double arrow

Окончание схемы 1

    ти. Это воздействие принято разделять на позитивное и негативное. В первом случае выигрыш, например, получает не только тот субъект, который приобрел данное благо, но и те субъекты, которые оказа­лись в сфере доступности данного блага. В случае же негативного внешнего эффекта потребление одним субъектом какого-либо блага приводит к издержкам для других субъектов, не связанным с приобретением данного блага
  Допущение инсти­тутом рынка «асим­метричной» (несо­вершенной) эконо­мической информа­ции Участники рынка со стороны спроса и пред­ложения могут обладать разными объема­ми информации. Например, покупатели да­леко не всегда обладают необходимыми знаниями о качестве покупаемого товара, в то время как продавцы могут иметь всю информацию, но не всегда быть заинтере­сованными в информировании покупате­лей
  Создание неста­бильности в мак­роэкономике Условия рынка (способного к самокоррек­ции и воспринимающего поддержку госу­дарства) не устраняют возникновения цик­лических и конъюнктурных колебаний, эко­номического неравновесия, массовой безра­ботицы и инфляции
  Отсутствие воз­можности у инсти­тута рынка созда­вать необходимые для своего функцио- нирования право­вые условия Рыночная система не может сама создавать «рамочныеусловия», включающие, преж­де всего, правовые нормы, единую систему защиты от насилия. Для этого необходимо наличие централизованной власти. На ос­нове возникновения контракта (договора) между субъектами и государством часть прав по защите собственности передается субъектами государству

Наличие дефектов рыночной системы, отсутствие полно­ценной системы саморегулирования обусловливает активи­зацию деятельности государства. Общая закономерность при этом следующая: чем слабее проявляются дефекты, тем меньше активность государства.

2. Функции государства, цели экономической политики

Институт государства призван выполнять ряд задач, сово­купность которых в разных теоретических школах принято называть функциями (неоклассика, институционализм) или целями (ордолиберализм). Содержание названных терминов со временем также трансформируется. Коррекция обусловлена развитием экономической реальности, появлением новых взглядов. Например, активизация институционального направ­ления в современной трактовке экономической теории обусло­вила то обстоятельство, что понимание функций государства все больше связывается с целевой задачей по устранению изъя­нов рыночной системы. В прежнем, более традиционном тео­ретическом подходе задача государства преимущественно вос­принималась как стремление придать развитию народного (на­ционального) хозяйства дополнительный импульс (в тех слу­чаях, когда это не мог выполнить сам рыночный механизм).

В экономической литературе встречаются разнообразные классификации функций и целей. Обратимся к варианту, пред­ложенному американскими экономистами К.Макконеллом и С.Брю, отражающему синтезированный подход с позиции нео­классики и институционализма[21] (схема 2).

Согласно позиции институциональной школы, ведущей функцией государства, является спецификация[22] и защита прав собственности. В первую очередь подразумеваются права собственности на ресурсы. Рассматривая вопрос о не­обходимости передачи части этих прав собственности госу­дарству, отметим те негативные издержки, которые возника­ют в противном случае: при сохранении этих прав у частных экономических агентов. Если государство не участвует в кор­рекции правового поля, то доступ к получению прав собствен-

ности на ресурсы решается, как правило, на основе принци­па силы или так называемого приоритета первого (first came - first served) (схема 3).

Схема 2


Схема 3
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ: альтернативные варианты
  Исходное условие: государство не корректирует правовое поле (частные права собственности решаются на основе силы)
  Примеры возможного поведения субъектов:
  ØНеконтролируемый, хищнический отлов рыбы в мо­рях и океанах ØЗахват незанятых земель при освоении нового (прак­тически «ничейного» пространства). Из истории: ос­воение земель в США в XIX в. Специфика в современ­ной России: захват фактически пока еще «ничейной» земли в городах владельцами автомобильных «раку­шек»
  Издержки:
  • Возникновение конфликтов, связанных с появлени­ем желания переделить права собственности. Конф­ликты ведут к насилию и агрессии • Процесс агрессии и конфликтов обусловливает сни­жение эффективности использования ресурсов. Опре­деленная их часть направляется на защиту заявлен­ных прав собственности
  Подключение корректирующей функции государства (спе­цификация и защита прав собственности), что обусловли­вает:
  ØМонопольное право на применение силы делегирует­ся государству ØРесурсы субъектов перестают использоваться в целях защиты прав собственности (или в целях захвата но­вых прав). Использование ресурсов приобретает бо­лее эффективный, созидательный характер
     

Важной функцией государства, согласно институциональ­ной школе, является поддержка каналов обмена информа­цией. Исходная задача при этом - предоставление возможно­сти участникам рынка обмениваться информацией с мини­мальными издержками и минимальным искажением. Опре­деленный ориентир связан и с преодолением асимметрии в информации (например, с помощью правовых предписаний для производителей в области информирования потребите­лей).

Одна из важнейших функций связана с созданием обще­ственных благ[23]. Совокупность данных благ представлена в схеме 4.

Схема 4
ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА: СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ
  • Система внутренней и внешней безопасности
  • Законодательная деятельность государства (обеспечение правового порядка)
  • Система государственного управления (эффективное госу­дарство)
  • Денежная система
  • Социальное обеспечение
  • Образование
  • Здравоохранение
  • Объекты инфраструктуры (материально-техническая ее часть: система водоснабжения и очистки сточных вод, ком­муникации, дороги, порты, аэродромы, единая энергетиче­ская система)
Одна из концепций институциональной школы рассмат­ривает функциональную задачу государства в реализа­ции системы договоров с гражданами страны. Речь идет о так называемой теории контрактного государства, раз­работанной американским экономистом Д.Нортом. Кон­трактное государство рассматривается как добровольная система договоров между гражданами и государством

.311

В соответствии с данной теорией, государство возникло в результате договоренности людей, которые поручили груп­пе своих сограждан специализироваться на выполнении функций по созданию общественных благ. При этом граж­дане страны передают часть своих прав государству. Рас­пределение властных отношений закрепляется конститу­цией, которая играет роль социального контракта. Граж­дане добровольно отказываются от части своих прав, по­скольку уверены, что государство - как особая цент­рализованная организация - успешнее их самих может спра­виться с реализацией ряда задач. Каждый гражданин в ко­нечном счете экономически выигрывает, не тратя свои ре­сурсы силы на самостоятельную защиту своих прав. Го­сударство же как специализированная организация с мень­шими издержками может выполнять общественные функ­ции. Для существования контрактного государства тре­буются определенные условия: Ø Четкое распределение прав государства и граждан, закрепленное конституцией (для того, чтобы государствен­ный аппарат не превышал своих полномочий). Ø Возможность альтернативного (помимо государства) способа защиты прав собственности - третейский суд, оп­позиция, мировое сообщество и другое. Ø Наличие гражданского общества, обеспечивающего возможность влияния граждан на решение экономических и социальных вопросов через институты самоуправления, общественные организации, независимых экспертов.

Обратимся теперь еще к одному альтернативному подходу, связанному с вопросом о выполняемых государством функ­циях. В рамках ордолиберальной школы (представленной, в первую очередь, немецкими экономистами) задачи, функции государства принято называть целями. Экономисты дан­ной школы разработали удачную схему, четко показывающую иерархический порядок ориентиров государства.

Прежде всего, принято обозначать глобальную, ведущую цель экономики. Она заключается в стремлении достижения максимального благосостояния общества. Однако практи­ка показала, насколько сложным в теоретическом плане яв­ляется это понятие. Причина в том, что, говоря о благо­состоянии, трудно конкретно, количественно формулировать

эту цель. Она в значительной степени имеет относительный характер. В ходе практической экономической политики за­дача благосостояния в своем прямом стилистическом вари­анте даже не называется.

Кроме основной цели существует совокупность задач второго уровня. Их можно условно назвать группой главных целей. К ним относится:

Ø свободное развитие общества;

Ø правовой порядок;

Ø внешняя и внутренняя безопасность страны.

Достижение этих целей обеспечивает, как отмечают ордо-

либералы, рамочные условия существования рыночно ориен­тированного общества.

Помимо группы главных целей принято выделять совокуп­ность соподчиненных, практически ориентированных це­лей. Данная конкретно-целевая группа предполагает дости­жение:

Ø экономического роста;

Ø полной занятости;

Ø стабильности уровня цен и устойчивости национальной валюты;

Ø внешнеэкономического равновесия.

Цель экономического роста считается обычно ведущей в данной группе целей. Ее реализация планируется в рамках абсолютного и относительного возрастания ВВП.

Выполнение первых трех из названных целей обеспечивает достижение в рамках национальной экономики макроэконо­мического равновесия. Отметим, вместе с тем, закономерность: чем более высоким уровнем развития обладает экономика стра­ны, тем более открытой она становится к внешней сфере. Это означает не только дополнительные возможности экспансии вовне, но и рост уязвимости национальной экономики от воз­действия внешних неблагоприятных факторов. В связи с этим, задача правительства состоит также в подстраховке нацио­нальной экономики в международном экономическом сопер­ничестве. Конкретная цель реализуется в достижении внешне­экономического баланса в расчетах с другими странами.

3. Конфликты целей экономической политики: задачи правительства

Разрабатывая концепцию целей, государство должно ис­ходить из необходимости выработки логически обоснован­ной, непротиворечивой системы. Изложенная схема внешне такую структуру и представляет: основная цель, которая свя­зана с благосостоянием и не дает возможности конкретного цифрового обозначения, расчленяется на определенный ряд конкретных заданий.

Однако в ходе практического осуществления экономиче­ской политики создать гармоническую систему из совокуп­ности данных конкретных подходов достаточно трудно. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, сама форму­лировка конкретной задачи содержит определенный элемент сложности. У разных групп общества зачастую существуют различные представления о целях. Во-вторых, реализация практического регулирования показывает, что выполнение одной цели способно затормозить выполнение другой или даже вообще сделать это невозможным. Но такова общая за­кономерность: экономический процесс всегда реализуется лишь в борьбе противоречий.

Формируя комбинацию ряда конкретных задач прави­тельства, экономисты обозначили ее «магическим много­угольником целей». Данная совокупность целей использует­ся в теории как экономическая модель. Замысел предлагае­мого подхода - анализ сложного сочетания задач, одни кото­рых вполне корреспондируют друг с другом (например, эко­номический рост и высокая степень занятости), в то время как другие (преодоление инфляции и борьба с безработицей) - в явном антагонизме. Именно тот факт, что все указанные задачи должны быть решаемы правительством, но факти­чески сделать это одновременно невозможно, и побудило дать рассматриваемой модели некое символическое (магическое) название.

Противоречивость двух указанных целей вызывает наи­более яркие сцены политических баталий между партиями

на уровне законодательной и, в определенной мере, - испол­нительной власти. Экономическая политика реализуется, как известно, на фоне постоянного противостояния ведущих партий. Классический вариант соперничества - борьба меж­ду либеральной партией (отстаивающей задачи конкурентос­пособного национального производства) и партией социал-де- мократического направления (задача которой - обеспечение социального равновесия в обществе). Данное различие в уста­новках побуждает либералов настаивать в первую очередь на решении задачи укрепления национальной валюты (преодо­ление инфляции), в то время как социал-демократы стремят­ся сконцентрировать деятельность правительства на решении задач высокой степени занятости (схема 6).


Данный параметр экономической теории построен на соче­тании анализа экономических и политических процессов и от­ражает постулаты школы «новой политической экономии». Названная школа представляет собой одно из направлений аме­риканского институционализма. Значительная сопричастность школы прослеживается и с немецким ордолиберализмом (кото­рый, как известно, придерживается близких с институциона- лизмом позиций). Неоклассическая же школа, как правило, из­бегает привносить политические аспекты в анализ экономики.

Более детальный анализ противостояния двух задач по­зволяет увидеть следующее: чем выше степень занятости на­селения, тем масштабнее совокупный уровень доходов. Это, в свою очередь, увеличивает совокупный спрос, в результате чего повышаются цены. Производство продукции и услуг при этом тоже возрастает, однако на стадии экономического рос­та (когда и происходит увеличение занятости) темп роста за­работной платы может вполне обгонять повышение произво­дительности. Связано это с тем, что на этапе роста профсою­зы усиливают давление на предпринимателей в ходе тариф­ных переговоров с ними. Руководители фирм, отказывая та­ким требованиям в периоды спада, в условиях благоприят­ной конъюнктуры идут на уступки. Они исходят из того, что целесообразно уступать, соглашаться с падением нормы при­были, но выигрывать при этом за счет повышения ее массы.

В свою очередь, усиление инфляции может вызвать конъюнк­турный спад производства, что ведет к сокращению занятости.

Делая выбор (какой из двух альтернативных целей отдать предпочтение), правительство исходит из принципа рацио­нальности: в первую очередь нужно решать ту задачу, невы­полнение которой наиболее ущербно для экономики страны.

Другими словами, создавая модель экономической полити­ки, необходимо придерживаться равновесия в соотношении целевых установок. Как правило, это возможно лишь путем достижения компромисса. Реализация преодоления двух веду­щих проблем в современной экономике (безработица и инфля­ция) осуществляется в форме волнообразной смены акцентов правительственного курса. В значительной мере такое коле-

бание отражает итоги чередования стоящих у власти партий. Опыт показывает, что добиваясь успехов в решении одной про­блемы, находящаяся у власти партия неизбежно усугубляет другую проблему. В итоге обеспокоенные затянувшейся пробле­мой избиратели через определенное время склоняются в пользу другой партии, которая в качестве своей ведущей цели указыва­ет именно данную, обострившуюся проблему (схема 7).

Схема 7

4. Сбои государственного механизма и границы его возможностей

Сформулированные экономистами положения о дефектах рынка явились основой для разработки путей, методов и мас­штабных ориентиров государственного вмешательства в эко­номические процессы[24]. Исторически ситуация сложилась так, что реальное участие государства в экономических процес­сах, начиная со второй половины XIX в. постоянно возраста­ло. Например, показатель «государственной квоты» (отноше­ние расходов в % к ВВП) вырос в США за период 1913— 2000 гг. с 9 до 30%, в Японии - с 14 до 38%, в Германии - с 18 до 47%, во Франции - с 13 до 51%.

Вместе с тем, по мере растущей активности государства, выяснялось, что данная экспансия не всегда приводит к опти­мальному результату. Государственное управление (по срав­нению с управлением на фирмах) чаще оказывается менее оперативным, менее гибким и потому - недостаточно эффек­тивным. Причина консервативного поведения государствен­ного института в том, что его функционирование строится не благодаря личному интересу, а по воле законов и предписа­ний. Это и обусловливает бюрократизацию, а также относи­тельно низкую отдачу принимаемых мер.

Отслеживание факта невысокой эффективности государ­ственной деятельности привело к тому, что наряду с институ­циональной концепцией дефектов рынка сформировалась и концепция сбоев государства. Наиболее детально ее обосно­вал американский экономист Дж. Бьюкенен2.

Предпосылки к сбоям в работе государственной организа­ции заключаются в следующем. Чем сложнее экономика, тем

более масштабный объем прав собственности экономические субъекты передают в руки государства. Для реализации своих задач по контролю над правами собственности (равно как и в других сферах деятельности) государство неизбежно создает свою систему, в частности, аппарат государственных служащих. Им вверяется право осуществлять контроль за реализацией той или иной функции государства. Система функционирования аппарата служащих неизбежно связана с рядом издержек.

Таким образом, сформировался вывод: государственная система, созданная для решения, устранения дефектов рынка, также может проявлять сбои в своей деятельно­сти (схема 8).

Схема 8
СБОИ ГОСУДАРСТВА: позиция институциональной школы
  «Растущее» госу­дарство как при­чина налогового давления Сбои государства наиболее часто связыва­ют с быстро расширяющимися масштабами государственной деятельности и, в связи с этим, — с растущим налоговым давлением. Данная ситуация побуждает многих субъек­тов к поиску выхода из легитимного рыноч­ного сектора и переходу в теневую экономи­ку. Это, в свою очередь, начинает ухудшать «налоговый менталитет» в обществе. Та­кой поворот событий заставляет общество все активнее обращаться к теоретическим проблемам этики бизнеса
  Бюрократизм, ве­дущий к замедле­нию деловых реше­ний Создание значительного аппарата государ­ственных служащих неизбежно ведет к фор­мированию явления бюрократизма (что не­избежно замедляет процесс контрактных пе­реговоров)
  Реализация соб­ственных интере­сов «под крышей» государственных структур Существует закономерность, отмеченная еще Паркинсоном: любая организация, система, созданная для удовлетворения интересов об­щества, неизбежно формирует и совокупность своих собственных, внутренних интересов. Получив по контракту часть прав от граж­дан, государство может использовать их по­рой в своих целях. Далеко не все политики, чиновники, функционеры работают на общее благо. Такой образ действий принято назы-

Продолжение схемы 8

    вать в институциональной теории «оппорту­нистическим поведением»1. Пример: стрем­ление государственных структур к реализа­ции крупномасштабных финансовых проек­тов (которые далеко не всегда рациональны, но обеспечивают возможность роста доходов соучаствующих функционеров)
  Слабые финансо­вые ограничения, ведущие к перерас­ходу ресурсов Государство обладает менее жесткими фи­нансовыми ограничениями (по сравнению с условиями в частном секторе). Если неэф­фективно работающие фирмы рано или позд­но «вымываются» системой конкуренции, то государственная организация может и в ус­ловиях дефицита государственного бюдже­та находить возможности своего дальнейше­го функционирования. Следует помнить, что государственная система действует в значи­тельной мере — вне «конкурентнойсреды»
  Рост трансакци- онных издержек Развитие государственной организации мо­жет привести к существенному возрастанию трансакционных издержек. Это связано не только с обслуживанием системы контрак­тов (в форме, например, мониторинга всех сопутствующих процессов), но и с содержа­нием самого государственного аппарата
  Отсутствие кри­териев эффектив­ности Оценка эффективности государства не имеет четких критериев. Для сравнения отметим, что критерий деятельности фирм однозначен: размер получаемой прибыли. Функциониро­вание же государства не имеет столь одно­значно понимаемого показателя, поскольку оно не сводится лишь к получению доходов. Спектр целей государства достаточно широк. Нелегко определить единый критерий, на ос­новании которого можно было бы говорить об эффекте государственной деятельности. Используется, как правило, компромиссный вариант — показатель, отражающий масш­табы государственного финансирования
  Искажения в пере­даче информации Система контрактов между частным сектором и государством многозвенна. Это нередко при­водит к искажениям в передаваемой информа­ции. Не следует также забывать, что участии-

1 Поведение, искажающее намеченные ориентиры.

Раздел III. Макроэкономика

Окончание схемы 8

    ки контракта могут субъективно по-разному воспринимать (и понимать) одну и ту же ин­формацию. В свою очередь, сбои информации обусловливают отклонения результатов дея­тельности государства от поставленных задач
  Рост активности государства — ог­раничение демок­ратии Рассматривая активизацию государствен­ной деятельности в широком, философском смысле, можно отметить еще один недоста­ток. Экспансия правительственных мер по­рой сопровождается ограничением не толь­ко экономических, но и гражданских прав на свободу. В итоге формируется опасность для демократических основ общества[25]

Разработка концепции о «сбоях» в работе государствен­ного аппарата подвела исследователей к понятию «границы (или пределы) государства».

Стремление к внешней экспансии — росту количествен­ных параметров — характерно не только для фирмы. Этот феномен типичен и для государственной системы. Умест­но в связи с этим поставить вопрос о рациональных пределах в масштабах деятельности государства, превышение которых неизбежно ведет к снижению получаемого эффекта. Грани­цы для частного сектора устанавливаются условиями кон­куренции и деятельностью антимонопольных установок пра­вительства. Границы же роста государственной активно­сти создаются системой политической борьбы противостоя­щих партий, степенью зрелости гражданского общества, ти­ пом общественного мнения, сложившимися традициями.

Итак, обе системы - рынок и государство - обладают не только своими позитивными возможностями, но и совокуп­ностью изъянов. В связи с этим задача общества состоит в нахождении оптимума между двумя не являющимися совер­шенными альтернативами.

5. Субъекты (исполнители) экономической политики

Завершая тему об экономической политике, целесообраз­но рассмотреть вопрос о тех субъектах, которые реализуют данную политику. Наиболее удачно этого аспект рассматривается экономистами школы ордолиберализма. Согласно такому подходу, понятие «субъект экономической политики» многомерно. Оно отражает деятельность не только государ­ства, но и включаемых в его состав региональных, местных институциональных образований, а также негосударственных союзов и объединений.

В характере действий всех названных субъектов выявля­ются различия. Так, государство наделено экономической и политической властью. Союзы и объединения могут опирать­ся лишь на свою экономическую силу, поскольку законода­тельной власти у них нет. Политическая власть используется государством для того, чтобы связывать интересы различных групп, побуждать их действовать в рамках системы необхо­димых для общества целей.

Среди субъектов экономической политики имеются так­же институты, имеющие надгосударственный характер (межправительственные советы, союзы, объединения). Этим организациям национальные органы власти передают часть своих управленческих функций. Так возникает форма надгосударственной экономической политики. Наиболее яр­кий пример - деятельность Европейского Союза.

К негосударственным субъектам относятся также различ­ные объединения, выражающие интересы определенных сло­ев и групп. Это, прежде всего, профсоюзы, союзы предприни­мателей, картельные объединения. В условиях развитых стран роль союзов предпринимателей (в реализации эконо­мической политики) почти столь же велика, как и значимость государственного звена.

Заметное влияние (хотя и не столь сильное) осуществля­ют политические партии, общественные движения, лоббист­ские группы, СМИ, влиятельные личности, общественное мнение.

Рациональный характер экономической политики пред­полагает разумную комбинацию (возможно, с элементами иерархии) действий всей группы субъектов, осуществляю­щих регулирующее воздействие на экономику. Задача веду­щего звена (государства) состоит в том, чтобы найти опти­мальный вариант согласования интересов различных субъектов, настроить их на определенный, согласованный курс. Удачно разработанная концептуальная стратегия, гиб­кое маневрирование среди множества позиций, достижение компромиссного согласия - все это дает возможность пра­вительству получить карт-бланш для реализации своих пла­нов на определенный, обусловленный выборной процедурой период (схема 9).

Схема 9
СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Государство Институты государства
Øзаконодательные Øисполнительные Øсудебные · федеральные (Мини­стерство финансов, ЦБ) · региональные · местные
Негосудар­ственные субъекты Субъекты, имеющие различное влияние
прямое косвенное
Øпрофсоюзы Øсоюзы предприни­мателей • политические партии, общественные движе­ния, лобби • СМИ • влиятельные личности • общественное мнение
Надгосудар- ственные субъекты · интеграционные институты (например, Европейский Союз) · межгосударственные советы, система регулярных переговоров (например, встречи «странсемерки», «странвосьмерки»)

Специфика субъектов в российской экономике. В услови­ях России понятие «субъект экономической политики» пре­имущественно тяготеет (особенно у населения) к категории «государство». Соответственно, в общественном мнении из-

начально сильны ожидания и надежды на роль правитель­ства в решении большинства проблем экономики1.

Российская общественно-экономическая система не обла­дает пока должной степенью структурного многообразия. На­пример, в стране уже имеются независимо действующие профессиональные союзы. Но их роль в экономической поли­тике пока скромна. Организованные по отраслевому принци­пу союзы предпринимателей практически еще не сформиро­вались. Наиболее активно действующими субъектами явля­ются в настоящее время такие государственные институты, как Министерство финансов, Министерство экономики и тор­говли, Банк России.

Специфической особенностью российской обстановки яв­ляется то, что все большую роль начинают играть политиче­ские группы. Объектом активной политической борьбы ста­ли российские СМИ. В настоящих условиях они реализуются пока не столько в качестве самостоятельных институтов, сколько выступают инструментом влияния на общество со стороны финансовых магнатов или правительственных кру­гов (схема 10).

Схема 10
СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
Субъекты Специфика реализации роли субъектов
Государство Правительство: ØМинистерство финансов ØМинистерство экономического развития и торговли 10. Наличие широкой практики коррупции 11. Высокая степень лоббизма (наличие групп политического и экономического влияния на членов правительства и делегатов парламен­та)
Центральный банк (Банк России) Относительно высокая степень зависимости ЦБ от правительства

1 Пассивность и ожидание лучшей жизни являются, к сожалению, отправ­ной точкой для многих слоев населения. До сих пор стандартна ситуация: полное пренебрежение к сохранности своего жилого фонда, окружающей природной среды (и, добавим, — своего здоровья), с одной стороны, и жесткая критика любого правительственного решения или любого прави­тельственного чиновника - с другой.


Окончание схемы 10

Основные понятия

• Спонтанный порядок

• Иерархическая система

• Достоинства рынка

• Сбои (дефекты) рынка

• Асимметричная (несовершенная) информация

• Общественные блага

• Негативные внешние эффекты (экстерналии)

• Функции и цели государства

• Рамочные условия

• Спецификация прав собственности

• Реализация прав собственности

• Цели экономической политики

• Конфликты целей

• «Магический» многоугольник целей

• Сбои (дефекты) государства

• Оппортунистическое поведение в государственной струк­туре

• «Растущее» государство

• Границы возможностей государства

Контрольные вопросы

Ø Какова эволюция взаимного влияния государства и рынка? Чем она обусловлена? Имеет ли данная эволюция равномерный характер?

Ø Когда сформировалось понятие «государственная экономическая политика»? Чем это было вызвано? Отличается ли практическая сторона экономической политики от научной?

Ø Представитель школы институционализма, американский эконо­мист Д.Норт изложил новое видение понятия «государство» в сво­ей книге «Структура и изменение в экономической истории» (1981). Он предлагает воспринимать государство как организацию («агент­ство»), продающую услуги «оборона» и «правосудие» в обмен на налоги. Попробуйте дать свой комментарий к данному подходу.

Ø Какими специфическими чертами обладают те товары и услуги, которые являются «общественными благами»?

Ø Почему система целей экономической политики имеет достаточно сложную структуру?

Ø Российское общество объективно подвергается в условиях рыноч­ной экономики все большей стратификации, т.е. образуется все больше социальных слоев и групп населения. Ведет ли этот про­цесс к усложнению структуры целей? Является ли это фактором, усиливающим эффективность экономической политики или, на­оборот, ослабляющим?

Ø Правительства стран с развитой рыночной экономикой в своих про­граммах выдвигают обычно не достижение главной цели (благо­состояние общества), а выполнение подчиненных задач. В програм­мах же правительств социалистических стран отмечалась преиму­щественно ведущая цель. Попытайтесь объяснить данное различие.

Ø Насколько важна, по вашему мнению, цель достижения экономи­ческой свободы?

Ø Какие изменения могут происходить в расстановке и последова­тельности решения целей, отображенных в системе «магического мно­гоугольника целей»? От чего зависит очередность

Ø Какие примеры противоречивых, нейтральных (по отношению друг к другу) и взаимно поддерживающих целей вы могли бы назвать?

Ø В публикациях, посвященных роли государства в экономике, мож­но встретить положение: «Основной задачей макроэкономической политики является достижение баланса между инфляцией и без­работицей». Прокомментируйте это положение.

Ø Какие институциональные образования вы можете назвать среди объектов экономической политики? Чем объясняется их разнооб­разие? Почему в российской практике несколько иное понимание субъектов регулирования?

Список рекомендуемой учебной литературы

Ø Курс экономической теории / Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Кисе- левой. - Киров: АСА, 2002. - Гл. 17, 26.

Ø Макконелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс: Принципы, проблемы и по­литика. Т.1 /Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2001. - Гл. 5.

Ø Макроэкономика: теория и российская практика /Под ред. А.Г.Гряз- новой и Н.Н.Думной. - М.: КНОРУС, 2004. - Тема 7.

Ø Экономика/Под ред. А.С. Булатова.-М.: Юристъ, 1999.-Гл. 21.

Дополнительная литература

Ø Бабашкина A.M. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: Финансы и статистика, 2003.

Ø Гутник В. П. Политика хозяйственного порядка в Германии. — М.: Экономика, 2002.

Ø Западноевропейские модели социально-экономического развития / Под ред. В.П.Гутника. - М.: ИМЭМО, 2000.

Ø Олейник А.Н. Институциональная экономика. - М.: ИНФРА-М, 2000 (лекция 21).

Ø Сакс ДжД., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход / Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 3, 4, 5, 12.

Ø Соколинский В.И. Государство и экономика. - М.: Финансы и ста­тистика, 1997.

Ø Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии / Пер. с нем. Под ред. B.C. Автономо- ва. - СПб.: Экономическая школа, 1999.

Ø Тамбовцев В.Л. Государство и экономика. - М.: Магистр, 1997.

Ø Petersen H.-G.Volkswirtschaftspolitik.-Potsdam, 1999.

Тема 18

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

1. Система инструментов регулирования экономики 2. Финансы и финансовая система государства 3. Финансовая (фискальная) политика: экономическое содержание 4. Налоговая политика и ее макроэкономические задачи 5. Политика государственных расходов, ее регулиру­ющая роль

Рудники, как и земля, обыкновенно дают их владельцу ренту, и эта рента, подобно земельной ренте, есть следствие, а не причина, высокой стоимости их продукта.

Давид Рикардо

1. Система инструментов регулирования экономики

Реализация целей экономической политики предполагает использование определенных инструментов, совокупность ко­торых образует механизм государственного регулирования. Ведущими элементами данного механизма (как это истори­чески сложилось) выступают финансовая (фискальная) и де­нежно-кредитная политика. В качестве общих принципов ис­пользования экономических инструментов можно отметить следующие аспекты:

• Эффект регулирования предполагает минимальное на­рушение рыночных основ экономики.

• Регулирующие меры должны осуществляться в услови­ях оптимального сочетания применяемых мер (следует исходить из того, что противоречия могут заключаться не только между различными целями экономической политики, но и между используемыми средствами).

Стремление к достижению максимального эффекта в про­цессе использования регулирующего механизма предполага­ет четкое знание его структуры. Как известно, принято выде­лять в системе государственного регулирования две формы: экономическую и административную (т.е. институциональ­но-правовую).

К экономическим инструментам относят те действия го­сударства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий характер. Речь идет о методах вли­яния, например, на аспекты рыночного процесса (совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации ка­питала, социальные, структурные и региональные элементы экономики).

Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны, в первую оче­редь, с обеспечением правового поля. Задача принимаемых мер при этом - создание наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области экономики. Наиболее настойчиво они проявляются сейчас в области социальной защиты ма­лообеспеченных слоев населения, а также в сфере охраны окружающей среды.

Существует и другая классификация регулирующих мер. Их можно разделять на прямые и косвенные методы воздей­ствия на экономику.

Методы прямого воздействия предполагают такое ре­гулирование со стороны государства, при котором поведе­ние субъектов экономики основано не столько на самосто­ятельном экономическом выборе, сколько - на предписа­ниях государства. В качестве примера назовем влияние на­логового законодательства. В каждой стране законом пред­писана обязанность юридических и физических лиц на без­возмездную передачу части получаемых доходов в распо­ряжение государства. Частному бизнесу определен также

порядок расчета амортизационных отчислений (в зависи­мости от методики расчета издержек может меняться раз мер налогооблагаемой величины прибыли). Прямой метод иоздействия оказывают и таможенные процедуры прави­тельства.

Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям эко­номической политики. Примерами данных действий можно назвать регулирование центральным банком величины учет­ной ставки, а также - модуляцию налоговых ставок.

Оба метода воздействия на экономику не разделены, без­условно, жесткой линией. В каждом из используемых инст­рументов имеются элементы обоих методов, однако во мно­гом дело зависит от их соотношения. Например, в рамках про­ведения финансовой политики в большем объеме наблюдает­ся проявление прямых методов регулирования, в то время как при использовании денежно-кредитной политики на первый план выходят косвенные элементы. Одним из внешних про­явлений этого является то обстоятельство, что министерство финансов (ответственное за реализацию финансовой полити­ки) всегда выступает структурным элементом правитель­ственного аппарата. В отличие от этого, центральный банк имеет, согласно конституции многих стран, относительно са­мостоятельный статус.

С точки зрения более конкретного, прагматического под­хода разумно обозначить два ведущих инструмента, исполь­зуемых правительством для регулирования:

Ø воздействие с акцентом на использование государствен­ных финансов (финансовая политика),

Ø воздействие с акцентом на использование кредитно-де­нежных аспектов (монетарная, денежно-кредитная политика).

Указанные варианты классификации, безусловно, связа­ны между собой. Взаимосвязь подходов и характерные осо­бенности обоих конкретных методов можно обозначить сле­дующим образом (схема 1):

Схема 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: