Концепция агентских отношений (Майкл Дженсен и Уильям Меклинг 1976 г.)

Концепция введена в финансовый менеджмент в связи с усложнением организационно – правовых форм бизнеса. В сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях, либо согласие с использованием прибыли).

Существуют 3 категории агентских затрат:
1) расходы на осуществление контроля за деятельностью менеджеров. Например, затраты на проведение аудиторских проверок;
2) расходы на создание организационной структуры, ограничивающей возможность нежелательного поведения менеджеров. Например, введение в состав правления внешних инвесторов;
3) альтернативные затраты, возникающие в тех случаях, когда условия, установленные акционерами, ограничивают действия менеджеров, противоречащих интересам владельцев. Например, голосование по определенным вопросам на общем собрании.

Агентские затраты могут увеличиваться, пока каждый доллар их прироста обеспечивает увеличение богатства акционеров более, чем на 1 доллар.
Механизмы, побуждающие менеджеров действовать в интересах акционеров:
- система стимулирования на основе показателя деятельности фирмы;
- непосредственное вмешательство акционеров;
- угроза увольнения;
- угроза скупки контрольного пакета акций фирмы.

По книге «Финансовый менеджмент» Старкова

12,13,14

Информационная база (система)

финансового менеджмента

Основой информационного обеспечения финансового ме- неджмента являются любые сведения финансового характера, в частности можно выделить бухгалтерскую отчетность, сообще- ния финансовых органов, информацию учреждений банковской системы, данные товарных, фондовых и валютных бирж, прочую информацию.

Информационное обеспечение процесса управления финан- сами – совокупность информационных ресурсов и способов их организации, необходимых и пригодных для реализации анали- тических процедур, обеспечивающих финансовую сторону дея- тельности компании.

Информационное обеспечение финансового менеджмента в своей основе имеет информационную базу, формирующуюся из внешних и внутренних источников фирмы. К показателям, фор- мируемым из внутренних источников информации, относятся: показатели результатов финансового состояния и финансовой деятельности фирмы в целом, показатели финансовых результа- тов деятельности отдельных структурных подразделений, норма- тивно-плановые показатели, связанные с финансовым развитием

предприятия (рис. 1)

Внутренние показатели финансового менеджмента

Показатели финансового состояния и результатов финансовой деятельности на предприятии в целом

Показатели финансовых результатов деятельности отдельных подразделений

Нормативно- плановые показатели

Рассмотрим их подробнее. Показатели финансового состоя- ния и результатов финансовой деятельности предприятия в целом (рис. 2) отражены в балансе предприятия.

Показатели финансового состояния и ре- зультатов финансовой деятельности предприятия в целом

Показатели состава активов и структуры используемого капи- тала

Показатели основных фи- нансовых результатов хо- зяйственной деятельности предприятия

Показатели движе- ния денежных акти- вов и других финан- совых фондов

Этот баланс содержит два основных раздела – «Актив» и

«Пассив».

В основе актива баланса отражаются показатели следующих двух разделов:

1) внеоборотные активы;

2) оборотные активы.

Первый раздел баланса включает в себя: основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материаль- ные ценности, долгосрочные финансовые вложения и нематери- альные активы.

Второй раздел баланса составляют: запасы, дебиторская за- долженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства и налог на добавленную стоимость по приобретенным средствам.

В составе пассива баланса отражаются показатели следую-

щих трех разделов:

3) капитал и резервы;

4) долгосрочные обязательства;

5) краткосрочные обязательства.

Четвертый и пятый разделы пассива баланса позволяют по- лучить представление об общей сумме заемного капитала, ис- пользуемого предприятием. В пассиве баланса отражаются также

показатели суммы прибыли, полученной в отчетном периоде, и

суммы нераспределенной прибыли отчетного года и прошлых лет.

В четвертом разделе содержатся показатели, отражаемые в

«Отчете о прибылях и убытках». Этот отчет включает показатели по следующим основным разделам:

1) доходы и расходы по обычным видам деятельности;

2) операционные доходы и расходы;

3) внереализационные доходы и расходы;

4) чрезвычайные доходы и расходы.

Уже из названий разделов этого отчета можно судить о том, что он отражает основной круг вопросов, связанных с формиро- ванием, распределением и использованием прибыли предпри- ятия.

В первом разделе содержатся показатели формирования прибыли – от реализации продукции (работ, услуг), имущества, от внереализационных операций; приводится общая сумма ба- лансовой прибыли или убытка отчетного периода.

В разделе «Операционные доходы и расходы» содержатся показатели по отдельным направлениям получения прибыли: до- ходы от участия в других организациях, проценты к получению и

уплате.

В последующих разделах содержатся данные об учете обя- зательных платежей и использованных налоговых льготах, что позволяет учесть эту информацию при разработке налоговой политики предприятия в процессе управления формированием финансовых ресурсов.

В третьем разделе содержатся показатели, отражаемые в

«отчете об изменении капитала». Этот отчет, хотя и содержит обширный круг показателей, используемых в управлении финан- совой деятельностью, но разрабатывается только один раз в год,

что не позволяет применять эту информацию в процессе опера-

тивного управления. В этом отчете содержатся показатели дви- жения разнообразных финансовых фондов; направления средств в целевые фонды и на потребление, наличия и движения немате- риальных активов, финансовых вложений и других.

Вторая группа внутренних показателей предприятия состоит из показателей, характеризующих финансовую деятельность предприятия по различным сферам, по регионам и центрам от- ветственности.

Система показателей финансовых результатов деятельности отдельных структурных подразделений предприятия использует- ся для текущего и оперативного управления практически всеми

аспектами финансовой деятельности предприятия, а в наиболь-

шей степени – в процессе финансового обеспечения операцион- ной его деятельности. Формирование системы показателей этой группы основывается на данных организуемого на предприятии управленческого учета.

В процессе построения системы информационного управле- ния финансовой деятельностью управленческий учет призван формировать группы показателей, отражающих объемы деятель- ности, сумму и состав затрат, сумму и состав получаемых дохо- дов и др. Эти группы показателей формируются в прессе управ- ленческого учета обычно по следующим блокам (рис. 3):

1) по сферам финансовой деятельности предприятия;

2) по регионам деятельности (если для предприятия харак-

терна региональная диверсификация финансовой деятельности);

3) по центрам ответственности (созданным на предприятии центрам затрат, дохода, прибыли и инвестиций).

Показатели финансовых результатов дея- тельности отдельных структурных подраз- делений предприятия

По основным сферам финансовой деятель- ности

По деятельности в регионах

По деятельности от- дельных «центров ответственности»

Нормативно-плановые показатели финансового развития предприятия используются в процессе текущего и оперативного контроля ходом осуществления финансовой деятельности. Они формируются непосредственно на предприятии по двум блокам (рис.4):

Нормативно-плановые показатели деятельности предприятия

Внутренние нормативы предприятия

Внешние нормативы предприятия

1) система внутренних нормативов, регулирующих финан- совое развитие предприятия. В систему внутренних нормативов включаются нормативы отдельных видов активов предприятия, нормативы соотношения отдельных видов активов предприятия, нормативы соотношения отдельных видов активов и структуры капитала, нормативы удельного расхода финансовых ресурсов и затрат и т.п.;

2) система плановых показателей финансового развития предприятия. В состав показателей блока внешних нормативов включается вся совокупность показателей текущих и оператив- ных финансовых планов всех видов.

Система показателей информационного обеспечения фи- нансового менеджмента формируется также и на основе внешних источников.

Основные группы показателей внешних источников информации следующие (рис.5):

1) показатели природно-ресурсного потенциала;

2) показатели социально-политического положения;

3) показатели научно-технического развития;

4) показатели общеэкономического положения страны;

5) показатели конъюнктуры финансового и товарного рынков;

6) показатели деятельности контрагентов и конкурентов;

7) нормативно-регулирующие показатели;

8) показатели экологической ситуации.

Показатели социально-политического положения

Показатели научно-технического развития

Показатели природ- но-ресурсного по- тенциала

Показатели обще- экономического положения страны

Показатели внешних источников информации

Показатели экологической ситуации

Нормативно- регулирующие показатели

Показатели конъюнктуры финансового и товарного рынков

Показатели деятельности контрагентов и конкурентов

Формирование системы показателей общеэкономического развития страны (рис. 6) основывается на публикации данных го- сударственной статистики.

Показатели общеэкономического развития страны

Показатели макроэкономического развития

Показатели отраслевого развития

Рассмотрим подробнее каждую группу показателей.

Показатели, входящие в состав первой группы подразделяются на две подгруппы.

В первой подгруппе – «Показатели макроэкономического развития» - содержатся следующие основные информативные

показатели, используемые в процессе управления финансами

предприятия:

а) тип и структура национальной экономики;

б) темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода;

в) состояние внутреннего и международного платежного баланса страны;

г) объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;

д) денежные доходы населения и особенности их использо-

вания;

е) индекс инфляции;

ж) учетная ставка центрального банка.

Во второй подгруппе – «Показатели отраслевого развития» - содержатся следующие основные информативные показатели по отрасли, к которой принадлежит предприятие:

а) объем произведенной (реализованной) продукции, его

динамика;

б) общая стоимость активов предприятий, в том числе обо-

ротных;

в) сумма собственного капитала предприятий;

г) сумма балансовой прибыли предприятий, в том числе по основной (операционной) деятельности;

д) ставка налогообложения прибыли по основной деятель-

ности;

е) ставка налога на добавленную стоимость и акцизного сбо-

ра на продукцию, выпускаемую предприятием отрасли;

ж) индекс цен на продукцию отрасли в рассматриваемом периоде.

Следующей подгруппой показателей, формируемых из внешних источников информации, являются показатели конъ-

юнктуры финансового рынка.

Показатели, входящие в состав второй группы, подразделяются на две подгруппы

Показатели конъюнктуры финансового рынка

Показатели конъюнктуры фондового рынка

Показатели конъюнктуры

Рынка денег

В первой подгруппе – «Показатели, характеризующие конъюнктуру фондового рынка» - содержатся следующие основ- ные информативные данные:

а) виды основных фондовых инструментов (акций, облига- ций, деривативов и т.п.), обращающихся на биржевом и внебир- жевом фондовом рынке;

б) объемы и цены сделок по основным видам фондовых ин-

струментов;

в) сводный индекс динамики цен на фондовом рынке.

Во второй подгруппе – «Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка денег» - содержатся следующие основные информативные данные:

а) кредитная ставка отдельных коммерческих банков, диф-

ференцированная по срокам предоставления финансового кредита;

б) депозитная ставка отдельных коммерческих банков, диф- ференцированная по вкладам до востребования и срочным вкла- дам;

в) официальный курс отдельных валют, которыми опериру-

ет предприятие в процессе внешнеэкономической деятельности;

г) курс покупки – продажи аналогичных видов валют, уста-

новленный коммерческими банками.

Следующая группа показателей характеризует деятельность контрагентов и конкурентов и состоит из следующих подгрупп:

«Банки», «Страховые компании», «Поставщики продукции»,

«Покупатели продукции», «Конкуренты» (

Конкурентов

Торговых посредников

Покупателей продукции

Логистических посредников

Банков и иных кредит- но-финансовых организаций

Показатели деятельности

Информационно - коммуникационных посредников

Маркетинговых посредников

Страховых компаний

Поставщиков продукции

Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обяза- тельными), соответствующие рейтинги с основными результа- тивными показателями деятельности (по банкам, страховым ком- паниям), а также платные бизнес-справки, предоставляемые от- дельными информационными компаниями.

К группе внешних показателей относятся нормативно- регулирующие показатели. Система этих показателей учитывает- ся в процессе подготовки финансовых решений, связанных с осо-

бенностями государственного регулирования финансовой дея- тельности предприятия. Эти показатели формируются, как пра- вило, из двух подгрупп (рис.9): «Нормативно-регулирующие по- казатели по различным аспектам финансовой деятельности пред- приятия» и «Нормативно-регулирующие показатели по вопросам функционирования отдельных сегментов финансового рынка». Источником формирования показателей этой группы являются нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.

Внешние нормативно-регулирующие показатели, устанавливаемые норма- тивно-правовыми актами

Показатели по финансовой деятельности предприятия

Показатели по отдельным секторам финансового рынка

Все эти показатели в системе информационного обеспече- ния финансового менеджмента должны непрерывно собираться, анализироваться, на их основе формируются планы для подго- товки эффективных управленческих решений всех звеньев руко- водящего состава финансовой деятельностью предприятия.

Основные пользователи финансовой информации подразде-

ляются на внутренние и внешние. Состав внутренних пользова-

телей представлен на рис.10.

Внутренние пользователи финансовой информации предприятия
Управляющие предприятия Финансовые менеджеры Собственники (акционеры) предприятия

Рисунок 10 – Основные внутренние пользователи финансовой информации предприятия.

Внутренние пользователи имеют доступ к открытой и за- крытой (представляющей коммерческую тайну) информации о результатах финансовой деятельности предприятия, его финансо- вой состоянии.

Основные группы внешних пользователей предприятия представлены на рис.11.

Внешние пользователи финансовой информации предприятия
Кредито- ры пред- приятия Потен- циаль- ные инве- сторы Контр- агенты предпри- ятия Государ- ственные органы Аудитор- ские фирмы Привле- каемые консуль- танты и эксперты Товарные, фондо- вые, ва- лютные биржи

Рисунок 11 – Основные Внешние пользователи финансовой информации предприятия

Информационное обеспечение финансового менеджмента тесно связано со всей системой финансового менеджмента, куда входят и пользователи информации, которые на ее основе при- нимают управленческие решения, и источники информации, и процесс сбора, переработки и представления информации.

Информационная система финансового менеджмента – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, не- обходимых для осуществления анализа, планирования и подго- товки эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.

15**


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: