По теме: «Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра внутренних болезней №5

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой, профессор

_________________ Н.М. Бурдули

«____» ____________________ 2014 г.

Методические рекомендации

Для студентов

К практическому занятию

по теме: «Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы».

Дисциплина: «Лечебная физкультура и врачебный контроль»

ОПД.Ф.07

По специальности: 060101. 65 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

Форма обучения: очная

Составитель разработки: ассистент Э.Р.Антонянц

Рассмотрено на заседании кафедры _____________ 2014, № протокола _____

Владикавказ 2014


1. Продолжительность занятия – 6 часов

2. Учебная цель:

Знать:

· организацию работы по лечебной физкультуре в кардиологическом отделении;

· порядок назначения лечебной гимнастики больным, показания и противопоказания к её применению;

· функциональную классификацию больных ИБС;

· клинико-физиологическое обоснование применения лечебной физкультуры при ишемической болезни сердца, стенокардии;

· задачи лечебной физкультуры при ишемической болезни сердца, стенокардии.

· особенности методики применения средств лечебной физкультуры в реабилитации больных с ИБС на стационарном, поликлиническом, санаторном этапах реабилитации.

· методы функционального исследования и учёта эффективности применения физических упражнений;

· основы тестирования больных с использованием физических нагрузок;

Уметь:

· принять больного на лечебную физкультуру и оформить необходимые документы (история болезни, карта ЛФК (ф. 42а), журнал регистрации больных);

· провести необходимые исследования для установления интенсивности программы физической реабилитации с учётом особенностей его организма, стадии и тяжести заболевания;

Владеть:

· составить схему назначения ЛФК кардиологическому больному;

3. Главные разбираемые вопросы теоретического материала по теме:

основные задачи лечебной физкультуры в процессе реабилитации больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Средства ЛФК, методика применения.

- лечебная физкультура на различных двигательных режимах в условиях стационара, санатория и поликлиники для больных с инфарктом миокарда. Сроки, показания и противопоказания перевода на следующий двигательный режим. Ведущие задачи метода, средства и методы ЛФК, особенности методики, оценка эффективности лечебной гимнастики.

- лечебная физкультура при гипертонической болезни, задачи, средства и формы ЛФК.

- особенности спортивно-прикладных занятий при сердечно-сосудистых заболеваниях.

- значение физической культуры для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

План занятия.

1-й академический час (9.00 – 10.15):

· Организационные вопросы, проверка домашнего задания -20 мин.

· Входящий контроль в виде индивидуального тестирования 5-10 вопросов с последующей их проверкой без участия студентов и оглашение результатов или разбор ответов с оппоненцией студентов – 25 мин.

· Перерыв – 10 мин.

2-й академический час (10.25 – 11.10):

· Теоретический разбор материала – 45 минут

· Перерыв – 10 мин.

3-й академический час (11.20 – 12.05):

Знакомство с организацией работы отделения реабилитации в кардиологическом отделении, документацией

Демонстрация процедуры лечебной гимнастики – групповой метод, индивидуальные занятия

· Перерыв – 30 мин.

4,5-й академический час (12.35 – 14.05)

Курация больных

· Перерыв – 10 мин.

6-й академический час (14.15 – 15.00)

  • Составление обоснования диагноза, программ реабилитации
  • Представление 1-2 реферативного сообщения по теме занятия - 15 мин.
  • Подведение итогов занятия с оценкой теоретических знаний и практических навыков каждого студента – 5 мин.
  • Задание на следующее занятие – 5 мин.

5. Виды деятельности студентов:

Проведение курации больных

Интерпретация методов обследования

Составление программы реабилитации

Составление комплекса лечебной гимнастики: общеразвивающие и специальные ФУ, дозирование ходьбы

Представление 1-2 реферата в течение цикла

Тестирование входящее

6. Описание заданий для самостоятельной работы:

· Самостоятельная работа внеаудиторная: подготовка к теме и домашнего задания по теме, реферативного сообщения по предлагаемой или другой дополнительной литературе

· Знакомство с организацией работы кабинета ЛФК в кардиологическом отделении, документацией

· Курация 1 больного

· Посещение диагностических кабинетов, кабинета ЛФК, физиокабинета

· Работа с предлагаемой литературой (монографии, тематические журналы, проспекты, набор лекарственных препаратов), с методическими пособиями, материалами (примерные комплексы ЛГ)

7. Описание заданий для самостоятельной работы:

· Документация отделения реабилитации

· Больные по тематике занятия

· Архив методического материала

· Литературные источники по теме занятия

8. Описание контрольных мероприятий:

· Опрос студентов;

· Тестовый контроль (письменный/компьютерный)

· Проверка домашнего задания

· Проверка результатов самостоятельной работы

· Проверка подготовки студентами реферативных сообщений

9. Образцы выполнения заданий, рекомендации по решению или решение наиболее трудных задач:

Тематический контроль ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

Тестовый контроль, (количество тестовых заданий 30, один правильный ответ):

1. К двигательным режимам в санатории относятся

1. палатный

2. щадящее-тренирующий

3. свободный

4. лечебно-охранительный

Правильный ответ: 2

2. Щадящий двигательный режим не назначается пациентам санатория

1. с острыми респираторными инфекциями

2. перенесшим острые заболевания до поступления в санаторий

3. органическими заболеваниями внутренних органов с выраженной функциональной недостаточностью

4. органическими заболеваниями опорно-двигательного аппарата с болевым синдромом при движениях

Правильный ответ: 1

3. К формам лечебной физкультуры на щадящем двигательном режиме

не относятся

1. бег трусцой

2. лечебная гимнастика

3. дозированная ходьба

4. малоподвижные игры

Правильный ответ: 1

4. Щадяще-тренирующий двигательный режим не назначается пациентам санатория

1. с органическими заболеваниями внутренних органов

2. после освоения физических нагрузок щадящего режима движений

3. при обострении хронических заболеваний

4. с заболеваниями опорно-двигательного аппарата с функциональной недостаточностью

Правильный ответ: 3

5. К формам ЛФК на щадяще-тренирующем двигательном режиме не относятся

1. утренняя гигиеническая гимнастика

2. бег трусцой

3. дозированная ходьба

4. лечебная гимнастика

Правильный ответ: 2

6. К формам ЛФК на тренирующем двигательном режиме не относятся

1. терренкур

2. лечебная гимнастика

3. соревнования по видам игровым спорта

4. спортивно-прикладные упражнения

Правильный ответ: 3

7. К тренажерным устройствам, развивающим общую выносливость организма, относятся

1. диск здоровья

2. следовая дорожка

3. батут

4. движущаяся дорожка (тредмил)

Правильный ответ: 4

8. Дозирование нагрузки на велотренажере у больных не осуществляется

1. скоростью вращения педалей

2. продолжительностью велотренировки

3. мощностью нагрузки в ваттах

4. энергетическими затратами

Правильный ответ: 4

9. Мощность тренирующей нагрузки в основном периоде велотренировки

в процентах от порогового уровня (толерантности) составляет

1. 30-40%

2. 40-50%

3. 50-70%

4. 80-100%

Правильный ответ: 3

10. Показаниями для использования солнечной радиации с целью закаливания организма не является

1. рахит

2. гиповитаминоз D,

3. вялое заживление ран, язв

4. костные переломы с замедленной консолидацией

Правильный ответ: 3

11. Противопоказаниями для использования солнечной радиации с целью закаливания организма не являются

1. злокачественные образования

2. острые инфекционные заболевания

3. аденоиды

4. хроническая ишемическая болезнь сердца

Правильный ответ: 3

12. К возможным осложнениям в организме, связанным с длительным пребыванием больного на постельном режиме, не относятся

1. гипостатическая пневмония и атония кишечника

2. гиповитаминоз

3. тромбозы сосудов

4. нарушения водно-солевого обмена

Правильный ответ: 2

13. Двигательные режимы больных с атакой ревматизма на больничном этапе реабилитации не включают

1. строгий постельный режим

2. облегченный постельный режим

3. палатный режим

4. щадящий режим

Правильный ответ: 4

14. В комплекс лечебной гимнастики для больных с гипертонической болезнью не включают

1. упражнений для мышц верхних конечностей и плечевого пояса

2. упражнений для мышц тазового дна

3. упражнений для мышц нижних конечностей

4. упражнений для мышц шеи и головы

Правильный ответ: 2

10. 15. У больных сердечно-сосудистыми заболеваниями при занятиях лечебной физкультурой следует развивать

1. силу

2. ловкость

3. выносливость

4. скорость

Правильный ответ: 3

16. Клинико-физиологическое обоснование лечебной физкультуры при гипертонической болезни не предусматривает

1. уравновешивание процессов возбуждения и торможения

2. уравновешивание тонуса сгибателей и разгибателей

3. выравнивание состояния тонуса сосудов

4. активизацию противосвертывающей системы крови

Правильный ответ: 2

17. К специальным упражнениям для больных гипертонической болезнью не относятся

1. упражнения на расслабление

2. упражнения на координацию и внимание

3. дыхательные упражнения

4. упражнения с большой амплитудой движений для головы

Правильный ответ: 4

18. Задачами лечебной гимнастики при ревматизме в острой фазе не являются

1. создание наиболее благоприятных условий для работы сердца

2. улучшение функции внешнего дыхания

3. тренировка равновесия

4. постепенная тренировка сердечно-сосудистой системы

Правильный ответ: 3

19. Наиболее благоприятные условия для работы сердца при ревматизме не включают

1. мобилизацию экстракардиальных факторов кровообращения

2. улучшения питания миокарда

3. улучшения функции внешнего дыхания

4. укрепления мышц брюшного пресса

Правильный ответ: 4

20. Методика лечебной гимнастики в острой фазе ревматизма не предусматривает

1. простые упражнения для конечностей

2. дыхательные упражнения

3. упражнения для тренировки координации

4. упражнения для тренировки функции вестибулярного аппарата

Правильный ответ: 3

21. Задачами лечебной гимнастики в межприступном периоде при ревматизме не являются

1. тренировка экстракардиальных факторов кровообращения и миокарда

2. тренировка функции внешнего дыхания

3. коррекция нарушения осанки

4. создания естественного мышечного корсета

Правильный ответ: 4

22. Методика лечебной гимнастики в межприступном периоде при ревматизме не включает

1. упражнений для всех мышечных групп

2. упражнений с выраженным сопротивлением

3. дыхательных упражнений

4. корригирующих упражнений

Правильный ответ: 2

23. Задачи лечебной гимнастики при хорее не включают обучение

1. правильному дыханию

2. изометрической тренировке

3. правильным дыхательным движениям и ходьбе

4. координации движений

Правильный ответ: 2

24. Методика обучения правильному дыханию при хорее предусматривает обучение

1. локальному дыханию

2. полному дыханию

3. встречному дыханию

4. продолжительному вдоху и выдоху

Правильный ответ: 2

25. Специальные упражнения лечебной гимнастики при хорее не включают

1. упражнений на координацию функции мышц грудной клетки и диафрагмы

2. упражнений на расслабление мимической и скелетной мускулатуры

3. упражнений на внимание и координацию движений

4. упражнений для увеличения силы мышц брюшного пресса

Правильный ответ: 4

26. К формам лечебной физкультуры, для больных с митральными пороками сердца на свободном режиме в стационаре, не относятся

1. утренняя гигиеническая гимнастика

2. тренировка на велотренажере

3. процедура лечебной гимнастики

4. прогулки

Правильный ответ: 2

27. Формы лечебной физкультуры для больных с митральными пороками сердца на полупостельном режиме не включают

1. лечебной гимнастики

2. утренней гигиенической гимнастики

3. самостоятельные занятия

4. подвижные игры

Правильный ответ: 4

28. Задачи лечебной физкультуры при пороках сердца на постельном режиме не включают

1. улучшения периферического кровообращения

2. увеличения коронарного кровотока

3. воспитания правильного полного дыхания

4. повышения физической работоспособности

Правильный ответ: 4

29. Физические упражнения, применяемые у больных с компенсированными пороками сердца на тренирующем режиме, не предусматривают

1. динамических упражнений для всех мышечных групп

2. упражнений с дозированным усилием

3. тренировочной ходьбы

4. силовых упражнений

Правильный ответ: 4

30. Оптимальным исходным положением в лечебной гимнастике для больных с митральными пороками сердца при постельном режиме является

1. лежа на спине с приподнятым ножным концом кровати

2. лежа на боку

3. лежа с высоко поднятым изголовьем

4. сидя с опущенными ногами

Правильный ответ: 3

10. Критерии оценки контрольных заданий:

Уровень обученности оценивается по результатам тестового контроля, умения оценить клиническую ситуацию, составить план физической реабилитации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: