его основу составляет Гражданский кодекс, выполняющий роль экономической конституции.

Рыночная среда постоянно меняется, поэтому она доставляет беспокойство для организаций. Комплекс явлений и процессов, формирующих рыночный механизм и одновременно влияющий на его функционирование составляет рыночные факторы. Рыночные факторы количественно отражаются целым рядом показателей экономического развития. Теорией маркетинга к основным рыночным факторам отнесены: спрос, предложение, рыночное пространство, время, уровень конкуренции. Рыночные факторы иначе еще называются элементами рынка.

В анализ рыночной среды входит исследование многочисленных факторов: изменяющие демографические условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, лёгкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли. Анализ рыночных факторов даёт возможность руководству уточнить его стратегии и укрепить позицию фирмы по отношению к конкурентам.

Состав и уровень воздействия рыночных факторов на деятельность фирмы обуϲловлены типом рынка и его характеристиками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: