Определение общества как динамической системы означает, что

1. Эта система,изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определенность
2. Общество как динамическая система меняет свои формы, развивается
3.Связь всех сфер жизни общества вытекает из целостности общества как системы
4. Сверхсложная система
5. Многоуровневая (каждый индивид включен в различные подсистемы)
6. Высокоорганизованная, самоуправляемая система (особенно важна подсистема управления)

Пример:

Сложноорганизованная, открытая система, характеризующаяся условия собственного существования:

1)самодостаточность

2) динамичность

3) независимость

4) стихийность

Общество, как сверхсложный механизм, состоит из различного рода подсистем, каждая из которых обладает известной степенью независимости. Важнейшей чертой общества является, его самодостаточность. Общество как продукт человеческой деятельности отличает исключительная динамичность и альтернативность развития. Однако ученые могут строить модели социального прогнозирования, так как социальный мир не является абсолютно стихийным и неуправляемым.

Системе (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство.

Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.); общество как противопоставление природе;

общество – устойчивое объединение людей, не механическое, а имеющее определенную структуру.

В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни:

·Экономическая (материально – производственная): производство, собственность, распределение благ, денежное обращение и т.д.

·Правовая политика.

·Социальная (классы, социальные группы, нации).

·Духовно – нравственная (религия, наука, искусство).

Существует тесная взаимосвязь всех сфер человеческой жизни.

Общественные отношения – совокупность различных связей, контактов, зависимостей, возникающих между людьми (отношение собственности, власти и подчинения, отношение прав и свобод).

Общество – сложная система, которая объединяет людей. Они находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

2. Образование в современном обществе

1. Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.

Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах чело­века, общества и государства.


2. Самообразование – знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

3. Функции образования:

1. экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);

2. социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);

3. культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).


4. Сеть образовательных учреждений в России:

1. дошкольные (ясли, детские сады);

2. начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);

3. дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);

4. среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);

5. высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);

6. постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);

7. подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);

8. духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).

Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)


5. Общие тенденции в образовании:

· демократизация образования;

· рост продолжительности образования;

· непрерывность образования;

· гуманизация образования;

· гуманитаризация образования;

· интернационализация образования;

· компьютеризация образования.


6. Направления реформ в российском образовании – для ЕГЭ они соответствуют тенденциям, приведенным выше. Сайт министерства образования и науки РФ (2009) определяет следующие приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования:

· Обеспечение доступности качественного общего образования

· Повышение качества школьной учебной литературы

· Повышение уровня оплаты труда работников образования

· Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования

· Повышение качества профессионального образования

· Расширение общественного участия в управлении образованием

· Развитие сети общеобразовательных учреждений

· Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений


7. Образовательная парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании. Например, парадигма педагогики традиции, парадигмы научно-технократической и гуманитарной педагогики и др.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

Подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 года

Опубликован 31 декабря 2012 года

Закон снимет ограничение на оплату детских садов (на данный момент родители должны оплачивать не более 20 процентов стоимости содержании детей),

ü установит зависимость минимальной зарплаты учителя от экономики региона,

ü лишит гимназии и лицеи особого статуса,

ü сократит льготы при поступлении и

ü сделает «Основы религии» обязательным курсом в школах.

ü закон позволит удовлетворять индивидуальные потребности в образовании, обучаться по индивидуальным планам и одновременно осваивать несколько учебных программ в разных заведениях.

ü исключено такое понятие как начальное профессиональное образование; появилась возможность дистанционного и семейного образования;

ü вводится понятие «конфликт интересов педагогического работника» (когда у педагога появляется заинтересованность в получении материальной выгоды при выполнении своей работы);

ü предусмотрена поддержка и особые условия для талантливых детей;

ü инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья «без дискриминации».

ü новый закон закрепил высокий статус главных российских университетов: МГУ и СПбГУ. Как и федеральным и национально-исследовательским университетам, им дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты.

Одни из наиболее важных изменений касаются правил поступления в вузы.

ü Теперь многочисленные категории абитуриентов, которые пользовались преимуществом при зачислении, вместо права зачисляться в вуз вне конкурса, получат возможность бесплатно учиться на подготовительных отделениях. Причем только один раз.

ü:В школе:

преимущественное право записи в 1-й класс тех, кто проживает на закреплённой территории;

индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов только в средних и старших классах.

ü В вузах:

результаты ЕГЭ действительны 4 (четыре) года, следующие за годом получения свидетельства;

сокращен список льготников при поступлении;

без вступительных испытаний идут победители и призеры олимпиад;

дети-инвалиды, другие категории инвалидов принимаются в пределах квот (10%), а все другие категории льготников зачисляются на подготовительные отделения вузов;

бесплатное обучение на подготовительном отделении вуза допускается лишь один раз.

Право на бесплатное обучение на подготовительных отделениях вузов имеют:

дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп;

граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы;

«чернобыльцы»;

дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других ведомств.

Билет

1. Демократические выборы и политические партии

Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.

2. Компоненты избирательной системы:

1. из­бирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов.

· в узком смысле слова – политическое право граждан избирать (активное) и быть избранным (пассивное избирательное право);

· в широком смысле слова – избирательные законы и подзаконные акты (инструкции), относящиеся к избирательному процессу

2.избирательный процесс (избирательная процедура) – комплекс действий в процессе выборов:

· подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);

· выдвижение и регистрация кандидатов;

· предвыборная агитация и финансирование выборов;

· голосование и подведение итогов выборов.

3. процедура отзы­ва депутатов.

3. Принципы демократического избирательного права (выделены). Голосование может быть:

· равным (один человек – один голос; равенство прав кандидатов) – неравное;

· всеобщее (все старше 18 лет, без цензов) – цензовое;

· тайное –открытое;

· непосредственное – многоступенчатое (косвенное, т.е. голосование за выборщика, а не депутата);

Выборы также должны быть свободными, состязательными, гласными, с точным сроком выборов.

4.Типы избирательных систем:

1) Мажоритарная система победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.

1а. Мажоритарная система абсолютного большинства (50% плюс 1 голос и более; Австралия).

1б. Мажоритарная система относительного большинства (побеждает набравший голосов больше, чем каждый из его соперников - «система первого пришедшего к финишу»; США, Канада, Великобритания, Новая Зеландия).

1в. Совмещение разновидностей мажоритарной системы (Франция – на выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором — относительного. Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один, два и три тура).

2) Пропорциональная система голосование по партийным спискам и распределение мандатов (от лат. mandatum.ит — поучение — документ, удостоверяющий права или полномочия какого-либо лица, например депутата) между партиями строго пропорционально числу поданных голосо в.

2а. Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны; избирательные округа не выделяются);

2б. Пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах (депутатские мандаты распределяются основе влияния партий в избирательных округах).

3) Мажоритарно-пропорциональная (смешанная система) – половина мест парламента выбирается по мажоритарной, а половина по пропорциональной системе (выборы в Государственную Думу в 1993-2003 гг. по избирательным системам и )

5. избирательная кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит гораздо более структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ:

— регистрация в Минюсте и в ЦИК избирательного объединения/блока;

— выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением/блоком (выдвижение кандидатов по одномандатным округам непосредственно избирателями и избирательным объединением/блоком);

— начало сбора подписей в поддержку кандидатов, либо предоставление залога;

— представление в ЦИК подписных листов и других необходимых избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов, а затем его регистрация федерального списка;

— образование избирательных участков;

— начало предвыборной агитации;

— решение вопросов, связанных с предвыборной агитацией кандидатов в СМИ, в частности предоставление бесплатного эфирного времени;

— собственно, сами выборы.

1. Политическая партия – это

· организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении). Объе­динять членов партии могут самые разные цели и идеи (соци­альные, конфессиональные, национальные, территориальные и др.), но любая политическая партия оформляет эти властно значимые групповые требования и предъявляет их государст­венным институтам.

· политический институт, чьей задачей является отражение и представление разнообразных политических и общественных интересов. Партия явля­ется звеном связи государства и граждан, действующим на всех этапах политического процесса.

2. Отличия политической партии как политического института:

· специфические функции в отношении власти (завоевание и осуществление власти))

· носитель определенной идеологии;

· наличие программы дей­ствий;

· характерные способы их осуществления (участие в выборах общественные акции, пропаганда и др.);

· определенная внутренняя структура – устав, членство, руководящие органы, местные организации.

3. Типологии политических партий

· по организационному строению (=по составу) – кадровые и массовые;

· по отношению к закону – легальные и нелегальные;

· по отношению к парламентской деятельности – парламентские и непарламентские;

· по отношению к господствующей элите – правящие и оппозиционные;

· по территории – федеральные, региональные и локальные;

· по базовой идеологической доктрине – анархистские, коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, клерикальные (религиозные), националистические;

· по шкале политического спектра: левые, центристские, правые;

· по способу деятельности – реформистские, революционные.

4. Функции партии

Внешние функции партии: Внутренние функции
1) борьба за завоевание политической власти, 2) реализация партийной программы; 3) выражение инте­ресов отдельных социальных групп и слоев; 4) обеспечение связи граждан с государственными структурами; 5) замену стихийных форм политической активности граждан формализованными, контролируемыми формами; 6) отбор и подготовку политических лидеров разного масштаба; 7) участие с их помощью в политичес­ком управлении; 8) подготовку и участие в избирательной кампа­нии; 9) осуществление политической социализации граждан. 1) набор новых членов партии, 2) пополнение партийной кассы, 3) оптимиза­ция отношений между лидерами (партийной элитой) и рядовы­ми членами партии и др.

5. Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти. Типы: однопартийные, двухпартийные и многопартийные.

6. Политические (социально-политические, общественно-политические) движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов. Они стремятся не к достижению власти, а к влиянию на власть. Направления:

· за сохранение и развитие демократии и прав человека;

· антивоенные, антиядерные;

· за землю и социальные права крестьян;

· за новый экономический порядок (антиглобализм);

· неприсоединения;

· экологические;

· против расовой и национальной дискриминации;

· женские, молодежные, студенческие.

2. Направленность личности

Личность — человек, индивид как носитель каких-нибудь свойств.

Ряд исследователей считает, что личность — результат социального становления индивида. Слово «личность» предлагается употреблять по отношению к человеку с определенного этапа его развития. Не признаются личностью новорожденный и даже двухлетний ребенок.

В других источниках, например, в христианстве, каждый человек является полноценной личностью сразу же в момент своего зачатия в утробе матери. Это служит основанием для запрещения абортов. В буддизме, индуизме запрещается убивать любых живых существ, так как они являются потенциальными личностями.

Личность подразумевает способность человека проявлять в поступках свою волю, «быть господином самому себе». Потребность индивида проявить себя как личность осуществляется порой неосознанно в его склонности к риску и других неординарных действиях. Однако стать гармонично развитой личностью можно лишь если развивать в себе нравственное сознание, основу которого составляет бескорыстная любовь к ближним.

Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от отношений с окружающими его людьми. Такие взаимосвязи с другим человеком или группой называются межличностными отношениями.

Официальные (формальные, деловые) отношения складываются между людьми в процессе работы, учебы (например, учитель — ученик, покупатель — продавец). Строятся на основе официально утвержденных правил и норм (например, на основе Устава образовательного учреждения), с соблюдением формальностей.

Неофициальные (личные) отношения не регулируются нормами права. Они складываются между людьми вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.

В основе личных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку.

Симпатия — внутреннее расположение, привлекательность человека.

Антипатия — внутреннее недовольство человеком, неудовлетворенность его поведением.

Человек воспринимает другого человека прежде всего на основе внешнего облика, а потом уже, складывая свои впечатления от его слов, поступков и черт характера, формирует общее впечатление о нем. Следовательно, в основе восприятия любой личности лежит взаимосвязь характера, поведения и внешнего облика человека.

Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека.

Самой широкой формой межличностных отношений является знакомство.

Направленность личности - это:
- совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций;
- понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения;
- одно из важнейших свойств личности, которое выражается в целях и мотивах поведения, потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, установках;
ценностно-ориентированная система личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности;
- системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад;
- ценностно-ориентационная категоризация ее сознания.

Из этих формулировок можно сделать некоторые выводы. Во-первых, направленность - это интегральная, системообразующая, обобщающая характеристика личности человека.

Билет

1. Многовариантность общественного развития


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: