Полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов

Земля и другие природные ресурсы — основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Государство регулирует земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды и охраны прав на землю физических и юридических лиц.

Важную роль в достижении этих целей играют органы местного самоуправления, которые обладают широким кругом полномочий в области использования земли и других природных, ресурсов.

Компетенция органов местного самоуправления в данной сфере определяется Конституцией РФ, Законом об общих принципах организации местного самоуправления, а также Земельным кодексом РФ[135], Законом РФ «О недрах» (в редакции от 3 марта 1995 г.) и другими законодательными актами.

Конституция РФ, признавая и защищая равным образом муниципальную и иные формы собственности, закрепляет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления относит к территории муниципального образования все земли в его границах независимо от форм собственности и целевого назначения: земли городских, сельских поселений, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования.

Установление и изменение границ муниципального образования осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти. При этом не допускается изменение границ муниципального образования без учета мнения населения соответствующих территорий.

Органы местного самоуправления призваны решать следующие основные задачи в области земельных отношений:

· планирование и использование земель, находящихся в их ведении;

· организация проведения работ по землеустройству;

· совершение в соответствии с законодательством сделок с землей;

· взимание платы за землю;

· контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

Планирование использования земель осуществляется органами местного самоуправления прежде всего посредством утверждения территориальных схем градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов), генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки частей территорий городских и сельских поселений. Кроме того, местные целевые программы и программы социально-экономического развития территории муниципальных образований, принимаемые представительными органами местного самоуправления, содержат градостроительные разделы, в которых находит отражение метод планирования использования муниципальных земель.

На территории городских и сельских поселений могут устанавливаться территориальные зоны различных видов: жилые, производственные, рекреационные, сельскохозяйственного использования и др.

Принятию научно обоснованных решений в области рационального использования земель служит земельный кадастр. Земельный кадастр — это свод систематизированных достоверных сведений о землях всех категорий. Он содержит сведения о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, категориям земель, о качественной характеристике и хозяйственной ценности земель.

Организация ведения государственного земельного кадастра возложена на Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах, в частности, на районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству. Руководители данных комитетов несут ответственность за достоверность сведений о землях, составляющих земельный кадастр.

Данные земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании и использовании земель.

Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. утверждена Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра». Ее задачей является создание.нормативной правовой и технологической базы и земельно-информационного банка данных. Реализация Программы осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, а также местных бюджетов. Органы местного самоуправления являются потребителями кадастровой информации. Достоверная и исчерпывающая кадастровая информация о составе, состоянии и движении земельных ресурсов, полученная в результате реализации Программы, позволит принимать более эффективные решения на всех уровнях, включая и местный, а также более точно прогнозировать и взимать налоговые платежи для пополнения местных бюджетов.

К компетенции органов местного самоуправления относится организация и проведение инвентаризации земель муниципальных образований.

С начала 90-х гг. в Российской Федерации реформируются земельные отношения, происходит перераспределение земли, она передается в частную и коллективно-долевую собственность. В связи с этим потребовалось провести инвентаризацию земель населенных пунктов, которая осуществлялась на основании постановления Правительства РФ от 12 июля 1993 г. «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам»[136].

Инвентаризации подлежали земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве. Полученные в ходе инвентаризации материалы послужили основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.

Органы местного самоуправления организуют проведение работ по землеустройству, дают заключения по планам землеустроительных работ, проводимых на их территории.

Землеустройство включает систему мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, актов соответствующих органов власти по организации использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.

Землеустройство, в частности, предусматривает:

· разработку схем земельных ресурсов и схем землеустройства;

· установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов;

· составление проектов образований новых и упорядочения существующих землевладений и землепользовании с устранением неудобств в расположении земель, отвод земельных участков в натуре, подготовку документов, удостоверяющих право собственности на землю, и др.

Цель землеустройства определяется во многом целевым назначением земель. Проведение землеустроительных работ может быть организовано по инициативе: а) органов местного самоуправления; б) органов землеустройства; в) собственников земли, землепользователей или арендаторов земли.

Правовым основанием для начала работ служит решение соответствующего органа местного самоуправления (местной администрации).

Проект землеустройства состоит из графической и текстовой частей. В нем обосновываются основные направления рационального использования земель с учетом особенностей территории.

Землеустроительные проекты составляются землеустроительными организациями и представляются местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству соответствующим органам местного самоуправления в качестве материалов, обосновывающих их решения в области регулирования земельных отношений. Утвержденные и перенесенные в натуре на местность проекты землеустройства служат основой для выдачи собственнику земли, землепользователю документа, удостоверяющего право на земельный участок.

При установлении границ землепользовании в городах и других поселениях органы местного самоуправления должны руководствоваться Градостроительным кодексом РФ, а также Положением о порядке установления границ землепользовании в застройке городов и других поселений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г.[137] Положение разработано в целях закрепления и передачи земельных участков и прочно связанных с ними зданий и сооружений как единых объектов недвижимого имущества в городах и других поселениях в собственность, владение, пользование, аренду физических и юридических лиц, а также для их регистрации, налогообложения и осуществления сделок, связанных с недвижимостью.

До начала земельной реформы в Российской Федерации не возникал вопрос о регистрации землепользовании, ибо они рассматривались исключительно как пространственный базис для решения градостроительных задач. Новый тип земельных отношений, основанный на многообразии форм собственности на землю, формировании рынка земли, породил необходимость создания эффективной системы платежей за землю, регулирования всех операций с ней, защиты прав на земельные участки и недвижимость. На решение этой задачи и направлено названное выше постановление Правительства РФ.

При установлении границ землепользовании (межевании) органы местного самоуправления должны учитывать, что границы и размеры земельных участков, переданных в собственность, владение, пользование юридических и физических лиц, а также государственных и муниципальных земельных участков, сданных в аренду до принятия названного выше Положения, не подлежат пересмотру, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Работы по межеванию проводятся на основании постановлений органов местного самоуправления или по заявкам владельцев недвижимости. Постановления органов местного самоуправления о межевании и сроки его проведения публикуются в местной печати.

Межевание включает: а) подготовительные работы (сбор заявок на установление границ земельного участка, данных бюро технической инвентаризации и территориальных органов по земельным ресурсам и землеустройству по всем объектам, расположенным на территории, подлежащей межеванию, и т.д.); б) разработку плана межевания микрорайона или квартала, согласование его с физическими и юридическими лицами; в) установление границ в натуре.

Разработка плана межевания осуществляется по инициативе органов местного самоуправления или владельцев недвижимости.

Границы земельных участков устанавливаются по красным линиям, осям внутренних проездов, другим границам.

К плану межевания прилагаются: акты согласования границ землепользовании; каталог координат границ землепользовании; перечень сервитутов; пояснительная записка.

План межевания утверждается решением органа местного самоуправления и является основанием для установления границ земельных участков в натуре, закрепления их межевыми знаками и регистрации недвижимости в установленном порядке.

Организация работ по межеванию внутри существующей жилой застройки может осуществляться комиссией, специально создаваемой органами местного самоуправления на период проведения работ по межеванию.

Органы местного самоуправления устанавливают границы и размеры земельных участков в кондоминиумах. Кондоминиум — это единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований (домовладельцев) — частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности. Согласно Федеральному закону от 15 июня 1996 г. «О товариществах собственников жилья»[138] границы земельных участков в существующей застройке населенных пунктов, входящих в состав кондоминиума, определяются действующими землеотводами. Размеры же земельных участков для вновь строящихся объектов в кондоминиуме определяются в соответствии с требованиями градостроительных нормативов исходя из условий обеспечения минимальных противопожарных и санитарных разрывов между зданиями в застройке населенных пунктов, доступа ко всем частям имущества.

В соответствии с Положением об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г.[139], порядок организации работ по определению размеров и установлению границ земельных участков в кондоминиумах, включая оплату подготовки и выдачи документов, необходимых Для создания кондоминиумов, определяется органами местного самоуправления городов и других поселений, а в городах, где находятся несколько муниципальных образований, — в соответствии с уставом города.

В соответствии с законодательством органы, местного самоуправления вправе передавать земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в пользование физическим и юридическим лицам.

Предоставление земельного участка в пользование может быть бессрочным (постоянным) и временным.

В бессрочное пользование земельные участки предоставляются прежде всего различным предприятиям, организациям и учреждениям, когда необходимо обеспечить устойчивость пользования землей, создать заинтересованность у землепользователя в охране земли, повышения ее плодородия. На праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки могут находиться также и у граждан (садовые, огородные, дачные и др.).

Органам местного самоуправления предоставлено право передачи земли во временное пользование физическим и юридическим лицам. В договорах и соглашениям они определяют условия использования передаваемых в пользование земельных участков.

Передача органами местного самоуправления в пользование осуществляется в соответствии с гражданским, земельным законодательством, а также федеральными законами, определяющими правовой статус отдельных категорий землепользователей. Так, Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» устанавливает, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

Согласно Положению о Государственном комитете РФ по земельной политике, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г., данный Комитет вправе приостанавливать действие принятых с нарушением земельного законодательства решений органов местного самоуправления по вопросам предоставления и изъятия земельных участков и направлять материалы об этом в суд и правоохранительные органы.

Органы местного самоуправления ведут регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков.

После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок первоначально предоставляется в срочное пользование бесплатно. После утверждения проекта организации и застройки территории объединения и вынесения данного проекта в натуру членам объединения предоставляются земельные участки в собственность или на ином вещном праве.

Земельные участки, предоставленные гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования или срочного пользования, можно с согласия органа местного самоуправления обменять, приватизировать, добровольно отказаться от них.

За наследниками строений и сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, данные земельные участки закрепляются в тех же размерах на праве постоянного (бессрочного) пользования. Кроме того, такие наследники вправе перерегистрировать эти земельные участки в пожизненное наследуемое владение или выкупить в собственность по нормативной цене земли.

Органы местного самоуправления вправе передавать земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в Собственность или аренду физическим и юридическим лицам в установленном законодательством порядке. Так, согласно Федеральному закону «О товариществах собственников жилья» органы местного самоуправления передают в собственность кондоминиумам бесплатно нормативную часть земельных участков и продают или передают в аренду сверхнормативную часть земельных участков. Передача земельных участков в кондоминиуме в собственность или аренду осуществляется на основании решений органов местного самоуправления после установления границ земельных участков в натуре в соответствии с Положением об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах.

Органы местного самоуправления вправе продавать гражданам и юридическим лицам предназначенные под застройку земельные участки, расположенные на территории городских и сельских поселений, или права их аренды. Это предусматривается в Указе Президента РФ от 26 ноября 1997 г., изданном в целях обеспечения оборота земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений и действующий впредь до принятия соответствующего федерального закона.

Продажа земельных участков или права их аренды осуществляется на торгах (аукционах, конкурсах), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Правительство РФ во исполнение названного Указа утвердило Порядок организации проведения таких торгов[140].

Продажа земельных участков и права аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по решению органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления, на территории которых торги не проводятся, могут выставлять на договорной основе земельные участки на торги, проводимые в других муниципальных образованиях. В качестве продавца выступает орган местного самоуправления. Организатором торгов является либо продавец, либо специализированная организация, действующая на основании договора с продавцом.

Земельные участки, выставляемые на торги, определяются органом местного самоуправления в соответствии с генеральным планом города или другого поселения, иной градостроительной и землеустроительной документацией.

Торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом аукцион может быть закрытым по форме подачи предложения по цене.

Продаже не подлежат земельные участки, оборот которых не допускается законодательством РФ (земли общего пользования в населенных пунктах, земли объектов историко-культурного наследия и др.).

В соответствии с гражданским и земельным законодательством органы местного самоуправления вправе совершать и иные сделки с землей, выступать участниками оборота земельных участков в соответствии с гражданским законодательством.

Гражданский кодекс Р»Ф предусматривает, в частности, выкуп земельного участка для муниципальных нужд (ст. 279). Выкуп осуществляется муниципальным образованием. Вместе с тем решение об изъятии земельного участка как для государственных, так и для муниципальных нужд принимает федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Федерации.

Порядок подготовки принятия этих решений должен быть определен федеральным земельным законодательством.

Возможен выкуп земельного участка для муниципальных нужд по решению суда в случае, когда собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа.

Положения о выкупе земельного участка для муниципальных нужд содержатся в гл. 17 ГК РФ, которая вступает в силу со дня введения в действие нового Земельного кодекса РФ.

С начала 1991 г. в результате проведения земельной реформы около 40 млн. граждан Российской Федерации получили в собственность земельные участки, 12 млн. сельских жителей стали собственниками земельных долей (паев). Однако многие вопросы регулирования земельных отношений законодательно до сих пор не решены.

В целях совершенствования правового регулирования земельных отношений и углубления аграрной реформы на основе многообразия форм собственности на землю, равноправного развития различных форм хозяйствования Президент РФ 27 октября 1993 г. издал Указ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», в котором содержатся положения, касающиеся полномочий местного самоуправления в сфере земельных отношений. Согласно Указу граждане, получившие участки в пожизненное наследуемое или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду, имеют право на предоставление и выкуп этих участков в собственность в соответствии с законодательством.

Каждому члену сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, также выдается свидетельство на право собственности с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре. При этом собственники земельных долей (паев) имеют право без согласия других собственников на выдел земельного участка в натуре для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сдачи в залог и аренду и т.д.

В связи с тем что новый Земельный кодекс РФ еще не принят, важную роль в регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в Российской Федерации играют указы Президента РФ. Так, Указом от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю»[141] предусмотрено, в частности, что органы местного самоуправления:

а) в целях укрепления индивидуального сектора на селе в установленном порядке увеличивают за счет земельных долей (паев) предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства;

б) по заявлению собственника вправе выкупить его земельную долю в целях пополнения фонда перераспределения земель и их передачи (продажи) юридическим лицам и гражданам для производства сельскохозяйственной продукции (порядок и условия выкупа устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации) и т.д.

Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г.[142] утвержден Порядок продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также участков, предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности. Согласно Указу не подлежат продаже: земли общего пользования в населенных пунктах (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, пляжи); земли заповедников, памятников природы и др. Средства от продажи земельных участков в собственность направляются в местные бюджеты (80%), а также в бюджеты субъектов Федерации и федеральный бюджет.

Земельные участки, предоставленные гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности, по их желанию могут продаваться им в собственность.

В соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 1997 г. «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков над этими объектами»[143] право приобретения в собственность земельных участков (долей земельных участков), на которых расположены ранее приватизированные здания, строения, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, в первую очередь имеют физические и юридические лица — собственники указанных объектов недвижимости. Определено, что при продаже данных земельных участков выкупная цена устанавливается в размере не ниже пятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Порядок приобретения гражданами и юридическими лицами права собственности на земельные участки под объектами недвижимости, расположенными в сельской местности, установлен Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности»[144]. Согласно Указу граждане и юридические лица, получившие в собственность здания, сооружения или иную недвижимость в сельских населенных пунктах и на землях сельскохозяйственного назначения, вправе приобретать в собственность и земельные участки, на которых расположены указанные объекты недвижимости. Органам местного самоуправления рекомендовано предоставлять земельные участки под объектами недвижимости в собственность:

· гражданам, вышедшим из производственных сельскохозяйственных кооперативов или иных сельскохозяйственных коммерческих организаций и получившим объекты недвижимости в счет имущественных паев, а также юридическим лицам, образованным этими гражданами, — бесплатно;

· другим гражданам и юридическим лицам — по нормативной цене земли.

Процедура оформления права на земельный участок начинается с поручения органа местного самоуправления (местной администрации) местному комитету по земельным ресурсам и землеустройству произвести выбор земельного участка в натуре (на местности), с участием собственника, землепользователя. После этого составляется акт выбора земельного участка и местный комитет приступает к подготовке документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка. Подготовленные документы представляются на рассмотрение и утверждение органа местного самоуправления (местной администрации). На основании данных документов инженер-землеустроитель местного комитета по земельным ресурсам и землеустройству производит отвод земельного участка (устанавливаются межевые знаки, составляется землеустроительная документация).

До принятия Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регистрацию прав на земельные участки осуществлял местный комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Закон установил, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится на всей территории Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ведение Единого государственного реестра осуществляют учреждения юстиции по регистрации прав на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Учреждение юстиции по регистрации прав выдает свидетельство о государственной регистрации прав: а) правообладателю — при регистрации любого вещного права на объект недвижимого имущества; б) арендатору — при регистрации аренды; в) залогодержателю — при регистрации ипотеки.

Постановление Правительства РФ от 1 ноября 1997 г. «О мерах по реализации Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок» органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить создание единой системы информации о недвижимом имуществе, основанной на материалах информационных баз данных и архивов технической инвентаризации жилищных органов, органов градостроительства, органов по земельным ресурсам и землеустройству, органов по управлению государственным и муниципальным имуществом.

В соответствии с Законом субъекты Федерации создают региональные программы развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поэтапно вводятся систему государственной регистрации прав. При этом они вправе делегировать органам местного самоуправления часть своих, полномочий в области организации системы государственной регистрации прав, предусмотренных Законом.

В соответствии с Законом РФ от 11 октября 1991 г. «Оплате за землю» использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом, который является местным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Федерации. Размеры земельного налога за участки в границах сельских населенных пунктов, за городские (поселковые) земли определяются Законом РФ о плате за землю.

Закон закрепляет некоторые полномочия органов местного самоуправления в этой области. Так, органы местного самоуправления вправе с учетом благоприятных условий размещения земельных участков в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, ' сенокошения и выпаса скота, повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза. Органами местного самоуправления городов дифференцируются средние ставки земельного налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории города.

Кроме того, органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в преде-; лах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

Юридические лица ежегодно представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога, который они исчисляют сами. Начисление земельного налога гражданам производится органами государственной налоговой службы, которые ежегодно вручают им платежные извещения об уплате налога.: На районные и городские комитеты по земельным ресурсам и ', землеустройству возложена задача обеспечивать государственные налоговые инспекции в районах, городах (районах в городах) списками юридических лиц и граждан — плательщиков земельного налога. Эту задачу они выполняют на основе данных государственного земельного кадастра. Финансирование указанных работ осуществляется за счет средств, получаемых от взимания земельного ', налога и арендной платы за землю[145]. Платежи за землю зачисляются в соответствующие местные бюджеты:

· за земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, — на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления;

· за земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, — в соответствии с установленными законодательством РФ долями на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе, субъекта Федерации, соответствующую часть средств — на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.

При аренде земель, находящихся в муниципальной (или государственной) собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. При этом арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме.

Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. «Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю»1 органам местного самоуправления рекомендовано поручить районным и городским комитетам по земельным ресурсам и землеустройству подготовку договоров аренды, находящейся в муниципальной собственности, и обеспечение государственных налоговых инспекций списками арендаторов.

Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земель, повышению их плодородия и т.п. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам.

Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. В соответствии с Законом РФ о плате за землю порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации могут устанавливать повышающие коэффициенты к размеру нормативной цены земли. Однако размер нормативной цены земли не должен превышать 75% уровня рыночных цен на земельные участки конкретного назначения соответствующей ценовой зоны.

Органы местного самоуправления (местная администрация) района, города могут повышать или понижать установленную нормативную цену земли, но не более чем на 25%.

При сделках с земельными участками и в иных случаях применения нормативной цены районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным гражданам и юридическим лицам документ о нормативной цене конкретного земельного участка.

Органы местного самоуправления осуществляют контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Эту задачу они решают в тесном взаимодействии с государственными органами, ибо контроль в сфере земельных отношений относится к числу важнейших государственных функций. В соответствии с Положением о порядке осуществления государственного контроля, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 декабря 1993 г.2, контроль осуществляется соответствующими органами представительной и исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с действующим законодательством. Задачей контроля является обеспечение соблюдения всеми физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

Органы местного самоуправления взаимодействуют в этой обрасти с территориальными (районными и городскими) подразделениями специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих госземконтроль.

Председатели комитетов по земельным ресурсам и землеустройству городов и районов являются государственными инспекторами по использованию и охране земель соответствующих территорий.

Органы местного самоуправления в тесном взаимодействии с Территориальными подразделениями государственных органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием земель:

· принимают меры к устранению нарушений земельного законодательства;

· информируют население о состоянии земельного фонда, эффективности его использования и принимаемых мерах по охране земель;

· не допускают самовольного занятия земельных участков;

· следят за соблюдением установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением;

· обеспечивают выполнение природоохранных требований при отводе земель под все виды хозяйственной деятельности; соблюдение экологических норм при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и других объектов.

В соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют контроль за отводом, использованием и охраной лицами, относящимися к малочисленным народам, земель, необходимых для ведения традиционного образа жизни и занятия традиционными промыслами малочисленных народов. Лица, относящиеся к малочисленным народам, безвозмездно владеют и пользуются в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми.

Земельное и природоохранное законодательство устанавливает различные виды правовой ответственности за его нарушение: дисциплинарную, материальную, административную, уголовную.

Местные подразделения (районные, и городские) органов, осуществляющих госземконтроль, направляют в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности, обращаются беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства, и др.; вносят в органы местного самоуправления предложения о полном или частичном изъятии (выкупе) земельных участков в случаях, предусмотренных земельным законодательством, и т.д. Органы, осуществляющие госземконтроль, в соответствии со своей компетенцией в административном порядке налагают штрафы за нарушения земельного законодательства.

Все споры, связанные с отчуждением и приобретением земельных участков, а также другие земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Органы местного самоуправления решают некоторые вопросы, связанные с использованием и охраной других природных ресурсов. Они вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом «О недрах» (в редакции от 3 марта 1995 г.)[146] в компетенцию органов местного регулирования отношений недропользования входит:

· участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории, при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;

· развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;

· предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;

· приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений Закона о недрах;

· контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

· введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы согласно закону могут находиться в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования. Так, согласно Закону о недрах в местные бюджеты поступают:

· платежи за поиски и разведку месторождений всех полезных ископаемых и платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых на территории муниципального образования;

· платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

· часть суммы платежей полезных ископаемых, кроме общераспространенных (30% платежей за добычу углеводородного сырья и 50% платежей за добычу других полезных ископаемых).

В соответствии с водным законодательством муниципальные образования являются субъектами водных отношений, т.е. отношений в области использования и охраны водных объектов. От имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований в водных отношениях участвуют органы местного самоуправления в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В Российской Федерации установлена государственная собственность на водные объекты. Вместе с тем Водный кодекс РФ допускает, что в муниципальной собственности могут находиться обособленные водные объекты, т.е. небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления к ведению муниципальных образований относится регулирование использования водных объектов местного значения.

Органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований.

Водный кодекс РФ устанавливает, что население оповещается о запрещении купания и иных подобного рода условиях осуществления общего водопользования через средства массовой информации, специальными информационными законами или иными способами.

Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области использования и охраны водных объектов в соответствии с законодательством РФ и необходимые для реализации указанных полномочий материальные и финансовые средства. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 68 Водного кодекса РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: