Для управления производством используются маркетинговые программы по продуктам и по производству.
Разработка маркетинговых программ по продуктам - предусматривает рассмотрение всех производственно-хозяйственных и организационно-управленческих мероприятий, необходимых для более продолжительного поддержания конкурентоспособности продукта на рынке. Программа разрабатывается для каждого продукта отдельно.
Цель программы - определение оптимальных технико-экономических показателей продукции и оценка эффективности ее производства и сбыта.
Основные задачи программы маркетинга по продукту.
1. Определение объема выпуска продукции на текущий период и перспективу.
2. Выбор целевого рынка или конечного потребителя.
3. Оценка и сопоставление издержек производства, цены и прибыли по каждому продукту с целью определения выгоды.
На основании программ маркетинга обеспечивается выявление видов продукции, которые могут обеспечить предприятию наиболее высокий уровень прибыли, и ориентация производства на выпуск именно этой продукции.
Разработка программы маркетинга по продукту включает следующие работы:
♦ выбор целевых рынков или сегментов;
♦ определение рыночного ассортимента;
♦ определение финансовых затрат на создание и организацию производства нового продукта:
♦ определение издержек производства на единицу продукции;
♦ определение финансовых затрат на сбыт продукции;
♦ определение цены продукта, по которой он может быть продан на рынке;
♦ расчет ожидаемой прибыли от производства и продажи продукции;
♦ оценку эффективности (рентабельности) производства и сбыта продукции.
Разработка программы маркетинга по производству - представляет собой базовый документ, содержащий обоснование оптимального варианта показателей для планирования производственно-сбытовой деятельности производственного отделения и предприятия в целом. Разрабатывается по каждому производственному отделению и предприятию.
Цель программы - поиск оптимальных вариантов номенклатуры выпускаемой продукции и структуры производственной программы и сбыта, а также минимизацию издержек производства.
Основные задачи разработки маркетинговой программы по производству.
1. Определение и обоснование номенклатуры выпускаемой продукции в количественном и стоимостном выражении, а также структуры производства.
2. Определение объема необходимых инвестиций, их распределение, приобретение нового оборудования и технологии.
3. Определение рациональных источников финансирования инвестиций и текущей деятельности предприятия.
4. Определение политики предприятия в отношении обеспечения производства необходимыми материальными и трудовыми ресурсами.
5. Определение допустимых издержек производства и цен на продукцию.
6. Определение средств, форм и методов организации сбыта продукции.
7. Оптимизация прибыли и рентабельности производства на рассматриваемый период.
10. Цели, задачи и общая схема реализации функции планирования. Формы и виды планов промышленного предприятия.
Цели, задачи и общая схема реализации функции планирования на предприятии
Цели функции планирования:
1. Определение основных направлений и пропорций развития производства.
2. Повышение эффективности хозяйственной деятельности.
конкретизация целей развития предприятия и каждого его подразделения в отдельности на планируемый период;
определение, детализация и координация хозяйственных задач всех подразделений
определение сроков и последовательности реализации задач подразделений;
определение и выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
обеспечение координации научных исследований, разработки, производства и сбыта продукции;
интеграция и согласование процесса планирования с маркетинговой деятельностью предприятия и другими функциями управления;
разработка комплекса мероприятий по достижению конкретных целей и задач предприятия.
Формы и виды планов промышленного предприятия
Функция планирования включает три основные формы планирования: долгосрочное планирование (перспективные и долгосрочные стратегические планы – 5-10 лет и более), среднесрочное планирование(среднесрочные стратегические и оперативные планы – 1-5лет), краткосрочное планирование(до 1 гада).
В зависимости от содержания конкретной деятельности разрабатываются планы:
план НИОКР;
производственный план;
план сбыта или реализации товаров, услуг;
финансовый план;
план материально-технического обеспечения;
план капитальных вложений;
план технического перевооружения и др.
11.Сущность и организация работ по стратегическому планированию на предприятии.
Стратегическое планирование является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений при проведении необходимых нововведений и изменений на предприятии с целью достижения желаемого стратегического результата. Процесс стратегического планирования включает четыре основных вида управленческой деятельности: распределение стратегических ресурсов, адаптацию деятельности и управления к изменениям внешней среды, внутреннюю координацию работ и организационное стратегическое предвидение.
Сущность стратегического планирования заключается в формулировании основных направлений деятельности предприятия (миссии) и показателей его развития (целей) на планируемый период. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы быть целостными в течение длительного периода и одновременно быть достаточно гибкими, позволяющими при необходимости их совершенствовать.
Стратегическое планирование создает важные преимущества:
♦ обеспечивает подготовку к использованию возможных благоприятных условий для успешной деятельности предприятия;
♦ позволяет всесторонне проанализировать возникающие проблемы и угрозы в деятельности предприятия;
♦ улучшает координацию действий в процессе хозяйственной деятельности предприятия по достижению его целей;
♦ создает предпосылки для развития стратегического мышления и предвидения у менеджерского корпуса предприятия;
♦ способствует формированию информационной базы для эффективного управления предприятием при реализации стратегии и достижении целей;
♦ обеспечивает более обоснованное и рациональное распределение ресурсов предприятия и их концентрацию на ключевых направлениях достижения успеха предприятия;
♦ создает условия для улучшения и развития управленческого контроля на предприятии.
Основными элементами процесса стратегического планирования являются формулирование миссии и целей предприятия, определение угроз и новых возможностей внешней среды, оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к его конкурентам, анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии предприятия, а также разработка общих направлений, обеспечивающих реализацию стратегии.
Общая схема организации разработки стратегического плана предприятия:
определение миссии и целей организации:
анализ среды: макроокружение; непосредственное окружение; внутренняя среда.
Содержание миссии должно отражать:
♦ определение предпринимательской деятельности предприятия;
♦ рабочие принципы предприятия, вытекающие из анализа угроз и возможностей его внешней среды;
♦ ценности и культуру предприятия.
Выделяют восемь ключевых зон формулирования целей предприятия:
1. Рыночная позиция предприятия
2. Инновации
4. Ресурсы
5. Доходность (прибыльность)
6. Управленческие аспекты (качество управления)
12. Содержание функции организации. Развитие функции организации при стратегическом подходе к управлению.
Содержание функции организации
Функция организации — важная функция управления, заключающаяся в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирмы.
Пути реализации функции управления: административно-организационное управление и оперативное управление.
Административно-организационное управление предполагает:
♦ определение структуры фирмы;
♦ установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями;
♦ предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.
Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом путем периодического сравнения фактических и плановых показателей, с внесением (при необходимости) корректировки. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.
Организационная структура фирмы и ее управление постоянно изменяются и совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями.
Развитие функции организации при стратегическом подходе к управлению
Развитие функции организации при стратегическом подходе к управлению направлено на использование инжинирингового подхода при формировании организационной структуры и создание организационной культуры, в наибольшей степени, способствующей проведению необходимых стратегических изменений.
Непосредственное влияние на выбор конкретной организационной структуры оказывают внутренние переменные, характеристики предприятия, и факторы внешней среды:
♦ цели и стратегии предприятия;
♦ размер предприятия и степень диверсификации его деятельности;
♦ география размещения подразделений предприятия;
♦ технология производственной деятельности и управления;
♦ динамика основных характеристик и факторов внешней среды;
♦ внутренний рабочий климат предприятия.
Организационная структура устанавливает границы взаимосвязи подразделений, способствующие реализации стратегии, а также определяет оптимальное соотношение обязанностей, прав и ответственности персонала.
Инжиниринговый подход к формированию организационной структуры. Содержательная часть разработки организационной структуры для реализации стратегического плана, непосредственно влияющая на уровень затрат ресурсов при достижении желаемого результата, определяется путем проектирования работы в рамках реализации конкретных бизнес-процессов на предприятии. Проектирование конкретной работы осуществляется на основе анализа необходимых технических факторов, а также возможностей и квалификационных факторов персонала. Результатом проектирования является перечень необходимых рабочих мест и содержание работ персонала на каждом рабочем месте (включая квалификационные требования к персоналу), обеспечивающих реализацию соответствующего бизнес-процесса.






