В управлении жилищным фондом (ЖФ) участвуют непосредственно собственник жилищного фонда, управляющая организация и подрядные организации.
Форму управления объектами недвижимости выбирает собственник недвижимости. Очевидно, что выбор формы управления во многом зависит от объемов жилищного фонда, находящегося в управлении.
В России собственники одноквартирных отдельно стоящих домов на одну семью все вопросы управления решают самостоятельно: определяет цели управления, составляет перспективные планы управления, осуществляет финансовое планирование, выполняет работы по содержанию, обслуживанию, ремонту и модернизации жилого дома и придомовой территории. Как правило, планы управления таким объектом недвижимости не оформляются документально, но они формируются, корректируются и реализуются с учетом множества факторов, воздействующих на собственника. Для выполнения работ могут привлекаться подрядные организации или частные лица, но на практике большинство работ выполняется собственником без сторонней помощи.
Дома, имеющие более чем одного собственника, определяются как кондоминиумы, и вопросы управления такими объемами недвижимости должны решаться собственниками сообща. Управление кондоминиумом, имеющим ограниченное число жилых помещений (не более четырех), в соответствии со ст. 21 Закона «О товариществах собственников жилья» может осуществляться непосредственно самими собственниками кондоминиума. Как правило, по договоренности ответственность за управление домом и придомовым земельным участком распределяется между собственниками пропорционально числу проживающих или занимаемой площади.
В случае, если в управлении находится большее количество помещений, часть функций по управлнию кондоминиумом поручается специализированной управляющей организации. Это может быть товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительный кооператив (ЖСК), государственная, муниципальная или частная организация, осуществляющая управление жилищным фондом. Объем полномочий, передаваемых управляющей организации, определяется собственниками жилищного фонда. При этом за собственниками всегда остается обязанность определить цели управления жильем, утвердить перспективный и финансовый планы управления, обеспечивающие достижение сформулированных целей, а также выбрать способ управления жилищным фондом и управляющую организацию.
В настоящее время в муниц. образованиях России накопился огромный опыт управления ЖФ. При этом используются две принципиально различные схемы управления.
1.Одна из них — это сохранившаяся с советских времен схема, когда управление и обслуживание жилищным фондом осуществляются одной организацией — жилищным трестом, на балансе которого находится жилищный фонд. Эта схема реализуется в Красноярске, Владимире, частично Хабаровске, Перми, Казани, Магадане, Южно-Сахалинске, Новосибирске.
2.Во второй схеме функции управления и обслуживания разделены, их осуществляют разные организации. Такая практика существует в Оренбурге, Рязани, Петрозаводске, Саратове, частично в Хабаровске, Москве, Ишиме, Ярославле, Чебоксарах, Нижнем Новгороде.
Остановимся на преимуществах и недостатках обеих схем.
Монопольное положение муниципальных жилищных трестов, даже если их в муниципальном образовании несколько (например, в средних и крупных городах), обеспечивает им постоянное финансирование, что, однако, не побуждает ни их в целом, ни их структурные подразделения — жилищно-эксплуатационные участки (ЖЭУ) — работать лучше. В этих условиях заложником сложной финансовой ситуации становится местный бюджет. Как показала практика, там, где сохраняется трестовская система управления, уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) до последнего времени был достаточно низкий.
В тех городах, где произошло разделение функций управления и обслуживания и созданы службы заказчика, уровень платежей граждан выше, и составляет, в среднем по всем ЖКУ 70-90%.
Зачастую финуправление муниципального образования утверждает сметы доходов и расходов жилищных трестов, диктуя им таким образом штатную численность. И более того, требует от трестов справку о фактической численности работников и, исходя из этого, финансирует их работу. В итоге финансируется содержание «численности», а не объемы выполняемых работ. Расходы бюджета увеличиваются при одновременном снижении качества выполняемых работ.
Конкурсы на содержание и ремонт жилья в ситуации, когда ЖЭУ являются структурными подразделениями трестов, теряют всякий смысл. Однако в Российской Федерации есть города, где предпринимаются попытки создать конкуренцию внутри жилищного треста. Такая схема реализована в Набережных Челнах, и следует отметить, что в результате структура стала работать лучше. Такой подход оправдан на первом этапе преобразований в целях воспитания самостоятельности структурных подразделений треста, но на втором этапе необходимо дать им хозяйственную самостоятельность. Проблема в том, что структурные подразделения не заинтересованы в снижении стоимости и конкуренции между собой, так как они не распоряжаются денежными средствами. А проводить внешний конкурс — значит отнимать у себя жилищный фонд со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Плюсы трестов: жилищный трест позволяет оперативно решать все возникающие вопросы, имеется также возможность использования единой материальной и транспортной базы. Но при этом часто забывают о том, что материальная база, скажем, столярный цех, зачастую себя не окупает, и убытки по ее содержанию гасятся за счет платежей населения за ЖКУ, чего в принципе делать нельзя. То же самое можно сказать и о транспортной базе.
Создание службы заказчика позволит видимые преимущества превратить в реальные путем замены в жилищных трестах административных методов управления структурными подразделениями на экономические отношения между самостоятельными организациями. Предоставленная экономическая свобода заставит эти организации не «проедать» бюджетные средства и средства населения, а зарабатывать их.
Создание служб заказчика (СЗ) в муниципальных образованиях происходит различными путями:
1) СЗ формируются на базе департамента ЖКХ или жилищных отделов районных
администраций в городах с админ. делением;
2) СЗ — это вновь образованные организации;
3) СЗ создаются путем реорганизации муниципальных жилищных трестов.
В первом случае появление служб заказчика не разрушает монополию жилищных трестов в обслуживании жилья, организация же конкурсного обслуживания жилья затрудняется ввиду значительных объемов жилищного фонда, обслуживаемого трестами (в отдельных городах — до 1,5 млн. кв. м общей площади жилья). Во взаимоотношениях СЗ с жилищными трестами сохраняются преимущественно административные методы управления. Во втором случае практически повторяются недостатки первого. По этим двум путям создания СЗ пошли многие муниципальные образования. В настоящее время в более чем 80% из них образованы службы заказчика, но эффективность управления от этого не повысилась. Более того, были случаи, когда администрации, стремясь отрапортовать о создании служб заказчика, переименовывали департамент ЖКХ или жилищные тресты в службы заказчика. Понятно, ни к чему хорошему такие преобразования привести не могли.
Создание СЗ путем peopганизации мун. жилищных трестов является, на наш взгляд, наиболее правильным способом формирования системы управления муниципальным жилищным фондом.
Разделение функций управления и обслуживания ЖФ и создание службы заказчика, заключающей договоры на выполнение работ по содержанию и ремонту ЖФ с несколькими подрядными организациями, как показала практика. не является панацеей от всех бед. При этом возникают определенные проблемы, связанные не с самой системой управления ЖФ как таковой, а с неправильно порой формируемыми подходами к организации деятельности службы заказчика, неверным пониманием ее функциональною предназначения. Проблемы:
1.Определение источников финансирования деятельности по управлению ЖФ. Когда происходит разделение функций, которое зачастую осуществляется не путем реорганизации жилищного треста, а путем образования новой организации и делегирования ей функций управления, источники финансирования меняются и служба заказчика начинает финансироваться из местною бюджета. Логично, что стоимость деятельности службы заказчика должна также входить в стоимость ЖКУ.
2.Четкое определение функций службы заказчика является залогом эффективного функционирования системы управления. СЗ должны выполнять следующие функции: заключение договоров с поставщиками жилищно-коммунальных услуг, контроль объемов и качества выполняемых работ и оказываемых услуг, прием денежных средств населения за ЖКУ через банковскую систему города или самостоятельно, организация конкурсного обслуживания жилья.
Часто ряд управленческих функций перекладывается на плечи подрядных организаций: проведение осмотров ЖФ, планирование работ по его тех. обслуживанию и текущему ремонту, контроль за деятельностью других подрядных организаций, выполняющих спец.виды работ на обслуживаемой территории, прием населения по вопросам выполнения работ и предоставления услуг, начисление и перерасчет платежей за ЖКУ, изыскание задолженности населения по оплате ЖКУ. Эти функции перекладываются на подрядные организации и включаются в условия договора на тех.обслуживание, заключаемого СЗ с подрядными жилищно-эксплуатационными предприятиями. Управление не может быть эффективным без выполнения этих функций самой службой заказчика. В данной ситуации прежде всего необходимо четко выделить функции управления жилищным фондом и отработать договорные взаимоотношения с подрядными организациями.
3.Структура действующих служб заказчика. Зачастую контроль за выполнением работ и оказанием услуг обычно поручается разным подразделениям. Использование нескольких структурных подразделений службы заказчика для контроля за выполнением работ по содержанию и ремонту жилищного фонда имеет ряд недостатков:
— каждая структура в отдельности не в состоянии обеспечить качественный контроль за выполнением работ по содержанию и ремонту на всем жилищном фонде, поэтому каждая структура проводит выборочный контроль выполнения работ;
— т.к.структурные подразделения проверяют отдельные направления, невозможно представить себе комплексную картину работы подрядных жилищно-эксплуатационных предприятий;
— существующая структура нацелена на контроль за исполнением отдельных видов работ на ЖФ и не ориентирована на контроль за состоянием каждого объекта недвижимости в отдельности;
— в отдельных случаях происходит дублирование функций, выполняемых контролирующими органами.
4.Одним из критериев эффективности управления ЖФ является его объем, выраженный в общей площади жилья. Порой служба заказчика не в состоянии контролировать качество и объемы работ, выполняемых подрядными организациями, на всем муниципальном жилищном фонде, переданном ей в управление. Контроль большей частью осуществляется на уровне согласования разрабатываемых подрядной организацией смет расходов по обслуживанию ЖФ.
Практика свидетельствует, что договорные отношения между СЗ и подрядными организациями носят формальный характер с точки зрения определения цены: хотя в договоре установлена стоимость работ подрядчиков, фактически финансирование осуществляется по смете. Чем > нормативная численность работников подрядной организации, тем > планируемое финансирование. Таким образом, денежные средства направляются не на выполнение работ, а на поддержание штатной численности работников и на выплату з\пл.
В свою очередь сметное финансирование служб заказчика не создает для них соответствующих стимулов: поскольку разница между доходами и расходами службы заказчика представляет собой заявку на бюджетное финансирование, выходит, что чем больше доходов получит служба заказчика от прочей деятельности, тем меньше средств она получит из бюджета. Такая система создает у служб заказчика заинтересованность в увеличении расходов, которые в любом случае будут покрыты за счет бюджета. На сегодняшний день единственными мотивами, побуждающими службы заказчика работать с дебиторами и зарабатывать прочие доходы, могут стать нерегулярность финансовых вливаний из бюджета и высокая доля денежных суррогатов в бюджетном финансировании.