Система социального партнерства в сфере труда

Понятие, принципы и формы социального партнерства. Тер­мин «социальное партнерство» впервые был употреблен в Указе Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)»1.

Многолетняя деятельность Международной организации труда, мировой опыт показывают, что социальное партнерство есть не только средство стабилизации социально-экономиче­ской и общественно-политической обстановки, это еще и инст­румент для изменений в обществе. И в нашей стране уже при­шло понимание того, что становление рыночной экономики невозможно без создания и поддержания условий для «индуст­риального мира», для социального партнерства, основанного на взаимном уважении сторон в трудовых отношениях, понима­нии проблем друг друга, поиске компромиссных путей их ре­шения.

Согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере тру­да — это система взаимоотношений между работниками (пред ставите/жми работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согла­сования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Социальное партнерство включает как двусторонние отно­шения между работниками (представителями работников) и ра­ботодателем (представителем работодателя) — бипартизм, гак и трехсторонние отношения: работники — работодатели — орган государственной власти или орган местного самоуправления — трипартизм.

Основными принципами социального партнерства являются: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинте­ресованность сторон в участии в договорных отношениях; со­действие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторона­ми и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; доброволь­ность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Система социального партнерства в сфере труда в России включает шесть уровней: федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федера­ции; межрегиональный уровень, на котором устанавливаются ос­новы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ; региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ; отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отрас­лях); территориальный уровень, на котором устанавливаются ос­новы регулирования отношений в сфере труда в муниципаль­ном образовании; локальный уровень, на котором устанавливаются обязатель­ства работников и работодателя в сфере труда.

Социальное партнерство осуществляется в следующих орга­низационных формах: коллективные переговоры по подготовке проектов коллек­тивных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений; взаимные консультации (переговоры) по вопросам регули­рования трудовых отношений и иных непосредственно связан­ных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участие работников, их представителей в управлении орга­низацией; участие представителей работников и работодателей в досу­дебном разрешении трудовых споров.

В качестве правовых форм партнерства выступают коллек­тивные договоры и соглашения. Возможно появление и других правовых форм.

Стороны социального партнерства. Ими являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном по­рядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работо­дателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

В соответствии с ТК РФ (ст. 29) представителями работни­ков являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмот­ренных Трудовым кодексом.

Интересы работников при проведении коллективных пере­говоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реа­лизации права на участие в управлении организацией, рассмот­рении трудовых споров работников с работодателем представ­ляют первичная профсоюзная организация или иные предста­вители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных перего­воров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу соглашений, осущест­влении контроля за их выполнением, а также при формирова­нии и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных ор­ганизаций профессиональных союзов.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут упол­номочить орган первичной профсоюзной организации пред­ставлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредст­венно связанных с ними отношений на условиях, установлен­ных данной первичной профсоюзной организацией (ст. 30 ТК РФ).

Иные представители работников могут принимать участие в социальном партнерстве лишь в случаях, когда работники дан­ного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первич­ных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представ­лять интересы всех работников на локальном уровне. Тогда на общем собрании (конференции) работников для осуществле­ния указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников особый представительный орган. При этом наличие иного представителя не может являться пре­пятствием для осуществления первичными профсоюзными ор­ганизациями своих полномочий.

Представителями работодателя являются руководитель ор­ганизации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, законода­тельством субъектов РФ, нормативными правовыми актами ор­ганов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативны­ми актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудо­вых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссии по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения ра­ботодателей.

Объединение работодателей — это некоммерческая органи­зация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и зашиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государствен­ной власти и органами местного самоуправления (ст. 33 ТК РФ). Особенности правового положения объединения работо­дателей установлены Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»1.

В соответствии со ст. 34 ТК РФ представлять таких работо­дателей, как федеральные государственные учреждения, госу­дарственные учреждения субъектов РФ, муниципальные учреж­дения и другие организации, финансируемые из соответствую­щих бюджетов, могут соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъ­ектов РФ, иные государственные органы и органы местного са­моуправления2.

Органы социального партнерства. К ним относятся комиссии, образуемые по решению сторон на равноправной основе из на­деленных необходимыми полномочиями представителей. Они образуются для обеспечения регулирования социально-трудо­вых отношений, ведения коллективных переговоров и подго­товки проектов коллективных договоров, соглашений, заклю­чения коллективных договоров, соглашений, а также для орга­низации контроля за их выполнением. Комиссии не находятся в отношениях соподчинения — каждая из них решает свои за­дачи только на своем уровне социального партнерства.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Ее деятельность осуществляется в соот­ветствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ

«О Российской трехсторонней комиссии по регулированию со­циально-трудовых отношений»1. Членами Комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, об­щероссийских объединений работодателей. Правительства РФ.

В субъектах Федерации и территориальном (муниципаль­ном) уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Их деятельность осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, а так­же положениями об этих комиссиях, утверждаемыми предста­вительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовывать­ся отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию соци­ально-трудовых отношений. Они могут формироваться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, терри­ториальном уровнях социального партнерства. На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных перегово­ров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

Следует обратить внимание, что ТК РФ (ст. 35') специально регламентирован порядок участия органов социального парт­нерства (комиссий по регулированию социально-трудовых от­ношений) в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. Установлено, что решения соответствую­щих комиссий или мнения их сторон по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов в сфере труда подлежат обязательному рассмотре­нию органами государственной власти или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Коллективные переговоры. Переговоры являются одной из важнейших форм социального партнерства. Коллективные пере­говоры — это основанные на диалоге (обмене мнениями) пред­ставителей работников и работодателей взаимоотношения, ре­зультатом которых является выработка проекта коллективного договора, соглашения и их заключение, установление коллек­тивных условий труда.

Отметим, что в соответствии с положениями Конвенции МОТ № 154 1981 г. «О содействии коллективным переговорам» термин «коллективные переговоры» означает все пере­говоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей либо одной или несколькими организациями ра­ботодателей, с одной стороны, и одной или нескольким и орга­низациями трудящихся — с другой, в целях:

а) определения условий труда и занятости;

б) регулирования отношений между работодателями и трудящимися;

в) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.

Согласно ст. 36 ТК РФ представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных пере­говоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи- кален­дарных дней со дня получения предложения, направив инициатору проведения переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

Трудовым кодексом (ст. 37) регламентировано несколько возможных случаев организации коллективно-переговорного про­цесса со стороны работников:

а) две или более первичные профсоюзные организации и, объ­единяющие в совокупности более половины работников данно­го работодателя, по решению их выборных органов могут соз­дать единый представительный орган для ведения коллектив­ных переговоров, разработки единого проекта и заключения коллективного договора. Формирование такого органа осуще­ствляется на основе принципа пропорционального представи­тельства в зависимости от численности членов профсоюза, при этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган име­ет право направить работодателю (его представителю) предло­жение о начале коллективных переговоров по подготовке, за­ключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

б) первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа;

в) если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников;

г) в случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представи­тельный орган либо иной представитель работников, наделен­ные правом выступить с инициативой проведения коллектив­ных переговоров, обязаны одновременно с направлением рабо­тодателю предложения о начале переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяв­шие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представи­тельный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа.

Если в указанный срок данные первичные профсоюзные ор­ганизации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представи­тельного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными организациями, не участ­вующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право ьа-правигь своих представителей в состав единого представительного органов.

Не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, ведение коллективных переговоров и заключение кол­лективных договоров и соглашений от имени работников лица­ми, представляющими интересы работодателей, а также орга­низациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями.

Представители сторон, участвующие в коллективных пере­говорах, свободны в выборе вопросов регулирования социаль­но-трудовых отношений, сроков и места проведения перегово­ров. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения кол­лективных переговоров ответа на свое предложение.

При ведении коллективных переговоров стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получе­ния соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения переговоров, не разглашая при этом сведения, которые относятся к охраняемой законом тайне.

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласо­ванное решение по всем или отдельным вопросам, то, согласно ст. 38 ТК РФ, составляется протокол разногласий. Урегулирова­ние возникших разногласий производится в порядке, установ­ленном гл. 61 ТК РФ.

Участие работников в управлении организацией. Это важный элемент политической стабильности в современном рыночном обществе и необходимое условие равноправного сотрудничест­ва между трудом и капиталом, одна из форм социального парт­нерства. Оно осуществляется непосредственно или через пред­ставителей и регулируется Трудовым кодексом, иными феде­ральными законами, а также учредительными документами организации и коллективным договором.

Основными формами участия работников в управлении орга­низацией являются (ст. 53 ТК РФ): учет мнения представительного органа работников в случа­ях, предусмотренных ТК РФ и коллективным договором; проведение представительным органом работников консуль­таций с работодателем по вопросам принятия локальных нор­мативных актов; получение о г работодателя информации по вопросам, непо­средственно затрагивающим интересы работников; обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию; обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации; участие в разработке и принятии коллективных договоров; иные формы, определенные ТК РФ, другими федеральными законами, учредительными документами организации, коллек­тивным договором, локальными нормативными актами.

Представители работников имеют право получать от работо­дателя информацию по вопросам: реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работ­ников; по другим вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральным и законами, учредительными документами органи­зации и коллективным договором. Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управле­ния организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

К иным формам участия работников в управлении организа­цией следует, в частности, отнести право профессиональных союзов, закрепленное в ст. 16 Закона о профсоюзах, иметь по уполномочию работников своих представителей в коллегиаль­ных органах управления организацией. Расширять формы соци­ального партнерства предлагает и Рекомендация МОТ № 129 «О связях между администрацией и трудящимися на предпри­ятии» (принята 28 июня 1967 г.)1.

Следует отметить, что в настоящее время институт участия работников в управлении организацией практически бездейст­вует, поскольку в законодательстве не предусмотрены ни меха­низмы ею реализации, ни гарантии такого участия. Оно зави­сит лишь от доброй воли работодателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: