double arrow

Освобождение от административной ответственности


Законом предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности. Это обусловлено как принципами гуманности, так и необходимостью экономии средств государственного принуждения и основывается на тщательном учете всех объективных и субъективных сторон состава правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Есть еще ряд ситуаций по которым привлечение к административной ответственности не состоится, несмотря на наличие административного правонарушения.




Это противоправные действия в условиях крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Законом установлен также ряд обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении:

– отсутствие события административного правонарушения;

– отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

– действия лица в состоянии крайней необходимости;

– издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;



– отмена закона, установившего административную ответственность;

– истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

– наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

– смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Давая правовую оценку описанным ситуациям, в которых административная ответственность не наступает, необходимо отличать освобождение от административной ответственности и обстоятельства, исключающие неправомерность деяния.

Есть также и некоторые ограничения применения административной ответственности, которые зависят от тех или иных особенностей субъекта административного правонарушения:

административный арест не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп;

лишение права управления средствами транспорта не применяется к лицам, которые управляют ими в связи с инвалидностью, за исключением ряда случаев (управление в состоянии опьянения и т.д.);



лишение права охоты, конфискация или возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Конституцией Российской Федерации и федеральными законами устанавливаются также особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц).
Понятие, назначение и характерные черты административных наказаний

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Содержание административных санкций – обязанность виновного понести наказание – претерпеть лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие права и свободы, лишающие благ.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административные наказания являются разновидностью административного принуждения. отличающейся своим карательным характером, иными целями от других мер административного принуждения.

К административным наказаниям относят только те мера принуждения, которые установлены КоАП РФ. Только КоАП РФ устанавливает порядок их назначения.

Наказания применяется уполномоченными субъектами на основании принятия ими специального индивидуального акта управления (постановления, решения). Круг этих субъектов значительно шире, чем круг субъектов, применяющих уголовные наказания, в основном, за счет органов исполнительной власти, должностные лица которых выполняют функции следователя, эксперта, имея для этого необходимые специальные знания. Это повышает экономическую эффективность административной юрисдикции по сравнению с уголовной, упрощает ее. Такое упрощение могло бы вызвать отдельные нарушения прав граждан, но оправдывается меньшей общественной опасностью административных нарушений и меньшей суровостью наказаний.

72. Производство по делам об административных правонарушениях. Общая характеристика.

Производство по делам об административных правонарушениях– нормативно установленный порядок и формы осуществление юридических (процессуальных действий) по применению мер административного воздействия (мер обеспечения производства + мер наказания) в связи с совершением АПН, а также формы результатов осуществления указанных действий.

2 крупные части:

1. Если производство по делам осуществляется судами – то данная деятельность является судопроизводством.

2. Если эта деятельность осуществляется иными органами – обычная административная деятельность. Для ОИВ регулирование, предусмотренное КоАП – единственное. При рассмотрении дел судами общей юрисдикции положения ГПК применяются по аналогии. Например, КоАП не предусматривает ведение протокола заседания. Вопрос у судов – надо ли им вести? ВС сказал, что применяется ГПК по аналогии – обязательное ведение протокола. В отношении Арбитражных судов субсидиарно КоАПу применяется АПК. АПК указывает, что рассмотрение дел об АПН происходит согласно АПК в соответствии с КоАП. Пример: доп.процессуальный документ – заявление о рассмотрении дела об АПН (аналог искового).

Помимо КоАП нормативную основу составляют:

1. Постановления Правительства, которые определяют порядок применения отдельных мер обеспечения производства. Пример: мед.освидетельствование на установление состояния алкогольного опьянения, порядок задержания ТС и т.д.

2. НА ФОИВ:

- НА, которые определяют порядок применения отдельных мер обеспечения производства. Приказ МВД о порядке осуществления привода.

- Приказы ФОИВ, которыми утверждается перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по делам об АПН.

Появление этих актов обусловлено тем, что КоАП предусматривает правило органа составлять протоколы, но не ясно, кто конкретно может составлять протоколы. Чтобы конкретизировать эти вопросы, каждый ФОИВ принимает соответствующий акт, регламентирующий, кто именно уполномочен составлять.

Каждый ФОИВ, который осуществляет контрольно-надзорные функции и уполномочен составлять протоколы – составляет такой акт. Соотв.акты не затрагивают права и свободы граждан, они лишь конкретизируют субъект внутри органа. Для их утверждения не требуется нормотворческих полномочий => даже ФНС может принять такой акт, не обладая нормотворческими полномочиями.

В отличие от общего подхода к нормативному регулированию, КоАП исчерпывающим образом определяет те подзаконные акты, которые могут быть приняты в соответствии с ним. Тем не менее, на данный момент административные регламенты исполнения гос.функций, особенно в сфере контроля и надзора, включают в себя положения, касающиеся составления протоколов, воспроизводя нормы КоАПа на подзаконном уровне. Вообще это незаконно. И фактически, если нормы из КоАПа переносятся в административный регламент, то всегда идет отклонение. Регламенты переписывают КоАП, как им удобно. Фактически такие примеры есть и МинЮстом зарегистрированы.

Задачи производства:

- всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств дела,

- разрешение его в точном соответствии с законом

- обеспечение исполнения вынесенного постановления.

Принципы:

- принцип законности. Применяемые в рамках производства меры д.соответствовать установленным КоАПом правилам. Фактически, принцип законности выражается в соблюдении строгой процессуальной формы. Если предусмотрено составление протокола о содержании – он д.б. составлен, указаны все обстоятельства, и только соблюдя все формальные требования, будет соблюдена законность производства.

- оперативность. Вытекает из своевременного разрешения дела. Отличен от производства гражданских и уголовных дел в судах – там главное качество. В административно-деликтном праве объем дел большой и рассматривать их долго невозможно. Протокол составляется немедленно, но не позднее 2 суток, жалоба – в течение 10 дней, дело рассматривается в течение – 15 дней. Срок давности – 2 месяца, при рассмотрении судом – 3. Все направлено на сокращение процесса.

- принцип непосредственности. По общему правилу производство д.вестись в присутствии лиц, являющихся его участниками. Д.б. обеспечена возможность всех лиц явиться и давать показания, участвовать в исследовании доказательств и т.д. Есть общее процессуальное правило – главная обязанность – предоставить возможность участия, но реализация этого права остается на усмотрение участника. Т.е. дело м.б. рассмотрено без правонарушителя, например. Тем не менее, в производстве по делам по АПН тот, кто рассматривает дело, может признать явку лица обязательной и при необходимости подвергнуть его приводу, обеспечив принцип непосредственности принудительно.

- принцип равенства перед законом. Позиция КС о том, что установление особого порядка для особых категорий (судей, депутатов и т.д.) не является нарушением этого принципа.

- публичность. Деятельность по рассмотрению дел об АПН является публичной и властной. Соответственно, в основе рассмотрения дела лежит публичный интерес, разрешение происходит посредством применения властных полномочий. Нельзя передать эти полномочия учреждению. Исключения – только ФЗ. КоАП предусматривает рассмотрение дел об АПН учреждениями.

- гласность. Общим правилом является открытое рассмотрение дела. Иключение – в том случае, если это может повлечь нарушение охраняемых законом тайн или связано с обеспечением безопасности, защитой чести и достоинства.

- принцип объективной (судебной) истины. Речь идет об установлении процессуальной истины.

- презумпция невиновности

- право граждан на защиту. Оно заключается в праве обжаловать итоговое решение. Соответственно, по общему правилу нельзя обжаловать промежуточные документы или действия. Нельзя самостоятельно обжаловать протокол. При этом обжалование помежуточных действий и решений допускается в том случае, если они сами по себе нарушают права и законные интересы и их законность не м.б. проверена в рамках проверки итогового акта. Пример: незаконно задержали на 5 часов. Есть возможность оспорить промежуточные решения в соответствии с КоАПом (определение об отказе в возбуждении дела об АПН).

- стадийность. Производство – порядок последовательного осуществления действий. Все действия в рамках производства группируются в стадии. Каждая из стадий имеет свою собственную цель, свои задачи, завершается собственным процессуальным документом. Пример: возбуждение дела завершается составлением протокола, свои цели, свои задачи.







Сейчас читают про: