double arrow

Дошкольников

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


ГЛАВА 1

ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Древние письменные и иные источники свидетельствуют, что корни физической культуры уходят в далекое прошлое. Древние люди использовали в быту и в военном деле такие физические уп­ражнения, как бег, прыжки, ходьба на лыжах, плавание, различные виды борьбы, кулачные бои, стрельба из лука, верховая езда. Неко­торые из этих видов физических упражнений впоследствии стали неотъемлемой частью народной культуры.

Основой физической культуры детей дошкольного возраста во все времена являлись физические упражнения.

1.1. Происхождение физических упражнений

Проблема происхождения игр и физических упражнений издав­на интересовала ученых многих стран. Он"и по-разному подходили к ее решению. Всего в мировой историографии сложилось две по­зиции, которые в советской и российской исторической литературе получили названия идеалистическая и материалистическая.

Приверженцы идеалистической позиции объясняли возникнове­ние физических упражнений без учета условий материальной жизни общества, развития производства. Особую роль в возникновении физических упражнений они отводили инстинктивным, биологиче­ским мотивам. Учеными, придерживающимися данной точки зре­ния, отрицалось влияние общественной (социальной) жизни чело­века на физическое воспитание как составную часть общего воспи­тания человека.

В конце XIX — начале XX века некоторые ученые и философы (Карл Бюхер, Герберт Спенсер и др.) утверждали, что трудовые про­цессы возникли из игр животных, не делая при этом различия между игрой животного и игрой человека. Таким образом, они утверждали, что человек, так же как и животное, играет, потому что у него есть потребность в реализации избытка энергии через игру. По мнению ученых, придерживающихся идеалистической точки зрения, игра старше труда, игра — пережиток животного биологического состоя­ния человека.

Приверженцы же материалистической позиции считали, что возникновение физических упражнений обусловлено материальной


Теоретические основы физической культуры дошкольников


Глава 1. История физической культуры дошкольников



жизнью первобытного общества, взаимодействием объективных и субъективных факторов, где объективным фактором является харак­тер и уровень производства (охота), а следовательно, и вызванные этим потребности человека, а субъективным фактором — сознание человека, его способность к мышлению.

Человек постоянно, на протяжении многих тысячелетий на­ходился в условиях «состязания» в силе, быстроте, ловкости и выносливости со многими видами животных и явлениями при­роды. Изменения в применении охотниками орудий охоты тре­бовали должного физического развития человека, определенных двигательных навыков. Первобытная техника добычи пищи по­степенно изменялась. Однако только хорошее физическое развитие как потребность самого производства еще не могла привести к по­явлению физических упражнений. По мнению ученых — привер­женцев материалистической точки зрения, физические упражне­ния являлись не только средством подготовки к предстоящей де­ятельности, но и служили для передачи опыта. Способность к мышлению позволила человеку установить связь между предва­рительной подготовкой и результатом охоты. Именно с момента осознания человеком зависимости между предварительной трени­ровкой и улучшением аналогичных двигательных действий в про­цессе труда можно считать возникновение физических упражнении состоявшимся фактом.

Одна из самых распространенных форм передачи опыта древне­го человека — подражание. Другая форма — ритуал, связанный с религиозным действом. На основе этих форм передачи опыта и развивалось физическое воспитание детей в Древнем мире.

На первоначальном этапе развития первобытного общества (эпоха человеческого стада и первобытной родовой общины) эле­менты физического воспитания носили трудовую и бытовую на­правленность, то есть ограничивались бытовыми и трудовыми по­требностями древнего человека. В эпоху разложения родовой об­щины воспитание больше склонялось к военной направленности, в связи с участившимися столкновениями между племенами и пле­менными союзами.

Рассмотрение эпохи родового строя весьма важно в плане фи-|цчсского воспитания детей. Это связано с появлением первых 1 тличееких приемов в процессе обучения: зарождения отличий И (ни iiniiuiiiH мальчиков и девочек, соотнесения сложности упраж i ■


1.2. Физическая культура детей первобытного общества

В изучении физической культуры детей первобытного общества большое значение имеют этнографические, биологические и при­родные характеристики.

Наиболее характерны в этой связи примеры детского воспитания в африканских и северных племенах. Примечательно, что физиче­ская подготовка была характерна для воспитания мальчиков, девоч­ки, как правило, готовились к ведению домашнего хозяйства и не занимались специально физическими упражнениями. '

Например, дети племени кубу (о. Цейлон) уже в 10 лет наравне с взрослыми занимались добыванием пищи. Примечательно, что 10-летний возраст в этом племени считался зрелостью, а 20-летний старостью.

'Мальчиков племени ведда (о. Суматра — Индонезия) в качестве игры обучали искусству собирать мед.

Дети австралийцев с самых ранних лет тренировались в стрельбе. Как только мальчик начинал ходить, отец брал его на охоту. С самых ранних лет мальчика обучали стрельбе по рыбам при помощи верев­ки, привязанной к стреле, чтобы не упускать пораженную добычу. С рождения детей приучали к воде (одинаково мальчиков и дево­чек): их просто бросали в воду, таким образом они быстро учились плавать. Самыми распространенными играми среди детей австра­лийцев были игры с дротиками и мячом..

У некоторых племен Америки физическая подготовка начина­лась с самого раннего возраста. Мальчики племени зуньи проходили инициации (обряд посвящения в воины, сопровождающийся физи­ческими испытаниями) уже в 5-летнем возрасте.

У народов Африки существовало специальное обучение грудных детей ходьбе. Маленьких бушменов в 6—7-месячном возрасте застав­ляли вставать на ноги, опираясь на палку и делать шаги. Любимой игрой бушменских детей было катание на звериных шкурах с пес-чаных дюн и барханов. С трехлетнего возраста мальчикам давали маленькие луки с тупыми стрелами и обучали сложному поведению па охоте.

По наблюдениям Миклухо-Маклая, ребенок папуасов уже с 4-х нет помогал взрослым и с детства практически обучался своим бу-11v11i.11м занятиям. Подчас испытания для детей были весьма жесто­кими: во время инициации их били палками, при этом показывать боль было недопустимо.


л


Теоретические основы физической культуры дошкольников

Малонезийскому ребенку очень рано предъявлялись высокие требования к его физической подготовленности, особенно ловкости. По данным исследователей, такие недостатки, как физическая не­уверенность, отсутствие равновесия, вообще были несвойственны взрослым людям. Это оттого, что в детском возрасте проводились ежедневные занятия в плавании, метании копья, лазании.

Основным средством физического воспитания детей народов, заселяющих Сибирь и Крайний Север, являлось закаливание, при­чем традиционные формы физического воспитания детей северных народов сохранились с древнейших времен до конца XIX века не­изменными.

Чукчи закаливали детей с раннего возраста. В поселениях бере­говых чукчей были своеобразные спортивные площадки, представ­лявшие собой круги диаметром 20 м, где занимались подниманием тяжестей, борьбой, бегом.

Эскимосы проводили тренировку в поднятии тяжестей у детей уже в 8-летнем возрасте.

У обских народов мальчики 6—7-летнего возраста учились стрельбе и сами пробовали изготавливать лук и стрелы.

Содержание народных физических упражнений было обусловле­но религиозными особенностями, условиями быта и трудовой дея­тельности, традициями.

Народные игры были основным средством приобщения детей народов Севера к охоте, рыболовству, оленеводству, ведению до­машнего хозяйства. Например, у хантов — одного из коренных на­родов северо-западной Сибири — дети до 4—5 лет играли игрушка­ми, изображавшими лодочки, снаряжение для оленей и собачьей упряжки, кузовки для сбора ягод и др. Игры мальчиков 6—7 лет включали стрельбу из лука, метание аркана и различных предметов (ветки деревьев, камешки и др.), игры с имитацией рыбной ловли, «Бег по-медвежьи», «Заячьи прыжки», «Скачки на одной ноге», «Игру с палочкой».

1.3. Физическая культура детей за рубежом

(Древний мир, Средние века, эпоха Возрождения,

Новое время)

Каждая система физической культуры создается тем или иным обществом для достижения поставленной цели. По мере развития


Глава 1. История физической культуры дошкольников

общества одни виды физических упражнений стали использоваться знатью, другие — простым народом. Это способствовало оформле­нию, с одной стороны, народной физической культуры, а с другой стороны — физической культуры, распространенной среди приви­легированных слоев общества.

Физическая культура детей в государствах Древнего мира. Антич­ная эпоха — это эпоха классической Греции и Римской империи. В истории Древней Греции традиционно выделяются два направле­ния воспитания — Афинская и Спартанская системы,'Обе системы были сходны военной направленностью физического воспитания и контролем государства над вопросами воспитания, но различны в выборе средств и методов.

Спартанское общество в лице коллегии эфоров, ведавшей всей государственной жизнью, контролировало жизнь молодого спартиа-та с первых дней его существования. Каждый новорожденный пред­ставлялся матерью эфору, который осматривал ребенка и, если на­ходил его слабым и нежизнеспособным, распоряжался умертвить его. По преданию, слабых детей сбрасывали в пропасть со скалы Тайгета.

До семилетнего возраста ребенок оставался в своей семье и вос­питывался под наблюдением матери, причем за это время все вос­питание сводилось главным образом к его физической закалке. С этой целью ребенка кормили весьма скудной пищей, одевали в скромные одежды.

С семилетнего возраста начиналось воспитание мальчика под присмотром государства. Мальчики забирались из дома и жили в общественных зданиях, где воспитывались под руководством специ­ального наставника (педонома). Физическое воспитание в этом воз­расте занимало преобладающее место.

Самым главным предназначением женщин в Спарте было рож­дение здорового ребенка, будущего воина, поэтому их воспитание было не менее суровым, хотя и менее насыщенным спортивными упражнениями. С раннего возраста у девочек тренировали выносли-иость путем выполнения упражнений в поднятии тяжестей, беге на длительные расстояния. Таким образом достигалась цель воспитания июровой женщины.

Первый этап воспитания ребенка в Афинской системе, до 7 лет, протекал обычно в семейной обстановке либо под надзором матери, 1 ибо, что бывало чаще всего, под надзором няньки или специально приставленного раба. Главная задача первоначального воспитания


     
 
 
   

Теоретические основы физической культуры дошкольников

ребенка заключалась в укреплении его здоровья. Как и в Спарте, в Афинах существовал обычай умерщвления детей, которые имели какие-либо физические недостатки или обладали слабым здоровьем. Но в отличие от деспотичной Спарты вопрос о жизни и смерти ребен­ка решался не государственными чиновниками, а самим отцом. В про­цессе первоначального воспитания маленького афинянина большое внимание уделялось разнообразным играм, заполнявшим жизнь ре­бенка. С 7-летнего возраста начиналось и умственное воспитание.

i Римское воспитание существенно отличалось от греческих тради­ций. Хотя и в Риме, и в Греции главной задачей было воспитание воина, однако Рим подходил к решению этой задачи другим путем. Господство отцовского права в ранний период римской истории и от­звук этого господства, сохранившийся на протяжении всего периода существования Рима, сделали отца главным воспитателем своего ре­бенка, а семью — основным учреждением, где проходило воспитание.

До 16 лет римский мальчик находился в семье под надзором отца. Все время находясь с отцом, мальчик воспринимал от него навыки и знания, нужные в повседневной жизни. Сопровождая отца в поле и в лесу, на земледельческих работах и на охоте, мальчик приучался к суровой и простой жизни и закалялся физически, вос­принимая от отца практические хозяйственные навыки. Проводя время в играх с разнообразными упражнениями в кругу своих сверст­ников, мальчик получал необходимые навыки и качества для буду­щей военной службы. Мальчики много упражнялись в беге, метании тяжестей, борьбе, занимались играми в мяч, одним из любимейших видов развлечений римлян. Особенно большое внимание уделялось упражнениям в фехтовании. Мальчики из всаднических фамилий (семьи знатного аристократического происхождения) занимались упражнениями в верховой езде.

Девочки воспитывались для ведения домашнего хозяйства, поэ­тому для них элементы физического воспитания присутствовали только в форме игр в раннем возрасте.

Физическая культура детей в Средние века. В период раннего фео­дализма и эпохи его расцвета огромную роль в жизни средневековых людей играла католическая церковь, нанесшая большой ущерб не только умственному (схоластические школы), но и физическому вос­питанию. Церковь установила свое господство в области воспитания и образования. Она проповедовала аскетизм, греховность заботы о геле, называя тело «прибежищем дьявола», призывая заботиться толь­ко о спасении души и подготовке к загробной жизни.


Глава I. История физической культуры дошкольников

В таких условиях физическое воспитание простого народа имело бытовую направленность. Игры преследовались церковью, а физи­ческие упражнения запрещались в схоластических школах.

В то же время церковь всячески поощряла систему военно-фи­зической подготовки светских феодалов — рыцарей, особенно в пе­риоды раннего и развитого феодализма (XIV— XV вв.).

Воспитание мальчика, предназначенного для рыцарского зва­ния, начиналось с самого детства. Для развития в ребенке воин­ственного духа даже его игры и забавы должны были носить воен­ный характер. Ребенок вооружался колом, который в его глазах изображал копье, и воображал каждое дерево врагом, которое ему необходимо было покорить, или сражался с частоколом родного поместья. Таким образом, ребенок 3—5 лет испытывал рождающу­юся в нем силу и развивал ее. Зимнее время особенно способство­вало таким утехам. Обычно юный потомок рыцаря или родового дворянина собирал около себя товарищей-однолеток, сооружал из снега башни и укрепления и осаждал их или оборонял.

Игры имели главенствующее значение 'в воспитании рыцарей младшего возраста. Дети свободно бегали по парковым аллеям, ку­пались в реках, ходили на ходулях, качались на качелях, всячески забавлялись, ни в чем не ограничивая себя в движениях.

Когда ребенок достигал 7-летнего возраста, он переходил из женских рук в мужские, но первоначальные уроки получал все же дома, под родительским кровом; когда же он достигал 10-летнего возраста, его отсылали на воспитание, по заведенному обычаю, к главнейшим рыцарям, с которыми родители ребенка состояли в род­стве или дружбе. Всякий рыцарь считал большой честью для себя, если какой-либо отец поручал ему завершить воспитание своего сына.

Методика подготовки молодых людей к рыцарскому званию но­сила сугубо эмпирический характер. Она основывалась на многолет­нем опыте и передавалась из поколения в поколение, как рыцарская традиция. Главными приемами обучения были показ и тренировка. Целью обучения рыцарей было овладение семью рыцарскими добродетелями. Некоторые из них требовали подготовки с раннего детства.

Одной из важнейших «добродетелей» считалось фехтование. Обучение фехтованию начиналось в четырехлетнем возрасте и пер-ионачально проходило с помощью деревянных и притуплённых ме­чей и копий.



• •



i


Теоретические основы физической культуры дошкольников

Следующий элемент подготовки — верховая езда. Обучение ей начиналось в пятилетнем возрасте. Дети, достигшие пажеского воз­раста (10 лет), уже с легкостью ездили верхом по двору сеньора.

Не входила в семь рыцарских добродетелей, но весьма распро­страненной была борьба, обучение которой начиналось с 6 лет под руководством специально приглашенных мастеров.

Физическая культура детей в эпоху Возрождения. В эпоху Воз­рождения все недостатки воспитания приобрели общественное зву­чание. Под влиянием великих географических открытий, возникно­вения новых идей на историческую сцену вышел идеал формирова­ния всесторонне развитой личности. Принципы и идеи новых веяний в вопросах воспитания можно определить следующим:

• отвергалось отношение к телу как к тюрьме души;

• в физическом воспитании наряду с бегом, фехтованием, верхо­
вой ездой, борьбой, метанием копья, плаванием и пешими по­
ходами появились различные игры (английский «суль» — про­
образ футбола, «же де пом» — прообраз тенниса, гольф, лапта,
кегли и т.д.);

• был воскрешен и распространен опыт методики физического
воспитания древности, направленной на развитие гармоничной
личности, параллельного физического и умственного образова­
ния, культ красоты тела атлета;

• стала признаваться взаимосвязь между физическим и духовным
развитием;

• детским играм по примеру древних времен отводилась воспита­
тельная роль;

• было обращено внимание на особенности различных возрастов
в жизни человека.

Один из виднейших представителей эпохи Возрождения — чеш­ский мыслитель-туманист Ян Амос Коменский (1592—1670). В его работе «Великая дидактика», где рассматриваются вопросы воспита­ния детей дошкольного возраста, содержится ясное признание того, что правильно выбранные и дозированные движения не только со­храняют здоровье, но и помогают переносить усталость.

Я. А. Коменский обращал большое внимание на формирование системы физических упражнений. Среди подвижных детских игр он ныдслял те, которые считал полезными, дополняя их в соответствии i грсСюнаниями физической подготовки того времени бегом, прыж-i 'т. Гюрьбой, плаванием и попаданием копьем в кольцо. На осно-п ниш ирииглспных в учебнике Я. А. Коменского рисунков дидакти-


Глава 1. История физической культуры дошкольников

ческого характера, образных описаний, педагогических советов можно сделать вывод о том, что он последовательно применял прин­цип наглядности в области физического воспитания. Я. А. Комен­ский предписывал «сначала показывать физические упражнения, чтобы их могли выполнять без всякой опасности для жизни».

Особенно следует отметить, что в педагогике Я. А. Коменского роль различных физических упражнений не ограничивалась физи­ческой подготовкой, они выполняли важную функцию и с точки зрения духовного и эстетического воспитания.

Физическая культура детей в эпоху Нового времени. Следующий период развития истории был благоприятен для развития физиче­ской культуры, хотя и был отмечен тем, что спортивные залы пре­вращались в помещения для театральных представлений и в залы для проведения балов. Нормы этикета, введенные в эпоху барокко и рококо, стесняли естественные движения людей. В то же время в физической культуре в этот период прослеживается определенный прогресс.

Во многом идеи относительно физического воспитания первого периода нового времени отразились в деятельности Жан-Жака Руссо (1712—1778). В своей работе «Эмиль, или О воспитании» он резко противопоставлял изнеженной, избалованной и слабохарактерной аристократической молодежи диких, не затронутых цивилизацией, грубых и здоровых, связанных с природой выходцев из простого народа. Ж.-Ж. Руссо считал, что чем больше ребенка приучать бо­роться с силами свободной природы, тем более ловким он вырастает. Руссо был первым, кто признал необходимость тренировать органы чувств. В своих предложениях он подчеркивал важность развития деятельности, направленной на преодоление естественных препят­ствий, в частности таких ее видов, как карабканье по деревьям, перелезание через каменные стены, прыжки с камня на камень, поднятие и перенос различных тяжестей, плавание.

Идеи французского Просвещения, связанные с физическим вос­питанием, впервые пытался осуществить на практике Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1825). Он ступил на стезю педагогики под вли­янием Ж.-Ж. Руссо. И. Г. Песталоцци непоколебимо верил, что ис­править изъяны общественной системы, помочь бедноте можно средствами воспитания, путем введения всеобщего обучения. Его подход к вопросам физического воспитания заключался в проведе­нии совместных занятий с многочисленными по количеству учащих­ся классами народных школ. Он первым в Европе ввел в практику



I



Теоретические основы физической культуры дошкольников


Глава 1. История физической культуры дошкольников



состоящие из стилизованных элементов движений вольные упраж­нения, которые выполнялись по команде.

В своей работе, изданной в 1807 г. под названием «Элементар­ная гимнастика», он сгруппировал составленные им вольные упраж­нения аналитическим способом, в зависимости от форм подвижно­сти суставов. Он высказывал мнение, что естественные движения детей и подвижные игры представляют собой лишь упражнения су­ставов (упражнения для головы, ног, рук, туловища и комплексные упражнения). Исходя из этого, считал И. Г. Пестолоцци, следует шаг за шагом добиваться того, что необходимо детям для их физического развития. Однако он не считал систему вольных упражнений замк­нутой и единственно благотворной, полагая лишь средством, при помощи которого можно улучшить работу внутренних органов, спо­собствовать приобретению правильной осанки.

1.4. Физическая культура детей в России

(от Древней Руси до начала XX в.)

Физическая культура детей в России базировалась прежде всего на народном семейном воспитании, имеющем трудовую и военную направленность.

Физическая культура детей древних славян и Киевской Руси. Как

установлено исследователями, еще в период первобытнообщинного строя (VI—VIII вв.) у древних славян существовала целая система средств физического воспитания и военного искусства, в которую входили народные физические упражнения и разнообразные игры. Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной. По сви­детельству многих авторов, славяне отличались высоким ростом и силой. Издревле в народе ценили целебные свойства воды и широко использовали купание, плавание и ныряние в гигиенических и за­каливающих целях. Распространенным средством закаливания слу­жили имевшиеся в каждом дворе парные бани с обливанием холод­ной водой, а в зимнее время — с купанием в проруби. Причем подобные.процедуры начинались с грудного возраста и ожидали каждого новорожденного.

Игровые средства воспитания были одним из первых педагоги­ческих изобретений человечества. Не исключением были и славян-■ кие племена и население Киевской Руси. О высоком уровне раз­ит нч русских игр еще 1000 лет назад говорят, например, данные И|| i и кипи Только на территории древнего Новгорода (X—XIII вв.)


обнаружены при раскопках многие десятки кубарей и шаров для игры в котел, остатки разных по размеру и форме мячей. Там же найдено множество игрушечных деревянных мечей, луков и стрел, шахматных фигур. Такое развитие игр могло быть достигнуто лишь за многие века при условии большого внимания общества к игровой культуре.

В Древней Руси дети имели четкую градацию по возрастному принципу. Дети до трехлетнего возраста назывались «дитя»; с 3-х до 7 лет — «молод» или мальчик, молодой; с 6 до 12 лет — «чадо»; с 12 до 15 лет — «отрок».

1 Уже в три года проводился первый серьезный ритуал — «по­стриг». Мальчика постригали и впервые сажали на коня. С 6—7 лет мальчики переходили от женских рук в мужские. Как правило, чадо отдавали старику-колдуну, у которого на воспитании было от 12 до 30 отроков. Они составляли «дома молодежи» — прототип первых воспитательных учреждений на Руси. В «домах молодежи» мальчики находились 3—4 года, основой физической подготовки здесь явля­лись всевозможные испытания: голодом,'жарой, бессонницей. Ве­лось обучение приемам охоты и борьбы, а итоговым методом про­верки полученных навыков был поединок с учителем.

Складывались свои традиции и в воспитании детей княжеской дружины. Если в воспитании простого народа приоритет отдавался трудовой направленности, то будущих дружинников Киевской Руси с ранних лет готовили к профессиональной военной карьере. Вос­точные авторы оставили свидетельства, относящиеся к IX в., о се­мейном обряде освящения новорожденного мальчика воинским ору­жием. На ребенка клали меч и произносили следующие слова: «Нет у тебя ничего другого, кроме того, что ты приобретешь своим мечом». Обряд пострига тоже проводился с воинским акцентом. Отец сажал трехлетнего малыша на коня, и этот этап означал уже переход от материнских рук к отцовскому воспитанию. Важное место в подготовке воинов отводилось овладению прикладными на-иыками в верховой езде, владению всеми видами холодного оружия. И качестве средств физической подготовки детей младшего возраста использовались бег, упражнения в лазании, элементы борьбы. I' зимнее время среди детских забав наиболее распространены были катания на санках, коньках, лыжах, игры в снежки, «взятие снежных крепостей».

Огромное значение в укреплении древнерусского государства и развитии образования имела деятельность Владимира Мономаха.



Теоретические основы физической культуры дошкольников

В «Поучениях детям своим» В. Мономах, перечисляя важнейшие за­нятия княжичей на каждый день, называет охоту, верховую езду, рекомендует заниматься физическими упражнениями, развивать в себе силу, ловкость, выносливость и смелость.

Дальнейшее развитие древнерусского государства предопредели­ло и характер физического воспитания. Время феодальной раздроб­ленности на Руси — это время решения первостепенных политиче­ских и экономических задач, а отнюдь не вопросов образования и воспитания. Однако для истории Руси феодальная раздробленность имела и положительный результат — это бурное развитие городов, а следовательно, и городской культуры. Физическое воспитание го­родских жителей значительно отличалась от самобытного народного воспитания. Горожане были преимущественно ремесленники, таким образом, основной целью их деятельности являлось изготовление определенной продукции. Воспитание в связи с этим носило трудо­вой характер, так как ремесло передавалось из поколения в поколе­ние. С малых лет мальчики приучались к трудовой деятельности, изучали ремесло. В городах в XIII—XIV вв. появились скоморохи, циркачи, акробаты, канатоходцы. В представлениях участвовали дети в возрасте от трех лег, особенно распространены были номера с участием маленьких детей у акробатов и канатоходцев.

О физическом воспитании девочек Киевского государство нет конкретных свидетельств, известно лишь то, что их воспитание имело бытовую направленность. С раннего возраста девочка приуча­лась к домашней работе, как и мать, хотя она участвовала в детских

играх и забавах.

Физическая культура детей в эпоху царствования Романовых. Среди народа в период образования единого Русского государства присутствовали традиционные формы физического воспитания детей в виде различных игр и забав, но так как многие из них являлись пережитком языческой культуры, то они не приветствова­лись представителями властей и церковью, а затем были подвержены гонениям. В 1648 г. они были запрещены царем Алексеем Михай­ловичем под давлением духовенства.

Только в период царствования Петра 1 игры и физические уп­ражнения народа вернулись к жизни.', Иоган Георг Корб, во время своего пребывания в России в 1698—1699 гг., наблюдая, как проис­ходят сельские праздники, особо отметил: «Смешно, что старики вперемежку с мальчиками находят удовольствие в тех же самых играх и забавах и справляют свои праздники тем, что бесцельно


Глава 1. История физической культуры дошкольников

качаются на непрерывно движущемся бревне». Действительно, эта особенность физического воспитания была присуща России.

Из специфических мужских развлечений, имевших, несомнен­но, широкое распространение, следует отметить кулачные бои. По описаниям иностранцев, самое непонятное в этой забаве было для них то, что «...бойцы, когда бьют разом руками и ногами, готовы, кажется, съесть друг друга, так свирепо выражение их лиц; а все-таки остаются лучшими друзьями, когда дело кончено». Бои имели три разновидности: один на один, стенка на стенку и слобода на слободу. Имелись и элементарные правила: лежачего не бить, за­начку в рукавицы не класть, со спины не нападать и др. Чаще всего бои проводились на Масленицу, на льду замершего озера или реки, при этом бойцы обязательно раздевались по пояс. К по­добным упражнениям мальчиков приучали с малых лет. Проводи­лись отдельные бои между самыми маленькими (5—6 лет), а в возрасте 12—13 лет юноши уже могли участвовать в групповых боях наравне с взрослыми.

Физическая культура детей в России XVIII—XIX вв. Екатеринин­ская эпоха отмечена всплеском народных форм физического воспи­тания, многие народные традиции перекочевали в городскую куль­туру, получив тем самым большее распространение.

Народные формы физического воспитания особенно интерес­ны у такого сословия на Руси, как казачество. Его можно считать системой прикладной физической подготовки — в нем имеются главные составляющие системы. В основе идейной направленно­сти было воспитание у казаков преданности своему войску, любви к родному краю. Система имела четко выраженную прикладную цель — подготовку к военной и трудовой деятельности. Система была всеобщей: она охватывала все мужское население, от детского до пожилого возраста. Военно-физические упражнения системати­чески включались у казаков в игры, смотры, охоту, праздники, военные походы, то есть было представлено разнообразие форм и средств.

Казак рождался воином. С появлением на свет младенца все родные и знакомые отца приносили в дар «на зубок» стрелу, порох, пулю, лук, ружье и т. п. Когда у младенца прорезались зубы, отец и мать, посадив его на лошадь, возили в церковь служить молебен Иоанну-воину о том, чтобы их сын был храбрым казаком. Первые слова, произносимые малюткой, были «чу» (ехать верхом) и «ту» (стрелять). Трехлетние уже сами ездили на лошадях по двору, а в пять


Теоретические основы физической культуры дошкольников

лет бесстрашно скакали по улицам и участвовали в детских военных играх. В праздничные дни мальчики играли в такую военную игру. Разделившись на две группы, они разбивали себе лагеря из камыша, «воинскими доспехами» служили бумажные шапки, лядунки (сумки для патронов), деревянные сабли и пики, знамена из окрашенной бумаги, трещотки, бубны и тарелки для торжественных военных звуковых сигналов. В каждой группе был свой предводитель. По условному сигналу обе группы снимались со своих лагерей, сходи­лись, сражались. Победители преследовали побежденных, отбивали знамена, брали пленников и торжественно, с трофеями, под звуки бубнов и тарелок входили в городок, чтобы принять от стариков поздравления;

Мальчики постарше заводили скачки на лошадях, стреляли из «пушечек», у кого же их не было, просверливали в пустых костях «затравки» (отверстия) или заряжали камышинки.

Значительно от народного воспитания отличалось дворянское. К дворянским детям применялось «нормативное воспитание», то есть воспитание не на раскрытие индивидуальности, а на шлифова­ние личности соответственно образцу.

Дворянские дети прежде всего приучались к гигиене: необходи­мость каждый день чистить зубы и мыть уши, содержать is образцовой чистоте руки и ноги, уделять особое внимание состоянию ногтей.

Проявление храбрости, которое требовалось от дворянина, было почти невозможно без выносливости, силы и ловкости. Эти качества высоко ценились и старательно прививались детям. Усиленная фи­зическая подготовка детей отчасти диктовалась условиями жизни: многих мальчиков в будущем ожидала военная служба, любой муж­чина рисковал быть вызванным на дуэль. Требовали физической подготовки и такие общепризнанные развлечения, как охота и вер­ховая езда.

С. Н. Глинка, обучавшийся в 80-х гг. XVII! в. в кадетском кор­пусе, вспоминал: «В малолетнем возрасте нас приучали ко всем воз­душным переменам и для укрепления телесных наших сил застав­ляли перепрыгивать через рвы, лазать и карабкаться на высокие столбы, прыгать через деревянную лошадь, подниматься на высоты». Получив такую закалку, молодые люди ею бравировали.

Серьезная тренировка была необходима и в танцевальном уме­нии. Отказ от участия в танцах имел значение общественного и даже политического поступка, определенного вызова общественному мнению.


Глава 1. История физической культуры дошкольников

Сложные танцы того времени требовали хорошей хореографи­ческой подготовки,' и потому обучение танцам начиналось рано (с 4—6 лет), а учителя были очень требовательны. Если небольшой бал устраивался в родительском доме, дети 10—12 лет не только присутствовали на нем, но и танцевали вместе со взрослыми. Совсем маленькие дети с нянюшками стояли у дверей и смотрели на тан­цующих. В богатых домах устраивались танцевальные вечера для детей.

В 60-х гг. XVIII в. в России получили широкое распространение идеи о создании «новой породы» людей, заимствованные из просве­тительской политики философии и педагогики Англии и Франции. Это также было связано с осуществлением ряда образовательных мероприятий правительства Екатерины II.

Екатерина II сама уделяла огромное внимание вопросам обра­зования и воспитание своих внуков осуществляла лично. В 1784 г. Екатерина II составила подробную инструкцию для воспитателей и наставников своих внуков. В инструкции главное внимание было обращено на гигиену, физическое воспитание, а также на развитие в детях силы воображения и чувства сострадания. В «Наставлении царским питомцам» Екатерина II предписывала, чтобы их платье было как можно проще и легче, чтобы пища была простая. Импе­ратрица желала, чтобы юные князья (Александр и Константин) и ле­том, и зимой оставались как можно чаще на свежем воздухе, на солнце и на ветру, а зимой по возможности реже возле огня, а тем­пература в их комнатах не должна была превышать 17°С. Зимой и летом князья должны ходить в баню, а летом купаться сколько захотят. Спать рекомендовалось на жестких тюфяках. Воспитателям предписывала не мешать детским играм. Царских детей обязательно обучали фехтованию (с 3—4 лет), плаванию (с 5—6 лет), верховой езде (с 7—8 лет), вольтижировке (с 10—12 лет).

Физическая культура детей в начале XX в. Период 1906—1916 го­дов отмечен необычайным ростом популярности спорта в России. Появление огромного количества общественных спортивных органи­заций в Санкт-Петербурге не обошло стороной и физическое воспи­тание детей. В рамках массовых мероприятий крупных спортивных организаций (Общество любителей спорта, Общество содействия фи­зическому развитию учащейся молодежи и др.) проводились спортив­ные состязания для детей, дети с нянями за небольшую плату допус­кались на спортивные объекты клубов и под руководством их членов занимались подвижными играми и элементами гимнастики. Помимо



6;"f


6]


Теоретические основы физической культуры дошкольников

этого, в дореволюционной спортивной прессе уделялось немалое внимание вопросам детского физического воспитания как со стороны спортивной общественности, так и со стороны врачей.-

Крупнейшим ученым-педагогом, доктором медицины и хирур­гии П.Ф. Лесгафтом была разработана целостная система физиче­ских упражнений для детей. Считая, что организация двигательной деятельности детей требует серьезной профессиональной подготов­ки, он организовал курсы воспитательниц и руководительниц физи­ческого образования детей.

Государственная регламентация дошкольного физического вос­питания началась после Октябрьской революции 1917 года. Если в 1913 г. в России насчитывалось всего 150 детских садов, охватыва­ющих 4000 детей, то в 1925 г. было уже 1369 детских садов, в кото­рых воспитывалось 72 685 детей. J

Становление и развитие организованных форм физического вос­питания в 20—-30-е гг. началось с введения обязательных занятий физическими упражнениями во всех типах образовательных учреж­дений в соответствии с нормативными документами Министерства образования СССР.

Контрольные вопросы

1. Как возникли физические упражнения?

2. На что была направлена физическая подготовка детей перво­
бытного общества?

3. Какие идеи были заложены в систему физического воспита­
ния детей в Спарте и Афинах?

4. В чем проявлялась особенность физического воспитания
мальчиков в Средние века?

5. В чем в Киевской Руси было отличие физического воспитания
детей дружинников и детей простого народа?

6. Как Екатерина II осуществляла физическое воспитание своих
внуков?

7. Как осуществлялась подготовка специалистов по физической
культуре дошкольников в начале XX века?

Литература

1. Королева К. М. Семейное воспитание и школа в России в мему­
арной и художественной литературе / К. М. Королева.— М., 1994.

2. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта /
Л. Кун.- М., 1992.


Глава 1. История физической культуры дошкольников _____

3. Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина /
О.С.Муравьева.— М., 1995.

4. Петров В. М. Семейно-школьное воспитание в Древнем мире
и средневековой России / В.М.Петров.— Орехово-Зуево, 1992.

5. Руа Ж. Ж. История рыцарства / Ж. Ж. Руа. - М., 1996.

6. Спорт: Журнал всех видов спорта.— Санкт-Петербург, 1903—
1908 гг.

7. Столбов В. В. История физической культуры: Учебник /
В. В. Столбов.— М., 1989.


ы


ГЛАВА 2

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Организм детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы. На протяжении первых семи лет жизни у ребенка не только интенсивно увеличиваются все внутренние органы (легкие, сердце, печень, почки), но и совершен­ствуются их функции. Активно развивается нервная система. Укреп­ляется опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создаст все предпосыл­ки для успешного освоения разнообразных движений.

2.1. Особенности развития организма ребенка

Костная система, связки, суставы обеспечивают как положение тела, так и возможность движения его частей в разных направлени­ях, выполняя, кроме тою, защитную функцию.

В костной ткани ребенка содержится значительное количество воды и только 13% минеральных солей. Это придает костям элас­тичность и предохраняет их от переломов при частых падениях и ушибах.

У детей суставы очень подвижны, связочный аппарат легко рас­тягивается, сухожилия короче, слабее, чем у взрослых.

Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей. Умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения, наобо­рот, стимулируют рост костей, способствуют их укреплению.

Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до 6—7 лет. Структура костной ткани позвонков еще не завершена, позвоночник очень эластичен, он состоит в основном из хрящевой ткани. Из-за неблагоприятных условий внешней среды могут воз­никнуть различные нарушения осанки, которые характеризуются та­кими признаками: голова опущена, спина согнута, плечи сведены вперед и т. д. В дальнейшем эти привычные для ребенка неправиль­ные положения могут привести к искривлению позвоночника.


I лава 2 Лиатомо-физиологические особенности двигательной...

На формирование осанки значительное влияние оказывает ста-тико-динамическая функция стопы. Даже незначительное измене­ние ее формы может стать причиной нарушения правильного поло­жения таза, позвоночника.

Мышечная система производит движения, сохраняя равновесие, а также выполняет защитную функцию — защищает от ударов, по­вреждений, охлаждения костную систему, внутренние органы.

Мышцы у детей развиты относительно слабо и составляют всего лишь 20—22% массы тела. Они богаче водой, чем у взрослых, и беднее белковыми веществами, жирами. Развитие отдельных мышц происходит неравномерно. В дошкольном возрасте необходимо раз­вивать все группы мышц.

В первую очередь у дошкольников развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Причем мышцы-сги­батели развиты несколько больше, чем разгибатели. Поэтому дети 3—4 лет довольно часто принимают неправильные позы — голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая.

К пяти годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастают сила и работо­способность мышц. Однако дети еще не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической работе.

Работа с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребенка по сравнению с той, которая требует ста­тических усилий (удержание тела или отдельных его частей в опре­деленном фиксированном положении). Поэтому длительное стояние или сидение всегда утомляет ребенка.

Динамическая работа способствует активному притоку крови не только к мышцам, но и костям, что обеспечивает их интенсивный рост.

Сердечно-сосудистая система начинает функционировать раньше других систем. К моменту рождения ребенка сердечно-сосудистая система достигает наибольшей зрелости. Эта система у дошкольни­ков хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Кровеносные сосуды у детей относительно шире, чем у взрослых. В связи с этим кровяной напор слабее, но он возмещается частотой сердечных сокращений. В младшем дошкольном возрасте частота сердечных сокращений колеблется в пределах 85—105 уд. в 1 мин. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна уменьшается, а в период бодрствования (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается. В старшем

3-3 709 йс


Теоретические основы физической культуры дошкольников

дошкольном возрасте (6—7 лет) пульс становится более устойчивым и достигает 78—99 уд/мин, причем у девочек на 5—7 ударов больше, чем у мальчиков.

Нагрузка считается оптимальной, если частота пульса не превы­шает 150—180% по сравнению с исходными данными. В том случае, когда показатели пульса выше указанной нормы, физическую на­грузку следует снизить.

Артериальное давление у детей до 7 лет почти не изменяется: в 3—4 года оно составляет 96/58 мм рт. ст., в 5—6 лет — 98/60 мм рт. ст.

Сердце у дошкольников очень возбудимо. С одной стороны, оно обладает способностью быстро приспосабливаться к физической на­грузке и восстанавливать свою работоспособность, с другой — дея­тельность его неустойчива. Под влиянием многих незначительных причин ритм сердечных сокращений может нарушаться (резкие ко­лебания пульса, понижение кровяного давления). Под влиянием различных эмоций (как положительных, так и отрицательных) из­меняются тонус сосудов, артериальное давление, частота и сила сер­дечных сокращений. Все это объясняется несовершенством регуля-торного аппарата, несформированным механизмом условнорефлек-торных влияний на сердечно-сосудистую систему.

Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к нару­шению сердечной деятельности. Поэтому необходимо соблюдать большую осторожность при дозировании физической нагрузки на организм ребенка.

Дыхательная система. Верхние дыхательные пути у детей отно­сительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резко нарушается.

Отличительной особенностью детей в этом возрасте является преобладание поверхностного дыхания. Развитие легких в этом воз­расте еще полностью не закончено: носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята, и ребра не могут опус­каться на выдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи. Вот почему частота их дыхания значительно превышает частоту дыхания взрослых (у детей грудного возраста 40—35 дыханий в минуту, к 7 годам 24—22).

У дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить по-


Глава 2 Анатомо-физиологические особенности двигательной...

гребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсив­ным обменом веществ.

С трехлетнего возраста ребенка следует приучать дышать через нос. При таком дыхании воздух, прежде чем попасть в легкие, про­ходит через узкие носовые ходы, где очищается от пыли, микробов, а также согревается и увлажняется.

Внутренние органы детей, особенно раннего возраста, еще недо­статочно развиты. Желудок имеет сравнительно слабые мышечные стенки. Мало развиты мышечный слой и эластичные волокна в кишечной стенке, поэтому у детей легко расстраивается деятель­ность кишечника.

Кожа охраняет внутренние органы и ткани от повреждения и про­никновения в них микроорганизмов, является органом выделения, а также принимает участие в терморегуляции и дыхании. У детей она нежная и легко подвергается ранениям. В связи с этим следует защи­щать, охранять кожу детей от повреждений и способствовать правиль­ному развитию ее функций (терморегулирующих и защитных).

Нервная система. Все процессы в организме направляются и контролируются центральной нервной системой. Головной мозг — высший отдел центральной нервной системы — руководит работой всех органов и систем организма человека, благодаря чему осуществ­ляется связь с внешней средой.

Основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3-х лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается.

Важно учитывать также существенную особенность центральной нервной системы ребенка — способность сохранять следы тех процес­сов, которые в ней происходили. Отсюда становится понятным спо­собность детей к быстрому и легкому запоминанию показанных им движений. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения. Об этом не следует забывать при формировании у дошкольников новых двигательных навыков.

Большая возбудимость, реактивность, а также высокая пластич­ность нервной системы у детей способствуют лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных дви­гательных навыков — ходьбы на лыжах, фигурного катания на конь­ках, плавания и др.

Важнейшими особенностями психического развития детей до­школьного возраста являются преобладание возбуждения над тор­можением, неустойчивость внимания, импульсивность в поведении, большая эмоциональность, конкретность восприятия и мышления.




3'



Теоретические основы физической культуры дошкольников

2.2. Формирование движений ребенка от рождения

до семи лет

Своевременное формирование движений и целесообразная по­следовательность их возникновения играют существенную роль в физическом и нервно-психическом развитии ребенка.

Учитывая особенности каждого возрастного периода и предыду­щий опыт ребенка, перед ним ставят конкретные задачи. Постепен­ное выполнение ребенком этих задач и все большие возможности качественно изменяют характер его движений. То, что являлось в движениях характерным для начала данного возрастного этапа, к концу его как бы свертывается, и движения переходят в новое ка­чество. Однако следует помнить, что в каждом отдельном случае развитие движений может иметь различную вариативность в зави­симости от индивидуальных особенностей ребенка. | Поэтому учет индивидуального своеобразия и возможностей ребенка необходим для правильного руководства формированием движений.

Формирование движений у ребенка первого года жизни. У ново­рожденного ребенка нет еще оформленных движений: существуют лишь простые рефлексы, некоторые движения, связанные с питани­ем, приспособлением к новой окружающей его среде. Он не может поднять голову, у него преобладает тонус мышц-сгибателей (обычно это выражено в сжатых кулачках, прижимании рук к груди и ног к животу). Возникающие отдельные движения рук и ног хаотичны и непроизвольны.

Очень важным в этом раннем периоде жизни является возник­новение у ребенка зрительного и слухового сосредоточения. Оно способствует его начальным ориентировкам в окружающем и влияет на становление первоначальных движений (подготовительные дви­жения к хватанию увиденных перед собой игрушек, движение глаз и поворот головы в сторону слышимого звука). На основе этих простейших реакций, возникающих в процессе общения ребенка со взрослым, на втором-третьем месяцах появляется особая, очень важ­ная реакция — «комплекс оживления». Она возникает при появле­нии взрослого, ухаживающего за ребенком, звука его голоса, его улыбки. Ребенок реагирует на это еще не организованными движе­ниями рук и ног, улыбкой, произнесением звуков.

К концу второго или третьего месяца при условии целенаправ­ленного воспитания ребенок постепенно овладевает умением само­стоятельно поднимать и удерживать голову, когда он лежит на жи-


Глава 2 Анатомо-физиологические особенности двигательной...

ноте или находится в вертикальном положении на руках у взрослого. Это имеет важное значение для развития мозга: движения головы улучшают кровообращение и расширяют кругозор ребенка; мозг по­лучает больше разнообразных внешних раздражений.

Начиная с 3-х и постепенно к 6—7 месяцам оформляются дви­жения рук и формируются подготовительные движения к ползанию, сидению и стоянию; совершенствуется деятельность органов чувств.

Важным моментом формирования движений в этот возрастной период является ползание, дающее возможность знакомиться с мно­гими предметами. Оно возникает непосредственно из позы лежания на животе и стремления ребенка дотянуться до какого-либо предмета. В этот же период оформляются подготовительные движения к сиде­нию и стоянию.

Среди названных движений наиболее важно ползание: оно очень динамично, содействует укреплению большого количества различ­ных мышц, способствует дальнейшему формированию разнообраз­ных движений, ориентировке в окружающей ребенка обстановке. По сравнению с ним сидение, являясь необходимой жизненной позой, не имеет такого важного физиологического значения.

В этот же период ребенок овладевает подготовительными дви­жениями к стоянию и ходьбе: «подтанцовывание» с помощью взрос­лого при поддерживании позы ребенка — сначала за подмышки, а позднее за руки. Постепенно он овладевает этой позой и начинает ровно стоять, разогнув ножки в коленных и тазобедренных суставах.

Новый возрастной период, от 6—7 до 10—12 месяцев, характерен переходом сначала к относительной самостоятельности при помощи взрослого, а к концу первого года — к самостоятельным движениям.

Ребенок уже лучше ползает, пытается самостоятельно садиться, ложиться, вставать, опускаться, держась руками за перекладины ба­рьера, переступать вдоль барьера, ходить с опорой на что-либо. По­степенно опора при стоянии и ходьбе играет все меньшую роль. Если взрослый обнаруживает какую-либо задержку в формировании двига­тельных действий, он обязательно побуждает к ним ребенка. К концу года (11-—12 месяцев) ребенок пытается самостоятельно ходить.

Формирование движений у ребенка второго года жизни. У детей второго года жизни дальнейшее формирование движений происходит на основе уже имеющихся первоначальных навыков самостоятельной ходьбы. Ребенок соединяет с этим движением простейшие действия и испытывает в них большую потребность. Правда, ходьба еще недоста­точно оформлена из-за незрелости всего организма: слабость мышц


Теоретические основы физической культуры дошкольников

нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточно­го развития нервной системы, а поэтому и недостаточная координа­ция движений рук и ног.

Однако и при этом овладение ходьбой влияет на эмоциональное состояние ребенка, помогает расширению интереса к окружающему, изменяет характер поведения его в жизни. Все это вносит значи­тельные изменения в общее развитие ребенка.

У ребенка этого возрастного периода оформляются вес основ­ные движения, за исключением бега и недоступных ему пока еще прыжков. Он упражняется в ходьбе и лазании, преодолевает различ­ные препятствия (перешагивание через палку, ходьба по ограничен­ной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.), катает и бросает мяч, возит коляску, играет с разными игрушками.

Помимо действий по инициативе ребенка, взрослый организует для него игры (догонялки, прятки, игры с мячами и др.), состав­ляющие целый комплекс движений. Большую роль на этом возраст­ном этапе играет формирование предметных действий, которые спо­собствуют совершенствованию его моторики в целом и являются в данный период ведущей деятельностью.

Взрослый постепенно, но неуклонно начинает предъявлять к движениям ребенка определенные требования, посредством показа, объяснения и выполнения движения вместе с ребенком подводит его к усвоению правильного способа действия (обращение с пред­метами и т.п.).

Большую роль играют подражательные действия взрослому. По­степенно, к концу второго года жизни, выполняемые упражнения в игровой форме открывают ребенку новые возможности подражания, когда он может проследить движения взрослого и на этой основе создать себе образ действия, а затем попытаться воспроизвести его.

Воспроизведение движений начинается большей частью с одно­временного выполнения его ребенком вместе со взрослыми. После этого ребенку легче воспроизвести данное движение самостоятельно с помощью словесных указаний взрослого.

Формирование движений у ребенка третьего года жизни. В усло­виях систематического руководства ребенок на третьем году жизни совершенствует ходьбу, лазание, начинает бегать. Однако все эти движения еще малокоординированы и недостаточно точны. Ребенок чувствует потребность в частой смене движений, не может сохранять неподвижную позу, нуждается в чередовании движений и отдыха.


Глава 2 Анатомо-физиологические особенности двигательной...

Систематические упражнения, игры под руководством педагога на физкультурных занятиях и вне их содействуют расширению дви­гательных возможностей, улучшению качества движений и необхо­димых ориентировок.

Для формирования разнообразных движений используются иг­рушки и физкультурные пособия, вызывающие у детей интерес и желание двигаться: обручи, вожжи, шары, мячи, трехколесные ве­лосипеды и др. При ходьбе постепенно исчезают лишние, меша­ющие ребенку движения, что ведет к их экономичности. Развивается самостоятельность пространственных ориентировок, умение смелее и в то же время спокойнее двигаться на ограниченной, наклонной и поднятой над поверхностью пола плоскости (доске, дорожке и т.д.). В связи с развивающимся чувством равновесия, глазомерной оценки направления и расстояния сложнее и разнообразнее стано­вятся действия с предметами.

Ребенок постепенно учится согласовывать свои движения с дви­жениями других детей, приучается своевременно реагировать на сиг­налы извне, требующие изменить характер движения, его темп, силу или совсем прекратить движение и остановиться. Все большее место начинают занимать подвижные игры.

Усиливающийся интерес к окружающему миру, удовлетворение от достижения цели, эмоциональная оценка педагога и его новые требования — все это служит подкреплением достигаемых ребенком успехов и стимулирует его к решению новых задач.

Процесс усвоения нового в движении сохраняет прежнюю спе­цифику — подражание. Однако подражание изменяет свой характер: наблюдается большее осмысление предложенной ребенку задачи и, в связи с этим, более четкое ее выполнение.

Формирование движений у детей четвертого года жизни. Как из­вестно, для детей этого возраста характерен несколько замедленный темп физического развития, но в то же время идет интенсивное окостенение скелета. Несмотря на заметное развитие нервной сис­темы, функциональные возможности ее невелики, и при малейшей перегрузке быстро наступает утомление. Условные рефлексы выра­батываются быстро, однако закрепляются медленно, поэтому при­обретенные элементарные навыки движений непрочны и могут легко разрушаться.

Формирование двигательных навыков прежде всего связано с при­учением ребенка правильно держать туловище и голову Это требова­ние является необходимым для формирования правильной осанки.



Теоретические основы физической культуры дошк


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: