Интерактивные методы на практических занятиях

Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Дискуссия предусматривает обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близка к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками.

Деловая или ролевая игра. Имитируются реальные условия, отрабатываются конкретные специфические операции, моделируется соответствующий рабочий процесс.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в общем, по дисциплине представлен в таблице 9.2.

Таблица 9.2.

Семестр Вид занятия (Л, СЗ) Используемые интерактивные образовательные технологии Кол-во часов
1 семестр Л Презентации с возможностью использования различных вспомогательных средств  
ПЗ - Презентации с возможностью использования различных вспомогательных средств, в т.ч. - Работа на персональном компьютере в прикладных статистических пакетах Всего: 64
ИТОГО:  

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 100 % (80 часов) от 34 часов аудиторных.

Планы практических занятий по дисциплине

Все практические занятия подразделяются на два вида – решение типовых задач для приобретения умений и навыков и решение индивидуальных задач в рамках написания расчетно-графической работы «Анализ развития отрасли на основании производственной функции».

Разделы, содержание и время проведения расчетов в расчетно-графической работе приведены в Таблице 9.3.

Таблица 9.3.

Раздел, подраздел Название Содержание раздела Время выполнения
  Исходные данные и их анализ По назначенной преподавателем отрасли экономики на сайте gks.ru Собрать исходные данные за период 2002 (2005) - 2013 годы: - Валовая добавленная стоимость в основных ценах, млрд.руб - Занятое население по видам экономической деятельности на основной работе, в среднем за год, проценты - Численность занятых в экономике по субъектам Российской Федерации, в среднем за год, чел - Наличие основных фондов в Российской Федерации по видам экономической деятельности по полной учетной стоимости на конец года, млн.руб Практическое занятие №2, самостоятельная работа дома
1.1 Анализ динамики развития отрасли Таблица «Валовая добавленная стоимость в основных ценах, млрд.руб», гистограмма ВВП отрасли. Расчет относительных показателей. Самостоятельная работа дома
1.2 Анализ трудового потенциала отрасли Таблица «Численность занятых в экономике по Российской Федерации, чел» за 2000-2013 годы. Таблица «Занятое в отрасли население от общего числа, в среднем за год, %». Таблица «Динамика рабочих, занятых в отрасли, тыс.чел», полученная на основании первых двух таблиц. Самостоятельная работа дома
1.3 Статистический анализ заработной платы в отрасли Найти данные за 2002-2013 годы на сайте Росстата: - Средняя номинальная начисленная заработная плата работников отрасли, рублей - Средняя номинальная начисленная заработная по всей экономики России, рублей Таблица «Средняя номинальная начисленная заработная плата работников отрасли рублей». Таблица описательной статистики по данному показателю. Таблица вычисления критерия Крамера-Мизеса-Смирнова. Диаграмма рассеяния «ВВП отрасли» - «Среднемесячная зарплата работников». Результаты вычисления коэффициента корреляции и его статистической значимости. Практическое занятие №3 Практическое занятие №4
1.4 Анализ основных производственных фондов отрасли Таблица «Наличие основных фондов в Российской Федерации по видам экономической деятельности по полной учетной стоимости на конец года, млн.руб», гистограмма динамики показателя. Самостоятельная работа дома
2. Краткосрочный прогноз капитала и труда по отрасли Все данные привести к сопоставимому виду, составить таблицу данных за 2005-2013 годы со столбцами: год, год подряд, ОПФ, Численность рабочих, ВВП отрасли Самостоятельная работа дома
2.1 Краткосрочный прогноз численности рабочих Факторное поле (точечная диаграмма) численности рабочих, чел. Уравнение линейной регрессии и его статистические оценки. Результаты прогноза по модели на 2 года вперед. Практическое занятие №7
2.2 Краткосрочный прогноз основных производственных фондов отрасли Факторное поле (точечная диаграмма) ОПФ, млн.руб. Уравнение линейной регрессии и его статистические оценки. Результаты прогноза по модели на 2 года вперед. Практическое занятие № 7
  Производственная функция отрасли Общий вид производственной функции согласно варианту задания (с нейтральным коэффициентом технического прогресса или нет). Таблица исходных данных за 2005-2013 годы (год, Y, K, L). Практическое занятие №11
3.1 Линеализация переменных и построение модели Линеализованная таблица исходных данных (ln Y, ln K, ln L). Уравнение производственной функции и статистические оценки его качества Практическое занятие №11
3.2 Экономическая интерпретация параметров производственной функции Оценки влияния факторов труд и капитал: эластичность и относительная эластичность по труду и капиталу, анализ роста. Анализ эффективности производства: частная эффективность ОПФ, численности рабочих. Предельная фондоотдача и предельная производительность т руда. Обобщенный показатель эффективности. Вычисление масштаба производства (эффекта масштаба). Практическое занятие №13
3.3 Точечный прогноз ВВП отрасли Таблица точечного прогноза. Факторное поле «Год подряд» - «Фактические значения ВВП отрасли» и нанесенная на него модель с прогнозом на год вперед. Самостоятельная работа дома
  Анализ ежеквартального ВВП отрасли На официальном сайте Росстата собрать данные по ежеквартальному ВВП отрасли за 2003-2014 годы, привести таблицу и факторное поле Самостоятельная работа дома
4.1 Выявление структуры временного ряда Лаговый анализ и его таблица, таблица значений частных коэффициентов корреляции, коррелограмма. Практическое занятие №14
4.2 Анализ автокорреляции Таблица вычисления критерия Дарбина-Уотсона и выводы о виде автокорреляции Практическое занятие №16
4.3 Регрессионная модель ежеквартального ВВП отрасли с фиктивными переменными Таблица исходных данных. Общее уравнение модели. Таблица статистических оценок качества модели. Факторное поле с нанесенной линией модели. Практическое занятие №17

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: