Специальные административно-правовые статусы физических лиц

Как отмечалось, в реальной жизни административная правоспособность для различных людей не всегда одинакова. Ее объем и содержание могут изменяться с помощью норм административного права. Существует немало групп людей, административно-правовое положение которых отличается от положения основной массы граждан РФ. Эти люди обладают специальным административно-правовым статусом.

Можно назвать ряд таких лиц. Наибольшее распространение среди них имеют субъекты административной опеки, жители территорий с особым административно-правовым режимом, субъекты разрешительной системы, члены особых административных образований и некоторые другие лица.

Субъекты административной опеки — это лица, которые в силу своей слабой социальной защищенности нуждаются в специальной помощи государства. Опека состоит в содействии при организации их труда и условий жизни, предоставлении различных льгот и привилегий, выдаче различных компенсаций и дополнительных денежных сумм, оказании необходимых медицинских и иных услуг идр. К субъектам административной опеки следует отнести: безработных; инвалидов; вынужденных переселенцев; детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей; инвалидов и участников Великой Отечественной войны, других боевых действий; ветеранов труда и военной службы; представителей некоторых иных категорий граждан. Такие граждане обладают большими правами, чем иные лица, их административно-правовой статус определяется не только общим статусом гражданина РФ, но и нормами, содержащимися в ряде законов и подзаконных актов, актов органов местного самоуправления.

Например, в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации»[28] безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение; финансирование материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.

Кроме того, гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям — детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации (ст. 13 указанного Закона).

Согласно положениям Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[29] материальное обеспечение инвалидов включает денежные выплаты по различным основаниям: пенсии; пособия; страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья; выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью; различные компенсации и др. Законом определены размеры ежемесячной денежной выплаты инвалидам и детям-инвалидам, иные льготы.

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»[30] с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий на территории СССР, на территории РФ и территориях других государств; ветераны военной службы; ветераны государственной службы; ветераны труда. Каждой из этих категорий граждан государством гарантируются определенные меры социальной защиты.

Например, инвалидам войны предоставляются такие меры социальной поддержки, как: льготы по пенсионному обеспечению; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий; внеочередная установка квартирного телефона; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими; оплата в размере 50% коммунальных услуг; сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию; ежегодное диспансерное обследование; обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями; обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 60 календарных дней в году; внеочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений; внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта; внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания и др.

Определенные меры социальной поддержки предусмотрены и для участников Великой Отечественной войны; ветеранов боевых действий; военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии (в период с июня 1941 г. по сентябрь 1945 г.), военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; жителям блокадного Ленинграда; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов, иных военных объектов; членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и других боевых действий. В частности, установлена ежемесячная денежная выплата ряду категорий указанных лиц.

Также Федеральным законом «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки и других категорий ветеранов, в том числе льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обеспечению их жильем и др.

К гражданам РФ, наделенным специальным административно-правовым статусом, следует отнести и вынужденных переселенцев. Их административно-правовой статус определен Законом РФ от 19.02. 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»[31].

В соответствии с данным Законом вынужденный переселенец — это гражданин РФ, который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории РФ вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений в связи с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. Вынужденным переселенцем может быть признано также не имеющее гражданства РФ лицо, покинувшее место своего постоянного жительства на территории РФ по указанным основаниям.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.

Лицо, признанное вынужденным переселенцем, имеет право: самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ; проживать у родственников либо иных лиц (при условии их согласия на совместное проживание) независимо от размера занимаемой ими жилой площади; при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории РФ получить у уполномоченного на то федерального органа исполнительной власти направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; получить содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания, а в ряде случаев — компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания.

Жители территорий с особым административно-правовым режимом — это лица, проживающие в пограничных зонах, закрытых городах, заповедных зонах и зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное положение, и т. д. На таких территориях граждане приобретают специальный административно-правовой статус, поскольку там устанавливаются особые правила въезда и пребывания, ограничиваются иные права и свободы граждан.

В частности, в условиях чрезвычайного положения в соответствии со ст. 56 Конституции РФ для обеспечения безопасности граждан и зашиты конституционного строя допускаются определенные ограничения прав и свобод граждан. Например, согласно Федеральному конституционному закону от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»[32] возможно: установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости; запрещение или ограничение проведения собрании, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра и др.

Допускается также введение комендантского часа, т. е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; выдворение лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет; иное ограничение прав и свобод граждан.

К жителям территорий с особым административно-правовым режимом необходимо отнести и лиц, проживающих в пограничной зоне. Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и других территорий, прилегающих к Государственной границе РФ.

В соответствии с Законом РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»[33] въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств. Устанавливаются особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, находящимися в пограничной зоне. В частности, в целях недопущения переноса заразных болезней через Государственную границу РФ может быть запрещено или ограничено содержание и выпас скота в полосе местности вдоль границы.

К жителям территорий с особым административно-правовым режимом относятся также лица, проживающие на территориях, где введен правовой режим контртеррористической операции, режим военного положения, некоторые другие правовые режимы.

Граждан, проживающих в закрытых административно-территориальных образованиях, следует отнести, с одной стороны, к жителям территорий с особым административно-правовым режимом, а с другой — к субъектам административной опеки.

Дело в том, что согласно Закону РФ от 14.07.1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»[34] в таком образовании устанавливается особый режим. Он включает ограничения на: въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории; право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом и проч. Граждане, проживающие, работающие и вновь прибывающие в закрытое административно-территориальное образование, должны быть ознакомлены с условиями особого режима и ответственностью за его нарушение. Однако проживание или работа граждан в условиях особого режима закрытого административно-территориального образования подлежат социальной компенсации, которая включает повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.

Определенные ограничения прав граждан нередко обусловлены характером их деятельности. Как правило, это связано со специфическими требованиями, предъявляемыми для получения соответствующей лицензии. Так, согласно Закону РФ от 11.03. 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»[35] лицензия на частную детективную деятельность не выдается гражданам, не достигшим 21 года и не имеющим либо юридического образования или стажа работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет, либо документа о прохождении специальной подготовки для работы в качестве частою сыщика. Лица, не достигшие указанного возраста и не имеющие необходимых образования и навыков, не имеют права стать частным детективом.

Согласно Федеральному закону от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»[36] право на приобретение оружия самообороны, спортивного и охотничьего оружия, сигнального оружия и холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия. При этом подобная лицензия не выдается лицам: не представившим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием; совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управления; не имеющим постоянного места жительства; не представившим документы, подтверждающие прохождение проверки знания правил безопасного обращения с оружием, и др.

Другими словами, граждане, имеющие определенные болезни, не имеющие постоянного места жительства, не обладающие необходимыми знаниями правил безопасного обращения с оружием, лишены права иметь оружие, заниматься охотой, соответствующими видами спорта, носить холодное клинковое оружие с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой.

Военнослужащие, лица, имеющие специальные звания сотрудников органов внутренних дел, других силовых ведомств, государственные служащие и некоторые иные категории граждан также ограничены в своих правах. Так, в Федеральном законе от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»[37] прямо сказано, что военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным и другими законами. Дело в том, что на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для возможности принятия гражданина на гражданскую службу, а также прохождения гражданским служащим службы имеется ряд ограничений, например связанных с работой в других организациях. предпринимательской деятельностью и т. д. Причем подобные ограничения в большинстве случаев никоим образом не препятствуют работе лица в иных, не относящихся к особым административным образованиям, структурах.

Примеров определенного ограничения административно-правового статуса граждан можно привести еще немало. Все эти граждане, как и субъекты административной опеки, обладают специальным административно-правовым статусом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: