1 Задание Работа надглоссарием. Впишите в тетрадь основные понятия и термины данной темы. Выучите их:
Взаимодействие – действие индивидов, направленное друг к другу.
Времяпрепровождение – фиксированная форма трансакций, призванная удовлетворять потребность людей в признании.
Интеракция – организация взаимодействия между людьми, основными компонентами которого являются сами люди, их взаимная связь и воздействие друг на друга.
Конформизм – сознательная уступчивость человека мнению
Нонконформизм – опровержение человеком мнения большинства, кажущаяся независимость личности от мнения группы.
Ритуал – это жестко фиксированная последовательность трансакций, которые производятся с позиции Родителя и позволяют людям почувствовать себя признанными.
Ритуальное взаимодействие – это форма взаимодействия, которая строится по определенным правилам, и символически выражает реальные социальные отношения и статус человека в группе и в обществе.
Самоопределение – избирательное отношение человека к влияниям собственной группы, которые принимаются или отторгаются в зависимости от того, соответствуют они или нет убеждениям человека.
Соревнование – форма социального взаимодействия, когда имеется четкая цель, которую необходимо достичь.
Социальное влияние – форма межличностного взаимодействия, в котором поведение одного человека становится подобным поведению других людей.
Суггестия (внушаемость) – непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы.
Трансакция –единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого.
Трансактный анализ – анализ ситуации общения в зависимости от позиций, занимаемых партнерами.
2 Задание Выполните контрольные тесты:
1 Автором «Теории управления впечатлениями» в межличностном взаимодействии является:
а) Дж. Мид;
б) З.Фрейд;
в) Э.Гофман;
г) Дж.Хоманс.
2 Э.Берн выделяет три способа поведения во взаимодействии:
1) родитель; 2) взрослый; 3) ребенок. Какие характеристики соответствуют этим способам поведения:
А) Логически мыслит, трезво, реально анализирует ситуацию, не поддается эмоциям. В общении проявляет максимум внимания.
Б) Все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех требует, за все отвечает. Интонации обвиняющие. Выражение лица нахмуренное. Часто в разговоре использует «указующий перст».
В) Эмоциональный, импульсивный, нелогичный, спонтанно подвижный, непредсказуемый.
3 « Стремление понять ситуацию и собеседников; желание лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении» – это:
а) ориентация на контроль;
б) ориентация на подчинение;
в) ориентация на понимание;
г) ориентация на доминирование.
4 Какой тип общения более предпочтителен для «контролера»:
а) диалогическое общение;
б) ритуальное общение;
в) монологическое общение;
г) открытое общение.
5 Форма организации межличностного взаимодействия, при которой усилия участников объединены для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций и ролей:
а) конкуренция;
б) согласие;
в) кооперация;
г) приспособление.
6 Непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы:
а) суггестия;
б) конформизм;
в) нонконформизм;
г) самоопределение.
7 Какой тип взаимодействия предполагает затруднение и препятствиев достижении целей:
а) кооперация;
б) согласие;
в) компромисс;
г) конкуренция.
8 Форма межличностного взаимодействия, которая снимает агрессию людей и удовлетворяет на минимальном уровне потребности в признании:
а) уход;
б) игра;
в) ритуальное взаимодействие;
г) привязанность.
9 Группа, нормы и правила которой служат для личности образцом:
а) большая группа;
б) малая группа;
в) референтная группа;
г) группа членства.
10 Стиль общения, позволяющий обоим участникам общения чувствовать себя личностью:
а) либеральный;
б) индивидуальный;
в) демократический;
г) авторитарный.
3 Задание Проанализируйте свои социальные роли (сын, дочь, гражданин, студент и т.д.), права и обязанности, которые с ними связаны, реализуемые ожидания свои и окружающих. Для наглядности заполните таблицу 1.
Таблица 1.
Анализ социальных ролей
Роль | Права | Обязанности | Мои ожидания | Ожидания окружающих |
1.Студент | Получить образование | Хорошо учиться | ||
2.Сын | ||||
3.Гражданин |
Если у вас нет противоречий в содержании выполняемой социальной роли, то вы живете в гармонии с собой и окружающими людьми. Если же противоречия есть, то об этом следует задуматься.
4 Задание Потренируйтесь в умении определять психологические позиции. Попробуйте проанализировать типичные эго-состояния своих друзей, родных, знакомых, свои собственные. Легко ли вы можете перестроиться, и перейти из одного состояния в другое? Если нет, то почему?
5 Задание Запомнитесоветы по овладению искусством трансактного анализа:
1 Не бывает хороших или плохих форм трансакций. Каждая из них имеет свои позитивные или негативные аспекты.
2 Форму трансакции нужно выбирать применительно к ситуации, в различных ситуациях гибко реагировать.
3 Нужно стараться избегать скрытых трансакций, которые сопровождаются критикой и недовольством. Критические замечания следует высказывать прямо и обыкновенно, но в любом случае в вежливой форме, что позволит установить открытые отношения.
4 Для того чтобы изменить партнера по общению, нужно изменить свое поведение. В ответ изменится реакция партнера, хотя, возможно, что и не с первой попытки.
5 Желательно использовать скрытые трансакции, при которых на скрытом уровне присутствуют отношения «вы мне симпатичны», «мне нравиться говорить или работать с вами» и т.д.
6 Во многих случаях имеют смысл параллельные трансакции. Полезные бывают и перекрестные трансакции, если они используются сознательно и в соответствии с обстоятельствами.
5.4 Вопросы и задания для самоконтроля
1 Охарактеризуйте различные теории взаимодействия.
2 В чем сущность трансакционного анализа процесса взаимодействия по Э.Берну?
3 Расскажите об основных характеристиках Родителя, Взрослого и Ребенка.
4 Какие формы взаимодействия наиболее распространены?
5 Каковы основные причины неэффективного взаимодействия?
6 Дайте характеристику взаимодействию с позиции ориентации на контроль и понимание.
7 Какой, по вашему мнению, тип межличностного общения характерен для «контролера» и какой для «понимателя»?
8 Охарактеризуйте основные механизмы социального влияния.
9 При каких условиях меньшинство может изменить позицию большинства?
10 Что такое роль? Какие роли вам приходится исполнять в течение дня?