double arrow

Системы налогообложения малых предприятий

Упрощенная система налогообложения малых предприятий представляет собой специаль-ный налоговый режим, переход на который осуществляется в добровольном порядке на основании заявления (в отличие от единого налога на вмененный доход). В связи с этим ряд налогов заменяется единым налогом. При этом организации и индивидуальные пред-приниматели освобождаются от ведения бухгалтерского учета (кроме учета основных средств, нематериальных активов), но не освобождаются от учета кассовых операций и статистической отчетности.

Малые предприятия, независимо от вида их деятельности, могут применять упрощен-ную систему налогообложения, учета и отчетности. Так, в число работающих включают работников по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также работников филиалов и подразделений малого предприятия.

Суть упрощенной налоговой системы заключается в замене совокупности федераль-ных, региональных, местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по резуль-татам хозяйственной деятельности за отчетный период.

Доходы и расходы по этой системе определяются кассовым методом. Такая система может применяться до тех пор, пока выручка от предпринимательской деятельности не превысит 11 млн руб. (без учета налога на добавленную стоимость), либо средняя числен-ность работников не превысит 100 человек или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 тыс. руб., либо налогоплательщик займется вида-ми деятельности, которые не попадают под данный специальный режим.

Объектами налогообложения по упрощенной системе являются доходы или прибыль, т.е. доходы, уменьшенные на величину расходов. Организации и индивидуальные пред-приниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают заявление в налоговый орган по месту нахождения (месту жительства) в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего тому, с которого налогоплательщики пе-реходят на эту систему налогообложения.

В заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о разме-ре доходов за девять месяцев текущего года. Выбор объекта налогообложения осуществ-ляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые была при-менена упрощенная система налогообложения. В случае изменения объекта налогообло-жения налогоплательщик должен уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые была применена упрощенная система налого-обложения.

Организациям предоставляется право вести книгу учета доходов и расходов по упро-щенной форме, в том числе без применения двойной записи, и план счетов, а также со-блюдать иные требования, предусмотренные Федеральным законом о бухгалтерском уче-те, Положениями по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Форма книги учета доходов и расходов утверждена приказом Министерства финансов РФ от 22 февраля 1996 г. № 18н. Этот документ открывается на один год. Книга должна быть про-шнурована и пронумерована, на последней странице записывают общее число страниц. Итоговая страница книги заверяется подписью руководителя организации с печатью налогового органа. Запись в книге ведется на основе первичных документов в хронологической последовательности хозяйственных операций. Книга доходов и расходов подлежит регистрации при получении патента на некоторые виды деятельности в налоговом органе. Малые предприятия, которые применяют упрощенную систему налогообложения, ведут учет кассовых операций и представляют статистическую отчетность. Малые предприятия ежеквартально представляют в статистические органы отчет «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».

В этом документе указывают: 1) среднюю численность работников за отчетный пери-од; 2) фонд заработной платы; 3) размер выручки от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг (без НДС и акцизов); 4) затраты на производство и реализацию продукции; 5) полученную прибыль; 6) объем продукции (выполненных работ, оказанных услуг) в отпускных ценах; 7) объем инвестиций в основной капитал.

Налогоплательщиками являются индивидуальные предприниматели и юридические лица. Единый налог для индивидуальных предпринимателей заменяет уплату следующих налогов: 1) единого социального (за исключением взносов на обязательное пенсионное страхование); 2) на прибыль; 3) на доходы физических лиц (в отношении доходов, полу-ченных от предпринимательской деятельности); 4) на имущество физических лиц (в от-ношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельно-сти).

Для организаций единый налог заменяет уплату налога: 1) на прибыль; 2) на имуще-ство организации; 3) единого социального; 4)

добавленную стоимость, за исключением случаев перемещения товаров через тамо-женную границу РФ.

Преимущества упрощенной системы налогообложения 1.

Существенное снижение налоговых обязательств большинства налогоплательщиков по сравнению с общим режимом налогообложения. Перечень расходов для исчисления единого налога (если объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину рас-ходов) теперь содержит все основные статьи расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций: материальные, на оплату труда, ремонт основных средств (в том числе арендованных), проценты по кредитам, арендные платежи, расходы на командировки, содержание служебного транспорта, на аудиторские, рекламные и иные услуги.

При исчислении единого налога единовременно принимаются расходы в виде стоимости приобретенных основных средств и нематериальных активов. В перечень расходов не включены расходы на добровольное страхование имущества, судебные расходы и арбит-ражные сборы, расходы на юридические и консультационные услуги. При учете большей части этих расходов придется руководствоваться порядком учета расходов по налогу на прибыль, т.е. необходимо будет нормировать расходы на рекламу, расходы на компенса-цию за использование личного транспорта, проценты по кредитам и займам.

Ставка налога на прибыль составляет 24%, а ставка единого налога — 15%, поэтому предполагается, что упрощенная система налогообложения позволит многим налогопла-тельщикам снизить общие налоговые обязательства. 2.

Значительное упрощение процедур налогового и бухгалтерского учета. Индивидуаль-ные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет налогов в книге учета доходов и расходов. Эти предприятия освобождены от требования составлять счета-фактуры и вести книгу продаж и книгу покупок, они также не ведут уче-та выплат каждому работнику и не вносят единый социальный налог (ЕСН) по ним. 3.

Сокращение объема отчетности, меньшее число налогов и более редкие сроки их уплаты и представления сведений по ним. Если единый налог заменяет собой несколько налогов, то уменьшается объем налоговой отчетности, что позволяет уменьшить объем работ в бухгалтерии. Отчетность по единому налогу представляется в налоговые органы один раз в квартал, по НДС и налогу на прибыль — ежемесячно. Налогоплательщики, которые применяют упрощенную систему, являются также налоговыми агентами, обязанности которых предусмотрены в Налоговом кодексе РФ (НК РФ).

Недостатки упрощенной системы налогообложения 1.

Возможность потери клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринима-телей, уплачивающих НДС. Поставщик, который применяет упрощенную систему нало-гообложения, не является плательщиком НДС, он не включает НДС в цену, следователь-но, покупатель не может принять сумму налога к вычету. Покупатель (плательщик НДС) определяет сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, как разницу между исчисленной суммой налога и налоговыми вычетами, т.е. при сохранении прибыли продавца покупателям (плательщикам НДС) выгоднее работать с теми продавцами, которые применяют общий режим налогообложения. 2.

Необходимость доплат сумм единого налога и соответствующей суммы пени при реа-лизации объектов основных средств. У организаций, применяющих в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, могут возникнуть слож-ности.

Представляется выгодным вести учет расходов на приобретение основных средств. В отношении учета приобретенных основных средств действуют следующие правила: 1) остаточная стоимость основных средств со сроком полезного использования до 3 лет включительно списываются в течение одного года с момента начала применения упро-щенной системы учета; 2) остаточная стоимость основных средств со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно списывается в течение первого года — на 50% стоимости, второго года — 30% стоимости, третьего года — оставшиеся — 20%; 3) остаточная стоимость основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение 10 лет (с момента начала применения упрощенной системы) списывается равными долями от стоимости основных средств.

Стоимость объектов основных средств, приобретенных в период применения упро-щенной системы налогообложения, сразу (на дату ввода в эксплуатацию) и полностью включается в состав расходов. В случае реализации (передачи) таких основных средств до истечения 3 лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения 10 лет с момента их приобрете-ния) налоговая база за весь период эксплуатации основного средства подлежит пересчету с учетом положений гл. 25 НК РФ с уплатой дополнительного налога и пени. 3.

Включение в налоговую базу авансов, полученных от покупателей и заказчиков. По-лученные авансы включаются в состав доходов, выданные авансы в состав расходов не включаются, так как расходами налогоплательщиков признаются затраты после их факти-ческой оплаты. Для исчисления единого налога принимаются только обоснованные и до-кументально подтвержденные расходы, а затратами следует признать стоимость ресурсов, потребленных при производстве и реализации товаров (работ, услуг), а также осуществ-лении внереализационных операций. Стоимость оплаченных материалов не может быть включена в состав расходов до момента их отпуска в производство (на общехозяйствен-ные или иные нужды). 4.

Негативные последствия в случае, когда право на упрощенную систему налогообло-жения утрачивается, или отказа от применения упрощенной системы. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения только с начала нового календарного года; для чего не позднее 15 янва-ря ему следует уведомить об этом налоговый орган.

Но возможен переход на общий режим налогообложения и в установленном законом порядке, так как помимо ограничения по применению гл. 26.2 НК РФ существуют ограничения по ст. 346.12, содержащиеся также в гл. 26.2, введенные Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ. Если по итогам отчетного периода доход налогоплательщика-предпринимателя превысит 15 млн руб.

или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн руб., то такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение, т.е. налогоплательщики будут обязаны в порядке, предусмотренном для но- возарегистрированных предпринимателей, уплачивать налог на доходы и все иные налоги, от которых они были освобождены ранее, причем с начала квартала, в котором они допустили превышение (исключение для авансовых платежей). НК РФ установил обязанность сообщать налоговому органу только о превышении ограничения по доходу, но не о стоимости амортизируемого имущества. Если налогоплательщики в период применения упрощенной системы отклоняются от условий, перечисленных в ст. 346.12 НК РФ, например создадут филиал, займутся игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, или их штат превысит 100 человек, или доля непосредственного участия в других организациях превысит 25%, то в этих случаях переход на общую систему налогообложения будет обязательным.

В таких случаях налогоплательщик не вправе применять упрощенную систему нало-гообложения и обязан уплатить все суммы налогов (с начислением пени и штрафов), под-лежащих уплате в соответствии с общим режимом налогообложения с начала налогового периода, т.е. календарного года, а не в льготном порядке — с начала квартала.

Переход в установленном законом порядке на общую систему налогообложения «зад-ним числом» с начала года для многих налогоплательщиков может оказаться разоритель-ным. То же самое ожидает и тех налогоплательщиков, при проверке которых налоговый орган установит, что они не соблюдали ограничений ст. 346.12 НК РФ еще при переходе на упрощенную систему.

Единый налог на вмененный доход

Налог на вмененный доход заменяет основную массу налогов традиционной налого-вой системы, увязанных с результатами хозяйственной деятельности. В этом случае нало-гоплательщику «вменяется» помимо его воли и экономических возможностей некоторый потенциально возможный валовой доход. Этот доход рассчитывается на основе совокуп-ности факторов, непосредственно влияющих на размер такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных гос-ударственных органов. Формируется некая условная сумма дохода (уровня доходности) на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работа-ющих и т.п.), и она характеризует определенный вид деятельности в сопоставимых усло-виях.

Вмененный доход — возможный доход плательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. Базовая доходность — условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

Корректирующие коэффициенты базовой доходности — коэффициенты, показываю-щие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятель-ности, облагаемой единым налогом. Можно выделить следующие корректирующие коэф-фициенты базовой доходности:

К1 — корректирующий коэффициент базовой доходности, который учитывает сово-купность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенностей населенного пункта или места расположения, а также места расположения внутри населенного пункта. Он определяется как отношение значения кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности налогоплательщиком к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной Госу дарственным земельным кадастром для данного вида деятельности. Порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земли устанавливается Правительством РФ;

К^ — корректирующий коэффициент базовой доходности, который учитывает сово-купность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассор-тимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и др.;

К3 — коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации. Этот коэффициент публикуется в порядке, установленном Правительством РФ.

84.Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

• деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);

• деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[2] и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);

• деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства)

Работа негосударственного пенсионного фонда в соответствии с российским законодательством[3] аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.

Появление первых негосударственных пенсионных фондов связано с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона. На основании Указа в 1993—1994 гг. было учреждено около 350 организаций, относящихся к негосударственным пенсионным фонда.

Деятельность в рамках программы государственного софинансирования пенсии С 2008 г. в целях стимулирования россиян к активному управлению своей пенсией, государство запустило программу софинансирования пенсии. В рамках этой программы застрахованное лицо (то есть любой, у которого имеется Свидетельство государственного пенсионного страхования) после вступления в Программу и перечисления взносов на свой пенсионный счет получит равную сумму от государства. Пример: Вы платите 2 000 рублей в год - государство доплачивает еще 2 000 рублей. Итого, на Ваш индивидуальный счет в Пенсионном фонде будет зачислено 4 000 рублей в год. Если Вы платите 12 000 рублей в год - государство доплатит еще 12 000 рублей. Итого, за год Ваш счет пополнится на 24 000 рублей. Вы можете вносить в фонд своей будущей пенсии и более 12 000 рублей год, но взнос государства при этом не превысит 12 000 рублей в год.

Деятельность по управлению материнским капиталом С 2008 г. выдается материнский капитал семьям, в которых родился или был усыновлен второй (третий или последующий) ребенок. Для многих семей может быть неактуальным расходование этого капитала в настоящий момент. Поэтому государство предусмотрело возможность временного инвестирования средств материнского капитала (всего или части) через НПФ по истечении 3 лет после рождения ребенка.

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению Вкладчик перечисляет взносы в НПФ на основании пенсионного договора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему — некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия. Фонд учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном или именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Эти резервы он инвестирует (обычно — через УК) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников. Однако следует помнить, что часть дохода направляется на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда. При выходе участника на пенсию НПФ (а в ряде случаев — в соответствии с договором — вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок её получения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: