Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Дискуссия предусматривает обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близка к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками.
Деловая или ролевая игра. Имитируются реальные условия, отрабатываются конкретные специфические операции, моделируется соответствующий рабочий процесс.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в общем, по дисциплине представлен в таблице 9.2.
Таблица 9.2.
Семестр | Вид занятия (Л, СЗ) | Используемые интерактивные образовательные технологии | Кол-во часов |
1 семестр | Л | Презентации с возможностью использования различных вспомогательных средств | |
ПЗ | - Презентации с возможностью использования различных вспомогательных средств, в т.ч. - Работа на персональном компьютере в прикладных статистических пакетах | Всего: 64 | |
ИТОГО: |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 100 % (80 часов) от 34 часов аудиторных.
|
|
Планы практических занятий по дисциплине
Все практические занятия подразделяются на два вида – решение типовых задач для приобретения умений и навыков и решение индивидуальных задач в рамках написания расчетно-графической работы «Анализ развития отрасли на основании производственной функции».
Разделы, содержание и время проведения расчетов в расчетно-графической работе приведены в Таблице 9.3.
Таблица 9.3.
Раздел, подраздел | Название | Содержание раздела | Время выполнения |
Исходные данные и их анализ | По назначенной преподавателем отрасли экономики на сайте gks.ru Собрать исходные данные за период 2002 (2005) - 2013 годы: - Валовая добавленная стоимость в основных ценах, млрд.руб - Занятое население по видам экономической деятельности на основной работе, в среднем за год, проценты - Численность занятых в экономике по субъектам Российской Федерации, в среднем за год, чел - Наличие основных фондов в Российской Федерации по видам экономической деятельности по полной учетной стоимости на конец года, млн.руб | Практическое занятие №2, самостоятельная работа дома | |
1.1 | Анализ динамики развития отрасли | Таблица «Валовая добавленная стоимость в основных ценах, млрд.руб», гистограмма ВВП отрасли. Расчет относительных показателей. | Самостоятельная работа дома |
1.2 | Анализ трудового потенциала отрасли | Таблица «Численность занятых в экономике по Российской Федерации, чел» за 2000-2013 годы. Таблица «Занятое в отрасли население от общего числа, в среднем за год, %». Таблица «Динамика рабочих, занятых в отрасли, тыс.чел», полученная на основании первых двух таблиц. | Самостоятельная работа дома |
1.3 | Статистический анализ заработной платы в отрасли | Найти данные за 2002-2013 годы на сайте Росстата: - Средняя номинальная начисленная заработная плата работников отрасли, рублей - Средняя номинальная начисленная заработная по всей экономики России, рублей Таблица «Средняя номинальная начисленная заработная плата работников отрасли рублей». Таблица описательной статистики по данному показателю. Таблица вычисления критерия Крамера-Мизеса-Смирнова. Диаграмма рассеяния «ВВП отрасли» - «Среднемесячная зарплата работников». Результаты вычисления коэффициента корреляции и его статистической значимости. | Практическое занятие №3 Практическое занятие №4 |
1.4 | Анализ основных производственных фондов отрасли | Таблица «Наличие основных фондов в Российской Федерации по видам экономической деятельности по полной учетной стоимости на конец года, млн.руб», гистограмма динамики показателя. | Самостоятельная работа дома |
2. | Краткосрочный прогноз капитала и труда по отрасли | Все данные привести к сопоставимому виду, составить таблицу данных за 2005-2013 годы со столбцами: год, год подряд, ОПФ, Численность рабочих, ВВП отрасли | Самостоятельная работа дома |
2.1 | Краткосрочный прогноз численности рабочих | Факторное поле (точечная диаграмма) численности рабочих, чел. Уравнение линейной регрессии и его статистические оценки. Результаты прогноза по модели на 2 года вперед. | Практическое занятие №7 |
2.2 | Краткосрочный прогноз основных производственных фондов отрасли | Факторное поле (точечная диаграмма) ОПФ, млн.руб. Уравнение линейной регрессии и его статистические оценки. Результаты прогноза по модели на 2 года вперед. | Практическое занятие № 7 |
Производственная функция отрасли | Общий вид производственной функции согласно варианту задания (с нейтральным коэффициентом технического прогресса или нет). Таблица исходных данных за 2005-2013 годы (год, Y, K, L). | Практическое занятие №11 | |
3.1 | Линеализация переменных и построение модели | Линеализованная таблица исходных данных (ln Y, ln K, ln L). Уравнение производственной функции и статистические оценки его качества | Практическое занятие №11 |
3.2 | Экономическая интерпретация параметров производственной функции | Оценки влияния факторов труд и капитал: эластичность и относительная эластичность по труду и капиталу, анализ роста. Анализ эффективности производства: частная эффективность ОПФ, численности рабочих. Предельная фондоотдача и предельная производительность т руда. Обобщенный показатель эффективности. Вычисление масштаба производства (эффекта масштаба). | Практическое занятие №13 |
3.3 | Точечный прогноз ВВП отрасли | Таблица точечного прогноза. Факторное поле «Год подряд» - «Фактические значения ВВП отрасли» и нанесенная на него модель с прогнозом на год вперед. | Самостоятельная работа дома |
Анализ ежеквартального ВВП отрасли | На официальном сайте Росстата собрать данные по ежеквартальному ВВП отрасли за 2003-2014 годы, привести таблицу и факторное поле | Самостоятельная работа дома | |
4.1 | Выявление структуры временного ряда | Лаговый анализ и его таблица, таблица значений частных коэффициентов корреляции, коррелограмма. | Практическое занятие №14 |
4.2 | Анализ автокорреляции | Таблица вычисления критерия Дарбина-Уотсона и выводы о виде автокорреляции | Практическое занятие №16 |
4.3 | Регрессионная модель ежеквартального ВВП отрасли с фиктивными переменными | Таблица исходных данных. Общее уравнение модели. Таблица статистических оценок качества модели. Факторное поле с нанесенной линией модели. | Практическое занятие №17 |
|
|
|
|