Направление (специальность) 080502.65 (060800) «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» (согласно перечню направлений подготовки и специальностей)

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По дисциплине «БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В СФЕРЕ СЕРВИСА»

направление (специальность) 080502.65 (060800) «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» (согласно перечню направлений подготовки и специальностей)

(объем аудиторных часов – 64)

(количество тем - _7__)

Составитель __________________

(к.э.н., доц. Шушаро В.Г..)

Санкт-Петербург

2011г.

Лекция 1. Бизнес-план как инструмент инвестиционной политики организации сферы сервиса

1.Задачи, решаемые в процессе бизнес-планирования.

2. Сущность подготовительной работы в бизнес-планирования.

3. Перечень разделов бизнес-плана.

Бизнес-план является важным документом, предваряющим начало деятельности предприятия. Он дает обоснованную целостную и системную оценку перспектив развития фирмы, которая позволяет решить следующие задачи:

- определить конкретное направление деятельности фирмы, ее целевые рынки и место фирмы на них;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;

- определить номенклатуру товаров и услуг, а также оценить издержки по их созданию к реализации;

- оценить соответствие кадров фирмы условиям, необходимым для достижения поставленных целей:;

- определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка;

- определить, соответствует ли финансовое положение фирмы поставленным целям.

Составлению бизнес-плана предшествуют следующие виды работ:

- анализ и оценка текущего состояния фирмы;

- анализ потребностей рынка;

- оценка влияния окружающей среды;

- определение основных направлений и формулировка количественно обоснованных целей деятельности фирмы на расчетный период;

- разработка планов действий, обеспечивающих достижение установленных целей, и определение необходимых для этого ресурсов,

Бизнес-план составляется в прогнозе на несколько лет. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется предоста­вить поквартально. В следующие периоды показатели представляются по годам. В общем случае, выбор периода планирования определя­ется экономическим смыслом задачи, масштабом проекта, требуемы­ми вложениями.

Бизнес-план включает следующие разделы:

1. Титульный лист.

2. Описание фирмы.

3. Маркетинговая стратегия.

4. Сведения о конкурентах.

5. План производства.

6. Организационный план.

7. Юридический план.

8. Кадровая политика.

9. Риск и страхование.

10. Финансовый план.

Описание фирмы включает сведения об учредителях, краткую историю создания фирмы, действующую организационную структу­ру, характеристику производства и сбыта, данные о финансовом положении фирмы, описание наиболее значительных успехов и достижений.

Маркетинговая стратегия составляется на основе маркетинговых исследований, включающих комплексное изучение требований потребителя к: услуге, конъюнктуры рынка, его емкости и объема рыночного спроса, системы ценообразования, форм и методов сбыта, определения уровня конкурентоспособности фирмы на различных сегментах рынка.

Для реализации поставленных целей формируется маркетинговая стратегия, определяются действия фирмы в конкретных условиях спроса и предложения. Для формирования системы целей маркетоло­ги на фирме используют метод построения дерева целей. Маркетин­говая программа предполагает формирование ценовой, товарной, ассортиментной и сбытовой политики.

Ценовая политика является основным фактором, влияющим на финансовые показатели деятельности фирмы, которая формируется под воздействием множества факторов: объективно необходимых за­трат; уровня конкурентоспособности:; действующей системы налогообложения.

Товарная полшпика заключается в повышении конкурентоспо­собности оказываемых услуг, совершенствовании их качественных характеристик в соответствии с запросами потребителей, созданием новых, видов услуг, в оптимизации ассортимента, в удлинении жизненного цикла товаров (услуг) за счет повышения качества.

Оптимизация: ассортиментной политики может' строиться по следующим направлениям:

1) товарная дифференциация (выделение своих товарных услуг в качестве особых);

2) узкая специализация (предполагает работу на довольно узком сегменте рынка и в ограниченной сферы сбыта);

3) товарная диверсификация (значительное расширение сферы деятельности и производства не связанных друг с другом товаров и услуг);

4) товарная вертикальная интеграция (освоение производства новых услуг по одной технологической цепочке).

Сбытовая политика это организация сети оптовых и розничных магазинов, агентств и др. При планировании сбыта устанавливаются каналы движения различных групп товаров на разные сегменты рынка, число участников сбыта, интенсивность сбыта.

Сведения о конкурентах содержат информацию о конкуренции на том сегменте рынка, где фирма собирается реализовывать свою продукцию. Необходимо называть основных конкурентов и по воз­можности охарактеризовать их финансовое положение, объем про­даж, деятельность маркетинговых служб, а также дать оценку их про­дукции и услуг. После определения основных конкурентов необхо­димо провести анализ слабых и сильных сторон фирмы и ее конку­рентов. Для этого применяется SWOT-анализ фирмы.

Маркетинговый план должен дать ответы на следующие вопросы:

1. Кто будет являться потребителем продукции (услуги)?

2. Какова численность потребителей, представляющих данный сегмент рынка?

3. Какой объем продукции (услуг) за определенный период способны они потребить?

4. В каком целевом диапазоне должна находиться продукция (услуги) для того, чтобы быть приемлемым для потенциальных потребителей?

5. Какой объем продукции (услуг) в стоимостном выражении за определенный период можно будет реализовать?

Маркетинговый план предполагает сбор и анализ сведений о конкурентах. Труднодостижимой, но очень ценной информацией яв­ляются данные об объеме реализации конкурентов или доли рынка, которую контролирует каждый игрок.

В плане производства указывается, какие требуются ресурсы (материальные, финансовые, информационные, трудовые) и чем: в ре­альности располагает организация для производства товара (оказания услуг).

Необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Каково финансовое состояние организации и какими свободными финансовыми ресурсами она располагает?

2. Какая сырьевая база требуется для производства продукции (услуги)?

3. Каков технологический процесс оказания продукции (услуги)?

4. Каковы нормы расходов ресурсов по их видам, и каков общий объем ресурсов в натуральном и в стоимостном выражениях необходим для производства запланированного количества продукции (услуг)?

5. Какое оборудование требуется для реализации бизнес-планирования?

6. Как осуществляется снабжение и сбыт в организации?

В организационном плане рассматривается схема управления и

определяются основные управленческие и исполнительные подразделения, а также функциональные и линейные связи между ними. Если бизнес-проект реализуется в некоторой действующей бизнес-структуре, то следует ответить на следующие вопросы:

1. Деятельность каких отделов и служб затронет реализация бизнес-проекта?

2. Как: изменяются: численность и функциональные обязанности работников данных отделов и служб?

3. Как изменяются связи данных отделов и служб с другими отделами, службами и внешними организациями?

4. Каковы затраты на оплату труда персонал, занятого в реализации бизнес-проекта?

5. Каковы направления и размеры расходования заемных средств?

6. Какова калькуляция себестоимости и цены единицы изделия?

7. Каков;! общая смета затрат на производство?

Юридический план содержит полную информацию о право­вых аспектах деятельности., учредителях и соучредителях, необходи­мости регистрации в исполнительных органах власти, уставе, составе руководящих органов, характере собственности. Особое внимание уделяется сведениям о гарантах, либо других видах обеспечения кре­дита (например, залог материальных ценностей).

В разделе Кадровая политика приводится штатное расписание фирмы, как действующее, гак и требуемое в результате реализации проекта.

Штатное расписание - внутриорганизационный документ, имеющий следующий вид (см. табл.1):

  Штатное расписание организации Таблица 1
Должность Оклад, руб. Количество единиц Фонд оплаты Фактическое замещение
1. Директор       Иванов И.И.
2. Главный бухгалтер       Петрова П.П.
3.. Бухгалтер       Сидоренко, Сидорова, Сидорчук
           

По штатному расписанию определяется общий фонд оплаты.

Кадровая политика предполагает не только установление форм и условий оплаты труда, но и необходимость повышения квалификации персонала, либо переобучением конкретных; работников в соответст­вии с преобразованиями. Возможно также использование не штатно­го персонала, а услуг сторонних организаций. Bice затраты включают­ся в общие затраты по бизнес-проекту.

В разделе Риск и страхование производится оценка тех угроз, которые могут возникнуть в связи с осуществлением проекта.

Выделяются следующие основные виды: рисков: 1. Имущественные риски, возникающие вследствие порчи и хи­щения товарно-материальных ценностей организации. Эти риски особенно значимы тогда, когда осуществляется проект производст­венного характера, планируется возведение; объектов капитального строительства, приобретения оборудования и др.. Средством защиты от таких рисков является страхование, использование охраны, при этом соответствующие затраты учитываются при разработке бизнес-плана.

2. Инфляционные риски, связанные с макроэкономической обста­новкой в регионе и стране. Основные области риска заключаются в:

- возможном повышении стоимости сырья, материалов, энергоносителей, арендной платы за период подготовительной работы:

- возможном прекращении иди снижении спроса на планируемую продукцию (услугу), вследствие изменения покупательной способности населения.

Мерами снижения этих рисков являются:

- проработка различных -сценариев бизнес-плана и использование при осуществлении расчетов обосновано пессимистичными оцен­ками инфляции;

- заключение предварительных договоров на поставку продукции(услуг) с целью обеспечения гарантированного сбыта.

3. Политические риски, которые связаны с социально-экономической и криминальной обстановкой в регионе, в котором планируется осуществление предпринимательской деятельности. Политические риски особенно существенны для туризма. Средством страхования от них является предоставление охраны туристам и страховка.

4. Экологические риски, связанные с состоянием окружающей среды и законодательством ее защищающим. Если предпринимательская деятельность предполагается осуществляться в стране с жестким законодательством: по охране: окружающей среды, то в бизнес-плане следует предусмотреть соответствующие расходы на природоохранные мероприятия.

Финансовый план призвав; ответить на основной вопрос, который решается в ходе бизнес-планирования: какова эффективность инвестиций? Для ответа на этот вопрос необходимо определить:

- размер прибыли, который может быть получен в результате реализации бизнес-проекта;

- соотношение результатов к затрат на реализацию бизнес-проекта;

- срок: окупаемости осуществленных инвестиций;

Таким, образом, бизнес-проектировщик должен уметь оценить эффект от реализации бизнес-плана как разность между результатами и затратами (прибыль) и эффективность, как, отношение результатов к. затратам (например, рентабельность).

Кроме того, при оценке эффективности бизнес-проекта необхо­димо:

- -оценить финансовую целесообразность реализации проекта и его абсолютную эффективность, т. е. проверить будут ли совокупные затраты по проекту не менее ценны, чем требуемые затраты всех видов;

- оценить эффективность проекта и выявить его преимущества по сравнению с альтернативными.

Оценки, используемые в данном плане должны учитывать ин­фляцию, риск, неопределенность и возможность альтернативного ис­пользования денежных средств.

Оценка эффективности осуществляется в несколько этапов:

1. Сравнение рентабельности бизнес-проекта со средним процентом банковского кредита. Цель такого сравнения — поиск альтернативных, наиболее выгодных вложений капитала. Если расчетная рентабельность инвестиционного проекта ниже ставки банковского кредита, то проект должен быть отклонен, т. к. выгоднее просто положить деньги в банк под процент.

2. Проведение сравнения рентабельности инвестиционного проекта со средним темпом инфляции в стране. Цель такого сравнения -минимизация потерь денежных средств от инфляции, если темпы
инфляции больше рентабельности проекта, то капитал фирмы с течением времени обесценится и не будет воспроизведен.

3. Оценка бизнес-проекта по стандартным критериям эффективности. Эти критерии определены рекомендациями UNIDO (организации по содействию промышленному развитию при (ЗОН):

- чистая приведенная стоимость;

- индекс прибыльности;

- внутренняя норма доходности;

- срок окупаемости.

Расчет этих показателей основан на решении основных инве­стиционных задач.

Лекция 2. Математические основы бизнес-планирования

1. Учет фактора времени и фактора риска в бизнес-планировании.

2. Понятие инвестиций и инвестиционной политики

3. Основные инвестиционные задачи.

В теории управления инвестициями выделяют два вида инве­стиций:

- реальные инвестиции -- инвестиции в какие-либо материально осязаемые активы (земля, оборудование, технология);

- портфельные (финансовые) инвестиции представляют собой контракты, записанные на бумаге (акции, облигации).

Оба вида инвестиций тесно взаимосвязаны. С обновлением и расширением основных фондов непосредственно связаны реальные инвестиции. Источником финансирования реальных инвестиций мо­гут быть доходы от финансовых инвестиций.

Фактор времени отражается в; разной стоимости денежных средств, относящихся к различным моментам времени, что обуслов­лено не только и не столько инфляцией. Это объясняется тем, что имеющиеся в настоящий момент могут быть инвестированы и при­нести доходы в будущем, поэтому денежные средства, не инвести­руемые сегодня, не принесут доход в будущем и со временем обесце­нятся".

Фактор риска выражается здесь в том, что эффективность инве­стиционного проекта., ожидаемые поступления и предполагаемые за­траты оцениваются с некоторой вероятностью. Все проблемы, ре­шаемые в инвестиционном анализе можно свести к шести основным задачам, определяемыми как функции сложного процента. Каждая из функций строится на знании следующих исходных данных:

- процентной ставки;

- периода начисления:;

- дохода от инвестиций.

Под процентной ставкой понимается относительная величина дохода за фиксированный отрезок времени, т.е. отношение дохода (% денег) к сумме долга за единицу времени.

Период начисления — временной интервал, к которому приуро­чена процентная ставка (месяц, квартал, год),

Доход от инвестиций определяется в процессе произведенных аналитических расчетов.

Задача 1

Чему будет равен доход от инвестиций через определенное ко­личество периодов при заданной процентной ставке, и соответствен­но, в какую сумму можно оценить инвестиции через определенный период?

Для решения данной задачи применяется математическая мо­дель - наращенная сумма единицы или множитель наращения F;,:

г - процентная ставка;

п - количество периодов наращения.

Накопленная за период сумма (S) равна произведению началь­ной суммы инвестиций (Р) на множитель наращения:

При использовании данной формулы предполагается, что еже­годный доход от инвестиций реинвестируется: (капитализируется).

Пример. В покупку объекта, недвижимости вложены 100 000 рублей. Ставка доходности 10% годовых. Чему будет равна цена зем­ли через 5 лет?

Задача 2

Чему будет равна стоимость серии равных сумм вложений через некоторое количество интервалов, если вложения осуществляются (депонируются) в конце каждого из периодических интервалов?

Для решения задачи используется фактор накопления единицы за период F2

Накопления, полученные при депонировании вкладов в начале каждого периода, метут быть рассчитаны путем суммирования слож­ных процентов за весь рассматриваемый период.

Задача 3

Чем)' равна текущая стоимость дохода, которая может быть по­лучена от инвестиций в будущем?

Решение этой задачи позволяет привести доходы, полученные в будущем к настоящему времени, и сравнить суммы вложений в про­ект, которые осуществляются сегодня с доходом, который будет по­лучен через определенный период времени.

Данная задача решается с применением факторного множителя, называемого текущей стоимостью единицы (реверсия).

Реверсия •- величина обратная накопленной сумме единицы, ис­пользуемой при решении задачи 1.

При применении факторной текущей стоимости используется понятие дисконтирования или дисконта. Дисконтирование позволяет устранить неравноценность затрат и результатов, осуществляемых и получаемых в различные моменты времени. Для собственников капи­тала ставка дисконтирования идентифицируется с нормой дохода, ожидаемой от вложения капитала. Поэтому чем больше шансы по­терь, тем выше ставка дисконтирования, по которой разновременные доходы на инвестиции приводятся к моменту инвестирования.

Таким: образом, размер ставки дисконта (норматива приведения по фактору времени) связывают с риском деловых операций (см. табл. 2).

Дисконтирование используется только в расчетах эффективно­сти бизнес-плана, но не учитывается при определении традиционных показателей деятельности организации (прироста прибыли, снижении себестоимости и тому подобное).


Текущая стоимость рассчитывается как произведение стоимости прогнозируемой к получению в будущем и реверсией.


Фактор текущей стоимости (реверсия) рассчитывается по сле­дующей формуле:

Задача 4

Какую сумму следует вложить в проект, чтобы ежеквартально (ежегодно) получать определенный доход с учетом процентной став­ки. Процентный доход предусматривается в размере достаточном для возмещения потери стоимости во времени.

Алгоритм решения задачи идентичен определению текущей дисконтированной стоимости денежного потока, генерируемого в те­чение ряда разных периодов времени в процессе реализации бизнес-пректа. Отдельные элементы денежного потока относятся к равным временным интервалам, и поэтому их. непосредственное суммирова­ние искажает реальную доходность инвестиций. Приведение денеж­ного потока к одному моменту времени осуществляется при помощи функции, называемой текущей стоимостью аннуитета.

где: а - величина аннуитета, (денежные поступления за определенный период').

Данная формула применяется для определения текущей стоимо­сти только в том случае, если доходы, полученные за текущий год равны. При неравенстве доходов по временным периодам их получе­ния рассчитывается дисконтированная стоимость за каждый период.

Пример* В результате осуществления бизнес-проекта ежегодные доходы в течение 5 лет будут составлять по 100 тысяч рублей, про­центная ставка = 10%. Текущая стоимость денежных потоков соста­вит:

Задача 5

Данная задача, может существовать в двух постановках:

1. Какой доход необходимо получать ежегодно для того, чтобы возместить (окупить) инвестиции за определенный период времени с учетом процентной ставки?

2. Какую сумму необходимо ежегодно (ежеквартально, ежемесячно) вносить в банк для погашения кредитов и процентов по нему?

Ежегодный доход (аннуитет) определяется умножением: суммы инвестиций на множитель F5

Содержание задач определяет название функции, применяемой при ее [решении - функция погашения кредита, которая определяется как величина, обратная текущей стоимости аннуитета

где: IС --.начальная сумма инвестиций.

Пример_Инвестиции в проект составили 500 тыс. руб. Для того, чтобы окупить инвестиции в. течение 5 лет и получить доход в разме­ре 10% годовых, ежегодный денежный поток должен составить:

Текущая стоимость аннуитетов рассчитывается по следующей

формуле:

Задача 6

Какую сумму следует ежегодно вкладывать на депозитный счет в банк, чтобы через определенное количество лет получить заданную стоимость?

Сумма ежегодного вклада составит

Для решения данной задачи используется функция, называемая фактор фонда возмещения - величина, обратная фактору накопления единицы за период.

где: А-стоимость поступлений по истечении срока вложений.

Фактор фонда возмещения показывает денежную сумму, кото­рую необходимо депонировать в конце каждого периода для того, чтобы через заданное число периодов остаток составил необходимую величину. Данный фактор учитывает процент, получаемый по депо­зитам.

Часто в тех случаях, когда вплоть до истечения срока кредитно­го договора (договорного обязательства) кредитором выплачивается только процент, заемщики для погашения основной суммы кредита создают специальные фонды возмещения. В каждый период должник вносит в отдельный фонд сумму, которая вместе с начисляемыми на нее процентами должна обеспечить погашение основной части кредита.

Инвестиции - это капиталовложения, осуществляемые в одну из областей деятельности фирмы; с целью извлечения прибыли.

Инвестиционная политика — программа действий по определе­нию источников инвестиций и направлений их вложений. Она явля­ется частью общей стратегии развития фирмы и направлена на дос­тижение главной основной цепи (миссии) деятельности организации.

Существует 3 типа источников инвестиций:

- за счет чистой прибыли и.амортизации: является наименее рискованным для фирмы, так капе в данном случае при неблагоприятном стечении обстоятельств потери не затронут имущество фирмы, а также доли учредителей в уставном капитале.

- за счет средств учредителей и владельцев акций: более рискованно., так как увеличение количества учредителей ведет к соответствующему уменьшению доли каждого из них в уставном.

- за счет заемных средств (кредитов): наиболее рискованно, так как получение кредита возможно только по предоставлении залога на сумму кредита, либо поручителя (гаранта), которые в случае неплатежеспособности обязуются отвечать по обязательствам за­щитника.

Предметами являются активы фирмы, то есть основные фонды, нематериальные активы, денежные средства, запасы готовой продук­ции. Основные фонды - это имущество предприятия, которое исполь­зуется в процессе производства многократно и его стоимость перено­сится на готовую продукцию по частям. Это здания, сооружения, ма­шины, оборудование, производственно-хозяйственный инвентарь.

Оборотные фонды многократно участвуют в процессе произ­водства, и их стоимость переносится на готовую продукцию полно­стью. Это сырье, материалы и др.

Управление инвестициями предполагает:

- анализ методик планирования бизнес-проекта;

- разработку системы критериев и оценка эффективности бизнес-проекта;

- проведение экономического анализа планов и бюджетов бизнес-проекта;

- сбор текущей информации, то есть проведение мониторинга промежуточных результатов проекта;

- анализ изменений внутренней и внешней среды и оценка их влияния;

- корректировка планов бизнес-проекта в соответствии с изменением условий;

- контроль выполнения бизнес-проекта по содержанию и срокам выполнения работ;

- анализ причин отклонения от плана (содержание, сроки);

В системе управления инвестициями можно выделить три; этапа:

- выбор и обоснование инвестиционного проекта в соответствии с целями и стратегией предприятия (разработка бизнес-плана);

- разработка критериев достижения целей и подконтрольных показателей для каждого подразделения с учетом возможностей и полномочий менеджера (построение дерева целей).

- разработка организационной схемы реализации проекта.





Подборка статей по вашей теме: