Концепция введена в финансовый менеджмент в связи с усложнением организационно – правовых форм бизнеса. В сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях, либо согласие с использованием прибыли).
Существуют 3 категории агентских затрат:
1) расходы на осуществление контроля за деятельностью менеджеров. Например, затраты на проведение аудиторских проверок;
2) расходы на создание организационной структуры, ограничивающей возможность нежелательного поведения менеджеров. Например, введение в состав правления внешних инвесторов;
3) альтернативные затраты, возникающие в тех случаях, когда условия, установленные акционерами, ограничивают действия менеджеров, противоречащих интересам владельцев. Например, голосование по определенным вопросам на общем собрании.
|
|
Агентские затраты могут увеличиваться, пока каждый доллар их прироста обеспечивает увеличение богатства акционеров более, чем на 1 доллар.
Механизмы, побуждающие менеджеров действовать в интересах акционеров:
- система стимулирования на основе показателя деятельности фирмы;
- непосредственное вмешательство акционеров;
- угроза увольнения;
- угроза скупки контрольного пакета акций фирмы.
По книге «Финансовый менеджмент» Старкова
12,13,14
Информационная база (система)
финансового менеджмента
Основой информационного обеспечения финансового ме- неджмента являются любые сведения финансового характера, в частности можно выделить бухгалтерскую отчетность, сообще- ния финансовых органов, информацию учреждений банковской системы, данные товарных, фондовых и валютных бирж, прочую информацию.
Информационное обеспечение процесса управления финан- сами – совокупность информационных ресурсов и способов их организации, необходимых и пригодных для реализации анали- тических процедур, обеспечивающих финансовую сторону дея- тельности компании.
Информационное обеспечение финансового менеджмента в своей основе имеет информационную базу, формирующуюся из внешних и внутренних источников фирмы. К показателям, фор- мируемым из внутренних источников информации, относятся: показатели результатов финансового состояния и финансовой деятельности фирмы в целом, показатели финансовых результа- тов деятельности отдельных структурных подразделений, норма- тивно-плановые показатели, связанные с финансовым развитием
|
|
предприятия (рис. 1)
Внутренние показатели финансового менеджмента
Показатели финансового состояния и результатов финансовой деятельности на предприятии в целом
Показатели финансовых результатов деятельности отдельных подразделений
Нормативно- плановые показатели
Рассмотрим их подробнее. Показатели финансового состоя- ния и результатов финансовой деятельности предприятия в целом (рис. 2) отражены в балансе предприятия.
Показатели финансового состояния и ре- зультатов финансовой деятельности предприятия в целом
Показатели состава активов и структуры используемого капи- тала
Показатели основных фи- нансовых результатов хо- зяйственной деятельности предприятия
Показатели движе- ния денежных акти- вов и других финан- совых фондов
Этот баланс содержит два основных раздела – «Актив» и
«Пассив».
В основе актива баланса отражаются показатели следующих двух разделов:
1) внеоборотные активы;
2) оборотные активы.
Первый раздел баланса включает в себя: основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материаль- ные ценности, долгосрочные финансовые вложения и нематери- альные активы.
Второй раздел баланса составляют: запасы, дебиторская за- долженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства и налог на добавленную стоимость по приобретенным средствам.
В составе пассива баланса отражаются показатели следую-
щих трех разделов:
3) капитал и резервы;
4) долгосрочные обязательства;
5) краткосрочные обязательства.
Четвертый и пятый разделы пассива баланса позволяют по- лучить представление об общей сумме заемного капитала, ис- пользуемого предприятием. В пассиве баланса отражаются также
показатели суммы прибыли, полученной в отчетном периоде, и
суммы нераспределенной прибыли отчетного года и прошлых лет.
В четвертом разделе содержатся показатели, отражаемые в
«Отчете о прибылях и убытках». Этот отчет включает показатели по следующим основным разделам:
1) доходы и расходы по обычным видам деятельности;
2) операционные доходы и расходы;
3) внереализационные доходы и расходы;
4) чрезвычайные доходы и расходы.
Уже из названий разделов этого отчета можно судить о том, что он отражает основной круг вопросов, связанных с формиро- ванием, распределением и использованием прибыли предпри- ятия.
В первом разделе содержатся показатели формирования прибыли – от реализации продукции (работ, услуг), имущества, от внереализационных операций; приводится общая сумма ба- лансовой прибыли или убытка отчетного периода.
В разделе «Операционные доходы и расходы» содержатся показатели по отдельным направлениям получения прибыли: до- ходы от участия в других организациях, проценты к получению и
уплате.
В последующих разделах содержатся данные об учете обя- зательных платежей и использованных налоговых льготах, что позволяет учесть эту информацию при разработке налоговой политики предприятия в процессе управления формированием финансовых ресурсов.
В третьем разделе содержатся показатели, отражаемые в
«отчете об изменении капитала». Этот отчет, хотя и содержит обширный круг показателей, используемых в управлении финан- совой деятельностью, но разрабатывается только один раз в год,
что не позволяет применять эту информацию в процессе опера-
тивного управления. В этом отчете содержатся показатели дви- жения разнообразных финансовых фондов; направления средств в целевые фонды и на потребление, наличия и движения немате- риальных активов, финансовых вложений и других.
Вторая группа внутренних показателей предприятия состоит из показателей, характеризующих финансовую деятельность предприятия по различным сферам, по регионам и центрам от- ветственности.
|
|
Система показателей финансовых результатов деятельности отдельных структурных подразделений предприятия использует- ся для текущего и оперативного управления практически всеми
аспектами финансовой деятельности предприятия, а в наиболь-
шей степени – в процессе финансового обеспечения операцион- ной его деятельности. Формирование системы показателей этой группы основывается на данных организуемого на предприятии управленческого учета.
В процессе построения системы информационного управле- ния финансовой деятельностью управленческий учет призван формировать группы показателей, отражающих объемы деятель- ности, сумму и состав затрат, сумму и состав получаемых дохо- дов и др. Эти группы показателей формируются в прессе управ- ленческого учета обычно по следующим блокам (рис. 3):
1) по сферам финансовой деятельности предприятия;
2) по регионам деятельности (если для предприятия харак-
терна региональная диверсификация финансовой деятельности);
3) по центрам ответственности (созданным на предприятии центрам затрат, дохода, прибыли и инвестиций).
Показатели финансовых результатов дея- тельности отдельных структурных подраз- делений предприятия
По основным сферам финансовой деятель- ности
По деятельности в регионах
По деятельности от- дельных «центров ответственности»
Нормативно-плановые показатели финансового развития предприятия используются в процессе текущего и оперативного контроля ходом осуществления финансовой деятельности. Они формируются непосредственно на предприятии по двум блокам (рис.4):
Нормативно-плановые показатели деятельности предприятия
Внутренние нормативы предприятия
Внешние нормативы предприятия
1) система внутренних нормативов, регулирующих финан- совое развитие предприятия. В систему внутренних нормативов включаются нормативы отдельных видов активов предприятия, нормативы соотношения отдельных видов активов предприятия, нормативы соотношения отдельных видов активов и структуры капитала, нормативы удельного расхода финансовых ресурсов и затрат и т.п.;
|
|
2) система плановых показателей финансового развития предприятия. В состав показателей блока внешних нормативов включается вся совокупность показателей текущих и оператив- ных финансовых планов всех видов.
Система показателей информационного обеспечения фи- нансового менеджмента формируется также и на основе внешних источников.
Основные группы показателей внешних источников информации следующие (рис.5):
1) показатели природно-ресурсного потенциала;
2) показатели социально-политического положения;
3) показатели научно-технического развития;
4) показатели общеэкономического положения страны;
5) показатели конъюнктуры финансового и товарного рынков;
6) показатели деятельности контрагентов и конкурентов;
7) нормативно-регулирующие показатели;
8) показатели экологической ситуации.
Показатели социально-политического положения
Показатели научно-технического развития
Показатели природ- но-ресурсного по- тенциала
Показатели обще- экономического положения страны
Показатели внешних источников информации
Показатели экологической ситуации
Нормативно- регулирующие показатели
Показатели конъюнктуры финансового и товарного рынков
Показатели деятельности контрагентов и конкурентов
Формирование системы показателей общеэкономического развития страны (рис. 6) основывается на публикации данных го- сударственной статистики.
Показатели общеэкономического развития страны
Показатели макроэкономического развития
Показатели отраслевого развития
Рассмотрим подробнее каждую группу показателей.
Показатели, входящие в состав первой группы подразделяются на две подгруппы.
В первой подгруппе – «Показатели макроэкономического развития» - содержатся следующие основные информативные
показатели, используемые в процессе управления финансами
предприятия:
а) тип и структура национальной экономики;
б) темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода;
в) состояние внутреннего и международного платежного баланса страны;
г) объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;
д) денежные доходы населения и особенности их использо-
вания;
е) индекс инфляции;
ж) учетная ставка центрального банка.
Во второй подгруппе – «Показатели отраслевого развития» - содержатся следующие основные информативные показатели по отрасли, к которой принадлежит предприятие:
а) объем произведенной (реализованной) продукции, его
динамика;
б) общая стоимость активов предприятий, в том числе обо-
ротных;
в) сумма собственного капитала предприятий;
г) сумма балансовой прибыли предприятий, в том числе по основной (операционной) деятельности;
д) ставка налогообложения прибыли по основной деятель-
ности;
е) ставка налога на добавленную стоимость и акцизного сбо-
ра на продукцию, выпускаемую предприятием отрасли;
ж) индекс цен на продукцию отрасли в рассматриваемом периоде.
Следующей подгруппой показателей, формируемых из внешних источников информации, являются показатели конъ-
юнктуры финансового рынка.
Показатели, входящие в состав второй группы, подразделяются на две подгруппы
Показатели конъюнктуры финансового рынка
Показатели конъюнктуры фондового рынка
Показатели конъюнктуры
Рынка денег
В первой подгруппе – «Показатели, характеризующие конъюнктуру фондового рынка» - содержатся следующие основ- ные информативные данные:
а) виды основных фондовых инструментов (акций, облига- ций, деривативов и т.п.), обращающихся на биржевом и внебир- жевом фондовом рынке;
б) объемы и цены сделок по основным видам фондовых ин-
струментов;
в) сводный индекс динамики цен на фондовом рынке.
Во второй подгруппе – «Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка денег» - содержатся следующие основные информативные данные:
а) кредитная ставка отдельных коммерческих банков, диф-
ференцированная по срокам предоставления финансового кредита;
б) депозитная ставка отдельных коммерческих банков, диф- ференцированная по вкладам до востребования и срочным вкла- дам;
в) официальный курс отдельных валют, которыми опериру-
ет предприятие в процессе внешнеэкономической деятельности;
г) курс покупки – продажи аналогичных видов валют, уста-
новленный коммерческими банками.
Следующая группа показателей характеризует деятельность контрагентов и конкурентов и состоит из следующих подгрупп:
«Банки», «Страховые компании», «Поставщики продукции»,
«Покупатели продукции», «Конкуренты» (
Конкурентов
Торговых посредников
Покупателей продукции
Логистических посредников
Банков и иных кредит- но-финансовых организаций
Показатели деятельности
Информационно - коммуникационных посредников
Маркетинговых посредников
Страховых компаний
Поставщиков продукции
Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обяза- тельными), соответствующие рейтинги с основными результа- тивными показателями деятельности (по банкам, страховым ком- паниям), а также платные бизнес-справки, предоставляемые от- дельными информационными компаниями.
К группе внешних показателей относятся нормативно- регулирующие показатели. Система этих показателей учитывает- ся в процессе подготовки финансовых решений, связанных с осо-
бенностями государственного регулирования финансовой дея- тельности предприятия. Эти показатели формируются, как пра- вило, из двух подгрупп (рис.9): «Нормативно-регулирующие по- казатели по различным аспектам финансовой деятельности пред- приятия» и «Нормативно-регулирующие показатели по вопросам функционирования отдельных сегментов финансового рынка». Источником формирования показателей этой группы являются нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.
Внешние нормативно-регулирующие показатели, устанавливаемые норма- тивно-правовыми актами
Показатели по финансовой деятельности предприятия
Показатели по отдельным секторам финансового рынка
Все эти показатели в системе информационного обеспече- ния финансового менеджмента должны непрерывно собираться, анализироваться, на их основе формируются планы для подго- товки эффективных управленческих решений всех звеньев руко- водящего состава финансовой деятельностью предприятия.
Основные пользователи финансовой информации подразде-
ляются на внутренние и внешние. Состав внутренних пользова-
телей представлен на рис.10.
Внутренние пользователи финансовой информации предприятия | ||
Управляющие предприятия | Финансовые менеджеры | Собственники (акционеры) предприятия |
Рисунок 10 – Основные внутренние пользователи финансовой информации предприятия.
Внутренние пользователи имеют доступ к открытой и за- крытой (представляющей коммерческую тайну) информации о результатах финансовой деятельности предприятия, его финансо- вой состоянии.
Основные группы внешних пользователей предприятия представлены на рис.11.
Внешние пользователи финансовой информации предприятия | ||||||
Кредито- ры пред- приятия | Потен- циаль- ные инве- сторы | Контр- агенты предпри- ятия | Государ- ственные органы | Аудитор- ские фирмы | Привле- каемые консуль- танты и эксперты | Товарные, фондо- вые, ва- лютные биржи |
Рисунок 11 – Основные Внешние пользователи финансовой информации предприятия
Информационное обеспечение финансового менеджмента тесно связано со всей системой финансового менеджмента, куда входят и пользователи информации, которые на ее основе при- нимают управленческие решения, и источники информации, и процесс сбора, переработки и представления информации.
Информационная система финансового менеджмента – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, не- обходимых для осуществления анализа, планирования и подго- товки эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.
15**