Формы и методы реализации функций современного государства

Формы осуществления функций государства – это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства.

Функции – то, чем конкретно занимается государство. В них проявляется социальное назначение, сущность государства.

Различают следующие формы осуществления функций государства:

1) правовая деятельность – деятельность государственных органов по изданию и реализации юридических актов, которая носит однородный юридический характер;

2) организационная – однородная по своим внешним характеристикам и не приводящая к юридическим последствиям деятельность государства.

Существует также иная точка зрения, в соответствии с которой формы осуществления функций государства являются деятельностью главных, ключевых звеньев государственного механизма. По характеру своей деятельности они отличаются от негосударственных организаций и обществ. В соответствии с этим принято также выделять следующие основные формы осуществления функций государства: 1) законодательная – деятельность законодательных (представительных) государственных органов, которая состоит в издании обязательных для исполнения всеми нормативно‑правовых документов; 2) исполнительная – деятельность органов исполнительной власти, которая направлена на реализацию государственных функций в разных областях общественной жизни; 3) судебная – деятельность судебных органов, направленная на осуществление правосудия; 4) контрольно‑надзорная – деятельность государственных органов по реализации государственного контроля и надзора над осуществлением законов на всей территории государства.

Методами осуществления функций государства считают такие средства, с помощью которых решаются важные задачи государства (в частности, принуждение, убеждение, планирование и т. д.).

5. Форма государства. (Форма гос-ва, ее элементы – форма правления, гос-го устройс-ва, полит.режим, монархия – 1.абсолют-я, 2.ограниченная, 3.парламентарная, 4.дуалистическая), леготы и привилегии монарха; республика - 1.президен-я, 2.парламентарная,3.смешанная; недостатки форм правления, нетипичные ф.п.; форма гос-го устр-ва – 1.унитарное и его признаки,2.федеративное и признаки, 3.империя, 4.конфедерация и признаки; полит.режим – 1. Демократ-й и признаки, 2. Антидемок-й (тоталитарный, авторитарный,фашистский), чрезвычайное положение.

Форма государства – это совокупность (единство) его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства (форма правления), территориальное устройство государства (форма государственного устройства), приемы и методы осуществления государственной власти (политический режим).

Форма (каждого) государства – это синтетическое понятие, объединяющее в себе три элемента – форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Это совокупность существенных сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы: 1) социально‑экономические, культурные; 2) исторические, национальные и религиозные традиции; 3) природные и климатические условия; 4) расстановка политических сил и т. д.Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов: 1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;2) форма государственного устройства – отражает политико‑территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властю. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;3) государственно‑правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти.

Ø Форма правления – это организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношения с населением.

Форма правления показывает:

– как создаются высшие органы государства и каково их строение;

– как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

– как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

– в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина (подданного).

Различают две основные формы правления – монархическую и республиканскую.

Монархия (в переводе с греческого – единовластие) – такая форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) осуществляется (пожизненно) одним лицом (главой государства, пользующимся титулом – фараон, король, царь, император, шах, князь, герцог), получающим эту власть, как правило, по наследству.

В большинстве случаев монарх получает власть по наследству. Однако есть исключения. В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают абсолютную (неограниченную) и ограниченную монархию.

Абсолютная монархия – вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, она ничем не ограничена, конституция и парламент отсутствуют, разделения власти на ветви не существует. (Бахрейн, Кувейт, Бруней, Катар)

Ограниченная монархия – власть монарха ограничена каким-либо представительным органом. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.

Парламентарная (или конституционная) монархия – власть монарха законодательно ограничена практически во всех сферах деятельности

(Испания) Играет представительную роль, является «символом нации». Говорят, что монарх царствует, но не правит, поскольку лишен реальных полномочий. В парламентарной монархии законодательная власть принадлежит парламенту. Исполнительная власть осуществляется правительством, которое формируется парламентом и ответственно перед ним. Монарх не несет парламентской ответственности, он имеет особые льготы и привилегии:1) право на титул, особые режимы и знаки верховной власти;2) неподсудность по угол. и гражд. делам, то есть обладает неприкосновенностью;3) освобождение от налогообложения;4) содержание монарха и его двора оплачивается за счет гос-го бюджета в форме закона под названием «Цивильный лист». (Великобритании, Бельгии, Норвегии, Швеции, Нидерландов, Японии)

Дуалистическая монархия – промежуточный вариант между абсолютной и парламентарной монархиями, первоначальная форма ограниченной монархии. Это такая форма правления, при которой уже в той или иной мере проведен принцип разделения властей: у монарха остается исполнительная власть, а законодательная принадлежит парламенту.

Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое им правительство. Весьма значительны полномочия монарха в отношении органа законодательной власти. Обычно монарх имеет право абсолютного вето и право роспуска парламента, может издавать чрезвычайные указы, заменяющие или отменяющие законы. Однако он вынужден считаться с парламентом, прежде всего как с органом, утверждающим бюджет. В настоящее время классических дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство, не существует.

Республика – такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями.

Источником власти в республике является народ, который через определенные промежутки времени избирает высшие представительные органы государства. В этом проявляется народный суверенитет – один из фундаментальных принципов современной демократической государственности. Народом избирается высший законодательный орган – парламент (его члены – депутаты) и в некоторых случаях – президент. Все другие высшие органы государства формируются, как правило, этими представительными органами. При республиканской форме правления проведен принцип разделения властей

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями: 1. Президентская республика – характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти; он свободен в назначении министров, а парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом; он избирается населением или выборщиками. Обычно президент имеет право законодательной инициативы, назначения референдума, право введения чрезвычайного положения, самостоятельно решает отдельные наиболее важные персональные дела (помилование, награждение, предоставление гражданства), по должности является главнокомандующим вооруженными силами, имеет право заключать мир, объявлять войну, в пределах своей компетенции (достаточно широкой) самостоятельно издает нормативные акты (указы, декреты). (США, Бразилия, Аргентина, Мексика, Зимбабве, Нигерия, Филиппины).

2. Парламентская (парламентарная) республика – характеризуется тем, что правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте и несет перед парламентом политическую ответственность. верховенством парламента, осуществляющего законодательную власть (выборы одновременно решают вопрос о составе и парламента, и правительства). В парламентской республике может быть предусмотрена должность президента, однако он не имеет таких широких полномочий (Президент является главой государства, но не главой правительства, он не ответственен за действия правительства. Обычно президент в парламентской республике всенародно не избирается (одно из немногих исключений – Болгария), чтобы он, пользуясь поддержкой народа, не мог себя противопоставить парламенту. Избрание президента осуществляется или парламентом или специально создаваемой коллегией. Президент представляет государство в сфере внешней политики, но и здесь он вынужден согласовывать свои действия с правительством. Президент, как правило, не имеет права на проведение референдума, на введение чрезвычайного положения, на увольнение по собственному усмотрению главы правительства, обычно не имеет права налагать вето на законы, принимаемые парламентом. Формально президент может быть верховным главнокомандующим, но фактическое руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны, который подчинен главе правительства.

Значительное место в парламентской республике занимает должность главы правительства – премьер-министра (лидер партии) (ФРГ, Италия, Австрия.)

Недостатки чистых (республиканских) форм правления: 1. президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму; 2. парламентской республике присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки.

3. Смешанная республика –содержит в себе элементы президентской и парламентской республик.

При такой форме правления, существует сильный президент, избираемый народом. Он является главой исполнительной власти и руководит правительством. Но в формировании последнего в обязательном порядке принимает участие парламент Правительство должно пользоваться доверием большинства в парламенте, должно быть ответственно и перед парламентом. Таким образом, именно формирование,ответственность правительства – фактор, который юридической наукой считается ключевым в разграничении разновидностей республиканского правления.

У президента по конституции могут быть широкие полномочия, но на практике он может некоторыми не пользоваться («спящие» полномочия); здесь повышается самостоятельность правительства, увеличивается важность поста главы правительства по сравнению с президентской республикой, где такой должности может и не быть, или же существует так называемый административный премьер, который лишь координирует деятельность отраслевых органов управления.

Республиканская форма правления характерна для современных конституционных государств с демократическим политическим режимом, однако необходимо иметь в виду два момента.

Сочетание монархических и республиканских принципов (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия, Тунис).

нетипичные формы правления:

полупрезидентская республика – в ней устанавливается ответственность перед парламентом отдельных министров, но не главы государства;

– полупарламентская республика – в ней устанавливается усложненный порядок объявления вотума недоверия правительству;

монархическая республика – в ней монарх переизбирается через определенный срок (в объединенных Арабских Эмиратах и Малайзии – через 5 лет);

суперпрезидентская республика – характеризуется чрезвычайным усилением власти президента;

президентско-монократическая республика – существует при однопартийных системах, а ее конституция предусматривает пожизненных президентов;

социалистическая республика – возникает в результате социалистической революции и должна быть подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией (Парижская коммуна, СССР).

Ø Форма государственного устройства – это политико-территориальное устройство государства (деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение), характер взаимоотношений между центральными и местными властями (между государством в целом и его составными частями).

Форма государственного устройства показывает:

– из каких частей состоит внутренняя структура государства;

– каково положение этих частей, и каковы их взаимоотношения;

– как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

– в какой государственной форме выражаются интересы каждой проживающей нации.

Различают простые (унитарные) и сложные (федеративные) государства.

Простое (унитарное) государство – цельное, единое, централизованное государство, части которого не обладают признаками государственности (например, Беларусь, Франция, Турция, Италия, Япония и др.).

Признаки унитарного государства:

1) имеет единые, общие для всей страны высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

2) на его территории действует одна конституция, единая система законодательства, единое гражданство;

3) не имеет в своем составе других государств или государственных образований;

4) состоит из различных административно-территориальных единиц (область, район, провинция, округ и др.);

5) имеет вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти;

6) все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

Сложное (федеративное) государство – союзное государство (или союз государств), части которого обладают признаками государственности, юридически определенной самостоятельностью (например, Россия, США, Мексика, Бразилия, Аргентина, ФРГ, Индия, Канада и др.).

Признаки федеративного государства:

1) составляющие федеративное государство государственные образования являются субъектами федерации (штаты, кантоны, провинции, земли, республики) и имеют свое собственное административно-территориальное деление;

2) существование двух систем высших органов власти – федеральные органы и соответствующие органы членов федерации;

3) члены федерации имеют свою конституцию (устав), законодательную компетенцию, систему права, определенный суверенитет;

4) наличие, как правило, общефедерального гражданства и гражданства субъектов федерации;

5) территория федерации состоит из территорий образующих ее субъектов;

6) наличие, как правило, двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.

Принципы образования федераций:

национальный – федерация строится с учетом национальных особенностей населения (Эфиопия, Бельгия, СССР);

территориальный – федерация строится с учетом административно-территориальных особенностей (США, Бразилия, Мексика, Австралия, Германия, Австрия);

смешанный – федерация строится с учетом национальных и территориальных особенностей (Россия).

Кроме федераций разновидностями сложных государств являются империи и конфедерации.

Империя – это насильственно создаваемое сложное монархическое государство, во главе которого – царь, император, король и др. (например, Римская, Российская, Британская и др.). Для империи характерна захватническая политика, угнетение и эксплуатация подчиненных и зависимых народов. В настоящее время в мире в чистом виде империй не существует.

Конфедерация – это объединение государств (создаваемое на основе договора), которые сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления и при этом создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических, экономических и др.).

Признаки конфедерации:

1) не имеет общих законодательных, исполнительных и судебных органов в отличие от федерации;

2) не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

3) сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

4) государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Классический пример конфедеративного союза – США с 1781 до 1791 г. С 1958 по 1961 г. существовала Объединенная Арабская Республика – конфедерация Египта и Сирии.

Субъекты конфедерации имеют право сецессии – право свободного выхода из конфедерации. В современном мире конфедераций в чистом виде нет. К их числу условно (по некоторым признакам) можно отнести международные организации – ООН, НАТО, Совет Европы, МОТ, а также СНГ, Таможенный Союз, Союз России и Беларуси и др.

Ø Политический режим – это совокупность приемов и методов, при помощи которых осуществляется государственная власть. Политический режим может называться государственно-правовым, государственно-политическим, политико-правовым.

Особенность данной формы государства состоит в том, что она имеет определенную самостоятельность и напрямую не зависит от иных форм (формы правления и формы государственного устройства). Так, в государствах с монархической (кроме абсолютной монархии) и республиканской формой правления может существовать один и тот же политический режим. В каждом конкретном государстве складывается свой политический режим, имеются свои особенности осуществления государственной власти. По определенным общим признакам политические режимы можно разделить на демократические (большинство государств современного мира, Россия по конституции) и антидемократические (Корея, Куба).

Признаки демократического политического режима:

1) конституционное закрепление и реальное осуществление прав и свобод человека;

2) равноправие всех граждан (подданных);

3) существование ряда политических (в том числе оппозиционных) партий, выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям, подконтрольность и ответственность органов и служащих государства, формируемых путем назначения, перед выборными органами;

4) гласность в деятельности государства;

5) невмешательство государства в частную жизнь граждан.

Признаки антидемократического политического режима:

1) полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой, идеологией), а также над социальным, культурным и национальным строением;

2) огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);

3) личность во многом лишена субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;

4) реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;

5) игнорируются интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;

6) не учитываются особенности религиозных убеждений населения.

Виды антидемократических политических режимов:

авторитарный – характеризуется значительным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения политических партий и других организаций, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов (например, Корея, Куба, отчасти современная Россия);

тоталитарный – характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества (СССР, другие социалистические государства);

фашистский – характеризуется полной ликвидацией демократических прав и свобод, уничтожением всех оппозиционных организаций и учреждений, широким использованием террористических методов правления (впервые возник в 1919 г. в Италии, фашистская диктатура в Германии).

От политического режима как особой формы государства необходимо отличать режим чрезвычайного положения, представляющий собой особый правовой режим деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, допускающий ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Чрезвычайное положение является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя. В любом демократическом государстве правовые основы введения режима чрезвычайного положения устанавливаются Конституцией и специальным законом. В настоящее время в России правовое регулирование режима чрезвычайного положения осуществляется в соответствии со ст. 56 Конституции РФ и Федеральным Конституционным законом РФ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Основаниями введения чрезвычайного положения могут быть: попытки насильственного изменения конституционного строя; массовые беспорядки, сопровождаемые насилием; межнациональные конфликты; стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: