Тема: Оценка эффективности инвестиционных проектов

33. Как рассчитывается показатель «чистый денежный поток» от операционной деятельности? Какой экономический смысл имеет данный показатель?

Чистый денежный поток(NCF) равен сумме чистой прибыли и амортизации.

Чистый денежный поток от текущей хозяйственной деятельности, полученный в результате реализации инвестиционного проекта, представляет собой скорректированную на изменение налоговых платежей сумму излишка (недостатка) денежных средств, полученных в результате сопоставления поступлений и отчислений денежных средств в процессе операционной деятельности.

Чистая операционная прибыль после налогов (NOPAT) — посленалоговая операционная прибыль без учета начисленных процентов по кредитам и полученным займам. При ее расчете учитываются все доходы и расходы предприятия, отраженные в отчете о прибылях и убытках, в том числе налог на прибыль. Для определения NOPAT к чистой прибыли отчетного периода необходимо прибавить проценты к уплате.

34. Какие принципы положены в основу анализа эффективности инвестиционных проектов?

1) Рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла.

2) Учет только предстоящих затрат и поступлений: ранее созданные ресурсы оцениваются альтернативной стоимостью их использования.

3) Учет фактора времени (неравноценность разновременных затрат и результатов, предпочтение более ранних результатов и более поздних затрат, изменение во времени параметров проекта и его экономического окружения).

4) Учет возможности несовпадения интересов участников проекта.

5) Возможность многоэтапности оценки.

6) Учет влияния инфляции.

7) Анализ влияния неопределенности и риска проекта.

35. В чем заключается суть дисконтирования денежных потоков?

Оценка стоимости денег. В финансовом менеджменте для работы с денежными величинами в разных периодах времени выполняют приведение этих денежных величин к одному периоду. Для этого денежные величины или потоки денежных платежей пересчитывают по ставке дисконтирования на какой-то период:

- дисконтированная стоимость (PV, present value);

- будущая стоимость денег (FV, future value).

36. Для расчета каких показателей при оценке эффективности инвестиционных проектов используется дисконтирование денежных потоков?


Будущая стоимость денег (FV, future value) рассчитывается по формуле сложных процентов:

где:

r- ставка доходности на капитал;

n-количество периодов начисления дохода на капитал.

Настоящая или дисконтированная стоимость PV рассчитывается с использованием коэффициента дисконтирования по формуле:

Ставка дисконтирования является ключевым параметром для оценки инвестиционных проектов предприятия.

37. Как рассчитываются какова суть показателя PP? (ARR? DPP? NPV? PI? IRR?)

PP – Срок окупаемости инвестиций. Экономический смысл показателя заключается в определении срока, за который инвестор может вернуть вложенный капитал. 1) Если денежные потоки одинаковые из период в период:

Где IC – Чистые инвестиции; NCF – Чистый денежный поток; NOPAT – Чистая прибыль от операционной деятельности.

ARR – Расчетная норма прибыли. Отражает величину чистого денежного потока, приходящегося на денежную единицу вложенных инвестиций:

DPP – Дисконтированный срок окупаемости(в отличии от показателя PP учитывает фактор времени).

NPV – Чистая приведенная стоимость. Наиболее широко используемый показатель для оценки эффективности инвестиционных проектов. Отражает превышение дисконтированных чистых денежных поступлений от хозяйственной деятельности в результате реализации проекта над инвестициями в проект.

если:

NPV > 0, проект принимается;

NPV < 0, проект следует отвергнуть;

NPV = 0, любое решение.

PI – Индекс рентабельности инвестиций. Отражает, сколько дисконтированных чистых денежных поступлений приходится на одну денежную единицу инвестиций, также приведенных к текущему моменту времени.

если:

PI > 1, проект принимается;

PI < 1, проект следует отвергнуть;

PI = 1, любое решение.

IRR – Внутренняя норма прибыли. Это такая ставка дисконтирования, которая точно уравнивает приведенную стоимость чистых денежных поступлений с приведенной стоимостью инвестиций. IRR отражает верхнюю границу ставки дисконтирования (стоимости привлекаемых источников для финансирования проекта), которую может выдержать проект. При этом NPV будет равна нулю. Стоимость привлечения инвестиций выше IRR приведет к отрицательному значению NPV.

Для расчета IRR чаще всего используют метод итерации (подбора ставки дисконтирования).

Методика расчета:

1) Определяется первоначальная ставка дисконтирования для расчета. Например, ставка по кредиту, средняя ставка на рынке капитала, ставка ЦБ и др.

2) Рассчитывается показатель NPV.

3) Если показатель NPV получился положительным, ставка увеличивается, если показатель - отрицательный, ставка снижается.

4) Итерация проводится до тех пор, пока не получат два значения NPV, наиболее близкие к нулю: одно - отрицательное, другое - положительное.

5) Далее рассчитывают IRR, используя нижеприведенную формулу.

где:

NPV1 – самое близкое к нулю положительное значение при r1;

NPV2 – самое близкое к нулю отрицательное значение при r2..

38. Что может выступать в качестве ставки дисконтирования при оценке эффективности инвестиционных проектов?

В качестве ставки дисконтирования, в зависимости от способа финансирования, интересов инвесторов, целей инвестиционного проекта используется:

1) планируемая доходность инвестиционного проекта,

2) % по кредиту;

3) процент по банковским депозитам;

4) минимальная ставка. Минимальная ставка обычно принимается за ставку рефинансирования, или процент по считающимся безрисковыми долгосрочным государственным облигациям;

5) средневзвешенная стоимость капитала предприятия (WACC).

где,

Ke– стоимость собственного капитала

Kd – стоимость заемного капитала

We – доля собственного капитала в структуре капитала компании

Wd – доля заемного капитала в структуре капитала компании

T – ставка налога на прибыль.

Тема: Финансовое планирование. Бюджетирование

39. В чем суть финансового планирования?

Финансовое планирование - вид управленческой деятельности, связанный с определением финансовых условий работы предприятия для эффективного выполнения им плановых заданий.

Цель финансового планирования – обеспечение финансовыми ресурсами деятельности предприятия. Обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов. Создает условия для укрепления финансового состояния предприятия.

Финансовое планирование – система долгосрочных, текущих и оперативных планов.

40. Дайте определение понятию «бюджетирование».

Бюджетирование это форма организации финансового планирования.

Бюджетирование это технология планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов.

Бюджетирование это особый инструмент управления, представляющий систему составления бюджетов, текущего контроля за исполнением принятых бюджетов, учета отклонений фактических показателей от бюджетных и анализа причин существенных отклонений.

41. Перечислите функции бюджетирования.

1) Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации.

2) Координация различных видов деятельности и отдельных подразделений.

3) Стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих ЦФО.

4) Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины.

5) Основа для выполнения плана ЦФО.

42. Перечислите основные звенья в организационной структуре бюджетирования.

Директор по бюджету (финансовый директор) >>> Бюджетный комитет >>> отдел бюджетного планирования и анализа >>> Центры планирования >>> Центры финансовой ответственности >>> Центры затрат

43. Каковы основные задачи финансового директора?

Финансовый директор (менеджер) - это руководитель (или ответственный исполнитель) финансовой службы на предприятии, в учреждении, организации. Финансовый менеджер принимает решения в целях реализации экономической стратегии предприятия.

Основными функциями финансового менеджера являются: аналитически-контрольные; финансовое планирование; принятие управленческих решений.

Он принимает управленческие решения по непосредственной финансовой деятельности, связанной с формированием и использованием фондов денежных средств, в сфере капитальных вложений, на финансовых рынках, в области налогообложения, обязательных отчислений, сборов и др.

Особую важность приобретает умение прогнозировать развитие финансово-экономической ситуации во внешней и внутренней среде компании.

44. Каковы основные задачи бюджетного комитета? Кто входит в бюджетный комитет?

Бюджетный комитет включает:

- руководителей верхнего звена;

- внешних консультантов.

Имеет полномочия:

o перераспределять средства между бюджетами;

o разрабатывает меры по ликвидации дефицита бюджета;

o наказывать и поощрять ответственных лиц;

o определять приоритеты платежей;

o проверять стратегические и финансовые планы;

o разрешать разногласия;

o вносить коррективы в деятельность компании.

Решения бюджетного комитета утверждаются Генеральным директором и обязательны к выполнению.

45. Каковы функции и задачи отдела бюджетного планирования и анализа?

- исполнительный орган, реализует решения бюджетного комитета и организует мероприятия по их выполнению, координирует деятельность центров планирования.

Руководство и организация работ по:

– бюджетному планированию;

– проведению системного анализа всех видов деятельности предприятия и его структурных подразделений;

– организации и методическому обеспечению разработки перспективных и краткосрочных прогнозов экономического развития предприятия;

– проведению контроля за выполнением подразделениями предприятия планов – бюджетов;

– статистическому учету и сдачи отчетности в установленные сроки.

46. Что такое центры финансовой отчетности? Какие они бывают?

Это структурные подразделения предприятия или должностные лица, в функциональные обязанности которых входит контроль за составлением плана деятельности, состоящего из совокупности бизнес-заданий. А также за движением материально-финансовых ресурсов по закрепленным за ними статьям на этапе фактической реализации запланированных мероприятий.

На предприятии рекомендуется выделять следующие центры финансовой ответственности (центры принятия управленческих решений):

ЦФО по доходам включает управление маркетинга и коммерческое управление;

ЦФО по расходам включает управление производством и управление технического обеспечения и ремонта;

ЦФО по прибыли включает управление финансами и экономикой;

ЦФО по инвестициям включает управление техническим развитием и управление по работе с персоналом.

47. Какие бюджеты относятся к операционным? Какой бюджет составляется самым первым?

Бюджет продаж, бюджет производства, бюджет производственных запасов и целая группа затратных бюджетов. К затратным бюджетам относятся бюджеты прямых затрат на материалы, прямых затрат на оплату труда, производственных накладных расходов, коммерческих и управленческих расходов.

Разработка системы бюджетов начинается с составления бюджетов продаж. Объем продаж в стоимостном выражении рассчитывается методом прямого счета на основе цен, установленных на продукцию и услуги, и натуральных показателей по предполагаемым продажам. Разработанный бюджет продаж используется для достижения определенных целей.

Во-первых, для определения величины выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг. Именно данные бюджета продаж служат основанием для подготовки бюджета прибылей и убытков, так как выручка в данном бюджете формируется по принципу передачи права собственности, а не оплаты за приобретенные товары и услуги.

Во-вторых, для формирования денежного потока предприятия, то есть бюджета движения его денежных средств.

48. Какие бюджеты относятся к финансовым?

К основным (финансовым) относятся бюджеты финансовых результатов (прибылей и убытков), движения денежных средств (план денежных поступлений и платежей) и бюджетный баланс.

49. Какова цель и структура бюджета доходов и расходов?

Это прогнозный отчет о прибылях и убытках за бюджетный период и показывает эффективность работы предприятия и заработанную сумму прибыли.

1. Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг 2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 3. Валовая прибыль (1-2) 4. Коммерческие расходы 5. Управленческие расходы 6. Прибыль (убыток) от продаж (3-4-5) 7. Операционные доходы и расходы: Ø проценты к получению Ø проценты к уплате Ø доходы от участия в других организациях Ø другие операционные доходы и расходы 8. Внереализационные доходы и расходы 9.Балансовая прибыль (6+7+8) 10. Налог на прибыль 11. Чистая прибыль (9-10)

50. Какова цель бюджета движения денежных средств? Его основные разделы.

Бюджет денежных средств предназначен в первую очередь для управления ликвидностью и платежеспособностью компании. Ни в коем случае нельзя допускать дефицита финансовых ресурсов и наоборот нужно следить за тем, чтобы не было "не пристроенного" избытка денежной массы, т.к. можно получить дополнительную прибыль за счет финансовых операций.

Основные разделы:

1. Остаток денежных средств на начало периода

2. Денежные поступления

3. Денежные расходы

4. Сальдо денежных поступлений и расходов (2-3)

5. Остаток денежных средств на конец периода (1+4)

51. Какова цель составления бюджета активов и пассивов (прогнозного баланса)? Его основные разделы.

Прогноз баланса – это прогноз состояния активов и пассивов коммерческой организации, бизнеса, инвестиционного проекта или структурного подразделения в соответствии со сложившейся структурой активов и обязательств и ее изменением в процессе реализации бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и инвестиционного бюджета. Его назначение – показать, как изменится балансовая стоимость коммерческой организации в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации в целом или ее структурных подразделений в течение бюджетного периода. В отличие от бухгалтерского баланса прогноз баланса может быть составлен не только для коммерческой организации в целом, но и для отдельного вида бизнеса и структурного подразделения.

Основные разделы:

Актив – Внеоборотные активы, текущие активы

Пассив – Капитал и резервы, долгосрочные займы и кредиты, краткосрочные обязательства.

52. Чем принципиально отличается составление бухгалтерского баланса от прогнозного баланса?

Прогноз баланса является завершающим этапом в процессе составления бюджета предприятия. Этот документ показывает, как изменится балансовая стоимость предприятия в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации в течение планового периода. В отличие от бухгалтерского баланса прогноз баланса может быть составлен не только для предприятия в целом, но и для отдельного вида бизнеса, структурного подразделения (самостоятельного юридического лица или филиала), инвестиционного проекта.

53. Какой метод используется для исчисления чистой выручки в бюджете доходов и расходов?

Метод начисления, т.е. не зависит от реального поступления денежных средств!!!

При методе начисления доходы признаются в том периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав.

Расходы, принимаемые для целей налогообложения признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

54. Какой метод используется для исчисления чистой выручки в бюджете движения денежных средств?

Кассовый метод. т.е. учитывается фактическое поступление и расходование денежных средств!!!

При кассовом методе доход считается полученным в день поступления денежных средств на счет предприятия или в его кассу либо в момент получения в качестве оплаты какого-либо имущества, оказания услуг или выполнения работ, что должно быть подтверждено актом.

Расходы в момент перечисления денежных средств с расчетного счета предприятия или из кассы.

55. Что такое регламент бюджетного планирования (что в нем прописывается)?

Регламент бюджетного планирования – документально закрепленный порядок формирования бюджета предприятия. Определяет этапы, участников и временные рамки процесса бюджетного планирования, а также источники и форматы получения/ передачи информации.

Регламент бюджетного планирования:

Определяет механизм эффективного взаимодействия структурных подразделений предприятия по производственно-финансовому планированию.

Устанавливает сроки предоставления необходимых документов для формирования операционных и финансовых бюджетов.

Устанавливает порядок внесения изменений в разработанный бюджет предприятия.

Распределяет ответственность за последовательное и своевременное выполнение регламентированных процедур.

56. Каков алгоритм (этапы) бюджетного планирования?

Подготовка бюджета – Подготовка и анализ необходимой информации >>> Формулировка целей и задач деятельности предприятия >>> Формирование целевых показателей и ограничений >>> Выявление полного перечня альтернатив >>> Выбор допустимых вариантов бюджетов >>> Предварительный выбор лучшего варианта> Принятие бюджета – Оценка варианта со стороны управляющего >>> Корректировка бюджета >>> Выбор единственного варианта> Реализация бюджета – Обеспечение работ по выполнению бюджета >>> Выполнение бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: