double arrow

Занятие № 1 2. Прочитать предложения. Указать, к какой части речи относится каждое слово в них. Почему?

Тема: “ Введение в морфологию

Вопросы.

1. Предмет морфологии.

2. Грамматические значения, формы и категории.

3. Способы и средства выражения грамматических значений.

4. Система частей речи и принципы её выделения.

5. Переходные явления в области частей речи.

Практические задания.

1. Ответить на следующие вопросы: 1) что понятно и что непонятно в этой фразе; как можно передать её возможный смысл известными словами? (записать составленные предложения); 2) к каким частям речи принадлежат слова, составляющие фразу Л.В. Щербы? Выписать каждое слово и определить его грамматические значения. Обозначить те части слов, которые выражают грамматические значения.

Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.

(По книге: Золотова Г.А. и др. Русский язык: От системы к тексту. 10 кл: Учеб. пособ. – М.: Дрофа, 2002.)

2. Прочитать предложения. Указать, к какой части речи относится каждое слово в них. Почему?

· Далеко-далеко от меня

Кто-то весело песню поёт (С. Ес.).

· Люблю вечерний свет, и первые огни,

И небо бледное, где звёзд ещё не видно (В. Брюс.).

· Я счастлив, что я русский,

Так вижу, так живу (А. Возн.).

· “Когда я увидел, что у тебя ничего не получается, - сказал Гесер, даже не глядя на меня, - то вышел из Сумрака напрямую”. (С. Лукьяненко.)

· Удивительно, что нашлась в мире такая вещь. Мне даже чуть-чуть любопытно. Но я рассказал всё, что знаю сам. (С. Лукьянеко.)

3. Прочитать предложения. Определить частеречную принадлежность слова один.

· Я писал свои очерки в беседке – такой крошечной, что там мог поместиться только один человек (К. Пауст.).

· Ивины приходились нам родственниками и были одних лет с нами (Л. Толстой).

· Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную девственную свежесть (К. Пауст.).

· Одни звёзды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в тёплые летние ночи (К. Пауст.).

Занятие № 2.

Тема: “Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных”

Вопросы.

1. Семантические, морфологические и синтаксические признаки имён существительных.

2. Собственные и нарицательные имена существительные, их семантические и грамматические различия.

3. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, их семантические и грамматические различия.

Практические задания.

1. Дать семантическую, морфологическую и синтаксическую характеристику имён существительных. Упр. 161 сб. Валгиной.

1. Он был свидетель умилённый её младенческих забав. (П.) 2. В кухне во время обеда вспыхнула ссора: дядья внезапно вскочили на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку. (М. Г.) 3. Всегда поражала меня у этого рослого человека страсть ко всему крошечному, микроскопическому. (Григ.) 4. Там же были солдатский хлеб, завёрнутый в сырую тряпочку, чтобы не высох, кружка, сделанная из консервной банки, жестяная мисочка с солдатской кашей, две деревянные ложки, немного крупной соли в большой синей раковине мидии, - словом, всё это нищее, но необыкновенно аккуратное хозяйство. (Кат.) 5. Поставив на стол лампу, Шевалдин стал бриться. (Закр.)

2. Дать семантическую и морфологическую характеристику собственных имён существительных. Отметить случаи перехода из одного разряда в другой, показать изменение грамматических признаков. Из упр. 175 сб. Ильенко.

- Богат и славен Кочубей

Его луга необозримы;

Там табуны его коней

Пасутся вольны, нехранимы.

Кругом Полтавы хутора

Окружены его садами… (П.)

- Вздыхает пленница младая…

Тихонько плачет под окном

От грозных аргусов украдкой. (П.)

- Однажды Лебедь, Рак и Щука

Везти с поклажей воз взялись… (Кр.)

- …У Печориных есть воля без знания, у Рудиных – знание без воли, у Базаровых есть и знание и воля. Мысль и дело сливаются в одно целое. (Писар.)

- Это цербер какой-то, вас стерегущий… Он и меня никак не хотел пустить. (Писем.)

- “Изба моя с краю, ничего не знаю”, – вот девиз каждого Молчалина… С этим девизом он благополучно проползает между всевозможными Сциллами и Харибдами. (С.-Щ.)

3. Привести случаи перехода имён существительных из разряда нарицательных существительных в разряд собственных существительных и наоборот.

4. Образовать формы им. п. мн. ч., вин. п. мн. ч., род. п. мн. ч. Определить, к одушевлённым или неодушевлённым существительным относится каждое имя существительное. Упр. 183 сб. Ильенко.

Отец, голубь, дуб, степь, дочь, окно, животное, сестра, книга, молодёжь, толпа, народ, отряд, семья, табун, родня, крестьянство, учительство, студенчество, стая, стадо, войско, родные, люди, юноша, дедушка, девушка, тенор, бас, образ, кукла, туз, тюфяк, козырь, тип, бактерии, краб, судак, истребитель, бомбардировщик, насекомое, чудовище.

5. Определить, к какому лексико-грамматическому разряду относятся указанные существительные – к одушевлённым или неодушевлённым. Выделить слова, не получающие в языке формального выражения категории одушевлённости ~ неодушевлённости. У каких существительных она связана с лексической многозначностью? Упр. 366 сб. Белошапковой.

Конь, зверь, лошадь, дверь, сестра, стена, волк, гусь, стол, клетка, пальто, кенгуру, какаду, такси, пони, кашне, леди, дубрава, листва, молодёжь, детвора, студенчество, масло, родня, человечество, шимпанзе, жюри, мелюзга, профессура, чай, полотёр, истребитель, туз, парусник, дворник, боксёр, бас, баритон, ёрш.

Занятие № 3.

Тема: “Лексико-грамматические разряды имён существительных (продолжение). Категория рода имён существительных”

Вопросы.

1. Существительные конкретные, единичные, отвлечённые, вещественные и собирательные, их значение, морфологические и словообразовательные признаки.

2. Понятие категории рода.

3. Состав категории рода и средства её выражения.

4. Принципы распределения существительных по родам.

5. Колебания в роде имён существительных.

Практические задания.

1. Указать, к какому лексико-грамматическому разряду (конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные) относятся имена существительные.

Ножницы, проводы, радость, ребёнок, народ, океан, мошкара, синева, деревня, сливки, лепет, чугун, мука, детвора, зелень, тетрадь, Анды, развитие, бигуди, брат, изоляция, вода, Сыктывкар, валидол, артиллерия, мебель, Вычегда.

су пп л е т и визм

2. Указать, к какому лексико-грамматическому разряду относятся имена существительные. Какие грамматические признаки сопутствуют различию в семантике данных слов? Противопоставлены ли по этим признакам разновидности неконкретных существительных? Отметить существительные, которые в разных своих значениях входят в разные семантические разряды. Упр. 365 сб. Белошапковой.

Писатель, Л. Толстой, отец, зерно, барон, грунтовка, соль, мёд, дуб, лиса, облицовка, разведка, сатин, Хлестаков, перец, оружие, холод, вход, спуск, грубость, театр, кино, масло, дом, книга, семья, человечество, адвокатура, учительство, адажио, защита, охрана, зимовка, вишня, трещотка.

3. Определить род данных имён существительных. Назвать признаки, указывающие на их принадлежность к определённому грамматическому роду. Выделить слова, имеющие соотносимые по роду пары и несоотносимые. Назвать слова общего рода. Упр. 176 сб. Ильенко. Например: кладовка – И.п., кладовки – Р.п., жен.р.; зебу - несклоняемое, название животного, муж.р.

День, осень, мать, тесть, путь, радость, мозоль, тюль, лето, депо, прудишко, домище, домишко, топорище, кофе, насекомое, шоссе, рантье, шимпанзе, знамя, дедушка, фамилия, имя, сирота, староста, юноша, умница, ласточка, гостиная, судья, жюри, леди, денди, алиби, инженер, товарищ, император, кассир, доктор, педагог, крестьянин, мышь, индюк, жаворонок.

4. Указать признаки, по которым определяется грамматический род данных сложносокращённых слов:

ИТА, ИМЛИ, БТИ, ОРЗ, ВАЗ, ВДНХ, ЕЭС, КПРФ, ТЮЗ, роно, АОЗТ, НПО, МВФ, ГНИ, СКВ, МКАД, ГИБДД, ГАК, НДС.

5. Определить род указанных слов. Упр. 178 сб. Ильенко.

Невежда, инженер, шофёр, задира, скряга, человек, доцент, недотрога, лодырь, умница.

6. К отмеченным именам существительным подобрать согласованные определения и указать род существительных. Упр. 179 сб. Ильенко. Например: курортный Сочи (‘город’)– муж.р.

Сочи, Капри, Баку, Борнео, Колорадо, Миссури, Миссисипи, кофе, такси, интервью, коммюнике, попурри, меню, кенгуру, колибри, пони, шимпанзе.

7. Определить род данных существительных. Одинаковы ли основания для отнесения их в русском языке к тому или другому роду? Упр. 370 сб. Борисенко.

Пони, зебра, алиби, форвард, рояль, баритон, колоратура, рагу, сопрано, адажио, соната, цензура, каватина, ария, прелюдия, интродукция, коллега, пенальти, фойе, буриме, резюме, кюре, пюре, эссе, атташе, клише, кольраби, регби, визави, киви-киви, хинди, денди, конфетти, антраша, эмбарго.

8. От существительных со значением лица образовать парные существительные, определить способ образования и стилистическую окраску. Отметить случаи отсутствия парных слов.

Журналист, мастер, доцент, прокурор, геолог, кандидат наук, депутат; маникюрша, доярка, ткачиха, прядильщица, швея, актриса, секретарша, балерина, машинистка.

Занятие № 4.

Тема: “Категория числа имён существительных”

Вопросы.

1. Грамматическое значение и выражение категории числа.

2. Значение единственного и множественного числа.

3. Средства выражения категории числа у склоняемых и несклоняемых существительных.

4. Существительные Singularia tantum.

5. Существительные Plularia tantum.

Практические задания.

1. Проанализировать способы формального выражения категории числа у данных существительных. Какой из них (морфологический – изменение окончания, основы – или синтаксический) носит универсальный характер? Упр. 380 сб. Борисенко.

Книга, шкаф, город, сад, дерево, армянин, котёнок, цветок, пальто, такси, какаду, кашне, леди, денди, рикша, хозяин, стрелок, стремя, сын, небо, друг, крестьянин, семьянин, муж.

2. Из данных имён существительных выделить те, которые имеют формы множественного числа; особо отметить случаи, когда форма множественного числа выступает как способ грамматической дифференциации значений слов. Указать имена существительные, у которых отсутствует форма множественного числа. Упр. 180 сб. Ильенко. Например: сущ. нефть - вещественное, S.t., однако при добавлении значения ‘вид, сорт вещества’ может образовывать форму множественного числа нефти.

Воздух, вражда, власть, атмосфера, восход, фарфор, брак, быт, величина, вид, грязь, масло, родня, тревога, запад, воображение, молодёжь, молодость, металл, туман, утиль, супруг, горизонт, спирт.

3. Выделить имена существительные, которые не имеют соответствующих форм единственного числа. Упр. 182 сб. Ильенко.

Весы, деньги, вёдра, белила, чернила, бредни, люди, коньки, ворота, всходы, дрожжи, игры, сумерки, счёты, счета, поиски, огорчения, духи, именины, сутки, окна, щи, задатки, каникулы, очки, лёгкие, встречи, вирши, близнецы, финансы, опилки, искатели.

4. Прочитать в книге В.В. Виноградова “Русский язык” параграф 29 и указать, какие лексико-семантические различия наблюдаются в формах единственного числа приведённых ниже слов. Упр. 181 сб. Ильенко.

Долг – долги, красота – красоты, холод – холода, крайность – крайности, бег – бега, излишек – излишки, время – времена, мозг – мозги, небо – небеса, снег – снега.

5. Чему соответствуют разные формы числа: разным значениям одного существительного (включая стилистические разновидности) или омонимам? Все ли данные варианты находятся в пределах литературного языка? Упр. 385 сб. Борисенко.

Учителя – учители, листы – листья, образы – образа, кондукторы – кондуктора, лагери – лагеря, ордены – ордена, поясы – пояса, соболи – соболя, табели – табеля, мехи – меха, боровы – борова, сыны – сыновья, запчасти – запчастя, скорости – скоростя, офицеры – офицера, инженеры – инженера, торты – торта, сети – сетя, мичманы – мичмана.

6. Выделить флексию в данных словоформах. Какие ещё морфемы участвуют в выражении категории числа? Упр. 392 сб. Борисенко.

Семей, армий, сыновей, листьев, укреплений, сообщений, подготовок, загадок, соседей, волчат, поросят, англичан, строителей, болельщиков, дождевиков, окраин, упаковок.

7. Указать форму родительного падежа множественного числа данных существительных. Упр. 393 сб. Борисенко.

Грамм, килограмм, помидор, апельсин, мандарин, баклажан, бурят, башкир, румын, гренадёр, гусар, улан, носки, чулки, сапоги, брызги, трефы.

Занятие № 5.

Тема: “Категория падежа имён существительных. Значение падежей имён существительных”

Вопросы.

1. Что выражает категория падежа имён существительных?

2. Какие падежные формы имеются в русском языке?

3. Почему именительный падеж занимает особое место в системе падежных форм?

4. Как определяется в русском языке форма и значение падежа у склоняемых и несклоняемых существительных?

5. Какую роль играют предлоги в выражении падежных значений?

6. Какие значения передаются формами им. п., род. п. и т.д.? от чего зависит выражение каждого из этих значений?

Практические задания.

1. Определить падежные формы данных существительных, применяя все известные школьникам приёмы. Какие ошибки допускают нередко здесь школьники? Чем они объясняются? Упр. 397 сб. Борисенко.

Встретить друга, купить хлеба, дать денег, идти по дороге, заниматься по учебнику, стоять на мосту, поставить в угол, воспитание ребёнка, идти на завод, убить волка, посадить три сосны, летели четыре утки, приехать в город, молчать час, колебаться мгновение, выйти из лесу, взбираться по отвесной скале, вырастить двух сыновей, отправиться на задание по команде.

2. Определить падежи имён существительных, употреблённых с предлогом и без предлога. В каждом случае указать значение падежа и средства выражения категории падежа. Упр. 186: № 1, 2, 5, 9, 10. Сб. Ильенко.

1. Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре… (Ч.) 2. Бормочет тетерев на вечерней заре. (Пришв.) 3. По сугробу волчиха взобралась на хлев и стала разгребать лапами и мордой соломенную крышу. (Ч.) 4. Чёрная бабочка с тонкой белой каймой, монашенка, обмерла в холодной росе… (Пришв.). 5. Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась: Опять к рыбке старика посылает. (П.)

3. Определить значения приимённых и приглагольных форм родительного падежа имён существительных. Упр. 187: № 2, 6, 11, 15, 16, 19, 20. Сб. Ильенко.

1. Чинов я не хотел, а славы не добился. (Л.) 2. Когда обсохли хвощи, стрекозы стали сторожкими и особенно боятся тени. (Пришв.) 3. Тень Грозного меня усыновила… (П.) 4. Я только рыцарь и поэт, Потомок северного скальда. (Бл.) 5. Начиная своё поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени. (Прутк.) 6. Громкий крик рабочих Слышен издали. (Бл.) 7. Есть металл прочней металла, Есть огонь страшней огня. (Твард.)

4. Определить значение форм дательного падежа имён существительных. Упр. 188: № 1, 2, 4. Сб. Ильенко.

1. Гений подобен холму, возвышающемуся на равнине. (Прутк.) 2. Генералу показалось под конец, Что своей награде мало Почему-то рад боец. (Твард.) 3. До памятника Пушкину Алексей еле дошёл. (Пол.)

5. Определить значение форм винительного падежа имён существительных. Упр. 189: № 1, 2, 3, 4. Сб. Ильенко.

1. Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. (Кр.) 2. Лебедь около плывёт, Злого коршуна клюёт… (П.) 3. Карташев оставил книгу и упорно, задумчиво смотрел в сад. (Гар.-Мих.) 4. Зиму всю рябина смотрит сны. И во сне красавица лесная Мой рассказ забудет до весны. (Агаш.)

6. Определить значение форм творительного падежа имён существительных. Упр. 190: № 1, 3, 4, 11, 13. Сб. Ильенко.

1. Выйду к лесу, тонкой веткой хрустну, Оборву тенет тугую нить. (Агаш.) 2. Наступающий день для него был великим днём. (Гарш.) 3. Слуги толпой подъезжают к крыльцу. (Н.) 4. Началась пахота. Пашут где трактором, а где конным плугом. (Пришв.) 5. Огорошенный судьбою, ты всё ж не отчаивайся!

7. Проанализировать значения падежей в данных словосочетаниях. Чем объясняются их различие или тождество? Упр. 398 сб. Борисенко.

Подарок сына, подарок сыну, платье сестры, приезд сестры, любовь матери, глаза матери, дом матери, решение задачи, решение собрания, ловкость тигра, укрощение тигра, восхищаться другом, восхищаться книгой, восхищаться морем, писать авторучкой, писать вечерами, горд успехом, гордиться успехом, гордость успехом.

Занятие № 6.

Тема: “Варианты падежных окончаний”

Оборудование: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1996. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2-х т. / Сост. А.И. Фёдоров. – Новосибирск, 1995.

Практические задания.

1. Для какого из перечисленных существительных окончание –а(я) в именительном падеже множественного числа не допускается современной литературной нормой? Выполнить упражнение, пользуясь словарём. Упр. 156 сб. Голубевой.

1. Профессор, директор, инженер, учитель, доктор. 2. Берег, месяц, город, поезд, луг. 3. Договор, перепел, катер, паспорт, вечер. 4. Глаз, рукав, рог, обшлаг, клапан. 5. Офицер, повар, сторож, шулер, фельдшер. 6. Адрес, буфер, номер, хутор, торт. 7. Порт, колокол, парус, потрох, флюгер. 8. Год, снег, век, бок, суп. 9. Слог, сорт, дом, бег, шёлк. 10. Голос, фронт, рукав, ордер, орден.

2. Определить, какое из перечисленных существительных имеет нулевое окончание в родительном падеже множественного числа. Привести аналогичные примеры. Упр. 157 сб. Голубевой.

1. Аршины, апельсины, мандарины, арбузы, помидоры.

2. Калмыки, таджики, узбеки, монголы, татары.

3. Киргизы, буряты, зулусы, метисы, тунгусы.

4. Генералы, адмиралы, офицеры, комиссары, солдаты.

5. Бока, рукава, берега, рога, глаза.

6. Крючки, очки, носки, чулки, платки.

7. Пироги, утюги, сапоги, враги, круги.

8. Дружки, лужки, сапожки, пирожки, утюжки.

9. Партизаны, капитаны, ветераны, великаны, тираны.

10. Кузова, лацканы, невода, волосы, омуты.

3. Употребить имена существительные: а) в именительном и родительном падежах множественного числа: б) в творительном падеже множественного числа. Упр. 195 сб. Ильенко.

А. Абрикос, мандарин, апельсин, яблоко, помидор, банан, договор, выбор, здание, платье, плясунья, квашня, якорь, кочерга, блюдце, манеж, дупло, мольба, серьга, стул, стук, полотенце, цех, свеча, килограмм, курица, ястреб, барашек, щенок, телёнок, носок, чулок, рукав, сапог, туфля, раз, ухо, плечо, волос, муж, тесть, тёща, дядя, партизан, крестьянин, сосед, человек, ребёнок, шофёр.

Б. Колено, полено, плечо, ухо, дверь, зверь, кость, дочь, мать.

4. Образовать форму именительного падежа множественного числа. Указать существительные, которые могут иметь два окончания - -а и –ы. Указать различие между ними. Особо отметить случаи, когда формы на –а и –ы связаны со значением слова.

Адрес, купол, тон, студент, доктор, ястреб, ячмень, ярус, якорь, юнкер, шлюз, шторм, шофёр, шифер, гром, год, поезд.

5. Подобрать 6-7 фразеологизмов с формами родительного падежа существительных на –у. Например: без году неделя.

6. Образовать форму предложного падежа единственного числа с предлогами в или на. Отметить случаи, когда возможны окончания –е и –у, либо только то или другое. Указать, есть ли различие, и какое.

Бег, бал, дом, бой, берег, край, корень.

Занятие № 7.

Тема: “Типы склонения имён существительных”

Оборудование: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1996. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983.

Вопросы.

1. Что называется склонением имён существительных?

 
 
Склонение – это…


2. Какие типы склонения существительных имеются в русском языке?

3. На каком основании объединяются существительные в типы склонения?

4. Какие существительные не входят в известные типы склонения: 1, 2 и 3?

5. Укажите разновидности склонения (по твёрдости/мягкости конечного согласного основы и месту ударения), привести примеры.

Практические задания.

1. Определить тип склонения по системе флексий данных существительных. На основе упр. 184 сб. Ильенко.

Край, рабочий, цемент, зверь, ночь, судья, стремя, народ, столовая, бриджи, лук, холод, страх, староста, век, гусь, мостовая, яд, долг, якорь, дом, юноша, гравий, детвора, змей, знамя, Сидоров, ель, очки, сани, старость, змея, груздь, сад, повар, бок, конец, взморье, рисование, ров, год, голень, горизонт, горнист, озеро.

2. Поставить ударения в падежных формах единственного и множественного числа данных имён существительных; распределить их по группам в зависимости от типа ударения, учитывая при этом характер основы. Упр. 196 сб. Ильенко.

Брат, отец, бой, звено, переулок, лозунг, вал, вихрь, козёл, мускул, страна, доклад, дождь, зерно, нерв, бык, долото, рыбак, воз, рельс, круг, ребро, враг, роман, мост, сестра, темп, крестьянин, улей, серп, ружьё, сок, ключ, тигр, сноп, колесо, тезис, дом, стрелок, ярус, земля, пастух, нос, метеор, пруд, бригадир, обрыв, слой, старик, паук, война, мир.

Занятие № 8.

Тема: “Субстантивация. Словообразование имён существительных. Морфологический анализ имён существительных”

Вопросы.

1. Понятие о субстантивации. Полная и неполная, абсолютная и относительная субстантивация.

2. Способы и средства образования имён существительных.

3. Общий морфологический разбор имени существительного.

Практические задания.

1. Составить словосочетания, употребляя данные слова в качестве прилагательных и существительных. Отметить изменения в слове в результате субстантивации. Особое внимание обратить на преобразование парадигмы. Упр. 337 сб. Борисенко.

Ординаторская, душевая, рулевой, подъёмные, сладкое, комическое, военный, здоровый, операционная.

2. Сгруппировать слова по общности словообразовательного значения. Упр. 338. Там же.

Смелый, больной, богатый, бедный, сосисочная, арестованный, отъезжающий, блинная, шашлычная, командированный, коридорный, штурвальный, суточные, командировочные, прекрасное, трагическое, гардеробная, обвиняемый, посевная, больничный, сверхурочные.

3. Определить характер субстантивов, т.е. определить, полной или неполной субстантивации подверглись прилагательные. Например: слово участковый употребляется и как прилагательное, и как существительное – вызвать участкового, участковая избирательная комиссия, следовательно, оно подвергается неполной субстантивации.

Портной, мостовая, больной, военный, сохатый, учительская, горничная, приданое, животное, рабочий, глухой, жаркое, челобитная, дежурный, косолапый.

4. Определить способ образования следующих имён существительных. Например: рубка – рубить (морф., суф., усечение производящей основы).

Представление, взрыв, спешка, колхозник, неизвестность, ГАИ, бездельник, обличитель, пальба, перепись, скалолаз, езда, хлебница, МКАД, пионер, подполье, (в) прихожей, головоломка, синеглазка, приговор, (чудесный) выходной, предизбиркома, зефир ‘род пастилы’, льдина, поверхность, Минводы, спортинвентарь.

5. Выполнить морфологический разбор подчёркнутых словоформ.

· Всех мук и ревностей моих

Лишь он свидетель был. (Сим.)

· Слышны тяжёлые шаги по набережной и хриплый разговор рыбаков. (Кат.)

· Детвора восхищённо смотрела на маленького пони.

· Гостям не хочется уходить.

· И какой же русский не любит быстрой езды? (Г.)

· Он никому не говорил о своей мечте.

· На улицах пахло кофе, корицей, заморскими запахами. (Пауст.)

· Старик ловил неводом рыбу. (П.)

· С треском ломали сухой березняк, корчили с корнем упорный дубняк. (Н.)

· Над Москвой великой, златоглавою…

Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые… (Л.)

· Всё небо усыпано весело мигающими звёздами, и Млечный путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом. (Ч.)

· Он снова принимался, положив подбородок на перила, рассматривать смертельно надоевшую пристань.

· Среди водителейтакси редко встретишь тучных, флегматичных людей.

· “Что это вы стоите?” – спросил Иванов у парня в джинсах.

Самостоятельная работа по теме “Имя существительное”

Оборудование: карточки.

Задания.

1. Выполнить морфологический разбор 5-6 существительных разного типа.

2. Определить способ образования существительных, указанных на оборотной стороне карточки.

Занятие № 9.

Тема: “Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды”

Оборудование. Словарь-справочник “Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка”. – Л., 1974.

Вопросы.

1. Имя прилагательное как часть речи, его семантические, морфологические и синтаксические признаки.

2. Семантика и признаки качественных прилагательных.

3. Семантика и признаки относительных прилагательных.

4. Семантика и признаки притяжательных прилагательных.

5. Качественно-относительные, относительно-качественные, относительно-притяжательные, качественно-притяжательные, притяжательно-относительные прилагательные.

Практические задания.

1. Заполнить таблицу “Изменение имён прилагательных”.

  Полная форма Краткая форма
  ед.ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч.
Род        
Число        
падеж        

2. Найти в приведённом тексте прилагательные; указать, к каким существительным они относятся, и определить род, число, падеж прилагательных. Упр. 198, а сб. Ильенко.

Утро… наступило пасмурное, но тёплое. Обширные луга были политы ночным дождём, всё великое множество трав и кустов издавало резкий и освежающий запах. Я шёл к одному довольно таинственному озеру. На взгляд человека трезвого, ничего таинственного в этом озерце не было и быть не могло. Для меня таинственность в том, что вода в озере была совершенно прозрачная, но казалась по цвету жидким дёгтем (со слабым зеленоватым отливом). В этой водяной черноте жили, по рассказам престарелых словоохотливых колхозников, караси величиной с поднос от самовара! Ощущение таинственности возникает от ожидания неизвестного и не совсем обыкновенного. (Пауст.)

3. Определить разряд имён прилагательных. Заполнить таблицу. Упр. 500: 1-4 сб. Буниной.

Пример Краткая форма Степень сравнения Образование отвлечённых слов Наречие на о Формы субъективной оценки Производ- ное/ непроизв. Антонимы Сочетание с наречием степени Разряд
прозрачный прозрачен более прозрачный прозрачность прозрачно - п непрозрачный, мутный совершенно прозрачный качественное
                   

4. Определить разряды имён прилагательных. Какие признаки качественных прилагательных приобретают относительные прилагательные в переносных значениях? Упр. 404 сб. Борисенко.

Железные решётки, старая лошадь, спелая слива, железные нервы, морской берег, лесной зверь, полевые цветы, фарфоровая посуда, фарфоровое личико девочки, бархатная кожа, свинцовые тучи, каменистый склон, колючие растения, асфальтовый завод, болтливая девочка, лошадиный (-ая, -ые) хвост (упряжь, ноги, топот, шкура, работа).

5. Определить разряд прилагательных в составе выделенных словосочетаний. Из упр. 200 сб. Ильенко.

1. Наконец вскрик первого петуха донёсся далеко из станицы, вслед за ним – другой протяжный петушиный крик, на который отозвались другие голоса. (Л. Т.) В окно Привалов видел, как Ляховский с петушиным задором наскакивал на массивную фигуру кучера Ильи. (М.-С.) 2. Они вошли в село, встреченные ленивым собачьим лаем. (Фад.) Дамы закутались в белые собачьи шубы. (Л. Т.) Лисий след она принимала за собачий. (Ч.) Мимо него прошла к дверям Дарья, тая под опущенными веками лисий блеск. (Шол.) Антонина Ивановна слишком хорошо знала заячью натуру своего мужа и поэтому сомнительно покачала головой. (М.-С.) 3. И в память горестной Марии воздвигнут мраморный фонтан. (П.) На мраморном, несколько выпуклом лбе её была морщина гнева. (Л. Т.) 4. Оправдания авторского самолюбия не могли быть занимательными для публики. (П.) 5. Сокройся, адское творенье! Беги от взора моего! (П.) Дорога адская: ручьи, снег, грязь, водомоины, а там вдруг плотину прорвало, беда. (Т.)

6. Отметить качественные прилагательные. Упр. 163 сб. Голубевой.

1. Огнистое море, бомбовые раскаты, полевая дорога, сельская школа, двухколёсная повозка. 2. Чердачная лестница, деревянный сундук, дубовые клёпки, суеверная мысль. 3. Лесная глушь, пламенный закат, вечернее солнце, осенний день. 4. Горная дорога, альпийские луга, гранитные скалы, каменистый спуск, каменные уступы. 5. Водный путь, водяная лилия, речные берега, илистое дно. 6. Лёгкая повозка, легковая машина, грузовой автомобиль, пассажирский поезд, шоссейная дорога. 7. Воздушный бой, смертельная схватка, вражеский самолёт, винтовочный выстрел. 8. Металлический блеск, чугунная ограда, золотой шпиль, гранитная набережная. 9. Сметанный пирог, воздушные пончики, гречневые блины, подсолнечное масло. 10. Сосновый бор, берёзовая роща, осиновые заросли, лесистые склоны, дубовые аллеи.

7. Найти относительные прилагательные. Упр. 164. Там же.

1. Таинственный рассказ, просторная пещера, загадочные предметы, боковой выход. 2. Кривая сабля, ржавый след, несметное богатство, каменная стенка, горячий блеск. 3. Железный обруч, железный человек, железная воля, железная хватка, железный закон. 4. Золотой плод, золотые волосы, золотой слиток, золотое сердце, золотое слово. 5. Трагическое время, острое любопытство, болезненная нетерпеливость, подпольная борьба, победное шествие. 6. Трудовая повинность, трудный путь, трудная задача, трудное счастье. 7. Радостный шелест, поздний час, молодые листочки, закатное солнце, яркие лучи. 8. Многозначительный взгляд, русые волосы, карие глаза, простодушные губы, искусственные зубы. 9. Сказочное богатство, сказочный персонаж, сказочное видение, таинственное сияние. 10. Надсадный рёв, исступлённый крик, предсмертные стоны.

8. Отметить качественные прилагательные, перешедшие в относительные. Упр. 165. Там же.

1. Скорый поезд, товарный поезд, почтовый поезд, скорый шаг. 2. Звонкий голос, звонкий согласный, звонкий смех, звонкий колокольчик. 3. Живая изгородь, живой взгляд, живые глаза, живой интерес. 4. Кислый плод, кислый вкус, кислая реакция, кислый сироп. 5. Глухой старик, глухой край, глухой согласный, глухой голос.

9. Найти относительные прилагательные, перешедшие в качественные. Упр. 166. Там же.

1. Воздушный путь, воздушная среда, воздушный шар, воздушный пирог. 2. Душевная тревога, душевная боль, душевный человек. 3. Деревянный мост, деревянный пол, деревянный башмак, деревянное лицо. 4. Лисий мех, лисья шуба, лисьи повадки.

10. Пользуясь словарём-справочником “Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка” (Л., 1974), охарактеризовать форму прилагательных в приведённых словосочетаниях с точки зрения соответствия её нормам современного русского литературного языка. Привести другие аналогичные примеры. Упр. 206 сб. Ильенко.

Августовская – августовская (пора), аглицкий –англинский - английский – английский (парк), алфавитный – алфавитный (порядок), атомный – атомный (вес), автентичное – аутентичное (толкование), бесхозное - бесхозяйное (имущество), бивачное – бивуачное (жильё), возрастный – возрастной (состав), волнительная – волнующая (встреча), громовой – громовый (взрыв), ежегодная – ежегодняя (поездка), заводской – заводский (гудок), запасной - запасный (игрок), искренный – искренний (визит), кедровый – кедровый (орех), недреманное – недреманное (око), полуденный – полуденный (час), праязыковая – праязыковая (теория), тигровая - тигровая (шкура), трёхногий – треногий (столик), туристский – туристический (маршрут), украинский – украинский (пейзаж), утонченный – утончённый (вкус), характерный – характерный (человек), чужедальняя – чужедальная (сторона).

Занятие № 10.

Тема: “Краткие и полные формы имён прилагательных”

Оборудование. Словарь-справочник “Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка”. – Л., 1974.

Вопросы.

1. Семантические, грамматические и стилистические особенности кратких форм прилагательных.

2. Образование кратких форм.

3. История кратких форм прилагательных.

Практические задания.

1. Рассказать о соотношении кратких и полных форм качественных прилагательных. Почему не имеют краткой формы данные прилагательные? Перечислить группы качественных прилагательных, не имеющих кратких форм.

Оранжевый, фисташковый, гнедой, глубокий (тыл), больной (вопрос), новенький, магический, разудалый, ультрасовременный, иссиня-чёрный, большой, горелый.

2. В примерах из произведений А.С. Пушкина найти прилагательные, не имеющие соотносительных кратких и полных форм. Определить лексическое значение этих слов, подобрать синонимы. Из упр. 210 сб. Ильенко.

1. Я пустился в город, без милосердия пришпоривая бедного моего коня. 2. Дорогой придумывал я и то и другое для избавления бедной девушки. 3. Смотрю с улыбкой сожаленья На пышность бедных богачей. 4. Окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу. 5. Не выпьем мы заветной чашей Здоровье ваших красных жён. 6. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. 7. Сын подумал: добрый ужин Был бы нам однако нужен. 8. Там у ручья в тени густой Поставлен памятник простой. 9. Уж близко к полночи глухой. 10. Глубокое молчание царствовало кругом. 11. Речь сия произвела глубокое впечатление. 12. Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.

3. Образовать от прилагательных все возможные краткие формы. Расставить ударение. Если образование невозможно, указать причину. Упр. 206 сб. Валгиной. Например: жалок – жалка – жалко – жалки.

Красный, грустный, светлый, броский, жалкий, мелкий, низкий, редкий, резкий, яркий, тяжкий, бледный, бедный, славный, круглый, глубокий, пышный, горький, сочный, быстрый, добрый, тёплый, дряблый, бывалый, устарелый, обветшалый, облезлый, прошлый, праздный, смешной, хитрый, развесёлый, премудрый, прекрасный, злющий, большой, старший, деловой, передовой, мёрзлый, коричневый, шоколадный.

Занятие № 11.

Тема: “Степени сравнения имён прилагательных. Формы субъективной оценки имён прилагательных”

Вопросы.

1. Значение и образование форм сравнительной и превосходной степени, особенности их употребления.

2. Отличие форм субъективной оценки от форм степеней сравнения прилагательных.

компаратив суперлатив элатив


Практические задания.

1. Образовать формы сравнительной и превосходной степени, указав способ образования. Объяснить причину невозможности образования степеней сравнения от некоторых из приведённых прилагательных. Упр. 213 сб. Ильенко.

Прилагательное Краткая форма Синт. сравнительная Аналит. сравнительная Синт. превосходная Аналит. превосходная
скучный скучен скучнее более скучный скучнейший самый скучный
живой жив не образуется, т.к. называет признак, который не может быть в большей или меньшей степени

2. Указать, в каких случаях превосходная степень обладает элятивным значением и в каких – суперлятивным. Определить синтаксическую функцию имени прилагательного в превосходной степени. Упр. 219. Там же. Например: важнейший этап – элатив, т.к. выражается значение высшей степени качества без сравнения с другими предметами.

1. Один из ближайших моих соседей был Белов. (Гар.-Мих.) 2. По многим улицам проходят Мои ближайшие друзья. (Сим.) 3. Строжайший счёт часов, минут, секунд Поручен наблюдателям учёным. (Марш.) 4. Октябрь… Любимейшее время года. (Инб.) 5. Я был в великолепнейшем настроении духа… (Ч.) 6. По соседству с головотяпами жило множество независимых племён, но только замечательнейшие из них поименованы летописцами. (С.-Щ.) 7. Тетькин развёл руками, добрейшее лицо его изобразило мучительное желание помочь. (А. Н. Т.) 8. Перед вами счастливейший из смертных! (Ч.) 9. Дали мне в глупейшей переводной драме роль ревнивого мужа, самую бесцветную и длинную роль во всей пьесе. (Купр.) 10. Лунину, старейшему из партии, предложено было ехать с Волконским… (О. Форш.) 11. Молчалин прежде был так глуп. Жальчайшее созданье! (Гр.)

3. Определить, в каких случаях форма сравнительной степени является: а) именем прилагательным; б) наречием; в) категорией состояния. Переписать приведённые примеры, группируя их по соответствующим рубрикам. Упр. 217. Там же.

1. Действительность оказалась сложнее фантазии. (Биль-Белоцерковский.) 2. Чем упорней борьба, Тем верней закаляется сталь. (Ош.) 3. И стало в памяти моей Прошедшее ясней, ясней. (Л.) 4. Седые вербы у плетня нежнее головы наклонят. (Ес.) 5. Чем больше я думал, тем всё тяжелее становилось у меня на душе. (Кав.) 6. Но для души ещё страшней Следить, как вымирают в ней Все лучшие воспоминанья. (Тютч.) 7. Орлам случается и ниже кур спускаться. (Кр.) 8. И нужнее насущного хлеба Мне единое слово о нём. (Ахм.)

4. Определить, какой частью речи и каким членом предложения являются выделенные слова. Упр. 218. Там же.

1. Разговор, не вязавшийся на палубе, стал здесь ещё тяжелее. (Купр.) 2. Чтоб эту истину понять ещё ясней, Послушай басенки моей. (Кр.) 3. Там путь становится всё уже. (Л.) 4. И чем больше я думал, тем горше становилось мне, тем бессмысленнее представлялся мой побег из дома. (Гайд.) 5. Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумагу слова. (Пауст.) 6. Я модный свет ваш ненавижу, Милее мне домашний круг. (П.) 7. А тем, кто выше, лесть как кружево плели. (Гр.) 8. Сидит с поникшею главой Мазепа тихий и угрюмый. В его душе проходят думы, Одна другой мрачней, мрачней. (П.) 9. По-иному звучали песни, значительнее становилось каждое слово. (Пан.) 10. Шаркнув ногой, он (Семёнов) с высоко поднятой головой, красный, выпячивая грудь и набирая в себя побольше воздуху, пошёл, отдуваясь, к передним рядам. (Гар.-Мих.)

Занятие № 12.

Тема: “Типы склонения имён прилагательных. Адъективация. Словообразование имён прилагательных”.

Вопросы.

1. Типы склонений имён прилагательных.

 
 
Склонение прилагательных – это…


2. Условия, способствующие переходу причастий в класс прилагательных.

3. Способы образования имён прилагательных.

Практические задания.

1. Определить, к какому склонению относятся имена прилагательные. Упр. 507 сб. Буниной.

Отцовский, материнский, папин, мамин, дубовый, золотой, глухой, тихий, горький, синий, ранний, севрюжий, свежий, рыжий, соболий, заячий, лебяжий, рыбий, дремучий, весенний, пахучий, разбойничий, + пекарев, дочернин.

2. Выделить адъективированные причастия в данных словосочетаниях:

истощённая девочка; истощённый вид; испытанный друг; испуганный взгляд; тело, истощённое лишениями и голодом; одуряющий запах, испуганное выражение лица; испуганный неожиданностью; вызывающий вид; пронизывающий ветер; машина, испытанная специалистами; умоляющие глаза; чарующая улыбка.

3. Определить способ образования следующих имён прилагательных. Например: сумасшедший – с ума сшедший (неморф., лексико-синтаксический способ).

Трусливый, беззубый, быстрорастворимый, сверхнелепый, купальный, сторублёвый, лисий, золотой, заморский, погасший (взгляд), избирательный, длинноногий, лесостепной, малопригодный, сумасшедший, железобетонный, усталый, ласкающий (звук), всесторонний.

4. Выполнить морфологический разбор выделенных имён прилагательных.

· Взгляд серых глаз сына становится неуловимым, текучим (В. Конюшев).

· Громкий крик рабочих

Слышен издали (Бл.).

· Жизнь коротка, но прекрасна. (Ч.)

· Началась пахота. Пашут где трактором, а где конным плугом. (Пришв.)

· Детский праздник с каждой минутой становился шумнее и веселее.

· Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. (П.)

· Пуста и не прибрана сцена.

· Около лачуг дымили глиняные очаги с дырявыми самоварными трубами.

· Ярче было солнце, сильнее пахли поля, громче был гром.

· Ветер из пустыни нёс сухой снег. (Пауст.)

· Хороши глаза у него: не отцовы, а материны. (М. Г.)

· Первое, что бросилось мне в глаза, это извозчичья лошадь, раскормленная, как носорог, и сухой старичок на козлах (Булг.).

· Герасим Николаевич лежит на диване в китайском халате, как смерть сама бледен, но горд и спокоен (Булг.).

· Но страшнее всех было лицо Ивана Васильевича (Булг.).

· …если этого не будет, не советую никому браться за перо – вы получите крупнейшие неприятности, так и знайте (Булг.).

· Мы изучаем коми язык.

Самостоятельная работа по теме “Имя прилагательное”

Оборудование: карточки.

Задания.

1. Выполнить морфологический разбор 4-5 прилагательных разного типа.

2. Определить способ образования прилагательных, указанных на оборотной стороне карточки.

Занятие № 13.

Тема: “Имя числительное.

Лексико-грамматические разряды числительных”

Вопросы.

1. Общая характеристика числительного как части речи.

2. Разряды числительных по значению, их грамматические особенности, структура, склонение.

3. Вопрос о словах тысяча, миллион, миллиард.

4. Вопрос о порядковых числительных.

5. Особенности сочетания числительных различных разрядов с существительными.

Практические задания.

1. Среди перечисленных слов найти числительные и определить, какими семантическими и грамматическими признаками они отличаются от других слов:

треть, три, трое, втроём, тройник; пяток, пятёрка, пятеро, в-пятых, пять, пятый; восемь, восьмёрка, восьмой, восьмерик ‘старая русская мера или предмет в восемь каких-нибудь единиц’; десять, десяток, десятка.

2. Найти в тексте имена числительные и слова, сближающиеся с числительными по ряду признаков. Какие признаки не позволяют отнести эти слова к разряду числительных? К какой части речи они относятся? Упр. 233 сб. Ильенко.

1. В самом центре стояло шесть больших белых юрт и до десятка малых, разукрашенных цветными кошмами. (Фед.) 2. Недаром он сюда согнал на работу такую массу красноармейцев, даже отдал половину своей комендантской команды. (Фурм.) 3. На Дворянской его обогнал десяток гимназистов разного возраста. Они шли парами, громко смеясь и сталкивая друг друга с помоста. (Купр.) 4. Двадцать четыре версты он отмахал в какие-нибудь четыре часа и к утру был уже в земской больнице. (Ч.) 5. Сколько сотен, может быть, тысяч лет ушло на эту творческую работу? (Купр.) 6. Нашим путникам пришлось нарушить покой тысячам жизней. (Ч.) 7. Они думали: когда уничтожен будет штаб, разорвана связь и полки, ушедшие за сотню вёрст, останутся с голыми руками, - они сдадутся. (Фурм.) 8. Часовня стояла на поляне, поросшей высокой травой, на четвертичасовом расстоянии от аллеи. (Ч.) 9. Казалось, что несколько тысяч людей перестали дышать. (Фед.) 10. Множество зелёных и серых ящериц бросились к щелям и в траву, когда Цвибуш и Илька подошли к часовне. (Ч.) 11. В этот приезд в Уральск, может быть, через неделю или полторы, как-то днём вбегают к Фёдору ветеринарный врач с комиссаром. (Фурм.) 12. Тройка мохнатых лошадок бежала дружно, санный возок нырял в пушистых сугробах… (Ник.) 13. Помню, что в одном из прочитанных мною в это лето сотни романов был один чрезвычайно страстный герой с густыми бровями… (Л. Т.) 14. Тут оба кума принялись всхлипывать навзрыд. (Г.)

3. Найти числительные и определить их разряды. Упр. 227. Там же.

1. Перелёты свои скворцы совершают очень быстро, делая в час иногда до восьмидесяти вёрст. (Купр.) 2. Горький любил “Дядю Ваню”, ходил смотреть его несколько раз и после тридцать девятого представления сообщил Чехову в письме из Москвы: “И плакала публика, и плакали актёры”. (Чук.) 3. Всех писем к Чехову сохранилось около семи с чем-то тысяч. (Чук.) 4. Все четверо выходят вместе. (П.) 5. Вспомнил он, что за все пятьдесят два года он ни разу и не помыслил даже о существовании в себе какого-либо таланта. (Ч.) 7. Обоз его шёл под прикрытием ста человек и одной пушки. (П.) 7. В канцелярии было человек двадцать писцов. (Герц.) 8. В один из апрельских полудней 1880 года в мой кабинет вошёл сторож Андрей. (Ч.) 9. Как-то надо было идти семьсот вёрст по непроходимым местам. (Фед).

Например: семьсот (вёрст) – имя числительное, количественное, сложное по структуре.

4. Охарактеризовать морфологические особенности данных числительных. Упр. 423 сб. Борисенко.

Два, три, четыре, пять, пятнадцать, пятьдесят, пятьдесят пять, шестьсот двадцать пять.

5. В предложениях из произведений М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина определить падеж числительного и существительного; указать тип связи между существительным и числительным и определить их синтаксическую функцию. Упр. 234 сб. Ильенко.

1. Летят, склонившись над лукой, Два всадника лихим полётом… 2. …И жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. 3. …Ни одна звезда Не озаряла трудный путь. 4. …Казалось, приросли к скале Две сакли дружною четой… 5. Я цель одну, Пройти в родимую страну, Имел в душе… 6. И миллионом чёрных глаз Смотрела ночи темнота… (Л.) 7. Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. 8. Но живёт без всякой славы, Средь зелёныя дубравы, У семи богатырей Та, что всё ж тебя милей. 9. Вот проходит восемь дней, А от войска нет вестей. (П.)

6. Прочитать предложения. Упр. 237. Там же.

Частное от деления 7980 на 95 равно 84. Разность 576 и 178 равна 398. произведение 327 и 85 равно 27. 795.

7. Просклоняйте словосочетания. Упр. 236 сб. Ильенко.

Полтораста рублей, полтораста книг, пятьсот пятьдесят один человек, пятьсот пятьдесят первая страница, четыреста сорок четыре человека, шестеро братьев, полторы минуты, две пятых страницы, 1917 год, 1830 км.

 
 
На заметку Иногда как особый разряд составных числительных рассматриваются так называемые дробные числительные (три пятых, две целых пять шестых, ноль целых четыре десятых), однако, учитывая значительную свободу и вариативность структуры (ср.: две целых пять шестых, две и пять шестых, две целых и пять шестых), их следует рассматривать как особое сочетание числительных. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова. – СПбГУ, 1999. – С.438.


8. Есть ли морфологические различия у числительных два и двое? Выписать существительные, которые: 1) сочетаются с обоими числительными; 2) сочетаются только о одним из числительных; 3) не сочетаются ни с одним из числительных; 4) сочетаются с одним из числительных лишь в одном из своих лексических значений. Какая из этих норм часто нарушается в разговорной речи? Упр. 434 сб. Борисенко.

Стул, парта, пёс, волк, собака, волчица, волчонок, сани, кудри, брюки, родня, брат, сестра, заключение, вывод, гордость, нежность, убеждение, мысль, устройство, очки, очко, щека, брови.

9. Определить, к какой части речи относятся выделенные слова.

Трое вышли из леса. Дети первое едят плохо. Дай пять (руку). Первый ученик в классе. Выпал первый снег. Один в поле не воин. Один человек вас спрашивает. Я одного мнения с вами. Один ты мне нужен. Я сделал это один.

10. Определить частеречную принадлежность слова один. Упр. 230 сб. Ильенко.

1. Это напомнило мне одну историю и одного человека. (Кор.) 2. Один из бойцов протянул ему чёрный, закопчённый котелок. (Наг.) 3. После ужина и иногда ночной прогулки с кем-нибудь – один я боялся ходить по тёмным аллеям – я уходил один спать на полу на галерею… (Л. Т.) 4. Выхожу один я на дорогу. (Л.) 5. Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой – греческий прекрасный нос, третий несёт превосходные бакенбарды, четвёртая – пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый – перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая – ножку в очаровательном башмачке, седьмой – галстук, осьмой усы, повергающие в изумление. (Г.) 6. Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури… (П.) 7. Таланты истинны за критику не злятся: их повредить она не может красоты; одни поддельные цветы дождя боятся. (Кр.)

Занятие № 14.

Тема: “Словообразование имён числительных. Общий разбор

имён числительных”

Практические задания.

1. Определить способ образования у следующих числительных: двое, двадцать, двадцатый, двести, двухсотый, двенадцать, семеро, миллионный, сороковой, третий, четвёртый.

2. Выполнить морфологический разбор имён числительных.

· Двадцать четыре версты он отмахал в какие-нибудь четыре часа и к утру был уже в земской больнице (Ч.).

· Шла весна тысяча девятьсот сорок четвёртого года (Ворон.).

· Уже через полгода шумели пять станков, а там с каждым месяцем появлялось их всё больше, и теперь они шумят уже в двух длинных сараях (Ворон.).

· В то же самое время бригадир Корф вступил в Оренбург с двумятысячами четырьмястами человек войска и с двадцатью орудиями (П.).

· Лихо мерили шаги две огромные ноги: сорок пятого размера покупал он сапоги (Мих.).

· И мы оторвали ещё трое суток у вечности на полках с тюками, на жалких лежанках ночлега (Кирсанов).

· К полутора литрам молока добавили две третьих сливок.

· Сорок лет назад эти земли были дикими.

· На фабрике Госзнак печатают денежные знаки достоинством 500 рублей.

· Несколько минут все молчали. (Сим.)

· Цена одной книги с пересылкой составляет 19 рублей.

Занятие № 15.

Тема: “Местоимение”

Вопросы.

1. Общая характеристика местоимения как части речи.

2. Местоимения по соотносительности с именами.

3. Разряды местоимений по значению, их грамматические признаки и особенности склонения.

4. Общий морфологический разбор местоимений.

Практические задания.

1. Найти местоимения и охарактеризовать их: определить разряд по значению, по соотносительности с другими частями речи, синтаксическую функцию. Упр. 240: 1-4 сб. Ильенко. Например: (во) всякой (обстановке) – н.ф. всякий, определительное, местоимение-прилагательное, определение.

1. Мир! Я думаю, что со временем каждый житель земли будет произносить это слово по-русски. Это будет естественным выражением благодарности народу, на языке которого впервые прозвучали волнующие слова Декрета о Мире. (Саянов.) 2. Каждый человек, велик он или мал в представлении окружающих, - самое дорогое оценивает словом “моё”. “Моя родина”, “моя партия”, “мой народ”, - говорят люди, когда они меньше всего думают о собственности. (Сейф.) 3. Я писал тогда мой первый роман, и меня тянуло в какой-нибудь маленький городок, где нет ни души знакомых, где можно сосредоточиться и никто и ничто не мешает работать. (Пауст.) 4. Некто Плиний утверждал даже, что не бывает на свете такой плохой книги, из которой разумный читатель не извлёк бы пользы для себя. (Леон.)

2. Поставить словоформы в начальную форму, распределить их в две колонки: а) обладающие категорией рода; б) не обладающие категорией рода.

Чему, некоторые, никем, те, какие-то, мои, тобой, свои, нас, чьи, такие, вам, каковы, собой, иные, кого, некто, вами, никого, мне, каждые, вас, никому, они, эти, твои, нам, ничьи, таковы, наши, меня, которые, чего, всякие, себя, тобой, самые, мной, ваши, кому.

3. Определить синтаксическую функцию слова который в следующих примерах:

· Лес, который хорошо виден в ясную погоду.

· Лес, который вижу из окна, уже пожелтел.

· Лес, в котором водятся белки, подходит к самому посёлку.

· Во дворе работал отец, голос которого я хорошо слышал.

4. Выделить морфемы в данных местоимениях: нас, тебя, ему, кто, чему, мой.

5. В данных предложениях определить значение и синтаксическую роль местоимения тот. Упр. 247 сб. Ильенко.

1. Не могут ждать у нас в стране Почёта, славы, чести Те, у которых “я” да “мне” Стоят на первом месте! (Марш) 2. Без кисета, несомненно, Ты боец уже не тот. (Твард.) 3. Нигде б никто не вынес то, что было. (Без.) 4. Даже бойкая Харитина и та появлялась только, когда отца не было дома. (М.-С.) 5. Роже Вайян заметил, что одна и та же пьеса исполняется в Париже два часа, а в Берлине три. (Эренб.) 6. Ту любовь я помнить буду вечно. Те минуты позабыть нельзя. (Без.) 7. Та в лужу забилась, а эта с обновкой: Сплела себе славный венок. (Н.) 8. Назавтра тот же разговор. (Н.) 9. Часу во втором ночи тот же Тришка меня разбудил. (Писем.)

5. Выполнить морфологический разбор выделенных местоимений.

· И никто из тех людей, что ждали трамвая на остановке, кто ехал в тех автобусах, никто из тех, кто быстрыми шагами шёл по тротуару, спеша на работу, - никто ещё ничего не знал о нависшей над каждым из них опасности.

· Я сам расскажу о времени и о себе.

· Представьте себе радость какого-нибудь ботаника, который неожиданно попадает на необитаемый остров, где до этих пор не ступала ничья человеческая нога и где он может обогатить свои коллекции всякими диковинными представителями флоры.

· Ничьего не прошу сожаленья, да и некому будет жалеть (Н. Некр.).

Контрольная работа по теме: “Имя числительное. Местоимение”

Оборудование: карточки.

Задания.

Выполнить морфологический разбор 4-5 числительных и 4-5 местоимений разного типа.

Занятие № 16.

Тема: “ Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола.

Инфинитив глагола

Вопросы.

1. Глагол как часть речи.

2. Морфологические категории глагола.

3. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола, их синтаксические функции.

4. Две основы глагола и их роль в образовании глагольных форм.

5. Инфинитив глагола (морфологические признаки, образование, синтаксические функции).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: