Формы кредита

Форма Субъекты кредита Объект кредита Целевые установки
Коммер­ческий Предприятия (фирмы) Товарный ка­питал Облегчение платежей, отсрочка платежей меж­ду предприятиями
Банков­ский Банки, специ­ализирован­ные кредит­ные учрежде­ния, фирмы, государство, домашние хо­зяйства Денежный капитал Предоставление ссуды капитала или ссуды де­нег
Потреби­тельский Фирмы, домашние хозяйства Товары длительного пользования Облегчение системы оп­латы за товары путем от­срочки платежа
Ипотеч­ный Фирмы банки, домашние хозяйства Долгосроч­ные ссуды под залог недви­жимости Инвестиции в сельское хозяйство и жилищное строительство
Государ­ственный Субъекты государ­ственной власти, фирмы, домашние хозяйства Кредиты на финансирова­ние бюджет­ного дефици­та, на жилищ­ное строитель­ство, развитие инфраструк­туры Использование системы внутренних займов для решения бюджетных проблем, а также для межрегионального эко­номического выравнива­ния
Междуна­родный Государство, ТНБ, ТНК, МВФ Международ­ные коммер­ческие и бан­ковские кре­диты Реализация международ­ных предприниматель­ских и банковских про­грамм, международная кредитная помощь

Отметим, что в российском законодательстве существует разделение понятий «кредит» и «заем». Отличия и особен­ности их состоят в том, что кредиторами выступают банки, кредитные организации и предприятия (только по коммер­ческому кредиту), а в качестве

заимодавцев могут выступать любые физические и юридические лица. Т&кжб следует р&з- личать товарный кредит (в натуральной форме) и коммер­ческий кредит (предоставляется в виде аванса, предваритель­ной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг).

4. Банковская система

Банковская система представляет собой совокупность кредитно-денежных институтов, обеспечивающих движение стоимостных потоков на возвратной основе. Данная система сложилась на определенном историческом этапе, претерпев некую эволюцию. В настоящее время наиболее типичный ее вариант включает в себя два уровня: центральный банк и со­вокупность коммерческих банков. В обобщенном виде дан­ная система, отражающая не только различные субъекты, но и характер их операций, изображена на схеме 8.


В рамках сложившейся банковской системы встречается специфика ее проявления в различных странах. Например, особенно заметны различия между системами, существую­щими в Западной Европе и США (схема 9).

Современная банковская система России представлена дву­мя уровнями. В юридическом плане она базируется на основе принятых в 1990 г. правовых актов: Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и Закона «О Централь­ном банке РСФСР (Банке России)». В новой редакции Закона РФ «О банках и банковской деятельности» отмечено, что бан­ковская система России включает в себя:

• Банк России (официальное название Центрального бан­ка),

• кредитные организации,

• филиалы и представительства иностранных банков.

Схема 9

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

Критерии различий США ФРГ
Тип института, вы­полняющего роль ЦБ (созданного для конт­роля за банковской си­стемой и регулирова­ния денежного обра­щения в экономике) Федеральная резервная си­стема: совокупность 12 фе­деральных резервных бан­ков в различных регионах страны и Совета управляю­щих (7 человек с 14-летним периодом полномочий) Федеральный банк ФРГ
Организационно-ин­ституциональный характер системы Преобладание специализи­рованных банков Преобладание универсаль­ных банков
Численность дело­вых банков Обилие небольших банков Ограниченное число сравни­тельно круп­ных банков

5. Монетарная (денежно-кредитная) политика как экономическое явление

Монетарная политика представляет собой совокупность мероприятий центрального банка (ЦБ) в области денежно­го обращения и кредита по воздействию на макроэкономи­ческий процесс. Цель данной формы регулирования - дос­тижение равновесного и устойчивого развития экономики.

Особенностью монетарных методов является то, что с их помощью государство стремится воздействовать преимуще­ственно на совокупное предложение. Наиболее активный эле­мент при этом - влияние (через кредит) на мотивы, связан­ные с инвестированием. Для сравнения отметим: наиболее ак­тивная сторона финансового регулирования - воздействие (через прямые и косвенные субсидии) преимущественно на со­вокупный спрос.

 

Субъектами данного механизма регулирования выступа­ют центральный банк и деловые (коммерческие) банки

В рамках монетарной политики центральный банк выпол­няет две основные функции:

- обеспечение национальной экономики полноценной ва­лютной системой, являющейся важнейшим элементом инфраструктуры рынка;

- воздействие на кредитную деятельность деловых бан­ков (в интересах макроэкономической политики).

В России основная функция Банка России - разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной по­литики, направленной на защиту и обеспечение устойчивос­ти рубля.

Согласно принятым в странах с развитой рыночной эко­номикой законам, деятельность ЦБ должна быть нацелена на выполнение задач экономической политики правитель­ства. В то же время данный кредитный центр может иметь различный статус по отношению к правительству. В ряде слу­чаев ЦБ полностью подотчетен, иногда имеет небольшую са­мостоятельность, а порой занимает достаточно независимое положение.

Определенная степень самостоятельности дается цент­ральному банку на основе принципа разделения власти. Как показывает опыт западных стран, особый статус дает цент­ральному банку право не быть безропотным исполнителем воли государства. В условиях сложной экономической ситуа­ции правительство не может требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска допол­нительного количества денежной массы.

Практика зарубежных стран показывает: операционная самостоятельность ЦБ обусловливает, как правило, более удачные макроэкономические результаты.

6. Инструменты монетарной политики

Оперируя в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует различные инструменты. Большинство из них имеют косвенный характер воздействия. В этом - аналогия

общим принципам действия государства в экономике. Одна­ко некоторые операции кредитного центра могут осуществ­ляться прямым образом (схожий пример в области финансо­вой политики - субсидии государства) (схема 10).


Операции на открытом рынке представляют собой наи­более рыночный вариант воздействия ЦБ на экономику. Цель, которая при этом преследуется, - регулирование количества денег, находящихся в обороте в данной стране. В ходе прода­жи ценных бумаг коммерческим банкам у них изымаются избыточные балансовые резервы. В итоге денежная масса в обращении сокращается. В случае покупки ценных бумаг

деловых банков ЦБ оплачивает их стоимость и тем самым вводит в народнохозяйственный оборот дополнительную мас­су денег.

Учетная политика. На основании закона ЦБ имеет пра­во манипулировать ставкой процента, по которому он выда­ет кредиты деловым банкам. Происходит своего рода регу­лирование «цены кредита». Получая данные ресурсы, дело­вые банки предоставляют их (по более высокому проценту) другим субъектам экономики (схема 11). Мировой опыт по­казывает, что ставки коммерческих банков превышают став­ку ЦБ, как правило, на 0,5-2%. В условиях России инфля­ционные явления в 1990-х гг. обусловливали формирование совершенно иных пропорций. Если предлагаемая ставка ре­финансирования ЦБ могла составлять примерно 100%, то последующий уровень ставки у коммерческих банков дости­гал 150-180%.

Схема 11

МЕХАНИЗМ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ (политики рефинансирования)

С помощью ставки процента ЦБ оказывает косвенное воз­действие на соотношение спроса и предложения на рынке ка­питала. «Дорогой» кредит ограничивает спрос на заемные ре­сурсы со стороны предпринимательского сектора. В итоге со­кращаются их инвестиции. Деловая активность в стране снижается.

В историческом плане заметна тенденция повышения учет­ной ставки в развитых странах в течение XX в. В первой поло­вине столетия под влиянием рекомендаций Дж. Кейнса пра­вительства стремились проводить политику «дешевых денег». С середины 30-х по начало 50-х гг. учетная ставка в Англии сохранялась на уровне 2%, в США - 1%. Во второй половине XX в. ставки заметно повысились. В 1990 г. они достигли наи­более высокого уровня (13,9% - в Англии и 6,5% - в США). Затем, однако, они вновь несколько снизились. В целом сле­дует отметить, что данный вид регулирования в мировой эко­номике со временем стал использоваться менее активно.

Регулирование с помощью политики учетной ставки имеет определенные границы. Действенность этой операции может снижаться, если активность банков-заказчиков невелика. Это может происходить в тех случаях, когда деловые банки сами обладают солидными резервами и относительно редко обраща­ются за дополнительными кредитными ресурсами в ЦБ.

 

Отметим также интересную деталь: учетная ставка выпол­няет информационную роль. Меняя ставку, ЦБ дает частно­му сектору сигнал о желательной активизации или, наобо­рот, - о сдерживании деловой энергии. Если частный сектор не реагирует, в дело пускаются более жесткие рычаги (напри­мер, политика минимальных резервов).

Специфической особенностью трансформируемых эконо­мик является тот факт, что величина учетной ставки может резко отличаться от традиционного уровня, характерного для развитых стран. Данный факт обусловлен инфляционными явлениями. В качестве примера следует указать на эволюцию учетной ставки в России[32] (табл. 2)

Таблица 2 РОССИЯ: УРОВЕНЬ И ДИНАМИКА СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ (учетной ставки)
Годы Временные периоды Ставка, % Годы Временные периоды Ставка, %
  (10.04.-22.05)     (05.06-08.06)  
  (22.06-28.06)     (24.06.98-09.07.99)  
  (29.04-16.05)     (21.03-9.07)  
  (16.05-18.06)     (04.11.00-08.04.02)  
  (24.07-18.08)     (09.04.02-06.08.03)  
  (10.02-27.04)     (19.06.07 - н/в)  

Источник: Банк России, www.cbr.ru. В качестве примера приведены выбо­рочные данные по отдельным годам.

Разыгравшаяся в начале реформы инфляция резко повы­сила уровень ставки рефинансирования. Ее модуляция в те­чение каждого года была, к тому же, весьма значительной (что отражало, отчасти, активную монетарную политику в пер­вой половине 1990-х гг.). Однако по мере достижения более равновесного состояния экономики, величина учетной став­ки стала постепенно снижаться.

Политика обязательных минимальных резервов пред­ставляет собой резервирование части активов деловых бан­ков в ЦБ. Согласно закону, все банки обязаны держать при­мерно 20% своих активов в распоряжении ЦБ. Данные сред­ства размещены в форме бессрочных вкладов. Доля, причи­тающаяся для хранения в ЦБ, называется «нормой резерва». В России данная операция (обязательные резервы) начала практиковаться с 1990 г. Норма резерва составляет (по раз­ным группам активов) от 2,5 до 18%.

Данная операция ЦБ представляет собой механизм воз­действия на объем денежной массы в обращении. Характери­зуя этот метод, следует сказать: по сравнению с другими ва­риантами регулирования он считается «грубым». В нем мень-

ше выражена рыночная ориентация (например, в сравнении с операциями на открытом рынке).

Итак, наибольший эффект в процессе регулирования дает: а) использование широкого спектра методов, б) применение их в целесообразной последовательности (от более мягких - к более жестким) в зависимости от реак­ции деловых банков.

В России в настоящее время используются в основном две операции:

Ø политика рефинансирования,

Ø политика обязательных минимальных резервов.

Добровольные соглашения. Центральный банк стремит­ся порой к заключению деловых соглашений с коммерчески­ми банками. Этот метод позволяет принимать операционные решения, действуя быстро и без особого бюрократизма.

Резюмируя обзор монетарной политики, можно сделать следующие выводы:

а) в процессе своей реализации кредитная политика имеет целый ряд эффективных сторон. В то же время имеются и оче­видные сбои;

б) монетарные методы воздействия на экономику (равно как и финансовые) имеют двойственную природу. С одной сто­роны, они являются механизмом реализации экономической политики государства. С другой стороны, - это самостоятель­ное направление макроэкономического регулирования.

6. Специфика взаимодействия финансовой и монетарной политики

Проведение экономической политики с помощью финан­сового или кредитного механизма выдвигает перед экономис­тами важный вопрос: в какой ситуации является более опти­мальным тот или иной вариант? Актуален и другой аспект: какое соотношение финансовых и кредитных мер разумно практиковать в экономике?

Преобладание в процессе регулирования финансовых мер принято называть кейнсианским вариантом проведения эко­номической политики. Больший упор на кредитно-денежный механизм получил в экономической науке название «моне­таризма». Практика реализации экономической политики в западных странах показала, что наиболее рациональным яв­ляется сочетание обоих направлений регулирования. Однако в его рамках всегда прослеживается попеременное колебание н сторону усиления одного или другого метода в зависимости от состояния экономической ситуации (схема 12).

Схема 12

Периодические колебания в методах государственного ре­гулирования (между финансовыми и кредитно-денежными рычагами) напоминают цикличность. Однако механических повторов существовать при этом не может. Сама основа, под­лежащая регулированию, - экономика - развивается и услож­няется. Кейнсианство, например, успешно работало в тот пе­риод, когда степень межстрановой зависимости была слабее. Не столь ожесточенно проявлялась международная конку­ренция. Страны не имели нынешней степени экономической открытости.

Итак, объективная реальность такова, что экономическая политика должна решать одновременно несколько задач, яв­ляющихся не только взаимно соответствующими, но и состо­ящих в противоречии друг с другом. Именно поэтому госу­дарство вынуждено использовать инструменты (финансовые,

денежно-кредитные), которые также не всегда легко сочетае­мы, а порой противоречивы. В этом и проявляется законо­мерность усложняющегося характера государственного ре­гулирования.

В экономической политике России отрабатывается прак­тика использования обоих инструментов. Начало реформы неизбежно усилило роль денежно-кредитных мер, т.е. моне­тарной политики. Причина: без проведения такой ориента­ции не могла начаться сама реформа. Преобладание финан­совых рычагов в регулировании в течение 1985-1992 гг. не могло дать старта коренным преобразованиям.

В то же время, повышение значимости денежно-кредит- ных мер не привело к тому, что финансовый механизм сокра­тил масштабы своего функционирования. Отечественная эко­номика (особенно такие сферы, как ВПК, аграрный и соци­альный секторы) получает стимулы для развития в значи­тельной мере за счет бюджетного финансирования.

Основные понятия

· Денежная система

· Денежные агрегаты

· Наличные деньги

· Безналичные деньги (квази-деньги)

· Учетная политика

· Кредитная система

· Банковская система

· Учетная ставка

· «Цена кредита»

· Операции на открытом рынке

· Политика минимальных резервов

· Монетарная (денежно-кредитная) политика

Контрольные вопросы

Ø Определите понятие «денежный рынок».

Ø Что понимается под «ценой равновесия» на денежном рынке?

Ø Как можно представить графически трансакционный спрос на день­ги и факторы, влияющие на него?

Ø Как можно представить графически спекулятивный спрос на день­ги и факторы, влияющие на него?

Ø Какие факторы влияют на общий спрос на деньги?

Ø Какие факторы влияют на смещение вдоль кривой спроса на день­ги и на смещение самой кривой?

Ø Представьте графически отдельные случаи неравновесия на денеж­ном рынке.

Ø Какие реальные экономические процессы отражают приведенные вами выше случаи неравновесия на денежном рынке?

Ø На какой инструментарий преимущественно ориентируется эко­номическая политика кейнсианского направления? На что дела­ют особый упор неолибералы (неоконсерваторы)? Каковы ваши доводы при ответе на эти вопросы?

Ø Какие обстоятельства определяют периодическую смену моделей регулирования?

Ø В чем особенность взаимодействия финансовой и денежно-кредит­ной политики в России?

Ø ЦБ выполняет значительную роль в поддержании основ рыночной экономической системы. В чем конкретно это проявляется?

Ø Какие факторы предопределяют степень развития регулирующей роли ЦБ?

Ø Какие методы ЦБ являются в большей степени рыночно ориенти­рованными, а какие - нет? Какие операции носят более жесткий характер, а какие - более мягкий?

Ø Каковы эффективные качества учетной политики, с одной сторо­ны, и недостатки - с другой?

Ø Какие проблемные ситуации, связанные с кредитным регулирова­нием, вы можете назвать?

Ø В чем эффективность косвенных методов регулирования? Почему они более согласованы с природой рыночной экономики?

Ø Государство оперирует совокупностью прямых и косвенных методов регулирования. Такой же подход использует и относительно само­стоятельно действующий ЦБ. Попробуйте провести сравнение кос­венных и прямых вариантов воздействия, предпринимаемых, с од­ной стороны, государством, а с другой - центральным банком.

Ø В регулировании каких задач макроэкономической политики бо­лее высокий эффект (по сравнению с финансовой политикой) про­являет монетарная политика?

Ø В связи с чем центральному банку обозначена законом определен­ная независимость от правительства? Прослеживается ли, по ва­шему мнению, закономерная связь между степенью независимо­сти ЦБ и экономическим эффектом?

Ø Каковы методы воздействия монетарной политики на конъюнк­турное развитие экономики?

Ø В чем проявляется регулирующее влияние ДКП на инфляцию и безработицу?

Ø Какие теоретические концепции положены в основу необходимо­сти и возможности денежно-кредитного регулирования рыночной экономики?

Ø Каковы основные инструменты денежно-кредитной политики го­сударства?

Ø Какие из названных вами инструментов денежно-кредитной по­литики можно определить как рыночные, а какие - как админис­тративные?

Ø Предположим, что центральный банк решает увеличить денежное предложение на 3%. Оцените вероятные способы решения этой экономической задачи и последствия реализации этой политики.

Ø Центральный банк осуществляет широкомасштабную продажу государственных ценных бумаг на открытом рынке. На что на­правлена эта мера, являющаяся одним из инструментов денежно- кредитной политики?

Ø Как вы оцениваете такой метод кредитно-денежного регулирова­ния в России, как валютный коридор, использовавшийся в 90-х гг.? Каковы его плюсы и минусы?

Ø В чем проявляются сильные и слабые стороны монетарной поли­тики?

Список рекомендуемой учебной литературы

1. Агапова ТА., Серегина С.Ф. Макроэкономика. - М.: Дело и сервис, 2002. - Гл. 7, 8.

2. Курс экономической теории /Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Кисе­левой. - Киров: АСА, 2002. - Гл. 20.

3. Макроэкономика. Теория и российская практика /Под ред. А.Г.Гряз- новой и Н.Н.Думной. - М.: КНОРУС, 2004. - Тема 9.

4. Экономическая теория/Под ред. А.Г.Грязновой, Т. В.Чечелевой. — М.: Экзамен, 2003. - Гл. 26.

Дополнительная литература

Ø Макконелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс /Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2001. - Гл. 13, 14, 15.

Ø Сакс ДЖуЦ., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход / Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 8, 9, 10.

Ø Экономическая теория. Политэкономия/Под ред. В.И. Видякина, Г.П. Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 1999. - Гл. 3.

Ø Фишер С.,Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика /Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 26, 27.

Приложение
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ
  Эффекты монетарной политики
  • Денежно-кредитный метод - косвенный вариант регу­лирования, что в наибольшей степени соответствует рыночной природе экономики • Наиболее результативен данный метод регулирования при решении таких задач экономической политики, как: »■ стабилизация цен (поддержание устойчивости на­циональной валюты)»> сглаживание конъюнктурных колебаний
  Сбои монетарной политики
  Ø Регулирование ставки процента в определенной сте­пени противоречит рыночной системе Ø Процентная политика (в сторону повышения) может создать эффект роста цен Ø Колебания учетной ставки негативны для отраслей- должников Ø Денежно-кредитная политика малоэффективна в ре­шении проблемы занятости Ø Рост интернационализации банковской сферы усили­вает независимость деловых банков, снижая степень влияния на них ЦБ
     

Окончание приложения

  Монетарная политика: оценка различных школ
  Кейнсианскаяшкола Монетаристская школа
  Рыночная система объек­тивно нуждается в участии государства в регулирова­нии Рынок способен к саморегу­лированию
  Главная проблема эконо­мического развития - без­работица Главная проблема эконо­мического развития - инф­ляция
  Регулирование спроса (в частности, за счет повыше­ния занятости) сопровож­дается, как правило, фор­мированием бюджетного дефицита (последний - не­избежная плата за достига­емый результата) Бюджетный дефицит пред­ставляет собою неоправ­данные издержки. Данное явление становится причи­ной уже указанной пробле­мы экономики - инфляции
  Масштабы денежной поли­тики могут меняться. При необходимости более ак­тивные позиции может проявлять финансовая по­литика Необходима стабильная денежная политика
  Денежная масса нейтраль­на по отношению к эконо­мической активности Модуляция денежной мас­сы оказывает заметное вли­яние на цены и развитие конъюнктуры
       

Тема 20 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

1. Рыночная экономика и социальная справедливость

2. Доходы в обществе и социальная обеспеченность

3. Социальная дифференциация: причины, показатели

4. Направления социальной политики в развитой рыноч­ной экономике

5. Специфика социальной политики в России


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: