double arrow

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Богословский В.И.,

Писарева С.А., Тряпицына А.П.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

методическое пособие для студентов (бакалавров и магистрантов) по системе получения академических степеней в странах-участницах Болонского процесса

Санкт-Петербург

Издание выполнено и печатается в рамках реализации Инновационной образовательной программы РГПУ им. А.И. Герцена «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере»; мероприятие 1.17.1: Разработка и публикация информационно-методических материалов по системе получения академических степеней в странах-участницах Болонского процесса.

Рецензенты:

Д-р пед. н., проф. Еремин Ю. В.

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Д-р пед.н., проф. Чекалева Н.В.

Омский государственный педагогический университет

Богословский В.И, Писарева С.А., Тряпицына А.П. Академическая мобильность: методическое пособие для студентов (бакалавров и магистрантов) по системе получения академических степеней в странах-участницах Болонского процесса. -

В методическом пособии представлены материалы, раскрывающие сущность Болонского процесса. Значительное внимание уделено анализу вопросов обеспечения академической мобильности студентов.

Пособие может быть полезно бакалаврам и магистрантам, интересующимся вопросами развития образования в России и в Европе, а также тем, кто осознанно проектирует собственный образовательный маршрут. Пособие может быть также полезно специалистам университетов, занимающихся вопросами развития академической мобильности студентов.


Содержание

ВВЕДЕНИЕ  
  Что такое «Болонский процесс»?  
  В чем заключается суть Болонского процесса?  
  Каковы основные идеи Болонской декларации?  
  Какие степени и квалификации получают студенты в европейских университетах?  
  Каким образом сопоставляются степени бакалавра, магистра и квалификация специалиста в Болонском процессе?  
  Как связан Болонский процесс и школьное образование европейских стран?  
  Какова система высшего образования в Великобритании – прообраза системы высшего образования в едином европейском пространстве?  
  Какова система высшего образования Франции в условиях централизованного управления национальным образованием?  
  Какова система высшего образования в Германии в постсоветский период?  
  Что такое академическая мобильность?  
  Какие шаги предпринимаются в Европе по развитию академической мобильности?  
  Каковы инструменты развития академической мобильности?  
  Какие возможности для развития мобильности существуют в отечественном университетском образовании?  
   
  ПРИЛОЖЕНИЯ  
  Европейское пространство высшего образования: совместное заявление европейских Министров образования, подписанное в Болонье 19 июня 1999 года(Болонская декларация)  
  Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования четырех министров, представляющих Великобританию, Германию, Францию и Италию. г. Париж, Сорбонна, 25 мая 1998 года (Сорбонская декларация)  
  Системы высшего образования европейских стран  
  Список полезных сайтов  
ВВЕДЕНИЕ

Болонская декларация регулирует построение единого образовательного пространства в Европе на основе введения многоуровневой системы высшего образования и кредитно-модульной системы обучения, модернизации государственной системы гарантий качества образования и разработки внутривузовских систем управления качеством образования, разработки новых форматов документов об образовании и модернизации схем финансирования образования. Академическая мобильность является одним из важнейших направлений реализации Болонских Соглашений, подписанных Российской Федерацией в 2003 году. Некоторые исследователи сравнивают по значимости это явление с «самостажировками» Петра Великого в конце ХVII века в Голландии.

К сожалению, студенческая мобильность для нашей страны пока является скорее редким исключением, чем правилом. В Центральной Европе эта проблема не стоит столь остро, т.к. не существует государственных границ и образованные граждане Европы, владея двумя-тремя языками, имеют возможность свободно перемещаться из одного университета в другой. Предполагается, что все социально-бытовые расходы (проезд, проживание, питание, медицинское обслуживание и т.п.) студент возьмет на себя (чему способствуют разнообразные социальные программы студентов), а принимающий вуз предоставит бесплатное обучение.

Развитие академической мобильности студентов в условиях российского образовательного пространства имеет ряд объективных нормативно-правовых, финансовых, административных и академических ограничений. Некоторые из них могут быть сняты на федеральном уровне, а некоторые – на университетском. Однако, важнейшим условием, на наш взгляд, является стремление самих студентов стать субъектами мобильности. То есть их желание получать образование в условиях разных образовательных программ разных университетов, разных стран и понимание того, каким образом это может быть сделано.

Рождение этой книги продиктовано стремлением авторов помочь студентам сориентироваться в происходящих изменениях, понять смысл процессов, задающих логику развития высшего образования в нашей стране. Мы полагаем, что собранный материал будет полезен студентам не только как новая систематизированная информация, расширяющая взгляд на образование и помогающая определить направление собственного образовательного маршрута, но и как полезная профессиональная информация для будущих специалистов в области образования.

Авторы

ЧТО ТАКОЕ «БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС»?

Название данного процесса пошло от названия древнейшего европейского университета, основанного в 1088 г. по инициативе студентов в итальянском городе Болонья. Именно Болонский университет, созданный как европейский университет, дал свое имя процессу, призванному возвратить университетам их подлинную европейскую сущность, то есть интегратора Европы.[1]

Ряд исследователей (Фердинанд Мертенс, Франс де Вильдер, Курт де Вит, Верховен) выделяют в этом процессе несколько периодов.

Первый период - 1957-1982 годы - Конференция министров образования в 1971 г. обозначила пять основных моментов общеевропейского измерения в образовательных системах:

1. Взаимное признание дипломов;

2. Обоснование идеи формирования европейского университета;

3. Кооперация вторичного[2] и высшего образования;

4. Создание европейского центра развития образования;

5. Учреждение неограниченного государственными границами института высшего образования.

Второй период - 1983-1992 годы - в продолжение его уточнялись цели, задачи и проблемы кооперации высшего образования на пространстве Евросоюза и, прежде всего, ее правовые аспекты: предоставление студентам из разных стран равных прав в принимающих их странах.

И третий период - с 1992 г.- по настоящее время - в это время усиливается звучание идеи о европейском гражданстве, согласно которой каждый гражданин страны-члена Евросоюза имеет гражданские права этого сообщества.

Таким образом, предпосылки для развития Болонского процесса в современном его пониманиисложилисьзадолго до подписания Болонской декларации в лоне процессов европейской экономической и политической интеграции.

В 1998 году на юбилее Парижского университета министры образования Германии, Италии, Франции и Великобритании выступили с инициативой организовать некое образовательное пространство, внутри которого будут действовать общие законы, стандарты и правила, и призвали другие государства вступить в него. Стимулом к этой деятельности стала обеспокоенность министров снижением конкурентоспособности европейского образования по сравнению с американским – «Европа все более уступает США в части борьбы за студентов, преподавателей, исследователей и капиталы, инвестируемые в систему высшего образования, и что уже одно это обстоятельство делает необходимым более четко прописанные и сопоставимые квалификации»[3]. Но мировое сообщество выразило сомнение относительно возможности подобного сотрудничества между странами, настолько отличающимися друг от друга, как своей культурой, так и своими традициями, в том числе и в сфере образования. Тем не менее, на следующий год во время встречи в Болонье к процессу, получившему впоследствии название Болонского, присоединились еще 27 стран.

Под Болонской декларацией поставили свои подписи руководители образовательных систем 29 стран, в том числе и не входящихв Европейское сообщество (Австрия, Бельгия (Фламандская община), Бельгия (Французская община), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словацкая Республика, Словения, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония).

В настоящее время гораздо большее число стран присоединяется к этой идеологии и модернизирует систему образования. поэтому правомерно называть следующий список стран, в которых развиваются идеи Болонского процесса в образовании и научных исследованиях:

1. Австрия 2. Азербайджан 3. Албания 4. Андорра 5. Армения 6. Бельгия 7. Болгария 8. Босния и Герцеговина 9. Ватикан 10. Великобритания 11. Венгрия 12. Германия 13. Греция 14. Грузия   15. Дания 16. Ирландия 17. Исландия 18. Испания 19. Италия 20. Кипр 21. Латвия 22. Литва 23. Лихтенштейн 24. Люксембург 25. Македония 26. Мальта 27. Молдова 28. Нидерланды 29. Норвегия 30. Польша   31. Португалия 32. Россия 33. Румыния 34. Сербия и Черногория 35. Словакия 36. Словения 37. Турция 38. Украина 39. Финляндия 40. Франция 41. Хорватия 42. Чехия 43. Швейцария 44. Швеция 45. Эстония
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУТЬ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА?

Основные структурные и содержательные преобразования высшей школы западноевропейских стран были начаты в 70-80-е годы ХХ века и практически завершены в 90-е годы. К настоящему времени в большинстве этих стран функционируют многоуровневые системы подготовки, завершается введение системы сопоставимых зачетных единиц (кредитов) и фактически решена проблема взаимного признания квалификаций. Болонский процесс не означает начало нового этапа коренных реформ высшего образования в странах Западной Европы, а лишь дальнейшее продолжение стыковки уже существующих систем высшего образования в соответствии с общеполитическими и экономическими процессами становления единой Европы:

§ интернационализации образования, проявляющейся, в форме возрастающих потоков студентов в зарубежные вузы, а также взаимных обменов преподавателями и исследователями; использования зарубежных программ, учебников, литературы и телекоммуникационных источников информации; применения международных процедур аккредитации, разнообразных видов межвузовского сотрудничества;

§ роста конкуренции на мировом рынке образовательных услуг, причинами которого стало появление нового сектора «большого бизнеса» в образовании, транснационального, реализующегося как оффшорные кампусы, франчайзинг учебных программ и виртуальное "on-line"- образование, а также обострение конкуренции, вызванное увеличением количества негосударственных вузов;

§ развития идеологии глобализации, что вызвало к жизни необходимость создания международной системы лицензирования, сертификации и аккредитации, призванную обеспечить качество профессиональной подготовки с учетом нарастания потоков межстрановых перемещений профессионалов;

§ изменения функций государства в области образования, когда многие страны стали развивать политику дерегулирования, передавая самим институтам больше прав и полномочий, подкрепляя ее относительным сокращением бюджетного финансирования;

§ изменения возрастной структуры студентов в сторону дальнейшего повзросления в условиях перехода к информационному обществу, открывающему просторы для реализации концепции пожизненного обучения и переходу к более гибким вариантам индивидуальных студенческих программ обучения».

По своим целевым и содержательным установкам Болонский процесс представляется не как начало нового витка коренных реформ высшего образования в странах Западной Европы, а как естественный этап практического осуществления стыковки уже существующих систем высшего образования в соответствии с новыми геополитическими и экономическими реалиями.

Таким образом, Болонский процесс – это деятельность, направленная на достижение целей и решение задач Болонской декларации, согласно которой до 2010 года каждая страна-участница обязана провести реформу своей системы высшего образования в соответствии с едиными европейскими стандартами:

Ø построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

Ø формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

Ø обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние;

Ø достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

Ø повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Конечной целью является взаимное признание дипломов вузов. Следует отметить, что Болонский процесс направлен на сближение, а не на стандартизацию или унификацию высшего образования в Европе.

Европейские страны не намерены разрушать то, что создано. От России этого тоже никто не ждет[4]. Важно найти точки соприкосновения, предмет диалога, определить вклад России в процесс создания открытого европейского научно-образовательного пространства.


КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ?

Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит шесть ключевых положений:

1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). За основу предлагается принять ECTS, сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

6. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей Болонской декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

Ø с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;

Ø до 2010реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.


КАКИЕ СТЕПЕНИ И КВАЛИФИКАЦИИ ПОЛУЧАЮТ СТУДЕНТЫ В ЕВРОПЕЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ?

В настоящее время в странах Европы более 1000 разного рода квалификаций. Если выделить из них квалификации, близкие по уровню к вводимым в рамках Болонского процесса, то все равно их количество составит около 300. В качестве иллюстрации в таблице ниже в табл. 1 представлены степени, присваиваемые в некоторых европейских странах.

Такое обилие степеней и квалификаций связано с историческими традициями, а также с тем, что в Европейском Союзе к высшему образованию относят все типы послесредних образовательных учреждений и учреждений профессионального образования.

Необходимо отметить также и «оборотную строну медали» - сходство образовательных систем Европы[5], которое проявляется в том, что большинство стран имеют бинарную систему с более высокой степенью, для получения которой требуется около пяти лет после средней школы (хотя не следует забывать, что в нескольких странах 12 лет обучения, в то время как в других 13). Единственной страной, шагающей не в ногу, является в этом отношении Великобритания, которая традиционно приняла трехлетний диплом с отличием как адекватное университетское образование. Однако она теперь перемещается в направлении Европейских партнеров в создании четырехлетней подготовки, предваряющей освоение образовательной программы для получения степени магистра. Более поразительное различие между странами касается числа лет, необходимых для получения степени (в противоположность времени номинальному). Кажется, что в нескольких странах есть только относительно короткое время между окончанием образования и уходом на пенсию. Разногласия между странами в фактической продолжительности учебных курсов являются, видимо, следствием того, что в некоторых университетах студентам разрешено осваивать курсы в течение неопределенного времени.

Вероятно, основное различие между образовательными системами европейских стран заключается в вариативности механизмов получения и подтверждения степени и профессиональных квалификаций, где только небольшое число стран имеют хорошо установленную систему, а у других никакой системы нет вообще.

Итак, в основание Болонского процесса положена формула:

3 года бакалавриата + 2 года магистратуры + 3 года докторантуры


Многообразие присваиваемых степеней [6]

Таблица 1

Страна Bachelor Master PhD (области) Doctor (области)
Великобритания После 2-3 лет обучения Master - после 5 лет обучения PhD – после 6 лет обучения (Humanities, Sciences, Education, Architecture, Medicine dentisty) -
Франция Licentiate – после 3 лет обучения Master – после 4 лет обучения Maqister после 5 лет обучения   Doctor – после 8 лет обучения (Universities Law, Economic and administrative sciences, Arts, Languages, Human sciences, Sciences)
Германия - Maqister после 6 лет обучения (Arts, human sciences) - Doctor – после 7 лет обучения (Arts, human sciences, Theology, Law, Economics, social sciences, Exact and natural, technical sciences, Medical sciences, Agriculture)
Италия Licentiate – после 4 лет обучения -   Doctor – после 7 лет обучения (Educaion, Humanities, Architecture, Law, political sciences, Economics, Exact and natural sciences, Chemistry, engineering, Medical sciences, Agriculture)
Норвегия - Maqister после 5-6 лет обучения (Arts, Political and social sciences) Candidates – после 4-6 лет обучения (Educaion, Psychology, philosophy, Law, Medical sciences, Agriculture) Doctor – после 8 лет обучения (Educaion, Psychology, philosophy, Law, Medical sciences, Agriculture, Arts, Political and social sciences)
Португалия После 3 лет обучения Licentiate – после 4 – 5 лет обучения Master – после 7-8 лет обучения   Doctor – после 9 лет обучения (Educaion, Literature and languages, Arechitecture, Law, Social sciences, Medicine, Dentistry, Veterinary medicine, Pharmacy, Exact sciences, Economic sciences, Technology, Engineering sciences)
Финляндия     Candidates - после 6 лет обучения Licentiate - после 8 лет обучения (Educaion, Arts and humanities, Theology, Law, Social sciences, Agricultyre and forestry, Music, Industrial arts, Theatre, drama and dance, Psychology, Phusical education) Doctor – после 10 лет обучения (Educaion, Arts and humanities, Theology, Law, Social sciences, Agricultyre and forestry, Music, Industrial arts, Theatre, drama and dance, Psychology, Phusical education)

КАКИМ ОБРАЗОМ СОПОСТАВЛЯЮТСЯ СТЕПЕНИ БАКАЛАВРА, МАГИСТРА И КВАЛИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА В БОЛОНСКОМ ПРОЦЕССЕ?

Болонский процесс предполагает подготовку бакалавров как подготовительную ступень для дальнейшего обучения и подготовки к научной карьере (ступени магистра и доктора), а также подготовку бакалавров и мастеров по специальности. Первых должен готовить университет. Решение второй задачи: подготовка бакалавра по специальности и мастера – это задача других вузов, как учреждений послесреднего образования[7].

В высшем образовании ряда европейских стран имеются квалификации магистра (magistre или magister) и мастера (master или mastere), которые соответствуют различным образовательным программам. Необходимо обратить внимание на эти различия, и иметь в виду, что квалификация второй ступени высшего образования, используемая в контексте Болонского процесса, более всего соответствует квалификации, обозначаемой в европейских языках термином master, то есть при переводе на русский язык термином «мастер». Данная квалификация по форме и по содержанию вполне может соотноситься с квалификацией российского дипломированного специалиста, в то время как существующая в настоящее время в РФ степень магистра (научно-ориентированная квалификация) от нее существенно отличается[8].

Однако, существуют и другие взгляды на соотношение мастера и магистра. Например, в личной беседе с польскими коллегами Dr.hab Anna Barska и prof. UO, dr. Hab Tadeusz Barski[9] нам удалось установить, что во Франции отличия степеней мастера от магистра заключаются во времени освоения программы. Программа мастера рассчитана на 1 год обучения и предназначена для углубления знаний по дисциплинам, изучавшимся студентами давно, еще начиная со школьной скамьи. Программа магистра рассчитана на два года по дисциплинам, которые студенты начали изучать только в рамках курса систематического высшего образования, например, философия. По уровню квалификации степени мастер и магистр сопоставимы. Таким образом, соотношение, сопоставимость степеней мастер и магистр, их квалификационное или академическое «наполнение» пока является открытой темой.

В настоящее время реальная ситуация такова, что в разных странах (иногда даже в пределах одной страны) квалификации, полученные выпускниками вузов, с трудом поддаются сравнению. Так, в странах, где выпускник университета или колледжа получает по завершении соответствующего курса обучения квалификацию «бакалавр», а затем, при условии освоения дополнительного курса объемом в 1 – 2 года, квалификацию «магистр», обычно «не понимают», чему соответствует квалификация «дипломированный специалист»: является она аналогом бакалавра – или же аналогом магистра? Например, в Швеции российский диплом специалиста приравнивают к магистерскому, в то время как в большинстве других скандинавских стран его признают эквивалентом диплома бакалавра. Иногда даже возникают сомнения в том, что дипломированный специалист – это лицо с законченным высшим образованием.

Точно так же в странах, где нет традиции присвоения квалификаций бакалавра и магистра или эта традиция – как в России – представляет собой нововведение, работодатели и общественность плохо представляют себе, в чем заключается специфика образования на уровнях бакалавриата и магистра, является ли вообще бакалавр лицом с законченным высшим образованием. К сожалению, бывшее Министерство труда РФ не провело работы по установлению номенклатурного перечня, определяющего круг должностей, для занятия которых достаточна квалификация «бакалавр», хотя и выступило с разъяснениями, согласно которым обладатель диплома бакалавра вправе занимать должности, предполагающие наличие законченного высшего образования. Если учесть, что при приеме на работу очень большое значение придается, естественно, тому, какое образование получил соискатель соответствующей должности, что от этого зависит конкурентоспособность соискателя, становится ясным: путаница, недоразумения в данной области влекут за собой весьма болезненные последствия и оборачиваются очень важной профессиональной и социальной проблемой. Поэтому абсолютно необходимо достижение такой ситуации, когда по типу диплома об образовании, по записи в дипломе и в приложении к нему можно было бы с максимальной ясностью судить о том, каково образование обладателя диплома. Стоит оговорить, что речь не идет о терминологии. Например, во Франции бакалавр – это лицо со средним образованием, аналогом же бакалавриата в сегодняшней Франции выступает licence (т.е. французский лиценциат соответствует английскому или российскому бакалавру). Эту систему терминологических соответствий нужно знать, чтобы адекватно воспринимать информацию об уровне и типе образования. Главное же заключается в том, что должно быть известно, понятно, какие образовательные программы вузов как внутри страны, так и в разных странах «стоят за» соответствующими записями в дипломе: само по себе указание на присвоение квалификации бакалавр, магистр или любой иной должно достаточно ясно говорить об уровне владения знаниями, умениями, навыками в той или иной сфере занятий. А это и есть результат освоения соответствующей образовательной программы.


КАК СВЯЗАН БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН?

Внутренняя логика, свойственная профессиональному образованию как единому целому, тесная взаимосвязь различных образовательных уровней между собой приводит к тому, что изменения в структуре одного из них требуют корректировки взаимодействия между структурными составляющими других уровней.

Строго говоря, Болонский процесс не занимается (пока?) средним образованием как особой проблемой. Встречающиеся иногда утверждения, согласно которым принципы Болонского процесса «требуют», чтобы, скажем, обладатель диплома бакалавра учился в общей сложности не менее 15 лет (12 лет в школе и не менее 3-х в бакалавриате), плохо соответствуют действительности. Между тем проблема соотношения высшего и среднего образования объективно чрезвычайно важна, т.к. школа закладывает фундамент образования, и успешность освоения программы вуза не в последнюю очередь зависит от качества школьного образования. Хороший уровень школьного образования повышает шансы на поступление в вуз и тем самым делает высшее образование более доступным. Поэтому важно понимать тенденции развития систем общего (школьного) образования, т.к. во всех развитых странах эти системы тесно взаимосвязаны и объединены не только идеологией «обучения в течение жизни». Итак, общие тенденции преемственности таковы:

· Длительность обучения в полной средней школе составляет 12 лет.

· Полная средняя школа преимущественно подразделяется на 3 уровня: начальная, средняя и старшая.

· Обязательным является обучение в начальной и средней школе, после окончания которой ученик выбирает дальнейший путь образования: академический – с целью поступления в университет или профессиональный – для получения среднего профессионального образования.

· В старшей школе (10-12 классы) обучение профильное - предлагается два направления профилизации (академическое и профессиональное). Внутри направлений профилизации различают направления дифференциации: академическое и неакадемическое (англоязычные страны Европы); естественнонаучное, филологическое, социально-экономическое (Франция); язык – литература - искусство, социальные науки, математика - точные науки - технология (Германия).

· Количество обязательных предметов на старшей ступени по сравнению со средней значительно меньше (от 5 до 8). Обязательно изучаются: естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура.

· В некоторых странах (Великобритания, Франция) документ об окончании школы (диплом, сертификат) получают не все соискатели.

· Дипломы, получаемые по окончании профильной школы, дают право зачисление в вузы.

В России и, ранее, в Советском Союзе преемственность вузовского образования по отношению к школьному формально проявлялась в принципе, согласно которому запрещалось включать в программу вступительных экзаменов в вуз вопросы, выходящие за рамки школьной программы (согласно поныне действующим Правилам приема в вузы, «запрещается требовать у абитуриентов знания сверх объема школьной программы»; этот принцип, как известно, в последние годы выполняется не очень строго).

В ряде западных стран, однако, не считается, что школьный «аттестат зрелости» достаточен для поступления в любой вуз. Например, во Франции наиболее престижными, элитными высшими учебными заведениями выступают так называемые Школы (Grandes Ecoles). Получаемое в них образование расценивается гораздо выше, чем университетское. Если в Сорбонну и другие университеты можно поступить сразу же после среднего учебного заведения с аттестатом бакалавра, то перед поступлением в Grandes Ecole надо пройти двухлетнее обучение в «подготовительных классах» (classes preparatoires). Классы как раз и «доводят до кондиции» учащегося, дают ему знания и умения, необходимые для получения высшего образования, но не обеспеченные (или обеспеченные недостаточно) образованием средним.

Близкую функцию выполняли в Англии так называемые Matriculation Classes для школьников (ср. также Abiturklassen в Германии). Для взрослых в Великобритании предлагаются курсы «доступа к высшему образованию» (Access to Higher Education Programmes), обычно одногодичные, которые завершаются выдачей сертификата, позволяющего претендовать на высшее образование.

Отдаленным аналогом такого подхода можно считать подготовительные отделения, существующие при многих российских вузах. Несмотря на существующую практику работы таких отделений, проблема согласованности выпуска из школы и поступления в вуз в России стоит сегодня особенно остро.


КАКОВА СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ – ПРООБРАЗА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕДИНОМ ЕВРОПЕЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ?

Британская схема высшего систематического образования положена в основу Болонского процесса и стала прообразом проектирования системы высшего образования в ряде стран, не имеющих многовековые образовательные традиции

Великобритания имеет репутацию страны классического университетского и профессионального образования, которое на протяжении многих веков не подвергалось радикальным реформам. Британскую систему высшего образования и подготовки научных кадров часто называют «неконтинентальной»[10]. В «материковых» странах Европы в последние десятилетия тенденции обеспечения равенства возможностей доступа к систематическому образованию. Британская система образования и по сей день остается высокоселективной.

Система образования Великобритании отличается высокой степенью децентрализации, а управление образовательной политикой возложено в большой мере на местные органы власти (посредством всевозможных посреднических организаций, комитетов, комиссий и т.п.), а также на академические учреждения и профессиональные сообщества.

Система высшего образования в Великобритании подразделяется на два уровня. Прохождение первого уровня продолжается от 3 до 4 лет и завершается присвоением степени бакалавра, что дает возможность работать в определенной области (т.е. эта степень имеет «силу» квалификации). Обучение по программам второго уровня ведет к получению степени магистра (1-2 года), а затем при желании и доктора (при общей длительности, включая получение степени бакалавра, обучения 7-8 лет), т.е. открывает двери в научную и прикладную деятельность (академические степени). Таким образом, систематическое обучение в Великобритании создает условия для присвоения степеней бакалавр, магистра, доктора философии (PhD). Схематично система высшего образования представлена на рис. 1.

Зачисление в университеты, институты и университетские колледжи происходит на основании конкурса сертификатов общего образования повышенного уровня. Такой сертификат школьник имеет возможность получить после успешного завершения обучения по двухгодичной программе A-level (полностью Certificate of General Education Advanced Level), предусматривающей углубленное изучение от четырех до шести профилирующих предметов.

Высшие учебные заведения Великобритании делятся на 4 вида. Колледжи высшего образования (Colleges of Higher Education), обучающие студентов только по программе бакалавра. Причем, в отличие от университетов, эти вузы являются узкоспециализированными в таких областях как живопись, дизайн, музыка, театральное искусство, образовании и др. Политехнические институты (Polytechnics), обучающие студентов по всему спектру инженерных специальностей. Университетские колледжи (University Colleges), предлагающие студентам различные бакалаврские программы и являющиеся, как правило, составной частью университетов. Университеты (Universities), являющиеся центрами академического образования и научно-исследовательской работы.

Рис.1 Схема системы высшего образования Великобритании

Университеты расслоены по степени престижности. В сознании английской общественности, отмечает И. Майбуров, все университеты делятся на четыре категории, отражая при этом своеобразный «табель о рангах»:

· Классические (старейшие) университеты, появившиеся в средние века и до сих поря являющиеся законодателями и гарантами традиций английского высшего образования. Самые престижные – Оксфорд и Кембридж.

· Так называемые «краснокирпичные» университеты, основанные в XIX веке в Лондоне, Манчестере и Ливерпуле.

· Так называемые стеклянные университеты, появившиеся после второй мировой войны в Ноттингеме, Киле, Эксетере, Сассексе, Ворвике, Кенте, Эссексе и других городах.

· «Новые» университеты, образовавшиеся из политехнических институтов путем придания в 1992 году 33 лучшим институтам статуса университетов.

Всего в Великобритании насчитывается более 170 высших учебных заведений, в том числе 102 университета, подавляющее большинство которых – государственные[11].

Обучение для получения степени бакалавра – либо обычной, либо с отличием – рассчитано на 3-4 года. Степени в Великобритании, в отличие от ряда других стран, присуждаются не университетами, а специальным органом – Советом по присуждению национальных академических степеней.

Обучение на первой академической степени бакалавра искусств, наук, техники и т.д. не имеет узкой предметной специализации и ведется в одной из следующих широких областей знаний: гуманитарные, общественные, естественные или прикладные науки. Большинство студентов изучают один основной предмет из своей области знаний и ряд курсов по смежным областям этого предмета. Достаточно широк ассортимент учебных курсов по выбору студентов. Для получения степени бакалавра студенту необходимо набрать за период обучения 360 «кредитов».

Для получения второй академической степени (магистра) необходимо набрать еще 180 «кредитов», изучить ряд курсов, имеющих узкую направленность, подготовить и защитить магистерскую диссертацию или представить экзаменационную работу. В большинстве вузов соискатели магистерской степени выполняют и то и другое.

Существуют различные формы обучения в магистратуре: очный, вечерний курс и дистанционная программа. Характерной чертой магистерского образования Великобритании является деление пост-дипломных программ с присвоением степени магистра на два основных направления: обучающий курс («академический») и научно-исследовательский. Обучающие курсы с присвоением степени магистра бывают трех видов:

ü Курсы, которые позволяют учащемуся получить углубленные знания в области его специализации;

ü Курсы, на которых выбранный предмет изучается в новом контексте (примером может служить междисциплинарный курс в области защиты женских прав, в программе которого сочетаются элементы истории, литературы, социологии, киноискусства и др.), или в практической плоскости (как в курсе прикладной экологии);

ü Курсы, специально построенные так, чтобы дать учащимся возможность изменить специализацию, перейдя от изучения одной дисциплины другой (к примеру, у тех кто изучал естественные науки или теоретическую математику, есть возможность заняться прикладной математикой и электронной).

Учебный процесс обучающего курса, по словам исследователей, обычно включает посещение лекций, семинарских и практических занятий в течение 8-9 месяцев, после чего учащиеся в течение 3-4 месяцев занимаются написанием дипломной работы, объемом не менее 15-20 тысяч слов по окончании курса. Знание теоретического материала может проверяться сдачей экзамена, оценкой успеваемости в течение всего учебного периода или сочетанием первого и второго. Обучение на теоретическом курсе строится вокруг работы в небольших дискуссионных группах и практической деятельности, что характерно для методики преподавания Великобритании. Студенты, обучающиеся на таких программах, посещают занятия и лекции, самостоятельно читают большие объемы материала и/или проводят экспериментальную работу между занятиями, регулярно сдают письменные работы, а также пишут диссертацию. После сдачи экзаменов и защиты дипломной работы студентам присваивается степень магистра. Успеваемость по преподаваемым элементам оценивается в течение всего курса и/или по результатам выпускных экзаменов. Балл за диссертацию играет значительную роль в общей оценке.

Вузы предлагают обучающие магистерские программы, приводящие к присуждению следующих степеней[12]:

- Магистр гуманитарных наук (Master of Arts – MA)

- Магистр юриспруденции (LLM)

- Магистр образования (MEd)

- Магистр искусств (MA),

- Магистр наук (MSc),

- Магистр бизнес администрирования (MBA),

- Магистр социальных работ (MSW),

- Магистр музыкальных искусств (AMusM),

- Магистр медицинских наук (MMedSci) и др.

В отличие от обучающего курса, длящегося один год, обучение по программе научно-исследовательской подготовки занимает уже 1-2 года. Научно-исследовательский курс подразумевает изучение одной более конкретной темы, проведение самостоятельного крупного научного исследования под руководством старшего профессорско-преподавательского состава и завершается защитой магистерской диссертации объемом не менее 30 тысяч слов. Исследовательские программы магистра обычно предлагают степени магистра философии (МPhil), магистра гуманитарных или точных наук с элементом исследования (MA/M.Sc. by research) или же магистра исследований (M.Res.). Программа, ведущая к получению степени магистра исследования, как сообщает Британский Совет, была введена в британских учебных заведениях несколько лет назад, она специально разработана обучения студентов методам исследования в качестве подготовки к докторской программе (PhD) или для исследовательской карьеры в промышленном секторе. Она отличается от обучающей программы тем, что в ней уделяется особое внимание развитию исследовательских навыков.

В странах Европы, в Великобритании не существует различия между «академическим» и «профессиональным» магистерским образованием. Все магистерские ученые степени считаются академическими.

В целом, исследователи отмечают расширение диапазона британских учебных программ, осуществление прироста студентов в вузах за счет магистратуры. Последипломное образование и степень магистра, как пишут они, повышает шансы на успех на рынке труда. Только 4% имеющие степень магистра зарегистрированы как безработные. Со степенью бакалавра безработных зарегистрировано 9,2%. Последипломным обучением в основном заняты люди немолодого возраста: 37% от 30 до 39 лет, 23% от 40 до 49 лет[13].

Следует отметить, что между британской и отечественной системами высшего образования существует два явных сходства, заключающиеся, прежде всего, в их стремлении соответствовать положениям Болонской Конвенции, что, в частности, проявляется в существующей многоступенчатой системе образования. Второй сходной чертой является верность традициям, которую стремятся сохранить системы образования обеих стран.


КАКОВА СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ?

Современная система образования Франции складывалась на протяжении последних двух столетий и на сегодняшний день считается одной из самых передовых в мире. Главное ее достоинство заключается в том, что в ней преобладают государственные учебные заведения, и предоставляется бесплатное высшее образование для всех. Еще одна важная особенность - это практически одинаково высокое качество обучения как в столице, так и в провинции. Как следствие, отсутствие официального рейтинга вузов и существенного расслоения по их престижности.

Развитие системы образования является главным приоритетом. На нужды образования расходуется около 21% государственного бюджета (это больше, чем на оборону и армию). В системе образования Франции занято более половины всех государственных служащих[14].

Система французского высшего образования сильно отличается от российской (см. рис.2).

 
 


Рис. 2. Система высшего образования Франции

Сам термин "высшее образование" во Франции трактуют иначе, чем в России. Во-первых, двухгодичная учеба в лицее на степень бакалавра считается первым этапом высшего образования. Только имея степень, можно поступить в университет. К тому же BAC присуждается жюри, возглавляемым университетским преподавателем. Во-вторых, система высшего образования Франции включает в себя и подготовку специалистов среднего звена. Так, выпускники профессиональных лицеев могут еще два года поучиться либо в техникуме (STS), либо в технологическом институте (IUT). После чего получить диплом BTS (техника высшей квалификации) или DUT (диплом технологического института). С этими дипломами можно сразу устраиваться на работу - в службы сервиса, в гостиничный и туристический бизнес или в любое другое место по специальности. А можно учиться дальше - в университете или специализированной высшей школе.

Высшее образование во Франции разделено на три цикла (этапа), по окончании каждого из которых студент получает соответствующий диплом, при этом продолжить образование он может в другом вузе.

Первый цикл представляет собой начальный этап высшего образования, в рамках которого осуществляется общенаучная подготовка. Он рассчитан на два года обучения и завершается экзаменом на получение диплома об общем университетском образовании (Diplome d'etudes universitaire generales - DEUG), или диплом о научно-техническом университетском образовании (DEUST). Данные дипломы, невзирая на признание, представляют собой в общепринятом смысле скорее свидетельства о прохождении начального этапа высшего образования. несмотря на это, часть студентов останавливается именно на этой ступени образования, но подавляющее большинство студентов, успешно окончивших этот цикл обучения, продолжают образование на более высоком уровне.

Второй цикл высшего образования предназначен для подготовки студентов к активной профессиональной деятельности и рассчитан на два года. После первого года и успешной сдачи экзаменов студенты получают степень лиценциат (Licence). Лиценциат - это эквивалент российского понятия "неполное высшее образование". Обладатели этой степени могут получить работу учителя средней школы. Обучение на уровне лиценциата носит общефундаментальный характер без элементов глубокой специализации или сочетает комбинацию фундаментальной и профессиональной полготовки с превалированием первой. На дальнейшее обучение записываются те, обладатели дипломов лиценциата, кто выбирает перспективу дальнейшей научной или преподавательской деятельности. Второй год заканчивается присуждением степени магистра (Maitrise). В понимании французов, Maitrise - это законченное высшее образование. Обучение на этом уровне носит характер фундаментально-научной или научно-технической подготовки по выбранной специальности. Поэтому смена профиля подготовки при переходе с уровня лиценциата на уровень «мэтриз» уже затруднена. Требования для получения дипломов лиценциата и «мэтриз» едины по стране для всех вузов и специальностей (аналог отечественных государственных образовательных стандартов) – обязательно изучение дисциплин по установленному перечню ежегодным объемом от 350 до 550 учебных часов с экзаменированием по ним в конце года.

Третий цикл высшего образования предполагает углубленное изучение избранной специальности и сопровождается обязательной научно-исследовательской работой, тему которой обладатели дипломов «мэтриз» по соответствующей специальности обязаны сформулировать еще до поступления на последний цикл обучения. Обучение в течение года завершается получением диплома о специальном высшем образовании (DESS) в случае выбора программы специализации или диплома углубленного образования (DEA), если программа носила исследовательский характер.

Таким образом, для прохождения всех трех циклов высшего образования требуется в общей сложности пять лет обучения.

Во Франции преобладают государственные университеты (их в стране около 80). В целом, государственное высшее образование у французов котируется выше частного. Преимущества называются следующие. Во-первых, учебные планы государственного университета регламентированы и стандартизованы Министерством национального образования. Во-вторых, претенденты на преподавательское место проходят долгий и строгий отбор: надо защитить диссертацию и пройти конкурс, который длится около года. Кроме того, преподаватели университета имеют особый статус. Их стабильный доход и квалификация гарантированы правительством. Почти четверть всех университетских студентов учится в Париже и округе. Университеты других крупных городов зачастую имеют определенную специализацию и известны тем или иным сильным факультетом или направлением. Например, университет Монпелье славится преподаванием естественных наук и медицины, университет Страсбурга - историческим и юридическим факультетами, а также преподаванием немецкого языка.

Наряду с университетами в системе высшего образования Франции существуют и специализированные высшие школы (Grandes ecoles), которые появились в XVIII, еще до Французской революции, в период кризиса университетов. Высшие школы создавались по инициативе государственных властей и частных предпринимателей для того, чтобы готовить специалистов для конкретной сферы деятельности или даже для конкретной структуры. Университеты в то время давали более общее образование (отсюда и возник термин "университетское образование"). Сейчас высшие школы находятся в ведении различных министерств. В них учатся более 200 тыс. студентов. Первоначально некоторые из высших школ были предназначены исключительно для подготовки квалифицированных кадров в ключевые государственные структуры. Высшие педагогические школы готовили преподавателей, Политехническая школа и Сен-Сирское училище - специалистов для армии, Национальная историко-архивная школа - архивистов и хранителей национального достояния, Национальная школа управления (знаменитая Эколь Нормаль, создана в 1945 году) - высококвалифицированных управленцев для государственного аппарата. Эти школы были и остаются самыми престижными учебными заведениями страны. Сохранив свое первоначальное значение, многие из них расширили диапазон подготовки, и их выпускники теперь не обязаны поступать только на государственную службу. Кроме того, со временем появились новые школы, ставшие очень популярными. Это - Высшая коммерческая школа (Ecoles des hautes etudes commerciales), Центральная школа гражданских инженеров (Ecole centrale des arts et manufactures), Центральная школа гражданских инженеров (Ecole centrale des arts et manufactures), Национальная школа администрации (Ecole Nationale d'administration и др. Но суть не изменилась: по-прежнему считается, что путь в большой бизнес и большую политику лежит именно через высшие школы.

Высшие школы - это образование второго цикла (по университетской шкале). В большинстве своем они принимают только тех, кто окончил два курса университета и получил Диплом об общем университетском образовании DEUG или аналогичные ему дипломы (например, DUT, BTS и др. - во Франции таких дипломов с полдюжины). Другой вариант поступления: диплом BAC плюс двухгодичные подготовительные курсы при самой школе.

Российский студент третьего курса вуза может попытаться поступить во французскую высшую школу. Но вопрос приема в каждом случае решает приемная комиссия в индивидуальном порядке. В случае принятия положительного решения, студент поступает только на подготовительное отделение: два курса российского вуза приравниваются к французскому диплому BAC. Обучение в высшей школе длится два года. По окончании выдается диплом о законченном высшем образовании (университетский аналог - диплом магистра Maitrise).

Итак, для французской системы образования характерно наличие ярко выраженной национальной специфики: своя система дипломов и ученых степеней, особое деление на циклы, особое отношение к дипломом государственных учебных заведений, которые являются более престижными нежели частные.


КАКОВА СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД?

Современная система университетского образования в Германии, исторически сформировавшиеся принципы которой в различной степени, но существенно повлияли на становление университетского образования в различных регионах мира, сама удивительным образом объединила многие традиции, аккумулируя наиболее значительные достижения и адаптируя эти достижения к собственным национальным потребностям и целям. Достаточно упомянуть тот факт, что Германия является родиной первого университета, в котором наука приобрела профессиональный характер.

Еще в конце XIX века наука оформляется в особую профессию благодаря реформам Берлинского университета, проводимым под руководством знаменитого естествоиспытателя В. Гумбольдта. В результате этих реформ появилась новая модель университетского образования, в которой обучение совмещено с исследовательской деятельностью – исследовательский университет.

Современная система высшего образования в Германии представлена разнообразными учреждениями - университетами (их порядки 90), высшими профессиональными школами (более 170), педагогическими колледжами, академиями искусств, технологическими семинариями (см. рис. 4).

Рис. 4. Схема системы высшего образования в Германии

Для поступления в университеты от абитуриентов требуется успешная сдача выпускных экзаменов за полную 13-летнюю среднюю школу и наличие подтверждающего это документа (Abitur). Абитуриенты отбираются Центральным агентством по приему в высшие учебные заведения по среднему баллу выпускных сертификатов, времени ожидания (очереди для поступления в избранный вуз) и социальным критериям.

Продолжительность обучения в общих классических университетах – около 6 лет, в университетах прикладных наук – 4,5 года.

Университетское образование завершается присуждением одной из трех видов степеней:

· Диплом, являющийся профессионально-ориентированной степенью наиболее распространенной в области естественных, инженерных и общественных наук.

· Магистра, являющийся академической степенью, которая присуждается в основном в области гуманитарных наук и искусств.

· Статус государственного служащего, который, как правило, будущие учителя, юристы и медики после окончания обучения, сдачи государственного экзамена и завершения установленного периода практической профессиональной подготовки в избранной профессиональной сфере.

Выпускникам университетов прикладных наук присуждается диплом с пометкой в скобках «FH» (обозначающий Fachhochsuen), с тем, чтобы отличать его от университетского диплома.

Выпускникам академий высшей профессиональной подготовки также присуждается диплом с отметкой (Berufsacademica), с тем, чтобы отличить его от диплома FH.

Одной из проблем, активно обсуждаемой в Германии, является несовместимость традиционной германской структуры степеней с международной практикой присуждения степеней бакалавра и магистра.

Таким образом, в Европе нормой общего образования является 12-13 лет. В России до сих пор эта норма находится в интервале 10-11 лет, а российское общество (точнее его политическая элита всех уровней) пока не приемлет переход к 12 летнему общему образованию. Эта разница в 2-3 года в сравнении с Европой исключает возможность не только трехлетнего бакалавриата, но даже при 4-летнем бакалавриате не возникает достаточных условий для полной подготовки студента к самостоятельной работе. Думается, что присоединение России к Болонскому процессу, охватывающему сферу высшего образования, поможет решить и некоторые проблемы школьного образования.


ЧТО ТАКОЕ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ?

Мобильность обозначает подвижность, способность к передвижению, способность быстро ориентироваться в обстановке, находить нужные формы деятельности. В данном понимании этот термин и используется в документах Болонского процесса.

Академическая мобильность – это возможность для студентов (прежде всего), преподавателей, административно-управленческого персонала вузов «перемещаться» из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые почему-либо недоступны в «своем» вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы

Главная цель академической мобильности сегодня – дать студенту возможность получить разностороннее «европейское» образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить ему доступ в признанные центры знаний, где традиционно формировались ведущие научные школы, расширить познания студента во всех областях европейской культуры, привить ему чувство гражданина Европы. Согласно рекомендациям Болонской декларации, каждому студенту желательно проводить семестр в некотором другом вузе, предпочтительно зарубежном.

Мобильность раскрывает довольно широкое поле возможностей для студентов – это расширение выбора возможных образовательных услуг, увеличение степени доступа в другие учебные заведения (по сути, реализация социальной функции образования – снижения социальной напряженности в обществе, т.к. образованный человек скорее найдет для себя сферу приложения собственных сил, лучше разберется в общественных процессах и т.п.).

Академическая мобильность отличается от традиционных зарубежных стажировок прежде всего тем, что, во-первых, студенты едут учиться за рубеж хоть и на ограниченные, но длительные сроки - от семестра до учебного года, и, во-вторых, во время таких стажировок они учатся полноценно, не только изучают язык и ознакомительно отдельные дисциплины, а проходят полный семестровый или годичный курс, который им засчитывается по возвращении в базовый вуз. Базовым вузом, скорее всего, является тот вуз, куда студент поступал, и чей диплом он изначально хотел получить.

В Болонском процессе различают два вида академической мобильности: «вертикальную» и «горизонтальную». Под вертикальной мобильностью подразумевают полное обучение студента на степень в зарубежном вузе, под горизонтальной - обучение в течение ограниченного периода (семестра, учебного года).

Важный вопрос - язык академической мобильности. Болонская декларация очень уважительно относится к сохранению языков и культур континента, однако потребность в общем языке европейского образования выдвигает на эту роль английский язык. Обучение чаще всего осуществляется на английском, однако постоянно подчеркивается, что поощряется изучение студентом языка страны пребывания, для чего принимающий университет призван организовывать интенсивные языковые курсы. В некоторых случаях вузы за это даже готовы начислять приехавшим студентам академические кредиты.

В случае годичной стажировки университетам рекомендуется первый семестр обучать иностранных студентов на английском, а второй - на языке страны пребывания, однако это, скорее всего, окажется приемлемым только для точных наук и инженерного образования, да и то в случае использования родственных языков.

В общем случае студент должен прибывать в зарубежный вуз на стажировку по программам мобильности, свободно владея или английским языком, или языком страны пребывания. Это ставит вопрос об организации углубленного изучения английского языка во всех российских вузах, не только языковых или гуманитарных.

Теоретически студент может сам искать вуз, который окажется готов принять его на семестр или на год. Следует понимать, что решение о приеме студента на стажировку иностранный вуз будет принимать, исходя из многих соображений, среди которых не последнее место будут занимать базовый уровень подготовки приезжающего студента, владение им иностранным языком, наличие в принимающем вузе достаточного аудиторного фонда и мест в общежитиях или в секторе арендного жилья. В случае индивидуальных действий студент, получив согласие принимающего вуза, должен будет поставить в известность факультетского и кафедральных координаторов по Болонскому процессу базового вуза прежде всего для того, чтобы они могли определить, насколько предлагаемые ему для изучения дисциплины сопоставимы с учебным планом факультета за аналогичный период обучения. Если «болонские» координаторы и деканат не найдут достаточного количества соответствий между учебными планами вузов, встанет вопрос о нецелесообразности данной поездки.

Очевидно, мобильность правильнее организовывать на уровне вузов или факультетов с теми зарубежными университетами, с которыми у базового вуза уже установились партнерские отношения. В этом случае не придется отдельно изучать учебные планы вуза, куда едет студент; взаимозачет кредитов может быть заранее оговорен долговременными соглашениями.


КАКИЕ ШАГИ ПРЕДПРИНИМАЮТСЯ В ЕВРОПЕ ПО РАЗВИТИЮ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ?

Понимая выгоды, которые несет в себе развитие мобильности для роста конкурентоспособности вузов, страны и всего европейского образования, развития единого рынка труда и конкурентоспособности европейской экономики в целом, правительства и европейские организации начали поддерживать развитие академической мобильности, видя в ней и инструмент, и одну из целей Болонского процесса. План действий по развитию мобильности в европейских университетах был разработан и поддержан Советом Европы в 2000 г. (Ницца).

План исходил из признания факта, что создание европейской зоны знаний - один из главных приоритетов развития Европы. А свободная, без препятствий мобильность всех участников образовательного процесса - студентов, преподавателей, исследователей, администраторов - должна стать базой для этого, являясь одним из главных условий повышения конкурентоспособности и привлекательности образования в европейских университетах. Планом были провозглашены три главных цели:

<

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: