Анализ внешней и внутренней среды

В современных условиях функционирования предприятий необходимо проводить анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия, которые обусловили его современное состояние.

Внешняя среда представлена факторами макросреды и микросреды. Макросреда (среда косвенного воздействия) неподконтрольна предприятию, но оказывает влияние на принятие менеджерских решений, особенно стратегических. Источниками информации о факторах макросферы, которые оказывают влияние на деятельность предприятия и содержат потенциальные угрозы либо новые возможности для его развития, выступают средства массовой информации.

Факторы макросреды оказывают различное, изменяющееся со временем влияние на стратегию бизнеса.

Анализ факторов макросреды (среды косвенного воздействия) целесообразно осуществлять методом PEST-анализа (Приложение Б)

Анализ макроокружения предприятия позволяет выявить критиче­ские факторы и установить угрозы и возможности. К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на предприятие, относятся экономи­ческие (факторы 1.1, 1.2, 1.4), политические (факторы 2.1), техноло­гические (факторы 4.1, 4.2) и международные (факторы 3.1,3.2). К угрозам следует отнести ожида­ние высоких темпов инфляции, снижение доходов потребителей, подорожание импортного сырья и оборудования, появление новых тех­нологий. К возможностям можно отнести курс государства на поддержку отечественного производителя, увеличение доходов от экспорта, сниже­ние тарифов топливо, а также расширение межгосударственного сотрудничества внутри СНГ.

Оценка внешней среды предприятия с применением методики PEST-анализа позволяет сделать следующие выводы о влиянии ряда факторов на деятельность ОАО «БРТ»:

* состояние конкуренции влияет двояко: способствует дальнейшему развитию организации тем, что наличие конкурентов подвигает на создание лучшего продукта (товара, услуги и т.д.) посредством разработки и внедрения новой технологии, оптимизацией организации (оргструктуры) на предприятии и т.п., и затрудняет, т.к. высокая конкуренция со стороны отечественных и зарубежных предприятий не позволяет занять определенную нишу на рынке, тем самым предприятие может быть и вовсе вытиснутым с рынка, что обуславливает отсутствие его развития;

* отсутствие природно-сырьевых ресурсов, оказывает отрицательное влияние на данное предприятие, так как оно затрудняет развитие производственной деятельности, а значит и развитие предприятия в целом, т.к. подобные ресурсы менее доступны и дороже;

* затруднение развития инфраструктуры (информации, транспорта, связи, банковской системы, товароснабжения и товародвижения, маркетинга, рекламы, страхового дела, аудита) не способствует деятельности исследуемой организации, т.к. рыночная инфраструктура позволяет предприятию динамично развиваться, обеспечивая его всем необходимым на каждом этапе его жизненного цикла.

Микросреда (среда прямого воздействия) оказывает непосредственное влияние на функционирование предприятия. К ней относятся поставщики, потребители, конкуренты и т.п.

ОАО "Балаковорезинотехника" является крупнейшим поставщиком резинотехнических изделий на крупные конвейера России.

Емкость рынка РТИ на настоящий момент освоена лишь на 30-35 %, при этом распределение по освоенности региональных рынков крайне неравномерно (наиболее освоенными являются Центральный, Поволжский и Волго-Вятский регионы, практически не освоены регионы Сибири и Дальнего Востока).

Неравномерность освоения регионов объясняется составом промышленности в регионах, в том числе наличием в регионе предприятий автомобилестроения или машиностроения. Освоенность регионов позволяет оценить потенциальные объемы сбыта потребителям каждого региона, что может быть учтено в ценах на продукцию.

ОАО «Балаковорезинотехника» является постоянным и надежным партнером 20 стран мира. Поставка резинотехнических изделий, запасных частей к автомобилям марки ВАЗ и других резиновых изделий, пользующихся спросом, осуществляется в США, Германию, Великобританию, Францию, Венгрию. Осваивается рынок сбыта Австралии, Бельгии, Новой Зеландии, Египта и др.

ОАО «БРТ» является лидером рынка РТИ, а по многим видам продукции - и монополистом, следовательно, это предъявляет дополнительные требования к ОАО «БРТ», так как на него ориентируются предприятия-конкуренты Маркетинговой службой ОАО «БРТ» систематически проводится анализ конкурентной среды и сравнительный анализ цен на аналогичную продукцию, выпускаемую конкурирующими предприятиями. Так как на настоящий момент не имеется возможности вести учет всех выпускаемых конкурентами аналогов на изделия производства ОАО «БРТ», сбор информации проводится в первую очередь на изделия, пользующиеся устойчивым спросом на рынке.

Распределение рынка между заводами – изготовителями резинотехнических изделий представим на рисунке 1.

25%
18%
9%
8%
5%
4%
3%
2%
1%
БРТ
Курскрезинотехника
Уральский РТИ
Саранск резинотехнтика
УЗЭМИК, Уфа
Ярославль Резинотехника
КВАРТ, Казань
ВРТ
Хорватия
Уралэластотехника
Резинотехник, Черкесск
Ярославль РТИ
Поликур, Курск
Тульский РТИ
Сибэласт, Кпасноярск
Барнаул РТИ
РТИ - Каучук
Оренбург РТИ
Краснодарский РТИ

Рисунок 1– Основные конкуренты ОАО «БРТ»

Основными конкурентами на рынке производства резинотехнических изделий являются такие предприятия как: Уральский завод РТИ, Ярославский завод РТИ, ОАО «Ярославльрезинотехника», «Курскрезинотехника», Тульский завод РТИ, Краснодарский завод РТИ, Барнаульский завод РТИ и др.

Основными конкурентами на рынке производства кровельных материалов являются: ООО «ОбнинскГазПолимер» г. Обнинск, УЗЭМИК г. Уфа, ООО «Мелстром» г. Белгород, Саранский завод РТИ г. Саранск, Барнаульский з-д РТИ г. Баранул, ООО «Кварт» г. Казань, ОАО «Курскрезинотехника» г. Курск, «ЯЗМП» г. Ярославль и др.

Конкуренты в основном расположены в районе «среднее качество – средняя цена», а ОАО «БРТ» занимает обособленную позицию в районе «высокое качество – высокая цена».

Еще одним немаловажным фактором является то, что в настоящее время наметилась тенденция сертификации отечественных автомобилей требованиям международных стандартов. И это вынуждает автозаводы требовать от своих поставщиков аналогичного соответствия. А как уже было сказано выше Система Качества ОАО «БРТ» сертифицирована по международным стандартам системы качества ISO 9001.

Для осуществления эффективной торговой политики, т.е. повышения объема продаж вследствие изучения конъюнктуры рынка и требований потребителей на предприятии сформирована дилерская сеть по России и зарубежным странам.

Сбытовая политика предприятия являлась и является следствием ориентации предприятия на работу по договорам с заводами и авто конвейерами. В связи с этим основной объем производства, и реализации продукции составляют поставки по долгосрочным договорам.

К числу основных потребителей предприятия относятся ведущие автозаводы страны ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, УралАЗ, КамАЗ, АО «Москвич» и другие С ними налажены тесные контакты и хорошие деловые отношения, что позволяет решать возникающие вопросы в предельно короткие сроки. На рисунке 2 представлена существующая на сегодняшний день картина отгрузки РТИ потребителям.

Рисунок 2 – Основные потребители ОАО «БРТ»

Доля ВАЗовских заказов составляет более половины от общего объема выпускаемой продукции, который в минувшем году составил в денежном выражении 4 млрд. 076 млн. 162 тыс.руб. Предпочтение, которое отдают ведущие автозаводы страны ОАО «БРТ» не случайно. Предприятие постоянно работает над повышением качества продукции. Это всегда было одним из приоритетных направлений деятельности предприятия. Обеспечить высокое качество позволяет оборудование известных зарубежных фирм «Пиррелли», «Сайаг», «Десма», «Рэп», «Шольц», «Круп», «Айгис», «Технофайор», «Персико» и т.д., применение современных технологий, высокая квалификация и многолетний опыт специалистов предприятия, в том числе службы качества. Для контроля исходного сырья, резиновых смесей и деталей на предприятии функционирует испытательный центр, который является крупнейшим в отрасли и располагает более чем 2000 единицами новейшего оборудования и уникальных приборов.

Специфика деятельности обусловила тот факт, что, ассортимент выпускаемой продукции рассчитан, прежде всего, на снабжение конвейеров автозаводов, то есть предприятием выпускаются практически все резинотехнические детали, используемые для сборки и комплектации автомобилей – около 5000 позиций РТИ, в том числе по спецификации АвтоВАЗа – более 1500 позиций, по спецификациям КамАЗа – более 800, ГАЗа – более 500, а также РТИ для автомобильного производства АЗЛК, ЗИЛ и других автозаводов, детали, входящие в различные узлы и агрегаты в сборе.

Такое внимание к технологической внутренней переменной предприятия способствовало тому, что сегодня ОАО «БРТ» является не только крупнейшим специализированным предприятием в отрасли, но и монополистом по выпуску многих видов продукции, крайне необходимой для российского машиностроения.

Доля импорта в общем объеме поставок поставщиками составляет 45% - 181 позиций.

Основными поставщиками сырья и материалов ОАО «БРТ» являются:

§ ОАО «Лукойл-Севернефтепродукт (каучук: БНКС-18АМН, 18АН);

§ ОАО «Уфаоргсинтез» (каучук СКЭПТ-40,50);

§ ООО «Тольяттикаучук (каучук СКИ-3);

§ ОАО «Омсктехуглерод (углерод технический П-514);

§ ООО «ВЗТУ» (углерод технический П-324);

§ г. Волгоград ООО «Сосногорский газоперерабатывающий завод» (углерод технический П-701);

§ ОАО «Красноярский завод синтетического каучука» (битум «Пластбит»).

12%
10%
15%
7%
12%
22%
22%
ОАО «Красноярский завод синтетического каучука»
ОАО «Уфаоргсинтез»
ООО «Тольяттикаучук»
ОАО «Омсктехуглерод»
ООО «ВЗТУ»
ООО «Сосногорский газоперерабатывающий завод»
ОАО «Лукойл-Севернефтепродукт»

Рисунок 3 – Сегментация рынка поставщиков

Если на себестоимость, а значит и на отпускную цену предприятия можно влиять за счет сокращения затрат в технологическом процессе, обновления основных фондов и других, то на конечную цену у потребителя в настоящий период кардинально влияют транспортные расходы по доставке груза, которые достигают до 50 процентов стоимости самой продукции ОАО «БРТ». Выросший железнодорожный тариф за пределы разумного, катастрофически сократил традиционные рынки сбыта продукции.

Внутренняя среда предприятия представляет собой совокупность переменных величин (ресурсов, возможностей, факторов), которые формируются внутри организации и выступают ресурсом ее развития. Факторы внутренней среды подразделяются на те, которые позволяют предприятию иметь преимущества в конкурентной борьбе (сильные стороны) и те, которые препятствуют достижению успеха (слабые стороны).

Более 2000 наименований деталей изготавливается в объединении. Среди них формовые и неформовые изделия, вентиляторные ремни рукава для систем охлаждения, питания, тормоза, резинопробковые детали и многое другое.

Выпускаемые формовые изделия конструктивно подразделяются на резиновые, резинотканевые и резинометаллические, которые в свою очередь могут быть тонкостенными, толстостенными, полыми, монолитными и пористыми.

Объединение выпускает большую группу формовых изделий:

§ резиновые и резинометаллические амортизаторы для смягчения ударов, поглощения шума и вибрации;

§ уплотненные манжеты и кольца различных сечений для создания герметичности различного рода подвижных и неподвижных соединений;

§ резинотканевые и резиновые диафрагмы для регулирования дозировки жидкости и газа;

§ резинопробковые прокладки, работающие в агрессивных средах при высоких температурах;

§ защитные резиновые и резинометаллические чехлы;

§ губчатые (пористые) детали различной конфигурации, применяемые как уплотнители.

Значительную роль в объеме резинотехнических изделий занимают неформовые изделия. Армированные и неармированные уплотнители из монолитной и губчатой резины с напыленным ворсом предназначены для уплотнения сопряжения в автомобилях. В большом количестве выпускаются изделия из прорезиненной ткани.

Анализ внутренней среды проводится с помощью SWOT – анализа.

SWOT - анализ предприятия ОАО «БРТ» (приложение А) показал, что эффективная рекламная компания, создание и распространение бесплатных рекламно-информационных материалов о деятельности предприятия позволит выйти на новые рынки и на дополнительные группы покупателей, а налаживание системы своевременных поставок проведение модернизации оборудования и разработка эффективной системы мотивации персонала позволят максимально эффективно использовать все возможности предприятия.

Предприятие имеет хорошо подготовленный, дисциплинированный и организованный персонал. Работник предприятия в совершенстве знает технологию производства, что позволяет сокращать риск срыва производственного процесса.

На предприятии происходит внедрение инновационного оборудования и технологий. Ведется анализ технического состояния, определение возможностей и условий для дальнейшей эксплуатации, продлению ресурса оборудования.

Многолетний опыт производства резинотехнических изделий, наличие необходимых производственных мощностей, высокое качество продукции и правильная работа торгового дома «РАБОТЭК» позволят предприятию занять лидирующие позиции среди производителей стран Восточной Европы и гибкое ценообразование защитит при вторжении в отрасль новых компаний с низкими издержками, а адекватность финансовых ресурсов обеспечит минимальные потери при росте темпа инфляции.

ОАО «БРТ» для поддержания своих сильных сторон особое внимание должно уделить укреплению рынков сбыта путем сертификации продукции, размещению рекламы в СМИ, поиску новых партнеров, заключению среднесрочных и долгосрочных договоров и контрактов.

К слабым сторонам предприятия относятся:

1. низкая рентабельность продаж из-за высокой себестоимости выпускаемых товаров;

2. нехватка оборотных средств;

3. расширение ассортимента идет за счет небольшого изменения уже выпускаемых предприятием товаров;

4. отсутствие информированности покупателей о продукции предприятия;

5.большая текучесть кадров.

Вторжение в отрасль мощных компаний с низкими издержками или высоким качеством продукции значительно ухудшит конкурентную позицию, а узкий ассортимент приведет к потере значительной доли покупателей при изменении их потребностей.

На сегодняшний день продолжает существовать не стабильная ситуация во всем мире в связи с кризисом и это отрицательным образом влияет на деятельность предприятия. Подтверждение тому массовое увольнение работников и снижение объемов производства из-за не востребованности производимых товаров у основных потребителей.

Таким образом, положение ОАО «БРТ» на российском рынке достаточно нестабильно. Руководству следует обратить внимание на такие сферы, как внутрифирменное управление, маркетинг, производственная база, материально-техническое снабжение и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: