Задания для индивидуальной работы

1 Задание Работа надглоссарием. Впишите в тетрадь основные понятия и термины данной темы. Выучите их:

Взаимодействие – действие индивидов, направленное друг к другу.

Времяпрепровождение – фиксированная форма трансакций, призванная удовлетворять потребность людей в признании.

Интеракция – организация взаимодействия между людьми, основными компонентами которого являются сами люди, их взаимная связь и воздействие друг на друга.

Конформизм – сознательная уступчивость человека мнению

Нонконформизм – опровержение человеком мнения большинства, кажущаяся независимость личности от мнения группы.

Ритуал – это жестко фиксированная последовательность трансакций, которые производятся с позиции Родителя и позволяют людям почувствовать себя признанными.

Ритуальное взаимодействие – это форма взаимодействия, которая строится по определенным правилам, и символически выражает реальные социальные отношения и статус человека в группе и в обществе.

Самоопределение – избирательное отношение человека к влияниям собственной группы, которые принимаются или отторгаются в зависимости от того, соответствуют они или нет убеждениям человека.

Соревнование – форма социального взаимодействия, когда имеется четкая цель, которую необходимо достичь.

Социальное влияние – форма межличностного взаимодействия, в котором поведение одного человека становится подобным поведению других людей.

Суггестия (внушаемость) – непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы.

Трансакция –единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого.

Трансактный анализ – анализ ситуации общения в зависимости от позиций, занимаемых партнерами.

2 Задание Выполните контрольные тесты:

1 Автором «Теории управления впечатлениями» в межличностном взаимодействии является:

а) Дж. Мид;

б) З.Фрейд;

в) Э.Гофман;

г) Дж.Хоманс.

2 Э.Берн выделяет три способа поведения во взаимодействии:

1) родитель; 2) взрослый; 3) ребенок. Какие характеристики соответствуют этим способам поведения:

А) Логически мыслит, трезво, реально анализирует ситуацию, не поддается эмоциям. В общении проявляет максимум внимания.

Б) Все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех требует, за все отвечает. Интонации обвиняющие. Выражение лица нахмуренное. Часто в разговоре использует «указующий перст».

В) Эмоциональный, импульсивный, нелогичный, спонтанно подвижный, непредсказуемый.

3 « Стремление понять ситуацию и собеседников; желание лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении» – это:

а) ориентация на контроль;

б) ориентация на подчинение;

в) ориентация на понимание;

г) ориентация на доминирование.

4 Какой тип общения более предпочтителен для «контролера»:

а) диалогическое общение;

б) ритуальное общение;

в) монологическое общение;

г) открытое общение.

5 Форма организации межличностного взаимодействия, при которой усилия участников объединены для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций и ролей:

а) конкуренция;

б) согласие;

в) кооперация;

г) приспособление.

6 Непроизвольная податливость человека мнению дру­гих лиц или группы:

а) суггестия;

б) конформизм;

в) нонконформизм;

г) самоопределение.

7 Какой тип взаимодействия предполагает затруднение и препятствиев достижении целей:

а) кооперация;

б) согласие;

в) компромисс;

г) конкуренция.

8 Форма межличностного взаимодействия, которая снимает агрессию людей и удовлетворяет на минимальном уровне потребности в признании:

а) уход;

б) игра;

в) ритуальное взаимодействие;

г) привязанность.

9 Группа, нормы и правила которой служат для личности образцом:

а) большая группа;

б) малая группа;

в) референтная группа;

г) группа членства.

10 Стиль общения, позволяющий обоим участникам общения чувствовать себя личностью:

а) либеральный;

б) индивидуальный;

в) демократический;

г) авторитарный.

3 Задание Проанализируйте свои социальные роли (сын, дочь, гражданин, студент и т.д.), права и обязанности, которые с ними связаны, реализуемые ожидания свои и окружающих. Для наглядности заполните таблицу 1.

Таблица 1.

Анализ социальных ролей

Роль Права Обязанности Мои ожидания Ожидания окружающих
1.Студент Получить образование Хорошо учиться    
2.Сын        
3.Гражданин        

Если у вас нет противоречий в содержании выполняемой социальной роли, то вы живете в гармонии с собой и окружающими людьми. Если же противоречия есть, то об этом следует задуматься.

4 Задание Потренируйтесь в умении определять психологические позиции. Попробуйте проанализировать типичные эго-состояния своих друзей, родных, знакомых, свои собственные. Легко ли вы можете перестроиться, и перейти из одного состояния в другое? Если нет, то почему?

5 Задание Запомнитесоветы по овладению искусством трансактного анализа:

1 Не бывает хороших или плохих форм трансакций. Каждая из них имеет свои позитивные или негативные аспекты.

2 Форму трансакции нужно выбирать применительно к ситуации, в различных ситуациях гибко реагировать.

3 Нужно стараться избегать скрытых трансакций, которые сопровождаются критикой и недовольством. Критические замечания следует высказывать прямо и обыкновенно, но в любом случае в вежливой форме, что позволит установить открытые отношения.

4 Для того чтобы изменить партнера по общению, нужно изменить свое поведение. В ответ изменится реакция партнера, хотя, возможно, что и не с первой попытки.

5 Желательно использовать скрытые трансакции, при которых на скрытом уровне присутствуют отношения «вы мне симпатичны», «мне нравиться говорить или работать с вами» и т.д.

6 Во многих случаях имеют смысл параллельные трансакции. Полезные бывают и перекрестные трансакции, если они используются сознательно и в соответствии с обстоятельствами.

5.4 Вопросы и задания для самоконтроля

1 Охарактеризуйте различные теории взаимодействия.

2 В чем сущность трансакционного анализа процесса взаимодействия по Э.Берну?

3 Расскажите об основных характеристиках Родителя, Взрослого и Ребенка.

4 Какие формы взаимодействия наиболее распространены?

5 Каковы основные причины неэффективного взаимодействия?

6 Дайте характеристику взаимодействию с позиции ориентации на контроль и понимание.

7 Какой, по вашему мнению, тип межличностного общения характерен для «контролера» и какой для «понимателя»?

8 Охарактеризуйте основные механизмы социального влияния.

9 При каких условиях меньшинство может изменить позицию большинства?

10 Что такое роль? Какие роли вам приходится исполнять в течение дня?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: