Бюджетная система: понятие, принципы, структура

Государственный бюджет: понятие, доходы и расходы. Профицит. Бюджетный дефицит. Резервный фонд, фонд будущих поколений.

Государственный долг: понятие, виды

12.

Бюджет
· с одной стороны, это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект; с другой стороны, это соотношений между доходами и расходами, роспись доходов и расходов экономического субъекта, баланс его денежных средств на определённый срок. В переводе с английского – «денежная сумка», кошелек для помещения, хранения, извлечения денег
· форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (Бюджетный кодекс РФ. Ст. 6)

13.

Консолидированный бюджет (Бюджетный кодекс РФ. Ст. 6)
– свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами

14.

Бюджетная политика
− это мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом. В экономике известны следующие концепции бюджетной политики государства: 1) Ежегодно сбалансированный бюджет. Еще совсем недавно такой бюджет считался целью финансовой политики, что должно было обеспечить стабильность экономического развития страны. Но такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства. Например, в экономике наблюдается длительный период безработицы, когда доходы населения падают. При этом налоговые поступления автоматически сокращаются. Если целью финансовой политики является ежегодно сбалансированный бюджет, то правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать комбинацию этих двух мер. Следствием указанных мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса, а, значит, более значительное падение производства и увеличение безработицы. 2)Бюджет, сбалансированный в ходе экономического цикла, а не ежегодно, т.е. государство осуществляет антициклическое регулирование и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период кризиса снижаются налоги и увеличиваются государственные расходы, т.е создается временный дефицит бюджета. Во время подъема налоги повышаются, а государственные расходы снижаются. Возникший бюджетный профицит может быть использован на покрытие дефицита, возникшего в период спада. 3) Обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета.При этом в экономике может наблюдаться как устойчивый профицит, так и устойчивый дефицит бюджета, т.е. стабильность экономики и ее устойчивое развитие является главной задачей, а сбалансированность бюджета – второстепенной. Российская бюджетная политика длительное время базировалась на первой концепции: требование бездефицитности госбюджета было обязательным. В настоящее время руководство страны в большей степени ориентируется на положения второй концепции − сбалансированность бюджета в ходе экономического цикла

15.

Бюджетный кодекс Российской Федерации
Устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации

16.

Бюджетный процесс (Бюджетный кодекс РФ. Ст. 6)
– регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности

17.

Финансовый год – соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (Бюджетный кодекс РФ. Ст. 12)
Текущий финансовый год Отчетный финансовый год Очередной финансовый год
– год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) (Бюджетный кодекс РФ. Ст. 6) – год, предшествующий текущему финансовому году (Бюджетный кодекс РФ. Ст. 6) – год, следующий за текущим финансовым годом (Бюджетный кодекс РФ. Ст. 6)
Плановый период (Бюджетный кодекс РФ. Ст. 6) – два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом
Бюджетная система Российской Федерации (Бюджетный кодекс РФ. Ст. 6)
– основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов
Структура бюджетной системы Российской Федерации (Бюджетный кодекс РФ. Ст. 10)
Первый уровень Федеральный бюджет; бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
Второй уровень Бюджеты субъектов Российской Федерации; бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов
Третий уровень Местные бюджеты, в том числе: · бюджеты муниципальных районов · бюджеты городских округов · бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга · бюджеты городских и сельских поселений
Принципы бюджетной системы РФ (Бюджетный кодекс РФ. Ст. 28)
· единства бюджетной системы РФ
· разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ
· самостоятельности бюджетов
· равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
· полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
· сбалансированности бюджета
· результативности и эффективности использования бюджетных средств
· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
· прозрачности (открытости)
· адресности и целевого характера бюджетных средств
· подведомственности расходов бюджетов
· единства кассы
Государственный бюджет РФ
· Централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство страны для осуществления своих функций (регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления социальной политики, антикризисных мероприятий и т.д.)
· Денежные бюджетные отношения, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения ВНП в связи с образованием и использованием бюджетного фонда
· Основной финансовый план образования и использования централизованного фонда денежных средств государства
Доходы бюджета (Бюджетный кодекс РФ. Ст.6) Расходы бюджета (Бюджетный кодекс РФ. Ст.6)
– поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета
Источники доходов бюджета (Бюджетный кодекс РФ. Ст. 41)
Налоговые поступления Неналоговые поступления Безвозмездные поступления
– доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним – доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; – доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; – доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями; – средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; – средства самообложения граждан; – иные неналоговые поступления – дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; – субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); – субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; – иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; – безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования
Бюджетные ассигнования (Бюджетный кодекс РФ. Ст.6)
– предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств

25.

Бюджетные инвестиции (Бюджетный кодекс РФ. Ст.6)
– бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества

26.

Бюджетный кредит (Бюджетный кодекс РФ. Ст.6)
– денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах

27.

Бюджетные обязательства (Бюджетный кодекс РФ. Ст.6)
– расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году

28.

Межбюджетные отношения (Бюджетный кодекс РФ. Ст.6)
– взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса

29.

30.

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) (Бюджетный кодекс РФ. Ст.6)
– орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств

31.

Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) (Бюджетный кодекс РФ. Ст.6)
– орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств

32.

Ведомственная структура расходов бюджета (Бюджетный кодекс РФ. Ст.6)
– распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации

33.

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) (Бюджетный кодекс РФ. Ст.6)
– орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета

34.

Профицит бюджета (Бюджетный кодекс РФ. Ст.6) Дефицит бюджета (Бюджетный кодекс РФ. Ст.6)
– превышение доходов бюджета над его расходами – превышение расходов бюджета над его доходами

35.

Пути решения бюджетного дефицита
· Сокращение бюджетных расходов
· Изыскание источников дополнительных доходов
· Выпуск (эмиссия) денег, используемых для финансирования государственных расходов
· Одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных финансовых организаций

36.

Бюджетный федерализм
В основе взаимоотношений бюджетов разных уровней лежит принцип бюджетного федерализма, согласно которому: – все бюджеты функционируют автономно – за каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, которые финансируются за счет средств соответствующих бюджетов; – бюджеты принимаются органами законодательной власти субъектов Федерации или местного самоуправления

37.

Бюджет субъекта Российской Федерации (Бюджетный кодекс РФ. Ст. 14)
Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается

38.

Местный бюджет (Бюджетный кодекс РФ. Ст. 15)
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается

39.

Смета доходов и расходов населенного пункта, другой территории, не являющихся муниципальным образованием (Бюджетный кодекс РФ. Ст. 6)
– утвержденный органом местного самоуправления поселения план доходов и расходов распорядителя (главного распорядителя) средств местного бюджета, уполномоченного местной администрацией поселения осуществлять в данном населенном пункте (другой территории), входящем (входящей) в состав территории поселения, отдельные функции местной администрации

40.

Бюджетное учреждение (Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Ст. 9.2)
– некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах

41.

Бюджетная смета (Бюджетный кодекс РФ. Ст.6)
– документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения

42.

Резервный фонд (Бюджетный кодекс РФ. Ст.96.9)
– часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда

43.

Фонд национального благосостояния (до 2007 года Фонд будущих поколений) (Бюджетный кодекс РФ. Ст.96.10)
– часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

44.

Государственный внебюджетный фонд
– форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации

45.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов (Бюджетный кодекс РФ. Ст. 144)
Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации: · бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации · бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации · бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов: · бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования

46.

Пенсионный фонд Российской Федерации
Был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан. В структуре Пенсионного фонда – 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.: · учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • взаимодействие с работодателями – плательщиками страховых пенсионных взносов;
  • выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
· реализация Программы государственного софинансирования пенсии

47.

Фонд социального страхования Российской Федерации (Положение о фонде социального страхования № 101 от 12.02.1994)
Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Основными задачами Фонда являются: · обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; · участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; · осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; · разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; · организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования; · сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования

48.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Основными задачами Федерального фонда обязательного медицинского страхования являются: · финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; · обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования; · аккумулирование финансовых средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования

49.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год». В систему обязательного медицинского страхования Российской Федерации входят 84 территориальных фонда обязательного медицинского страхования

50.

Государственный долг
– сумма накоплений, непогашенной задолженности государства физическим и юридическим лицам, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права

51.

Виды государственного долга (Бюджетный кодекс РФ. Ст.6)
Внутренний долг Внешний долг
– задолженность государства гражданам, фирмам и организациям своей страны; обязательства, возникающие в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке – задолженность государства иностранным государствам, гражданам, фирмам, организациям. Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государствах, при этом учитываются интересы инвесторов страны размещения

52.

Управление государственным долгом
– совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного долга, а также привлечению новых заемных средств

53.

54.

Последствия государственного долга
· Усиление неравенства в доходах населения
· Увеличение ставки процента на капитал, что может привести к вытеснению инвестиций в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде – к снижению производственного потенциала страны
· Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов
· Выплата процентов и основной суммы внешнего долга вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж, в результате снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики
· Возможность банкротства нации
· Опасность переложения долгового бремени на будущие поколения, что может привести к снижению их благосостояния

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: