Финансовая отчетность, как информационная база финансового менеджмента

Финансовая отчетность - это совокупность форм отчетности по данным финансового учета, содержащих обобщенную информацию о финансовом положении предприятия и его изменениях в течение отчетного периода.

У финансовой отчетности предприятия существуют различные пользователи:

1. внутренние: к ним относится:

- управленческий персонал, использует отчетность для анализа, финансовой диагностики и обоснования управленческих решений. Финансовый менеджер должен знать, какую информацию получат внешние пользователи и как она повлияет на их решения;

- бухгалтерская служба, ведет учет, составляет отчетность, использует ее в работе.

2. внешние пользователи, могут быть 2-х видов:

- пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности предприятия: собственники, кредиторы, хозяйственные партнеры, государство в лице налоговых органов, работники предприятия.

- пользователи, косвенно заинтересованные в деятельности предприятия: используют отчетность, представляя интересы других сторон: аудиторские службы, консультанты по финансовым вопросам, статистические органы, пресса и др.

По отношению к финансовой отчетности должен соблюдаться принцип соответствия вложенной и востребованной информации:

1)бухгалтер, составляющий отчет, должен не только владеть техникой и правилами представления данных в установленной форме, но и понимать полезность этих данных для анализа (уметь анализировать)

2) руководитель должен понимать, что необходимые для его работы данные включены в отчет и могут быть востребованы, уметь читать отчетность.

Для финансового менеджера наибольший интерес представляют следующие формы отчетности:

- форма № 1 (бухгалтерский баланс) – характеризует финансовое положение предприятия на определенную дату, содержит подробную характеристику ресурсов. В активе ресурсы представлены по составу и направлениям использования; в пассиве – по источникам формирования. Актив бухгалтерского баланса отражает инвестиционные решения, принятые ранее. Статьи расположены по принципу степени ликвидности. Активы делятся на оборотные и внеоборотные. Пассив бухгалтерского баланса отражает решения по выбору источников финансирования и состоит из 3 – х разделов: капиталы и резервы (собственный капитал предприятия); долгосрочные обязательства; краткосрочные обязательства. В целях анализа в составе собственного капитала важно выделить 2 части: вложенный капитал и накопленная прибыль.

Бухгалтерский баланс составляется ежеквартально и содержит показатели на 2 даты: на начало года и конец отчетного периода.

- форма № 2 – отчет о прибылях и убытках - отражает формирование финансового результата деятельности предприятия. Содержит различные показатели доходов, расходов, прибыли. Отчет составляется ежеквартально и содержит информацию за определенный промежуток времени.

- форма № 4 – отчет о движении денежных средств – содержит сведения о денежных потоках предприятия в разрезе 3-х видов деятельности. 1 вид – текущая деятельность – имеет основной целью извлечение прибыли (производство продукции, выполнение работ, торговля и т.д.). 2 вид – инвестиционная деятельность – связана с приобретением и продажей внеоборотных активов, осуществлением собственного строительства, финансовыми вложениями. 3 вид – финансовая деятельность – в ее результате изменяются величина и соотношение собственного капитала и заемных средств.

Форма № 4 составляется 1 раз в год.

В финансовом менеджменте важно анализировать не только финансовый результат, но и денежный поток, потому что они не совпадают по следующим причинам:

- прибыль формируется, исходя из доходов и расходов, учитываемых методом начисления, т.е. выручка получена в момент отгрузки, а деньги фактически не поступили;

- при формировании прибыли учитывается амортизация, но фактического оттока денег нет;

- при расчете прибыли не учитываются получение кредита, приобретение оборудования, и другие операции, связанные с движением денежных средств.

- форма № 5 - приложение к бухгалтерскому балансу. Составляется 1 раз в год по итогам года и содержит информацию, конкретизирующую отдельные статьи баланса и отчета о прибылях и убытках.

4. Бюджет денежных средств и его роль в планировании денежных потоков

Основу механизма управления денежными потоками предприятия составляет их планирование. Планирование денежных потоков пред приятия составляет неотъемлемую часть его внутрифирменного финансового планирования и базируется на использовании трех основных систем:

1) прогнозирование целевых параметров развития денежных потоков;
2) текущее планирование денежных потоков;
3) оперативное планирование денежных потоков.
Все системы планирования находятся во взаимосвязи и реализу ются в определенной последовательности.
Прогнозирование целевых параметров развития денежных потоков осуществляется для установления минимального уровня рентабельно сти операционной деятельности предприятия:
1) уровня затрат на продукцию;
2) минимального уровня текущей платежеспособности.
Текущее планирование заключается в разработке конкретных ви дов текущих финансовых планов на предстоящий период.
Наиболее полно отражает состав активов и пассивов балансовый план. Показа тели балансового плана позволяют вместе с другими видами планов определить конечные результаты формирования денежных потоков предприятия.
Оперативное планирование заключается в разработке комплек са краткосрочных плановых задач. Главная форма такого планиро вания — бюджет.
Прогноз денежного потока сводится к построению бюджетов де нежных средств в планируемом периоде; объемов реализации, доли выручки за наличный расчет, прогноз дебиторской и кредиторской задолженности. Прогноз осуществляется на определенный период: год, квартал, месяц.
В любом случае методика прогноза строится в следующей последо вательности: прогноз денежных средств по периодам, отток денежных средств по периодам, расчет чистого денежного потока по периодам, определение совокупной потребности в краткосрочном финансиро вании в подпериодах.
Для расчета возможных денежных поступлений важно знать, как оп лачивается реализация товара: за наличный расчет, в кредит; для опла ты счетов требуется время, и можно рассчитать, какая часть выручки за реализованную продукцию поступит в том или ином периоде.Отток денежных средств связан с погашением кредиторской задол женности, выплатой заработной платы, административными и дру гими постоянными расходами, налоговыми платежами, выплатой дивидендов, а также сопоставлением притока и оттока и выявлением недостатка денежных средств или их излишка.
Бюджет денежных средств разрабатывается на основе будущих на личных поступлений и выплат предприятия за различные промежут ки времени. Имея эту информацию, финансовый директор может лучше определить будущие потребности в денежных средствах, спла нировать их для финансирования и осуществить контроль.
Бюджет денежных средств можно составить на любой период, и чем они менее предсказуемы, тем период должен быть короче.
При прогнозировании объема продаж используется как внутрен няя, так и внешняя информация по отделу маркетинга.
Следующие прогноз и расчет связаны с определением объема де нежных поступлений: наличного, в кредит.
Денежные поступления могут увеличиваться за счет реализации основных фондов, товарно-материальных ценностей, получения процентов и дивидендов.
Следующий шаг — прогноз наличных выплат. Издержки производ ства должны быть нацелены либо на реализацию, либо держаться на относительно постоянном уровне, при этом варианте производствен ные запасы ниже.
После следуют выплаты дивидендов, пени, краткосрочных креди тов. Такая информация позволяет определить источники денежных по ступлений: собственные и заемные, а при наличии избытка денежных средств — отток на рынок ценных бумаг.
Основная цель планирования доходов и затрат — установление сум мы притока денежных средств в планируемом периоде.
Основная форма планирования доходов и затрат предприятия — их бюджетирование. Для составления бюджета используется целый ряд экономических показателей. Основой разработки плановых бюджетов служат расчеты доходной и расходной частей. Расходная часть бюдже та включает оттоки производственных расходов, погашение кредитор ской задолженности, уплату налогов и другие расходы.
Основные пла нируемые показатели и суммы по составу производственных затрат включаются в разрабатываемый текущий план доходов и расходов Ъюджета по основной деятельности.
Например, полиграфическая компания выпускает и реализует рож дественские и новогодние открытки. Практика показывает, что 20 % реализуется и оплачивается в течение месяца, 70 % поступлений идет от продаж прошлого месяца, а 10 % — от продаж в течение трех месяцев. Объем поставки бумаги, краски осуществляется в размере 70 % от продаж следующего месяца. Оплата происходит с интервалом в месяц.

5. Виды процентных ставок.

к процентной ставке относится величина процентных платежей на ссудный капитал за определённый период, как правило за год. Процентная ставка определяется как отношение абсолютной суммы процентных платежей за год к величине ссудного капитала Различают:

1-фиксированную процентную ставку — устанавливается на весь период пользования процентами ставками без права её пересмотра.

2.плавающие процентные ставки — состоят из двух частей: а)фиксированой величины неизменной на весь срок действия кредитного договора. б) подвижной основной — меняется в соответствии с рыночной конъюнктурой.

3.номинальная процентная ставка — текущая рыночная ставка в данный момент.

4.реальную процентную ставку. Определяется как номинальная процентная ставка скорректированная на уровень инфляции

6. Денежные потоки и показатели их оценки.

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия может быть представлена в виде денежного потока, характеризующего доходы и расходы, генерируемые данной деятельностью. Принятие решений, связанных с вложениями капитала, — важный этап в деятельности любого предприятия. Для эффективного использования привлеченных средств и получения максимальной прибыли на вложенный капитал необходим тщательный анализ будущих денежных потоков, связанных с реализацией разработанных операций, планов и проектов.

Оценка денежных потоков осуществляется дисконтными методами с учетом концепции временной стоимости денег. Задачей финансового менеджера является выбор таких проектов и путей их реализации, которые обеспечат поток денежных средств, имеющих максимальную приведенную стоимость по сравнению с величиной требуемых капиталовложений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: