double arrow

Структура выпускной квалификационной работы. Структурными элементами выпускной квалификационной работы являются:

Структурными элементами выпускной квалификационной работы являются:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

-список использованных источников

-приложения.

Титульный лист (Приложение 1) является первой страницей ВКР и не нумеруется. Титульный лист содержит следующие реквизиты:

- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (прописные буквы, 12-й размер шрифта);

- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования (строчные буквы, первая прописная, 12-й размер шрифт);

- «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (полужирный шрифт, прописные буквы, в кавычках, 14-й размер шрифта);

- (ФГБОУ ВПО «КубГУ») (полужирный шрифт, в скобках, 14-й размер шрифта);

- Институт начального и среднего профессионального образования (строчные буквы, первая прописная, 14-й размер шрифта);

- Гриф допуска к защите.

- форма работы (ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА) – полужирный шрифт, прописные буквы, 14-й размер шрифта;

- НАЗВАНИЕ РАБОТЫ (полужирный шрифт, прописные буквы, 14-й размер шрифта;

- расшифровка подписи (инициалы и фамилия) автора работы, факультет, специальность (направление подготовки) (14-й шрифт). Подпись и дата (12-й шрифт). Порядок расположения реквизитов (приложение 1)

-специальность (полужирный шрифт, строчные буквы, первая прописная, 14-й размер шрифта);

-должность, ученая степень, ученое звание, расшифровка подписи (инициалы ифамилия) научного руководителя (14-й шрифт). Подпись и дата (12-й шрифт)

- должность, ученая степень, ученое звание, расшифровка подписи (инициалы ифамилия) нормоконтролера (14-й шрифт). Подпись и дата (12-й шрифт).

- город и год выпуска работы без знаков препинания и без сокращения слова «город» («г.») (строчные буквы первая прописная, 14-й размер шрифта).

В содержании (приложение 2) включены введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов, заключение, список использованных источников и приложения.

Перед наименованием всех разделов, подразделов, пунктов приводят их номера. Перед наименованием приложения печатают слово «Приложение» и его буквенное значение.

Номера подразделов приводят после абзацного отступа, равного двум знакам, относительно номеров разделов. Номера пунктов приводят после абзацного отступа, равного двум знакам, относительно номеров подразделов.

После наименования каждого структурного элемента ставят отточие, а затем приводят номер страницы работы, на которой начинается данный структурный элемент.

При необходимости продолжения записи наименования на второй (последующей) строке его начинают на уровне начала этого наименования н первой строке, а при продолжении записи наименования приложения – на уровне записи обозначения этого приложения.

Введение, заключение, список использованных источников и приложения не нумеруются.

Введение, наименование разделов и приложений, заключение список использованных источников выравниваются по левому краю, без абзацного отступа.

Во введении раскрывается актуальность темы, определяются проблема, цель и основные задачи работы, ее практическая значимость, объект и предмет исследования, а также формулируются теоретические основы и методология исследования.

Актуальность – значимость, востребованность и своевременность изучения данной темы на сегодняшний день. Для раскрытия актуальности выбранной темы ВКР необходимо определить степень проработанности этой темы в трудах отечественных и зарубежных специалистов, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации. Актуальность исследования не может быть обусловлена только тем, что данная тема или проблема остается малоизученной в научной литературе. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования. Актуальность темы должна плавно подводить к цели ВКР.

Проблема исследования – это формулирование основного вопроса, ответ на который дается в ВКР. В проблеме дается ответ на вопрос: ради чего проводится данное исследование? Проблема отражает наличие какого-либо противоречия в теории и практике психолого-педагогической реальности. В педагогике и психологии противоречие понимается как несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта (например, противоречие между различными точками зрения по конкретному явлению, между необходимостью решить практическую задачу и отсутствием разработанных методик и технологий ее решения, между требованиями реальной ситуации и наличными возможностями индивида и т.п.). Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса: каковы пути и направления развития..., каковы условия формирования..., каким образом возможно преодоление таких-то трудностей.... Пример проблемы (тема: «Формирование и развитие толерантного поведения школьников в условиях учреждений дополнительного образования детей»): Каким образом в условиях учреждений дополнительного образования детей у школьников можно формировать толерантное поведение.

Цель ВКР – образ желаемого результата исследования, отражающий главный итог выполняемой исследовательской и практической деятельности. Цель исследования ориентирует выпускника на конечный результат работы. Цель ВКР может содержать определенную новизну (поиск новых знаний в науке, педагогической практике, применение существующего знания, методов к новым условиям) и творческий подход к решению проблемы. Например, цель: исследовать эффективные условия формирования толерантного поведения школьников в условиях учреждений дополнительного образования детей.

Задачи ВКР формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели исследования. Они конкретизируют цель исследования и практической педагогической деятельности, подразделяя ее достижение на определенные этапы, так как они раскрывают пошаговый алгоритм достижения поставленной цели, в них отражаются не только общие этапы работы, но и значение полученных промежуточных выводов для понимания общей проблемы исследования. Формулировки задач необходимо делать как можно точнее, поскольку они тесным образом связаны с формулировкой параграфов, глав и направлениями полученных результатов, указывающих на достижение цели ВКР. Последовательно решая поставленные задачи, выпускник последовательно продвигается к достижению цели.

Объект исследования - фрагмент изучаемой реальности – явление или процесс, порождающий проблемную ситуацию, избранную для изучения в ВКР. Например, процесс формирования толерантного поведения школьников, методы формирования социальной компетентности младших школьников и т.д.

Предмет исследования – это наиболее значимая часть (сторона) объекта, на которую направлено основное внимание исследователя. Предмет исследования обычно содержит центральный вопрос проблемы. Им могут быть наиболее значимые с теоретической, методологической, практической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Именно предмет исследования определяет тему ВКР и чаще всего аналогичен с ней. В этой связи, следует избегать чрезмерно общей или чрезмерно детализированной формулировки темы (предмета) исследования в ВКР. Например, игра как метод формирования социальной компетентности младших школьников.

Таким образом, между объектной областью, объектом и предметом исследования существуют отношения соподчинения сверху вниз. Иначе говоря, объект уже объектной области, предмет — уже объекта. Причем сужение происходит за счет более детального рассмотрения, изучения. Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом может стать объектной областью.

Обязательным элементом введения является описание методов исследования, служащих инструментом достижения поставленной в работе цели. Выбор методов исследования зависит от темы, проблемы, цели и задач исследования. В настоящее время существуют десятки классификаций методов исследования, Так, исходя из критерия сбора и распределения материала различают: методы сбора материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования.

По уровню проникновения в сущность проблемы выделяют методы эмпирического и теоретического исследования. К эмпирическим методам относятся способы выявления и обобщения фактов, а также такие методы как: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. К теоретическим методам, направленным на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования, относятся теоретический анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, моделирование, обобщение, классификация, сравнение, конкретизация и идеализация. Из всего разнообразия методов необходимо выбрать такие, которые обеспечат максимальный эффект исследования

Практическая значимость ВКР должна заключаться в разработке конкретных рекомендаций, мероприятий, которые следует провести субъектам образовательной деятельности для повышения эффективности своей работы.

В конце введения желательно раскрыть структуру работы, т.е. кратко дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Содержание основной части ВКР должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Основная часть содержит, как правило, 2-3 главы, каждая из которых в свою очередь делится на 2-3 параграфа. Обязательным для ВКР является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

Первая глава носит общетеоретический характер и служит основой для дальнейшего изложения материала. В этой главе на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается современная сущность исследуемой проблемы, история ее изучения, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития, вскрывает недостатки и обусловившие их причины, намечает способы их устранения.

Третья (практическая) глава обычно носит исследовательский характер и включает в себя:

- Организация и методы исследования.

- Анализ и интерпретация полученных в ходе эмпирического исследования результатов.

- Выводы исследования.

Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. В нем логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в процессе написания ВКР. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработки. Главное в заключении – показать, как решены поставленные задачи исследования. Сюда должно войти то, что было получено, доказано, обсуждено и описано студентом в его работе. Каждый вывод начинается с красной строки. В заключении студенту необходимо, прежде всего, показать, что сумел сделать самостоятельно и какие результаты привели к сделанным выводам. Первыми обычно идут выводы, относящиеся к новым положениям, установленным автором в теоретических вопросах. Следующими по порядку идут выводы, относящиеся к практическим вопросам. В последнюю очередь студент отражает то новое и достаточно важное, что было обнаружено по ходу его исследования. Выводы должны носить строго декларативный характер и не иметь никакой дополнительной аргументации.

Список использованных источников является составной частью ВКР и должен соответствовать теме. В список включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются ссылки, но и те, которые были изучены дополнительно при исследовании темы работы. Список литературы нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте работы и нумеровать арабскими цифрами. Возможны и иные принципы расположения источников, в зависимости от объемы библиографического списка, например:

- алфавитный принцип;

- логический принцип (расположение источников осуществляется в некоторой последовательности в зависимости от содержания, от простого к сложному);

- предметно-тематический принцип (в этом случае весь массив библиографических описаний источников разбивается на несколько предметно-тематических разделов, каждый из которых имеет свой заголовок).

Приложения оформляются как продолжение работы на последующих страницах. К ВКР могут быть приложены конспекты уроков, разработанные программы, графики, таблицы, анкеты и т.п. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Приложения располагают в той последовательности, в какой они рассматриваются в тексте работы. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием на Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита начиная с буквы «А» наверху по центру строки страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его буквенного обозначения. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с буквы «А», за исключением букв «Ё», «З», «Й», «О», «Ч», «Ь», «Ы», «Ъ». Приложение должно иметь содержательный заголовок который записываю симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: