Управление кадрами организации

Для осуществления производственного процесса необходимы работники определенных профессий с определенным уровнем квалификации. В конечном итоге от конкретных людей, их знаний, квалификации, компетентности, дис­циплины, мотивации, способности решать проблемы, восприимчивости к обу­чению зависят результаты работы организации.[9.178]

Персонал предприятия (кадры) — состав наемных работников, занятых в про­изводстве продукции (выполнении работ или оказании услуг) и его обслуживании. Трудовые отношения между предприятием (юридическое лицо) и работником (физическое лицо) регулируется договором найма, положения которого должны базироваться на Трудовом кодексе РФ.

Персонал предприятия можно классифицировать по следующим признакам.

1) По степени участия в производственной деятельности все работники распределяются на две группы:

· промышленно-производственный персонал (ППП) — работники производственной структуры предприятия, связанные прямо или косвенно с процессом про­изводства продукции (работ, услуг).

К ним относят работников основных, вспомогательных, обслуживающих, побочных цехов, а также работников администрации предприятия со всеми функциональными отделами и службами: технологическими, экономическими, коммерческими и др.;

· непромышленный персонал — работники, обслуживающие объекты социально- культурного, бытового назначения, находящиеся на балансе предприятия.

Например, работники, обслуживающие общежития, детские сады, профи­лактории. базы отдыха и пр.

По характеру выполняемых функций. Работники ППП независимо от сфе­ры приложения труда подразделяются на две основные группы: рабочие и служа­щие. из которых выделяются следующие категории (рис. 3.1).

Рабочие лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей и работами по оказанию материальных услуг, ремонтом, перемеще­нием грузов и др.

Рис.1.Состав промышленно-производственного персонала

Рабочие подразделяются на основных, вспомогательных и учеников.[9.179]

Основные (производственные) рабочие — работники, непосредственно участву­ющие в изготовлении продукции, выполнении работ или оказании услуг. Например, на машиностроительном заводе к ним относят станочников (токарей, фрезеров­щиков. сверловщиков, операторов станков с ЧПУ). слесарей-сборщиков и др.

Вспомогательные рабочие — работники, обслуживающие производственные процессы и создающие условия для бесперебойной работы основных рабочих. Напри­мер, к ним относят наладчиков оборудования, слесарей-ремонтников; транс­портных, погрузочно-разгрузочных и складских рабочих; контролеров, уборщи­ков бытовых и производственных помещений.

Ученики осваивают и готовятся к выполнению рабочих профессий (ученик токаря).

К группе служащих относят работников, связанных с управлением и обслужи­ванием процесса производства.

Руководители (административно-управленческий персонал) — работники, вы­полняющие функции управления и занимающие управленческие должности на пред­приятии и в его структурных подразделениях, а также главные специалисты и их заместители. Выделяют руководителей:

· высшего уровня - генеральный директор и главные специалисты предприятия (гл. инженер, гл. бухгалтер и др.) и их заме­стители;

· среднего — начальник цеха, участка, отдела; низового — мастера. Специалисты (инженерно-технические работники) — работники, выполняющие инженерно-технические, экономические, бухгалтерские, финансовые, юридические и другие аналогичные функции. Как правило, имеют высшее или среднее специальное образование. Например, агрономы, инспекторы, инженеры, бухгалтеры, эконо­мисты, финансисты, нормировщики, юристы, маркетологи, логисты, психоло­ги. техники, товароведы и др.

· Собственно служащие — работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет, контроль, делопроизводство и хозяйственное обслужива­ние. Например, агенты, архивариусы, делопроизводители, секретари, табельщи­ки. кассиры, коменданты, учетчики и др.

В зависимости от характера трудовой деятельности. Кадры подразделяют­ся по профессиям, специальностям и уровням квалификации.

Профессия - вид (род) трудовой деятельности, требующий для ее выполнения специальных знаний и практических навыков.

Специальность определяется дальнейшим разделением труда в пределах профес­сии. Дифференциация в специальностях по одной и той же. например, рабочей профессии чаще всего связана со спецификой применяемого оборудования. Например, профессия — токарь, а специальности — токарь-расточник, токарь - карусельщик. Для специалистов требуются дополнительные специальные знания и умения, например, профессия инженер, а специальность инженер - конструктор, инженер-технолог, инженер-испытатель и пр.

Уровень квалификации характеризуют степень и уровень подготовки работ­ника для конкретного вида работы, он отражается в тарифных разрядах или ка­тегориях.

Для рабочих уровнем квалификации служит тарифный разряд (от 1-го до 6-го, в некоторых отраслях до 8-го), присваиваемый по итогам проводимых ис­пытаний. Уровень квалификации специалистов определяется, как правило, на основе специального образования и по итогам проводимых аттестаций, где при­сваиваются соответствующие категории (III, II. I, высшая). Различают следую­щие уровни квалификации работников:

· высококвалифицированные (токарь 6-го разряда, инженер высшей ка­тегории);

· квалифицированные (токарь 3-го разряда, инженер III категории);

· малоквалифицированные (требуют уровня подготовки краткосрочных курсов);

· неквалифицированные (грузчики, уборщики производственных и быто­вых помещений, гардеробщики и др.).

2) По структуре кадров. Структура определяется по таким признакам, как возраст, пол, уровень образования, стаж работы, профессии и специальности, квалификация, степень выполнения норм и т. п. Структуру кадров можно рас­сматривать как по предприятию в целом, так и по отдельным его подразделениям.

Например, численность инженерно-технических работников под влиянием НТП увеличивается более быстрыми темпами по сравнению с ростом числен­ности рабочих при относительной стабильности удельного веса руководителей. Это обусловлено совершенствованием производства, его технической оснащен­ности, которая связана с возрастающей сложностью выпускаемой продукции и, как следствие, появлением рабочих мест, на которых необходима инженерная подготовка.

Деятельность по упорядочению и координации взаимодействия

между людьми, а также между людьми и материальными объектами

составляет содержание управления.

Объектом управления трудовыми ресурсами в организации явля­ются работники, их социальное положение и взаимосвязи, деятель­ность и развитие, контроль и оценка. С ростом конкуренции, совер­шенствованием технологий, борьбой за потребителей и качество продукции изменились и требования к работнику. Главным является признание высокой социальной ответственности, лежащей на работ­никах предприятия и в первую очередь на руководителях. Это пот­ребовало существенных изменений в принципах, методах и формах работы с персоналом предприятия. Проблемы управления трудо­выми (человеческими) ресурсами, трудовым потенциалом стано­вятся важным фактором успеха предприятия.

Управление персоналом — это часть менеджмента, обеспечива­ющая формирование социальной политики предприятия, социаль­ного партнерства, доверия между наемными работниками и работо­дателями. Без управления персоналом невозможно нормальное функционирование предприятий (фирм, организаций) любых форм собственности. Процесс управления трудовыми ресурсами (персо­налом) на предприятии можно представить следующим образом:

Элемент управления трудовыми ресурсами Содержание элемента управления трудовыми ресурсами
  Формирование кадровой политики Создание системы планов, норм и нормативов, административных, экономических, социальных и других мероприятий, нацеленных на решение кадровых вопросов
  Планирование потреб­ности в трудовых ресурсах (персонале) Разработка плана удовлетворения будущих коли­чественных и качественных потребностей в люд­ских ресурсах
  Подбор персонала, отбор персонала Создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям. Оценка кандидатов на рабочие места и отбор наи­более квалифицированных из резерва, созданного в ходе набора
  Адаптации персонала Введение новых сотрудников в организацию и ее подразделения, основанное на постепенном вклю­чении их в процесс производства в новых профес­сиональных, психофизиологических, организационно-административных условиях труда
  Обучение и развитие пер­сонала Разработка программ для обучения трудовым на­выкам работников и индивидуальные программы для определенных категорий персонала
Элемент управления трудовыми ресурсами Содержание элемента управления трудовыми ресурсами
  Управление деловой карь­ерой Мероприятия по планированию, мотивации и контролю служебного роста работника
  Управление конфликтами Анализ причин конфликтов. Предотвращение и разрешение конфликтов в коллективе
  Оценка трудовой деятель­ности Разработка методик опенки работы персонала и проведения опенки трудовой деятельности с ис­полнением результатов (повышение, понижение по службе, перевод, увольнение)
  Анализ качества управ­ления персоналом Совершенствование системы управления персона­лом на предприятии

Процесс управления трудовыми ресурсами (персоналом) в организации.

Выбор методов управления персоналом зависит от устояв­шихся предпочтений трудового коллектива, а также от целей предприятия.[2.70] Управление персоналом включает в себя широкий спектр функций. Рассмотрим основные.

Формирование кадровой политики предприятия. Кадровая политика тесно связана со всеми сферами хозяйственной политики пред­приятия. Основными задачами кадровой политики являются:

1) свое­временное и качественное обеспечение предприятия персоналом необходимой численности;

2) рациональное использование кадрового потенциала;

3) обеспечение условий реализации прав и обязан­ностей работников, предусмотренных трудовым законодательством.

Кадровая политика документируется, что делает возможным вы­разить взгляды руководства предприятия на улучшение взаимодей­ствия подразделений, установить последовательность в процессе принятия кадровых решений, информировать персонал о правилах внутренних взаимоотношений и т.д.

Планирование потребности в трудовых ресурсах (персо­нале). Это очень важное направлений кадрового планиро­вания, позволяющее установить на определенный период времени качество и количество персонала.

Планирование потребности в персонале состоит из следующих этапов:

1) анализ различных планов предприятия, имеющих влияние на кадровое обеспечение (планы производства и реализации, планы инвестиций и т.д.);

2) анализ статистики, включая информацию о развитии, продвижении, оценке персонала;

3) учет фактического состояния по количеству и качеству работников;

4) расчет каче­ственной и количественной потребности в персонале на планируе­мый период;

5) планирование мер по покрытию потребности в трудовых ресурсах. Качественная потребность в персонале — это потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалифика­ционных требований к персоналу. Количественная потребность — планируется посредством определения расчетной численности пер­сонала и ее сравнения с фактической обеспеченностью на опреде­ленный плановый период.

Процесс подбора и отбора персонала. Состоит из следующих ста­дий: детализации требований к вакантному рабочему месту и к кан­дидату на занятие вакансии, подбора кандидатов, отбора кандидатов и приема на работу. Формализация требований к кандидатам явля­ется обязательным условием серьезного отбора. Наиболее распро­страненной формой такой формализации является подготовка долж­ностной инструкции, т.е. документа, описывающего основные требо­вания и функции сотрудника, занимающего данное рабочее место. На предприятиях должностная инструкция подготавливается служ­бой управления персоналом совместно с руководителем подразделе­ния, в котором существует вакантная должность.

Определив требования к кандидату, служба управления персона­лом может приступить к следующей стадии — к подбору кандидатов. Для привлечения кандидатов следует использовать ряд источников: поиск кандидатов внутри предприятия; их подбор с помощью со­трудников; размещение объявлений в средствах массовой информа­ции; выезд в институты и другие учебные заведения; услуги государ­ственных агентств занятости; услуги частных агентств по подбору персонала; Интернет. Управление персоналом предприятия предполагает владение всем набором приемов для привлечения кандидатов и использование их в зависимости от конкретной задачи.

Подбор кандидатов является основой отбора будущих сотрудников предприятия. Стадия отбора предполагает:

1) первичное знакомство с претен­дентами (собеседование);

2) сбор и обработку информации о них по определенной системе;

3) оценку качеств кандидатов и составление достоверных «портретов»;

4) сопоставление фактических качеств претендентов и требований к должности;

5) сравнение кандидатов на одни должности и выбор наиболее подходящих;

6) назначение или утверждение кандидатов в должности, заключение с ними трудового договора. Порядок и правила отбора и найма персонала целесооб­разно зафиксировать в письменном виде.

На предварительном этапе отбора происходит первичное выяв­ление кандидатов, способных выполнять требуемые функции, мак­симальное сужение круга претендентов и формирование из них ре­зерва, с которым и проводится в дальнейшем более тщательная ра­бота. Первичное выявление происходит путем анализа документов (анкет, резюме, характеристик, рекомендаций) на предмет их соот­ветствия требованиям предприятия к будущим сотрудникам. В ре­зультате делается вывод о целесообразности личной встречи с пре­тендентом. Приглашение на нее может быть предварительно сделано по телефону, но желательно подтвердить его письменно. Перед со­беседованием, происходящим в рамках такой встречи, стоят следу­ющие основные задачи:

· предварительное определение компетенции и личных качеств претендента, его заинтересованности в работе;

· информирование его об организации и преимуществах работы в ней, содержании работы, процессе адаптации и необходимых для этого сроках;

· выяснение интересов и ожиданий обеих сторон, области их раз­личия и совпадения, возможности нахождения согласия;

· предоставление претенденту возможности оценить, действи­тельно ли он хочет получить эту работу.

Результаты ознакомительного собеседования, обычно позволяют отсеять сразу до кандидатов, а для остальных выбрать наи­более подходящие методы дальнейшей проверки и изучения пси­хологических и профессиональных качеств с целью установления их пригодности для выдвижения на соответствующую работу и выпол­нения должностных обязанностей. Надежным методом проверки претендентов является тестирование, которое предназначается как для отбора лучших кандидатов, так и для отсева слабых. С помощью тестов можно оценить скорость и точность выполнения работы, устойчивость внимания, зрительную память, владение смежными операциями, аналитическое мышление, аккуратность, умение быстро ориентироваться, усидчивость, исполнительность, интерес к работе, умение общаться с людьми, личные качества. Но итоговый выбор происходит с помощью менее формализованных ме­тодов (надежность общих тестов составляет менее 50%). Кроме того, проведение тестов связано с высокими издержками.

Завершающим этапом процесса отбора является собеседование с линейным руководителем, который с помощью специалиста по пер­соналу и штатного психолога на основе сопоставления различных кандидатов выбирает наиболее подходящего из них. Такое собеседо­вание проводится обычно с группой лучших претендентов (2—3 че­ловека на каждую должность), направляемых кадровой службой. При согласии сторон происходит заключение трудового договора и изда­ние приказа о назначении на должность. После зачисления на пред­приятие происходит введение нового работника в должность, кото­рое представляет собой совокупность процедур, имеющих цель со­кратить период адаптации в коллективе.

Трудовая адаптация персонала. Это взаимное приспособление ра­ботника и предприятия, основанное на постепенном включе­нии работника в процесс производства в новых для него условиях труда. Если пред­приятие крупное и вновь принятых много, то введение в должность может быть не только индивидуальным, но и коллективным. Обычно оно происходит с помощью специального курса ориента­ции, который организует служба управления персоналом. В про­цессе общей ориентации, осуществляемой службой управления персоналом, происходит ознакомление новичка с предприятием, его политикой, условиями труда, техникой безопасности и т.д.

При индивидуальном введении в должность руководитель представляет его коллективу (рассказывает биографию, отмечая достоинства), знакомит с подразделением и обстановкой в нем, подробно излагает требования, сообщает о трудностях, которые могут встретиться, и наиболее распространенных ошибках в работе. В результате каждый новичок должен узнать общие правила, требо­вания к работе, ее выполнении и т.д. Помимо адаптации человека к работе необходима адаптация работы к чело­веку. Она предполагает организацию рабочих мест в соответствии с требованиями эргономики, гибкое регулирование ритма и продол­жительности рабочего времени, построение структуры предприятия (подразделения) и распределение трудовых функций и конкретных заданий исходя из личных особенностей и способностей работников; индивидуализацию системы стимулирования.

В итоге рассмотрения данного вопроса становится понятно, что управление кадрами предприятия задействует внушительное количество ресурсов. Вместе с тем следует подчеркнуть, что если учесть множество необходимых моментов при осуществлении кадровой политики предприятия, то в конечном итоге сформируется оптимальный количественный и качественный состав предприятия, который благоприятно скажется на результатах его работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: