double arrow

Законы композиции, пропорциональности, информированности-упорядоченности и единства анализа и синтеза

Закон композиции – цели организации должны быть направлены на поддержание целей более общего уровня.
Цель – желаемый результат, который стремится добиться организация. Цели технических систем изначально известны и определяются их разработчиками. Цель биологической системы – выживание. Цели социально-экономических систем менялись в процессе изменения организационных концепций:
1. Организация – механизм: сочетание факторов производства. Основная цель – получение наибольшей прибыли за счет рационального использования всех видов ресурсов.
2. Организация – коллектив работников, сформированный по принципу разделения труда. Принцип: формирование и поддержание человеческих отношений.
3. Организация – сложная иерархическая система открытого типа. Основная цель – выживание.
4. Организация – общественная структура, в деятельности которой заинтересованы учредители, работники, инвесторы и общество в целом. Цель – обеспечение баланса интересов всех заинтересованных групп.
Действие закона выходит за рамки отдельно взятой организации. Кроме того, согласно закону, необходима согласованность целей, поэтому, согласно современной философии в управлении, любая организация должна иметь миссию, а ее стратегические цели должны включать общественные.

Миссия – предназначение организации. Причина существования – философия и социальная установка.
На основании закона композиции можно сделать следующие выводы:
- цели любого подразделения должны соответствовать целям организации;
- если организация имеет иерархически упорядоченную структуру, то и цели ее упорядочены – это достигается путем составления дерева целей. Цели высшего уровня имеют обобщенную формулировку и рассчитаны на более длительный срок. Узкие цели конкретны, краткосрочны и являются средством достижения целей высокого уровня;
- при наличии иерархии целей можно ее использовать при построении структуры организации

Закон пропорциональности - в организационном целом необходимо определенное соотношение между его частями.
Это подразумевает наличие соответствия между частями. Соблюдение этих соотношений обеспечивает устойчивость и эффективное функционирование системы. Диспропорции снижают эффективность и приводят к разрушению системы. Есть подвижные и постоянные пропорции. Закон активно применяется в технике и архитектуре, для размещения производственных сил по стране и при планировке подразделений.
Коэффициент пропорциональности = минимальный показатель участка / максимальный показатель участка


Пропорциональность производственного участка можно обеспечить путем:


- увеличение трудоемких рабочих мест;


- замена оборудования;


- изменение конструкции или технологии предмета труда.


Следуя закону пропорциональности, на предприятиях разрабатывают баланс производственных мощностей и энергетический баланс, это позволяет разработать оптимальную производственную программу, снизить использование энергоресурсов и длительности цикла производства продукции.
Для устойчивости экономической системы региона и страны необходима пропорциональность между различными отраслями производства. Кроме того необходима определенная пропорциональность между управляющей и управляемой подсистемами любой организации, поэтому расширение организации и расширение производства требует расширения и усложнения структуры аппарата управления.
Основное значение закона в том, что он определяет условия достижения синергетического эффекта.

Упорядоченность – гармоничное, взаимосвязанное функционирование и развитие всех элементов и подсистем организации, наличие между элементами постоянного стабильного взаимодействия.

Закон информированности-упорядоченности гласит: каждая система стремится получить, как можно больше достоверной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования.
Из закона информированности-упорядоченности вытекают следующие следствия:
• Первое следствие – чем большей информацией о внутренней и внешнй среде располагает организация, тем большую она имеет вероятность устойчивого функционирования и самосохранения.
• Второе следствие – информированность работника после достижения верхнего критического уровня трансформируется в его компетентность и профессионализм. Чем больше работники нацелены на повышение квалификации, обучение, развитие и чем больше организация создает для этого возможностей, тем более высоким потенциалом владеет персонал данной организации.
• Третье следствие – в организации, позволяющей принимать адекватные решения, не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей. Чем большей информацией о себе и каждом направлении своей деятельности обладает организация, тем выше эффективность ее функционирования.
• Четвертое следствие - формирование эффективной информационной системы требует больших затрат на получение, обработку и обеспечение безопасности информации. Информация может защищаться следующими способами: физической защитой офиса и персонала, формированием высокой степени лояльности персонала, созданием эффективной системы защиты документооборота организации.
• Пятое следствие – стремление к достижению максимальных значений всех характеристик информации (большой объем, достоверность, ценность, насыщенность) помимо больших финансовых затрат может привести к дезинформации заинтересованного в этой информации лица или организации. Это вызывается трудностью хранения и обработки избыточной информации, а также сложностью получения объективных однозначных выводов при анализе и оценке данной информации.
• Шестое следствие – информационная среда по причине своей важности и сложности является наряду с персоналом, финансами, производством основным объектом управления организации.
• Седьмое следствие – коммуникации, обеспечивающие передачу информации, непосредственно влияют на эффективность и результативность организации. Достижение целей организации невозможно без межличностной коммуникации, без коммуникаций между подразделениями организации, без коммуникаций с внешней средой.

Анализ — это разделение целого на части, представление сложного в виде простых составляющих.

Синтез — соединение простых составляющих объекта в единое целое.

Анализ и синтез в человеческом мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря о единстве анализа и синтеза, подразумевают их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности. В теории организации закон единства анализа и синтеза можно сформулировать в следующем виде:
каждая организация стремится настроиться на наиболее рациональный, экономный режим функционирования в результате постоянного преобразования своей структуры или функций, при этом скорость и результат преобразования зависят от скорости и характера изменения ее внешней и внутренней среды.

В практическом применении закона постепенно формируется взаимосвязь между характером, результатами аналитической работы в организации и количественными, качественными параметрами организации. Закон может быть реализован с помощью метода постепенного приближения, который включает четыре этапа:
• предварительный анализ внешней и внутренней среды организации с позиций стороннего наблюдателя и выявление характера и скорости их изменения;
• проведение «мозговой атаки» на совещании основных специалистов организации по итогам предварительного анализа;
• создание группы развития организации и преобразование организационной стратегии развития (структуры, функций и т.д.) в соответствии с изменениями внешней среды;
• постоянная работа группы развития в рамках нового структурного подразделения организации.

35. Принципы организации и их классификация.


Принципы организации
– это общие правила формирования систем в природе и обществе, обеспечивающих упорядоченность и целесообразность их функционирования.

По степени обоснованности выделяют научные и обыденные принципы.
К научным принципам относятся принципы, которые могут быть сформулированы на основе познания законов и закономерностей организации.
К обыденным принципам относятся те правила, которые сформулированы человеком на основе собственного восприятия действительности, традиций и интуиции.


По степени универсальности принципы организации можно разделить на универсальные, специфические и ситуационные.

К универсальным принципам относятся принципы, отражающие правила формирования самых разнообразных систем в природе и обществе.


Специфические принципы – принципы, действующие только в отдельных системах.
Ситуационные принципы – принципы, характерные для отдельных ситуаций.

По способу реализации выделяют:


•Принципы, реализуемые природой без участия человека
•Принципы, реализуемые при взаимодействии природы и человека
•Принципы, реализуемые только с участием человека.

По масштабу действия принципы организации можно разделить на принципы:


•действующие только в отдельных элементах организации (принцип индивидуальной ответственности);
•действующие между элементами организации (принцип обратной связи);
•действующие между системами (предприятиями, отраслями).

К числу основных универсальных принципов организации можно отнести:


•Принцип цепной связи
•Принцип ингрессии
•Принцип подбора (отбора)
•Принцип подвижного равновесия
•Принцип слабого звена

Организации рассматриваются как в статике, динамике и в прогрессивном развитии, то принципы организации можно также разделить на 3 группы:


•Принципы организационной статики, определяющие правила построения структур
•Принципы организационной динамики как общие правила формирования организационных процессов
•Принципы рационализации как общие правила совершенствования статики и динамики организации.

Вопрос 36.Универсальные принципы организации.

Универсальными являются принципы цепной связи, ингрессии, подбора, подвижного равновесия, слабого звена.

· Принцип цепной связи – всякое соединение комплексов происходит через общие звенья, образующие цепную связь.

Иначе, для образования единого целого из нескольких компонентов необходимо, чтобы эти компоненты имели нечто общее, т.е. совпадающие элементы. Кого-то объединяют общие интересы или общие задачи. Кого-то объединяет общее горе и т.п. Цехи на промышленном предприятии объединены общим производственным процессом. Продавец и покупатель объединены товаром, который одному нужно продать, а другому – купить.

· Принцип ингрессии (вхождения) – образование цепной связи осуществляется путем вхождения организующих комплексов между организуемыми.

Принцип ингрессии является логическим продолжением принципа цепной связи, так как он гласит, что образование связи между компонентами происходит потому, что активные. Следуя принципам цепной связи и ингрессии, для установления контакта с другим человеком необходимо говорить с ним о том, что его интересует. Это необходимо учитывать при установлении межличностных контактов, в частности при организации и ведении переговоров.

· Принцип подбора – всякое событие или утверждение можно рассматривать как сохранение или умножение одних активностей и связей в том или ином комплексе или системе в целом, так и устранение, ослабление других.

В природе наиболее ярким проявлением этого принципа является естественный отбор, возникающий по причине борьбы за существование. Человек осуществляет искусственный отбор, проводя селекцию животных и растений. В процессе стратегического планирования происходит отбор наиболее благоприятной для организации программы перспективного развития. Любой кризис имеет не только негативные, но и позитивные последствия для экономики страны. Любая неприятность в жизни человека должна служить ему уроком в будущем.

· Принцип подвижного равновесия – всякое сохранение форм нужно рассматривать как подвижное равновесие этих форм, а подвижное равновесие является относительным равенством процессов ассимиляции и дезассимиляции. Этот принцип можно пояснить следующим образом: любая организация, как биологическая, так и социальная, устойчиво функционирует за счет процессов ассимиляции и дезассимиляции.

Ассимиляция – это усвоение системой элементов из внешней среды, которые при этом образуют группировки с другими ее элементами, т.е. употребляются системой. Дезассимиляции – это потеря элементов системы во внешнюю среду. Далее эти элементы вступают в сочетания с элементами внешней среды.

· Принцип слабого звена – целостность любой системы определяется устойчивостью ее наиболее слабого звена. Например, анализ хозяйственной деятельности позволяет выявить резервы организации и предусмотреть мероприятия по их исполнению. Повысить эффективность использования основных фондов можно за счет внедрения многосменного режима работы оборудования.


· Принципы статического состояния организации

· К принципам статического состояния организации относятся: принцип приоритета цели, принцип приоритета функций над структурой и принцип приоритета субъекта управления над объектом.

· Принцип приоритета цели. "В системе: цель-задача-функция-структура-персонал наивысший приоритет должна иметь цель, затем задача и далее функция, структура и персонал".

· При создании, сокращении, объединении, реструктуризации или ликвидации компании наиболее хорошо должна быть разработана общая цель ("семь раз отмерь - один раз отрежь"). Общая цель должна быть представлена более мелкими целями по областям деятельности (экономическими, организационными, технологическими и т.д.) или по видам выпускаемой продукции (услуга, товарам, информации). Каждая цель полученного набора должна быть конкретизирована в виде задач с указанием объемов, сроков, ресурсов и т.п. Для решения набора задач формируются функции управления и производства с указанием трудоемкости, сложности и схожести. На их базе создается организационная структура наиболее приемлемого вида. Полученная структура служит основанием для формирования контингента работников компании. Таким образом, основное внимание должно быть уделено целям компании, затем набору задач и функций, организационной структуре и персоналу. Разный объем внимания не означает, что к формированию цели нужно относиться очень профессионально, а к персоналу можно подходить "спустя рукава", то есть непрофессионально. Каждый элемент является важным для эффективной деятельности будущей компании.

· Принцип приоритета функций над структурой. "При создании компаний в системе "функция-структура" наивысший приоритет должны иметь функции".

· Компанию можно создать двумя вариантами. По первому варианту руководитель может полностью скопировать структуру какой-либо однотипной образцовой па его взгляд компании с набором уже выполняемых функций - это метод " бенчмаркинг ". По второму варианту руководитель должен сначала сформировать полный набор необходимых функций и затем по этому набору создавать организационную структуру. Этот вариант может учесть текущие (а не прошлые) потребности в наборе функций, отражающие реальный момент. Практика показывает, что 60-80% учредителей компаний, облегчая себе труд, предпочитают копировать существующие структуры. Результаты такого облегчения проявляются достаточно быстро и весьма негативно. В качестве примера можно привести стратегию спецслужб США по "утечке" секретной военной информации. Эта стратегия заключалась в следующем: после того, как секретная технология производства военной техники в США была успешно реализована серийно, американские конструкторы начинали разрабатывать новые проекты, а предыдущую технологию через специальные каналы отправляли в СССР как особо секретную, как последнее слово в технике. Время, потраченное советскими конструкторами на освоение этого фактически устаревшего материала, существенно увеличивало разрыв в уровнях новых военных технологий двух супердержав. А в США уже серийно реализовывалась новая, и их конструкторы приступали к разработке более совершенной. И так по циклу.

· Принцип приоритета субъекта управления над объектом. "При создании компании или структурного подразделения приоритет должен отдаваться руководителю относительно будущих работников".

· Обычно новое подразделение или компания создается с целью удовлетворения каких-либо важных потребностей или интересов. Вначале подбирается руководитель или специалист, который может профессионально реализовать поставленную цель. А затем новый руководитель или специалист подбирает команду, которая по профессиональным и личностным качествам может вместе с ним эффективно работать над конкретными задачами.

38) Принципы организационной динамики

  1. Направленность. Этот принцип предусматривает, что организационные процессы должны осуществляться в одном чётко определённом направлении.
  2. Прямоточность. Рационально организованный процесс должен быть прямоточным, ведущим к намеченной цели кратчайшим путём.
  3. Результативность. Реализация организационного процесса должна обеспечивать получение результата, достижение поставленной цели.
  4. Эффективность. Организационные процессы должны быть эффективными, т.е. должны обеспечивать максимальное превышение результатов над затратами.
  5. Восприимчивость. Организационный процесс должен обладать способностью к восприятию, как управляющего воздействия, так и изменений внешней и внутренней среды организации.
  6. Информированность. Целенаправленное динамичное развитие организации возможно только по отношению к процессам, обладающим информированностью, т.е. обеспеченным необходимой информацией для принятия решений.
  7. Надёжность. Организационный процесс должен быть организован таким образом, чтобы при любом состоянии факторов внешней среды он не прекращался.
  8. Оперативность. Организационный процесс должен осуществляться без задержек.

9. Гибкость. Организационный процесс должен обладать гибкостью, способностью к оперативным изменениям.

10.Параллельность. Принцип параллельности предполагает одновременное осуществление отдельных частей организационного процесса при каждой подобной возможности.

11.Ритмичность характеризует равномерность осуществления процесса. Она предполагает чёткое соответствие между длительностью стадии процесса и её содержанием. В зависимости от сферы изменений выделяются:

  • Ритмичность формирования результатов
  • Ритмичность расходования ресурсов
  • Ритмичность изменения параметров процесса (ускорение)
  • Ритмичность воспроизводства процессов через определённые промежутки времени.

12.Синхронность. Принцип синхронности заключается в обеспечении чёткого временного соответствия между фазами, этапами и операциями процесса. Необходимо синхронизировать между собой реализуемые раздельно процессы:

  • По месту осуществления (в разных цехах)
  • По объектам воздействия (изготовление деталей и готовой продукции)
  • По исполнителям.

39. Принципы рационализации

1 .Концептуализация. Основа рационализации – это выбор концепции повышения организованности системы.

2.Алгоритмизация. Научно обоснованная рационализация системы предполагает использование предварительно разработанного алгоритма – чёткой программы действий.

3.Нормализация. Создание рациональной организации предполагает нормализацию условий её существования.

4.Систематизация. Рациональная организация должна быть единой целостной системой, находящейся в состоянии динамического равновесия.

5.Классификация. Выработка концепции и определение направления рационализации основываются на классификации систем, факторов среды, структур, структурных элементов и внутрисистемных связей, процессов.

6.Концентрация. Все усилия должны быть сконцентрированы на главном направлении рационализации.

7.Выравнивание потенциала. Рационализация предполагает равномерное развитие всей организации.

8.Ассоциации. Невозможно решить все организационные задачи в рамках отдельных подразделений. Для отдельных масштабных задач необходимо создавать организационные ассоциации.

9.Специализация обеспечивает:

Ø Распределение функций и задач по отдельным высококвалифицированным исполнителям

Ø Установление роли и места каждого подразделения в организации

Ø Оперативность и надёжность реализации процессов

Ø Высокое качество и производительность труда.

10.Стандартизация включает разработку стандартов, необходимых для ускорения организационных процессов.

11.Унификаци я – это сведение многообразных структурных элементов к единообразию.

12.Персонификация. В рациональной организации необходимо обеспечить персональные полномочия и ответственность всех её членов за функционирование процессов и выполнение работ.

13.Регламентация предполагает установление определённого порядка функционирования организации. Необходимо регламентировать:

· Связи между структурными подразделениями организации

· Выработку и принятие управленческих решений

· Процессы информационного обеспечения организации

· Процессы контроля работы организации

· Отчётность по отклонениям

· Процессы корректировки деятельности организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: