Элитарная и массовая культура в современной периодике

Довольно свободный вопрос на самом деле. Новиков его свел, что верно, к современным толстым журналам. Дело в том, что если ранее они были центром всей литературной жизни, то сейчас целиком и полностью ушли в «элитное для элитного». Сейчас они практически не уделяют внимания массовой культуре, в отличие, например, от 60-х годов. Если какие-то статьи, посвященные масскульту, и есть, то они либо сравнительные, либо ернические.

Масскульт жив на страницах различных еженедельников и особенно в Интернет-среде. Многие писатели уже давно перешли на открытое выкладывание своих произведений в сеть, так как все равно потом разворуют. Это как раз массовые. «Элитные» типа того же Михаила Шишкина или Сорокина, пишут исключительно для «других писателей», тиражи их и не очень-то волнуют. А в тотстых журналах их сравнивают с разными Марселями Прустами, неизвестными нынешним читателям, критики типа Марии Ремизовой.

Другое дело, что многие толстые журналы сейчас активно стараются открывать новые имена в литературе, а на этом уровне сложно говорить о каком-либо разделении. Особенно в этом плане выделяются «Знамя» и «Юность». Можно также «Октябрь» вспомнить, потому что тоже новых открывает.

Новиков отдельно указывает на журнал «Сноб», которых хоть якобы и сноб, но массовой культурой совсем не брезгует. Здесь уместно вспомнить и о хипстерстве. Современная молодежь активно тянется к сложному, непонятному для массы. И на этой волне поднимаются издания типа «Афиши» или «Артхроники» - все это якобы тенденция тяготения к элитарной культуре. Зачастую, как мы все знаем, это лишь внешнее, наносное. Хипстерство так или иначе связывается с масскультом, но с несколько ограниченным (выбирается нечто малоизвестно рядовому читателю).

Похожая вещь – «литературные критики» в глянце. То есть имеются в виду разные книжные подборки и обзоры в мужских и женских журналах и пр. Чистый масскульт, казалось бы, но люди претендуют на серьезные и даже сложные статьи. Обзор литературки – это некий обязательный компонент во многих подобных журналах сегодня. Еще можно вспомнить уже серьезные журнальчики вроде «Что читать?» Быкова. Там статьи о довольно серьезных авторах и ОТ серьезных авторов (те же Новиков или Генис, например), но при этом сам внешний вид журнала всеми силами дает нам понять, что он пытается подстелиться под более-менее массовую аудиторию.

Чего, конечно, нельзя сказать о толстых журналах.

Элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью, включающая в себя искусство для искусства, серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Пласт элитарной культуры связан с жизнью и деятельностью «верхушки» общества — элиты. Художественная теория считает элитой представителей интеллектуальной среды, деятелей науки, искусства, религии. Поэтому элитарная культура связана с частью общества, наиболее способной к духовной деятельности или обладающей властными возможностями в силу своего положения. Именно эта часть общества обеспечивает общественный npoipecc и развитие культуры.

Круг потребителей элитарной культуры — высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, искусствоведы, художники, музыканты, завсегдатаи театров, музеев и т.п. Иными словами, она функционирует в среде интеллектуальной элиты, профессиональной духовной интеллигенции. Поэтому уровень элитарной культуры опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Как правило, она выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве, а ее восприятие требует специальной подготовки, характеризуется эстетической свободой, коммерческой независимостью творчества, философским проникновением в сущность явлений и души человека, сложностью и разнообразием форм художественного освоения мира.

Элитарная культура сознательно ограничивает круг ценностей, признавших их истинными и «высокими», последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях — фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом и т.п. Более того, она нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в ней, на разрушении сложившихся в ней стереотипов и шаблонов, на демонстративной самоизоляции. В данном случае массовая культура рассматривается очень широко — как культура большинства населения. Поэтому здесь лучше использовать другой термин. Но главное отличие элитарной культуры от популярной состоит в том, что истинно творческой является именно элитарная культура: только она создает новые культурные формы и определяет пути развития культуры.

В последние годы популярная культура привлекает к себе самое пристальное внимание исследователей, так как она включает и фольклорные формы, имеющие корни в локальных традициях, и культурную продукцию, создаваемую при участии государственных, национальных, международных, коммерческих центров. В нее входят как популяризованные образцы элитарной культуры, так и простонародные формы, возведенные в ранг музейной традиции. Новейшая популярная культура, включая рекламу, телевидение, прессу, шоу-бизнес, туризм, бульварные романы, киносериалы и проч.,не должна противопоставляться ни высокой профессиональной культуре, ни народной фольклорной, ибо они соприкасаются в едином знаковом, коммуникативном пространстве.

Популярная культура обладает такими отличительными чертами, как:

ярко выраженная национальная специфика, тогда как традиционная народная культура преимущественно этноцентрична, а массовая культура, по определению, космополитична. Поэтому с помощью популярной культуры можно эффективно формировать государственную и национально-культурную идентичность. Более того, в современных условиях только на ее основе может сложиться действенное идей но-политическое единство наций, имеющих сложную полиэтническую структуру;

усиление взаимосвязи и взаимодействия всех видов и жанров культурного творчества — народного (фольклорного), самодеятельного и профессионального искусства, идеологизированных институциональных форм и тех видов, которые непосредственно связаны с бытовыми, повседневными сторонами жизни;

ведущая роль визуальных, изобразительных жанров, в то время как в традиционной культуре преобладают устные жанры, а в классической — литературные, печатные;

неразрывное соединение со средствами массовой коммуникации, хотя использование технических каналов для трансляции произведений неизбежно приводит к обеднению их содержания, так как техническая передача резко ограничивает возможности импровизации и новых интерпретаций;

условность понятия авторства. Оно не отрицается, но не имеет самодовлеющего значения, так как массовой публике безразлично авторство. Правильнее сказать, что популярная культура интерактивна — создается параллельно с процессом распространения и потребления (интерпретации). Этим она напоминает народное творчество. Лучше всего эта черта видна в сети Интернет;

наличие черт традиционных праздников, ритуалов, народных гуляний, карнавала, проявляющееся в том, что культурные события распределяются во времени неравномерно, организуются в тематические циклы и приурочиваются к «знаковым» событиям, которые тщательно планируются. Такие событийные циклы выстраиваются в последовательность, внешне удивительно напоминающую народный обрядовый календарь;

массовость и серийность. Сейчас на первый план выходят аффективные общности, носители коллективных чувств. В городе возрождаются локальные культурные пространства, населенные разными «племенами», — сетевые сообщества, группы солидарности, музыкальные объединения и т.д., т.е. своеобразные квазиэтносы, нуждающиеся в собственной мифологии, идеологии, символике, необходимой для самоидентификации;

сильная политизированность: любое событие культурной жизни, привлекающее внимание миллионов людей, неизбежно приобретает политическое значение. Современные социально-культур- ные группы используют для своего оправдания популярные символы, взятые из народной, фольклорной культуры, но интерпретированные по-своему;

субъекты популярной культуры — те, кто владеет каналами массовой информации и коммуникации, т.е. транслируют культуру.

Массовая культура — это совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. Содержанием массовой культуры является продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д. Потребление этой продукции — массовое, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру, — это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионного и киноэкранов.

Становление массовой культуры связано с формированием индустриального общества. Предпосылками этого стати постепенное повышение статуса городского рабочего класса и расширение демократических институтов — более широкое вхождение трудящихся в активную гражданскую жизнь, а также распространение всеобщей грамотности населения. Поэтому начало массовой культуры отсчитывается с 1870-1890-х гг., когда сначала в Великобритании, а затем в других европейских странах были приняты законы об обязательной всеобщей грамотности населения. В силу этого массовая культура неразрывно связана со средствами массовой коммуникации. Вначале использовались технические возможности полиграфической промышленности — дешевые популярные газеты и журналы, дешевые книжки — беллетристика (любовные и детективные романы) и комиксы. Кинематограф, изобретенный в конце XIX в., до сих пор остается важнейшим средством массового искусства. Он доступен всем, не требует даже элементарной грамотности для своего восприятия. Тогда же появился граммофон, породивший легкую музыку — еще один раздел массовой культуры. Далее технические возможности массовой культуры многократно возрастали — телевидение, спутниковая связь, десятки миллионов пластинок, кассет, компакт-дисков, а теперь персональные компьютеры, сеть Интернет.

Появление массовой культуры означало не просто появление еше одного типа культуры наряду с уже сложившимися — изменился способ функционирования всей культуры. Вследствие того что постепенно уходили старые формы социальности, патриархальные связи между людьми, жившими в маленьких мирках (небольших поселках и деревнях) с привычными ориентациями и традиционными ценностями, началась активная миграция из деревни в город, из Старого Света в Новый Свет, появились крупные города, жизнь значительной части населения существенно изменилась, главное — увеличилось время для отдыха за счет как сокращения рабочего времени, так и развития техники, освобождавшей человека от многих необходимых ранее трудовых операций, особенно в домашнем хозяйстве. В результате возникла потребность в досуге у самых широких слоев общества. Заполнение этого досуга стало прерогативой массовой культуры, которая поставила практику развлечений на самую широкую ногу.

Соединение культуры с развлечением определило главные особенности предметов массовой культуры. Они должны быть занимательными по содержанию и эффективными по форме, иметь всегда четкий сюжет с интригой и принадлежать конкретному жанру. Исходя из этого можно определить основные признаки массовой культуры:

серийный характер предметов се потребления;

примитивные стандарты жизни и отношений между людьми;

развлекательность, забавность, сентиментальность;

натуралистическое изображение и смакование насилия и секса в произведениях художественной культуры;

культ сильной личности, культ жизненного успеха.

В произведении массовой культуры потребителя волнует прежде всего сюжет, в котором он ищет иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев, чтобы радоваться вместе с героями, сострадать их жизненным невзгодам. Зритель или читатель идентифицирует себя с героями художественного произведения, стремясь к идеалу, который воплощает несбывшиеся мечты. Массовая культура выступает в качестве иллюзорной компенсации за несправедливость жизни — отсутствие денег, успеха, признания и т.д. Ее потребитель получает возможность на время отвлечься от своих проблем, отождествить себя с благополучным героем, разнообразить свое эмоционально бедное существование.

Сегодня большинство людей, особенно молодежь, именно через массовую культуру получает представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми. Пиша, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование также поступают к человеку через механизмы массовой культуры. Сегодня какой-либо продукт считается престижным и ценным тогда, когда он становится предметом массового спроса. Можно сказать, массовая культура становится средством стимуляции потребления, для чего активно используется реклама.

Массовая культура становится фундаментом мировой культуры, стирая и устраняя национальные границы. Произведения массовой культуры базируются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые работают независимо от уровня образования и степени подготовленности аудитории. Более того, образование для нее даже вредно, поскольку мешает непосредственному эмоциональному восприятию, на которое нацелена массовая культура. Можно сформулировать основные характеристики массовой культуры:

ориентированность на гомогенную аудиторию: о опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное бессознательное: О эскапизм — бегство от действительности;

быстродоступность и быстрозабываемость;традиционность и консерватизм;

оперирование средней языковой семиотической нормой;

занимательность.

Критики, долгое время оценивая массовую культуру, говорили лишь об отрицательных ее сторонах, подчеркивали низкопробность, пошлость ее продукции, создаваемой на потребу невзыскательной и неразвитой публики, ее ориентацию не на творчество, а на потребление, на формирование духовного стандарта, «оболванивание» человека, на воспитание у него невысоких потребностей в сфере искусства. К числу основных отрицательных качеств массовой культуры критики также относят ее преимущественно развлекательный характер, отмечают, что лишь немногие ее произведения затрагивают вопрос о цели и смысле жизни, ее ценностях, указывают на низкий профессиональный уровень многих ее произведений, не обладающих эстетической ценностью и формирующих массовое мировоззрение с некритическими убеждениями и взглядами.

В этих утверждениях есть определенная доля истины. Но стоит помнить и о том хорошем, что несет с собой массовая культура. Во-первых, благодаря ей достигнута всеобщая грамотность населения, культурные ценности стали доступны большому числу людей. Конечно, при этом создается довольно много низкопробной продукции, но тиражируются и бесспорные шедевры, которые могут подтолкнуть человека к более глубокому изучению этих и других произведений. Во-вторых, массовая культура играет значительную роль в современном рекреационном механизме снятия стрессов и напряжений. В-третьих, не следует противопоставлять массовую культуру высокой культуре прошлых эпох. Тогда тоже были и средняя, и низовая культуры, которые до нас не дошли, а шедевры — это единичное явление в любую эпоху, причем их выделение — всегда дело времени; и в современной культуре большая часть произведений отсеется, а настоящее искусство останется.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: