Финансы некоммерческих организаций

Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность (т. е. не ставящие целью своей деятельности извлечение прибыли), оказывают разнообразные услуги, в том числе социального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и т. д. В условиях рыночной экономики учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, перешли на новые условия хозяйствования, что привело к значительному расширению состава их финансовых источников.

Под финансовыми ресурсами учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, понимаются денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности. Источники формирования финансовых ресурсов формируются в зависимости от вида и характера оказываемых услуг. Услуги могут предоставляться потребителям на платной, бесплатной или смешанной основе.

Источники формирования финансовых ресурсов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность:

1) бюджетные средства, выделяемые на основе установленных нормативов;

2) денежные средства, поступающие за предоставленные платные услуги;

3) выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;

4) добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждениям и организациям материальные ценности;

5) прочие денежные поступления.

Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет, могут привлекать кратко– и долгосрочные кредиты для своей деятельности.

Мобилизация и использование финансовых ресурсов в некоммерческих учреждениях и организациях осуществляются на основе сметного финансирования и самофинансирования. Функционирование некоммерческих учреждений и организаций на началах самоокупаемости и самофинансирования означает полное возмещение затрат за счет выручки от предоставления платных услуг. Формирование и использование их финансовых ресурсов отражается в финансовом плане по соответствующим статьям доходов и расходов.

На некоммерческих началах функционируют общественные объединения: творческие союзы, общественные организации, благотворительные фонды, ассоциации и др. В силу добровольности создания общественных объединений основным источником их финансовых ресурсов являются вступительные и членские взносы. Использование общественными объединениями бюджетных средств, формируемых на основе обязательных платежей налогоплательщиков, является недопустимым.

Финансовые ресурсы в некоммерческих учреждениях и организациях используются: 1)для покрытия текущих затрат, в том числе для расчетов со сторонними организациями и уплаты процентов за кредит; 2)для формирования фондов экономического стимулирования.

К фондам экономического стимулирования относятся:

1) фонд производственного и социального развития;

2) фонд материального поощрения (фонд оплаты труда);

3) фонд валютных отчислений.

Источниками формирования фондов экономического стимулирования являются: 1)совокупный доход учреждения; 2)специфические поступления.

Для составления смет используются контрольные цифры, экономические нормативы и государственный заказ.

1.2 Особенности формирования финансов в некоммерческих организациях

В условиях современной экономической системы деятельность некоммерческих организаций, как и любых других хозяйствующих субъектов, сопровождается формированием и расходованием денежных фондов, что обуславливает наличие финансов.

Некоммерческие организации отличаются высокой диверсификацией источников финансирования. Некоммерческие цели хозяйствования требуют от них не только разработки собственных доходных направлений деятельности, но и привлечения внешних источников финансирования со стороны государства, населения и частного сектора.

Источники финансирования НКО делятся на три группы:

- привлеченные,

- государственные,

- собственные средства.

К привлеченному финансированию относятся благотворительные, спонсорские средства, гранты фондов, членские взносы и др. Государственное финансирование объединяет прямые и косвенные субсидии государства. Собственные средства включают доходы от основной и коммерческой деятельности.

Особенности организации финансовнекоммерческих организаций как самостоятельных хозяйствующих субъектов определяются целевой направленностью уставной деятельности, порядком и источниками ее финансирования. Взносы участников в некоммерческую организацию являются добровольными. Возможность ведения предпринимательской деятельностивнекоммерческих организациях оговаривается в уставных документах и подчинена достижению целей их создания с учетом того, что основная цель таких юридических лиц – удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, ведение общественно полезной деятельности, защита общественных интересов. Планирование финансовой деятельностиосуществляется на основе составления органом управления некоммерческой организациигодовых или квартальных бюджетов доходови расходов, которые утверждаются в соответствии с уставом общим собранием учредителей, участников, членов или высшим органомуправления некоммерческой организации.

Некоммерческая организация не выплачивает вознаграждение членам высшего органа управления за выполнение возложенных на них функций кроме компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Как и другие хозяйствующие субъекты, некоммерческая организацияведетбухгалтерский (финансовый) учет, составляет бухгалтерскую и финансовую отчетность, производит налоговые платежи и другие отчисления, предусмотренные законодательством. По окончании финансового года высший орган управления некоммерческой организации отчитывается перед общим собранием учредителей, участников или членов о проделанной работе за год и исполнении бюджета доходов и расходов.

Размеры и структура дохода некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе ее имущества, орасходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации, в отличие от коммерческих организаций, не могут быть предметом коммерческой тайны.

Финансы некоммерческих организацийикоммерческих организаций имеют различия по следующим направлениям:

1) формирование первоначального капитала(имуществаиденежных средств);

2) процедура создания юридического лица;

3) порядокосуществления хозяйственной деятельности;

4) реализация права собственности на имущество;

5) порядок распределения прибыли;

6) порядок управления юридическим лицом;

7) объем и порядок ответственности по своим обязательствам перед третьими лицами; порядок ликвидации юридического лица.

Финансы некоммерческих организаций строятся на таких принципах, как:

1) внешнее финансирование (образование денежных фондовзасчет членских взносов, пожертвований, грантов, благотворительной помощи, бюджетных ассигнований);

2) целевой характер расходования денежных фондов на основе утвержденной сметы (бюджета доходов и расходов);

3) затратность, убыточность деятельности (отсутствие полученияприбыли, отсутствие самоокупаемости);

4)открытость финансов, общественный контроль, отсутствие коммерческой тайны в деятельности некоммерческой организации;

5) подотчетность лицу – источнику финансирования;

6) реализация общественных интересов, ведение деятельности, предусмотренной исключительно учредительными документами;

7) моральная и социальная ответственность участников некоммерческойорганизации за результаты ее деятельности.

Финансовые отношения некоммерческих организаций возникают по следующим основаниям:

1) Между некоммерческой организацией и ее учредителями, членами, участниками по поводу создания и осуществления деятельности, внесения членских взносов;

2) Между некоммерческой организациейи грантодателями, пожертвователями, благотворителями, спонсорами по поводу полученияфинансовой помощи и целевого финансирования;

3) Между некоммерческой организацией и бюджетом по поводу уплаты налогов и сборов;

4) Между некоммерческой организацией и бюджетом по поводу предоставления бюджетных ассигнований, размещения социального заказа;

5) Между некоммерческой организацией и ее сотрудниками по поводу выплаты заработной платы и социального обеспечения;

6) Между некоммерческой организацией и коммерческим банком по поводу расчетно-кассового обслуживания и кредитования;

7) Между некоммерческой организацией и коммерческими организациями в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

1.2 Особенности финансового планирования в некоммерческих организациях

Финансовое планирование - планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов.

Целью финансового планирования является обеспечение соответствия между объемом финансовых ресурсов и возрастающими потребностями в них. В процессе финансового планирования выявляются источники формирования ресурсов, достигается установление оптимальных пропорций их распределения между централизованными и децентрализованными фондами, происходит определение конкретных направлений использования средств.

Задачи финансового планирования:

определяются источники и объемы финансовых ресурсов, необходимые для обеспечения деятельности субъекта;

намечаются виды и размеры специальных денежных фондов, а также способы их формирования и направления использования;

устанавливается соотношение в распределении централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов с целью обеспечения необходимых темпов и пропорций социального и экономического развития;

вскрываются резервы использования материальных, трудовых и денежных ресурсов;

осуществляется постоянный контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, организаций, учреждений.

Принципы финансового планирования следующие:

гласность и публичность финансового планирования;

контроль за исполнением финансовых планов;

строгая законодательная регламентация всех стадий финансового планирования;

подготовка финансовых планов на научной основе, достоверность и обоснованность финансового планирования;

максимальное сближение плановых показателей с фактическими.

Следует отметить, что целью деятельности некоммерческих организаций не является получение прибыли, а поэтому в планировании отсутствуют такие стоимостные критерии, как прибыль и рентабельность. В этой связи основным документом становится не план по прибыли, а финансовый план.

Именно в финансовом плане некоммерческой организации обеспечивается сопоставимость натуральных и стоимостных показателей, достигается сбалансированность между притоками и оттоками денежных средств, а также происходит распределение денежных средств не только на выполнение конкретной программы, но и внутри той или иной программы по каждой составляющей. Одновременно в этом же плане предусматривается финансирование всех накладных расходов, потребляемых организацией в целом, например, оплата труда, материальные затраты, налоги в целом по организации без привязки к конкретной программе. Такой подход обусловлен исключительно требованиями составления финансовой отчетности некоммерческими организациями, в которую входят как бухгалтерский баланс, отражающий имущественное состояние и обязательства всей организации, так и отчеты по использованию денежных средств по каждому источнику финансирования.

Существенным отличием некоммерческой организации от всех других организаций является ведение своей уставной деятельности за счет целевых средств юридических и физических лиц, либо за счет членских взносов участников, что обусловливает непредсказуемость и нерегулярность таких поступлений. В то же время некоммерческая организация для достижения своих уставных целей может выполнять различные программы или проекты.

Эти обстоятельства обязательно учитываются в ходе финансового планирования, в основе которого лежит одновременное сочетание балансового и калькуляционного истоков планирования, а также использование оптимизационных методов программирования, позволяющих увязать имеющиеся финансовые ресурсы как по видам затрат, так и по программам.

Кроме того, возникает проблема взаимоувязки поступающих денежных средств с возможностью достижения поставленных целей в том или ином проекте. Для достижения сбалансированности между источниками поступлений и направлениями использования финансовых ресурсов также целесообразно использовать программно-целевое планирование.

Как известно, финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств. Поскольку уставная деятельность некоммерческих организаций не предполагает получения дохода, то финансовый план является основным документом, регламентирующим поступление и использование денежных средств в некоммерческой организации. При этом финансовый план может принимать любые формы - бюджет, смета, баланс, - в которых раскрываются объем, состав и структура финансовых ресурсов на определенный период времени.

Доходная часть финансового плана - это все возможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые.

Рассмотрим подробно, из чего формируется доходная часть некоммерческой организации:

вступительные и членские взносы - это однократно или регулярно осуществляемые взносы на покрытие административно-хозяйственных расходов, порядок взимания которых предусмотрен в Уставе некоммерческой организации. За счет этих средств обычно формируются общественные объединения, потребительские кооперативы, союзы и ассоциации;

добровольные взносы - это добровольно перечисляемые юридическими и физическими лицами средства на уставную деятельность некоммерческих организаций. Данные взносы формируются у фондов и автономных некоммерческих организаций (ст.7 и ст.10 ФЗ "О некоммерческих организациях" № 7-ФЗ от 12.01.96 г) [28, с.234];

доходы от предпринимательской деятельности - это чистая прибыль, полученная от коммерческой деятельности в соответствии с действующим законодательством и уставом некоммерческой организации.

Для некоммерческих организаций, как было отмечено ранее, извлечение прибыли не является основной целью деятельности, но законодательно им разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, что дает им возможность привлекать дополнительные средства на достижение уставных целей. Вследствие этого полученная от такой деятельности прибыль после налогообложения не распределяется между участниками, а расходуется на уставные цели некоммерческой организации, ради которых она создана.

Сформировав доходную часть финансового плана с разделением по программам и проектам и отдельно выделив прочие поступления, перейдем к рассмотрению расходной части, в которой содержатся статьи, включающие планируемые потребности в ресурсах.

Учитывая, что степень детализации статей расходов нормативными документами не регламентируется, формирование расходных статей целесообразно проводить по следующим правилам:

расходы, отраженные в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации;

назначение и порядок формирования статей должен быть понятен потребителям данной информации.

Важно напомнить, что при составлении финансового плана должен соблюдаться балансовый принцип финансового планирования, предполагающий равенство доходов и расходов. Поэтому необходимо учитывать особенности характера расходов, направляемых на конкретные программу или проект, например, есть затраты, которые носят переменный характер и величина которых изменяется пропорционально масштабам деятельности, а есть фиксированные затраты, величина которых неизменна и не зависит от масштабов деятельности. Но могут быть и такие затраты, которые являются частично переменными и частично фиксированными (услуги связи, коммунальные услуги и так далее).

Существуют также затраты, имеющие тенденцию скачкообразного увеличения или уменьшения, например, связанные с расширением деятельности в определенный интервал времени.

Учет этих особенностей поведения затрат позволяет создать более гибкий и работоспособный финансовый план.

Следует отметить, что в процессе планирования возникает острая необходимость в получении обоснованных расчетов и экспертных оценок, так как значения определенных показателей являются прогнозными, вследствие чего в процессе реализации планов возможны отклонения.

Важным моментом при финансовом планировании служит сам алгоритм разработки планового показателя.

Формирование финансовых планов может осуществляться двумя способами:

некоммерческая организация отталкивается от стоящих перед ней целей и задач при реализации программы или проекта, в рамках которых рассчитываются расходы, необходимые для успешного выполнения поставленных целей;

исходя из имеющихся финансовых возможностей некоммерческой организации, ставится вопрос об использовании этих средств для решения текущих задач или их возможном направлении на долгосрочные программы или проекты.

Рассмотрим механизм составления финансового плана:

этап прогнозирования возможных источников поступления финансовых ресурсов;

после этапа прогнозирования возможных источников поступления финансовых ресурсов переходят к распределению планируемых доходов на финансирование конкретных программ, направлений деятельности;

этап распределения представляет собой последовательность процедур.

В первую очередь необходимо провести анализ потребности в ресурсах для реализации конкретной программы и оценить их в стоимостном выражении. Кроме того, проводится проверка соответствия плановой потребности в ресурсах их фактическому наличию, а также определяются возможные отклонения от поставленных целей и пути предупреждения сбоев в работе. В результате, анализ внешних и внутренних факторов как раз и позволяет создать программу и достигнуть поставленные цели во взаимосвязи с имеющимися материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Всю последовательность определения потребности в объемах финансирования можно разбить на три этапа.

На первом этапе задаются стратегические цели, реализуемые посредством программ.

На втором этапе оценивается потребность в трудовых и материальных ресурсах, необходимых для реализации программ. Здесь же выявляется недостаток ресурсов и принимается решение о необходимости внесения изменений в программу.

На третьем этапе определяются потребность в финансировании. Если величина потребности в финансовых ресурсах больше заданной, то меняется содержание программы и, соответственно, их ресурсная база, что достигается за счет итераций в ходе финансового планирования: исходные показатели будут подвергаться изменению до тех пор, пока сумма необходимых затрат не совпадет с заданным объемом финансирования. Таким образом реализуется балансовый принцип составления финансового плана.

На практике увязка балансового и калькуляционного (ресурсного) методов планирования реализуется шахматным методом, где по горизонтали представлены виды затрат, а по вертикали - программы.

В настоящее время персонал некоммерческих организаций в России испытывает определенные трудности в разработке финансовых планов, что обусловлено рядом объективных причин. В первую очередь, это связано с тем, что механизм функционирования некоммерческих организаций несколько отличается от механизма функционирования многих других организаций, поскольку при составлении финансового плана необходимо учитывать ряд специфических особенностей. К ним относятся ограниченность финансовых ресурсов и следующее сочетание параметров: один источник финансирования - одна программа; много источников финансирования - одна программа; много источников финансирования - много программ; один источник финансирования - много программ.

В то же время слабость методического и программного обеспечения, используемого при планировании и контроле деятельности некоммерческой организации, не позволяет на сегодняшний день обеспечить должное взаимодействие исполнителей проектов и программ с жертвователями и грантодателями. А поэтому предложенный алгоритм составления финансового плана некоммерческой организации может стать действенным инструментом в решении поставленных задач.

Все же, попытаемся выявить отличия организации финансов на предприятиях некоммерческих, каковыми, в данном случае выступают государственные образовательные учреждения от коммерческих предприятий.

Отличие первое. Пункт 1 ст.48 ГК РФ требует, чтобы юридическое лицо обязательно имело самостоятельный баланс либо смету, поскольку наличие такого документа выражает и в определенной степени обеспечивает имущественное обособление и организацию имущественной самостоятельности юридического лица. [40, с.216] Смета, отражающая поступление и расходование финансовых средств, является, как правило, формой организации имущественного обособления учреждений, финансируемых за счет внешнего источника и осуществляющих некоммерческую деятельность, к каковым относятся государственные образовательные учреждения. По определению смета бюджетного учреждения - это основной плановый документ, для финансирования учреждений: определяет объем, целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. Утвержденная смета является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета представляет собой план расходов и отражает односторонний характер отношений с бюджетом учреждений, состоящих на сметном финансировании. Тем не менее, для практической деятельности государственных образовательных учреждений законодательство об образовании предусматривает наличие баланса или документа, отражающего не только расходы образовательного учреждения, но и получаемые им доходы. "Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях" (ст.43, п.1, Закон РФ "Об образовании"). [37, с.4] Это же положение подкрепляется законодательством о некоммерческих организациях. "Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету" (ст.3, п.1, Закон РФ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). [39, с.2] Отсюда следует, что баланс или смета являются взаимозаменяемыми документами.

Отличие второе. Доходная часть государственного образовательного учреждения формируется из:

нормативного бюджетного финансирования;

доходов государственных образовательных учреждений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

доходов от аренды площадей и ресурсов государственных образовательных учреждений.

Отличие третье. Расходная часть государственного образовательного учреждения состоит из:

расходов на оплату труда, выплату стипендий, трансфертов;

расходов на оплату коммунальных услуг;

расходов по текущему и капитальному ремонту, обслуживанию и содержанию территорий, зданий, сетей, коммуникаций и прочее;

выбора и финансирования приоритетных направлений развития государственных образовательных учреждений.

Отличие четвертое. Несмотря на определение некоммерческой организации, как организации, для которой извлечение прибыли - не является главной целью, в условиях относительной свободы использования финансовых средств одной из важнейших задач учреждения становится оптимизация доходной и расходной частей бюджета, то есть увеличение доходов и уменьшение расходов. Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками некоммерческой организации.

Отличие пятое. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, в соответствие со ст.31 п.1. Закона РФ "О некоммерческих организациях", создают государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответствие с ГК РФ и осуществляют полное или частичное финансирование.

Отличие шестое. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:

предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческими организациями, созданным в образовательных нуждах, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций;

предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом [39, с.3];

размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных заказов;

предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

Отличие седьмое. Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны

Таким образом, финансовое планирование - планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов.

Задачами финансового планирования является следующее: определяются источники и объемы финансовых ресурсов, необходимые для обеспечения деятельности субъекта; намечаются виды и размеры специальных денежных фондов, а также способы их формирования и направления использования; устанавливается соотношение в распределении централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов с целью обеспечения необходимых темпов и пропорций социального и экономического развития; вскрываются резервы использования материальных, трудовых и денежных ресурсов; осуществляется постоянный контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, организаций, учреждений.

Финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств.

Доходная часть финансового плана - это все возможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые.

Расходы, отраженные в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации; назначение и порядок формирования статей должен быть понятен потребителям данной информации. Таким образом, реализуется балансовый принцип составления финансового плана.

1.3 Смета доходов и расходов, как основа финансового планирования деятельности некоммерческих организаций

Уставная деятельность некоммерческой организации, осуществляется на основании финансового плана или запланированных на предстоящий период (месяц, квартал, год и так далее) доходов и расходов. Этот план можно представить в виде достаточно привычного для некоммерческих организаций документа - сметы доходов и расходов. Следует учитывать, что отсутствуют четкие указания в законодательстве о некоммерческих организациях по этому вопросу.

Согласно п.1 ст.3 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Это положение - аналог п.1 ст.48 ГК РФ: юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Каких-либо требований и условий к составлению этих документов ни в названном Законе, ни в подзаконных актах не установлено [39, с.3].

В профессиональных кругах смету доходов и расходов называют по-разному: кто-то бюджетом некоммерческой организации, кто-то финансовым планом. С позиций бухгалтера смету можно охарактеризовать как документированный финансовый (бухгалтерский) план поступления и расходования средств, используемых для финансирования деятельности некоммерческих организаций. Смета является тем документом, который помогает исполнять запланированные целевые программы (планы).

Кроме того, в п.3 ст.29 Закона о некоммерческих организациях указано, что высший орган управления некоммерческих организаций утверждает финансовый план некоммерческой организации и внесение в него изменений.

Некоммерческая организация помимо того, что принимает решение о необходимости составления сметы, самостоятельно определяет перечень статей доходов и расходов, размер доходов и расходов исходя из имеющихся источников средств и особенностей своей деятельности.

Смета является основой финансового планирования некоммерческой организации. Обычно она составляется на календарный год (перед его началом) и утверждается ее высшим органом управления.

В смете отражаются, объемы и источники средств некоммерческих организаций, необходимые для обеспечения ее деятельности, а также данные об их использовании. Поэтому смету доходов и расходов иногда называют бюджетом, а сам процесс ее составления - бюджетированием.

В зависимости от продолжительности действия и назначения, сметы могут составляться:

по всей деятельности организации в целом на определенный период:

1) несколько лет;

2) на год;

3) квартал, месяц;

на отдельное направление деятельности (программу, проект);

на конкретное мероприятие;

на отдельную статью расходов:

1) командировочные расходы;

2) представительские расходы;

3) административные расходы.

Обычно в смета делится на две части, то есть доходную и расходную.

Смету по сравнению с планом финансово-хозяйственной деятельности составить проще. Однако в обоих случаях некоммерческие организации сталкиваются с одной и той же проблемой: отсутствуют четкие указания по порядку их составления.

В поисках решения вопроса о том, как составить смету, обратимся к бюджетным инструкциям, в частности к Общим требованиям к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения, которые утверждены Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н [36, с.6]. Для такого учреждения смета является бюджетом, а сам процесс ее составления - бюджетированием.

В бюджетной смете выделяются вступительная, содержательная и оформляющая (заключительная) части. Во вступительной части указываются основные реквизиты (наименование организации, единицы измерения показателей, включаемых в смету, отчетный год и так далее). Содержательная часть, как правило, оформляется в виде таблицы, включающей наименования направлений расходования средств и соответствующих им доходов, а также конкретные суммы средств. Заключительная (оформляющая) часть формы сметы содержит подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за отраженные в смете данные. К таким лицам относятся руководитель, начальник планово-финансового отдела или иное уполномоченное лицо, а также непосредственно сам исполнитель документа, после которого указывается дата подписания (подготовки) сметы. После того как смета составлена, она представляется на утверждение, при этом не считается лишним, если к ней прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы.

По своей структуре смета может напоминать одну из форм бухгалтерской отчетности - отчет о целевом использовании полученных средств (форму N 6), различие заключается в том, что отчет составляется по факту прошедшего периода, в то время как в смете указываются планируемые показатели. Другое различие состоит в том, что в смете каждая организация выбирает самостоятельно, как ей выделять доходы и расходы. В отчете о целевом использовании полученных средств организация отражает показатели в том порядке, который рекомендован финансовым ведомством (Приказ от 22.07.2003 N 67н).

Основные виды финансовых ресурсов некоммерческих организаций:

доходы от оказания платных услуг;

доходы от сдачи имущества в аренду;

доходы от предпринимательской деятельности;

бюджетные средства;

безвозмездные перечисления юридических и физических лиц;

взносы учредителей и членские взносы.

В составе доходов указываются все доходы некоммерческих организаций, получаемые как в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений, так и от предпринимательской деятельности. К первой группе относятся вступительные (членские) взносы, добровольные пожертвования, целевые поступления на уставную деятельность. Во вторую группу входят поступления от оказания платных услуг населению, доходы от использования имущества некоммерческой организации (в том числе целевого капитала) и другие "коммерческие" поступления. Перечисленные доходы следует отразить в смете с такой детализацией, которая позволила бы сопоставить их с произведенными расходами.

Так же как и в отношении доходов, в смету включают все расходы, запланированные некоммерческой организацией на предстоящий год.

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций используются для реализации основной цели их создания:

расходы по эксплуатации помещений;

выплаты арендной платы, заработной платы;

платежи в бюджет и внебюджетный фонд.

Ряд экспертов рекомендует попытаться распределить расходы в планируемом бюджете по источникам финансирования, что упростит соблюдение сметы доходов и расходов. Такой подход заложен в основу отчета о целевом использовании полученных средств. В нем все расходы разделены на две группы: затраты на целевые мероприятия и расходы, связанные с предпринимательской деятельностью организации. В первой группе можно выделить основные статьи затрат, такие как заработная плата (включая начисления в бюджет и внебюджетные фонды), приобретение и ремонт основных средств, инвентаря, аренда помещения, коммунальные услуги, командировочные, материальные и все иные расходы, финансируемые за счет целевых источников. Перечень расходов второй группы, связанных с предпринимательской деятельностью, аналогичен и включает ряд основных (зарплата, приобретение для оказания платных услуг оборудования) и прочих расходов. При этом не все расходы можно однозначно отнести к затратам, связанным с оказанием платных услуг. Есть ряд расходов общего плана, порядок распределения которых по видам деятельности организация устанавливает самостоятельно как для целей бухгалтерского учета, так и для составления сметы доходов и расходов [12, с.116].

При составлении сметы расходы определяются по прогнозируемым объемам предоставления социальных услуг и нормам (нормативам) финансовых затрат на их предоставление. Большинство плановых норм и нормативов (кроме сферы оплаты труда и денежных компенсаций работникам) при составлении смет рассчитывается некоммерческими организациями с учетом местных цен и тарифов (например, расходы на коммунальные услуги). При этом следует учитывать повышение цен, которое нередко проводят поставщики коммунальных услуг в начале года.

Важно понимать, что все активы приобретаются за счет сметы некоммерческой организации, независимо от их назначения (для уставной или предпринимательской деятельности). Поэтому у бухгалтера нет оснований исключать какие-либо расходы из сметы некоммерческой организации, за исключением случая, когда нет уверенности в том, что предполагаемые расходы будут осуществлены. Возможна и обратная ситуация, когда организация запланировала расходы, но они не осуществлены. Это две крайние ситуации. Чаще в организациях бывает так, что расходы осуществлены, но в меньшем или большем размере, чем планировалось.

По окончании года может остаться неизрасходованный остаток полученных по смете средств, что вполне допустимо. В отличие от бюджетных учреждений целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено источником таких целевых поступлений. По мнению Минфина, если лицо, являющееся источником целевых средств, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности (Письмо от 09.04.2008 N 03-03-06/4/24). Исходя из этого остаток неиспользованных целевых средств (например, членских, вступительных взносов, добровольных пожертвований) может расходовать в следующем году, учтя это при составлении сметы на следующий период [9, с.65].

Но может случиться так, что организация не использовала полностью целевые средства, поступившие на определенную программу, срок выполнения которой заканчивается в текущем году. Тогда организации следует либо вернуть неиспользованные целевые средства, либо изменить условия, на которых они предоставлялись. Если не сделать ни того, ни другого, налоговики могут обвинить в нецелевом использовании средств и обложить этот остаток налогом на прибыль как внереализационный доход (п.14 ст.250 НК РФ). Если этого сделать не удастся, то организации лучше вернуть неизрасходованные средства и (при необходимости) внести изменения в смету.

Поскольку по своей сути смета является плановым, а не фактическим документом, для того, чтобы внести в нее коррективы, нужны веские основания, а не простое изменение текущих доходов и расходов. Например, для бюджетников таким основанием является изменение объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Для некоммерческих организаций корректировка сметы возможна при изменении целевых программ, когда либо уменьшаются, либо увеличиваются объемы средств запланированных источников целевого финансирования (целевых поступлений). В таком случае, исходя из ожидаемых доходов, нужно скорректировать запланированные расходы, что позволит организации уложиться в смету по итогам года.

Организация вправе изменить смету не только по количеству, но и по качеству, когда общая сумма расходов (доходов) может остаться неизменной, а доходы (расходы) перераспределяются между собой.

Вносимые в смету изменения, так же как и сама смета, утверждаются для того, чтобы придать им законную силу. Как мы уже говорили, смета утверждается органом управления некоммерческой организации. Директор не обладает достаточными полномочиями, чтобы утверждать бюджет некоммерческой организации, в то же время на нем лежит обязанность контроля за исполнением бюджета.

Очевидно, что внесение изменений в смету возможно в случае существенных изменений обстоятельств получения и расходования средств. При этом поправки следует подкрепить документальными доказательствами существенного изменения условий деятельности. Если изменения не существенны, то организации можно оставить все как есть, а превышение или занижение доходов (расходов) обосновать объективными причинами, в том числе и перед проверяющими органами.

Если расходы превысили затраты по смете, то в такой ситуации следует проанализировать причины допущенного превышения сметы, с тем чтобы как можно точнее спрогнозировать свои доходы и расходы на следующий год. Что касается прошедшего года, то в нем все расходы, в том числе и те, которые превысили запланированные, осуществляются за счет средств, полученных некоммерческой организацией. Других вариантов финансирования не заложенных в смету расходов просто нет, вопрос только в том, за счет каких поступлений отражать такие расходы. Целевые средства идут на финансирование определенных расходов, превышение которых допустимо, но только после того, как соответствующие изменения будут внесены в смету. Если таких изменений в смету в текущем году не было внесено, то в распоряжении остаются доходы от предпринимательской деятельности, которые не так строго лимитированы как целевые средства. В связи с этим у больше возможностей отнести превысившие смету расходы на счет поступлений от оказания платных услуг населению. При этом следует помнить, что в отношении коммерческой деятельности некоммерческая организация является плательщиком налогов (налога на прибыль или единого налога в случае применения УСНО). Уменьшение налоговой базы на сумму незапланированных расходов налоговики могут квалифицировать как занижение налога на необоснованные расходы. Поэтому автономным некоммерческим организациям следует заранее позаботиться о документальном подтверждении и обосновании незапланированного перерасхода полученных средств.

Смета доходов и расходов является плановым документом, для контроля за исполнением которого организации следует составить фактический документ - отчет об исполнении сметы. В отчете о выполнении сметы сопоставляются плановые показатели доходов и расходов с фактическими данными. Они берутся из бухгалтерского учета, который является наиболее полной системой обобщения информации о ее деятельности. С помощью сопоставления планируемых и фактических данных оценивается, насколько исполнена смета, и если отдельные из поставленных целей не достигнуты, то выявляются причины, повлиявшие на срыв плановых показателей. Это учитывается при составлении сметы на следующий год, в которую могут быть заложены отклонения по смете за предыдущий год.

Отчет о выполнении сметы доходов и расходов, так же как и сама смета, является важным финансовым документом, подтверждающим, что некоммерческая организация действует в рамках своей уставной деятельности.

Таким образом, главным отличием коммерческих организаций от некоммерческих является их цели, основная цель организаций, функционирующих на коммерческой основе, - получение прибыли. Некоммерческие же организации своей целью имеют удовлетворение потребностей общества своей деятельностью. Полученные доходы (прибыль) коммерческие организации распределяют между участниками. Некоммерческие организации не распределяют прибыль между участниками, за исключением потребительских кооперативов.

Важным отличием коммерческих и некоммерческих организаций является то, что в коммерческих организациях создается амортизационный фонд как источник простого воспроизводства. Для некоммерческих организаций не предусмотрено начисление амортизации по основным фондам.

Главный финансовый план коммерческой организации - баланс доходов и расходов. Некоммерческие организации составляют смету доходов и расходов. Существуют следующие организационно-правовые формы коммерческих организаций: хозяйственные товарищества (полное и командитное), хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций: общественные организации и объединения, потребительские кооперативы, фонды, учреждения, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, союзы и ассоциации.

Организационно-правовые формы определяют особенности формирования и распределения финансовых ресурсов.

Финансовое планирование это планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов. Задачами финансового планирования является следующее: определяются источники и объемы финансовых ресурсов, необходимые для обеспечения деятельности субъекта; намечаются виды и размеры специальных денежных фондов, а также способы их формирования и направления использования; устанавливается соотношение в распределении централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов с целью обеспечения необходимых темпов и пропорций социального и экономического развития; вскрываются резервы использования материальных, трудовых и денежных ресурсов; осуществляется постоянный контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, организаций, учреждений. Как известно, финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств. Доходная часть финансового плана это все возможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые. Расходы, отраженные в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации; назначение и порядок формирования статей должен быть понятен потребителям данной информации.

Уставная деятельность некоммерческой организации, осуществляется на основании финансового плана или запланированных на предстоящий период (месяц, квартал, год и так далее) доходов и расходов. Этот план можно представить в виде достаточно привычного для некоммерческих организаций документа - сметы доходов и расходов.

Смета является основой финансового планирования некоммерческой организации. Обычно она составляется на календарный год (перед его началом) и утверждается ее высшим органом управления.

В смете отражаются, объемы и источники средств некоммерческих организаций, необходимые для обеспечения ее деятельности, а также данные об их использовании. Поэтому смету доходов и расходов иногда называют бюджетом, а сам процесс ее составления - бюджетированием.

Обычно в смета делится на две части: доходную и расходную.

Государственный заказ (сокращенно госзаказ) — заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов России, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Государственный заказ - это размещение заказов на приобретение, органами государственной власти и муниципальных образований, товаров, услуг, работ, у коммерческих предприятий. Получить госзаказ может любая организация, юр. лицо или индивидуальный предприниматель, удовлетворяющие требования законодательства в области госзаказа и конкурсным требованиям выставляемым госзаказчиком.

Функции государственного заказа

государственный заказ обеспечивает:

- потребности России, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий России, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств России, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация;

- потребности субъектов России, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов России, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ;

- потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов России, функций и полномочий муниципальных заказчиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: