double arrow

Закон композиции и пропорциональности

Организация представляет собой единый, целостный развивающийся объект, для которого как для целенаправленной динамической самонастраивающейся системы характерна тенденция к объединению.

Формирование объединений различного уровня происходит в соответствии с законом композиции и пропорциональности, который утверждает, что в рамках достижения единой цели существует объективная тенденция организаций к созданию устойчивых объединений с соблюдением принципов соразмерности и пропорциональности.

Указанная тенденция реализуется прежде всего в желании выбрать оптимальную структуру и создать благоприятную среду обитания, что особенно характерно для современных организаций, работающих в условиях глобализации экономической и политической деятельности мирового сообщества. На этом фоне происходит активное формирование организаций «мирового масштаба», которые принято называть надорганизациями, поскольку они регулируют или влияют на работу таких больших организационных систем, как целые государства.

Формирование надорганизаций началось с конца XIX века. Кратко охарактеризуем деятельность некоторых наиболее известных международных организаций. Одной из первых организаций мирового уровня стала массовая международная организация пролетариата — 1-й Интернационал. Его основателями и руководителями были К. Маркс и Ф. Энгельс. На почве 1-го Интернационала в 1889 году был основан 2-й Интернационал — международное объединение рабочих партий. Предпосылками его создания явились рост рабочего движения в условиях перехода от домонополистического капитализма к империализму и широкое распространение во всем мире марксистских идей. Позже был создан 3-й коммунистический, затем 4-й (международное троцкистское объединение) Интернационалы.

Сразу после второй мировой войны была создана Организация объединенных наций (ООН). Решения и действия ООН отражают складывающееся соотношение сил между государствами мира, отслеживая преобладающие тенденции мировой жизни. ООН вносит полезный вклад в осуществление целей и принципов, провозглашенных в ее уставе. Эта организация представляет собой важнейший инструмент содействия урегулированию актуальных международных политических проблем.

Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО (United Nations Educational Scientific and Cultural Organization — UNESCO). Устав ЮНЕСКО разработан на Учредительной конференции в ноябре 1945 года и вступил в силу 4 ноября 1946 года. Целью ЮНЕСКО являются: содействие миру и международной безопасности путем развития сотрудничества между государствами в области образования, науки и культуры; обеспечение всеобщего уважения основных прав и свобод человека без различия рас, языка или религии. Деятельность ЮНЕСКО охватывает широкий круг вопросов, среди которых ликвидация неграмотности, содействие в подготовке национальных кадров, изучение национальных культур, проблемы океанографии, биосферы, геологии, социальных наук, информации.

Организация американских государств — ОАГ (Organization de estados americanos), созданная 30 апреля 1948 года на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавшего с 1889 года. Провозглашенными целями ОАГ являются: поддержание мира и безопасности на континенте, урегулирование споров между государствами — членами ОАГ мирным путем; организация совместных действий против агрессии; разрешение общими усилиями политических, юридических и экономических проблем, стоящих перед американскими государствами.

Организацией мирового уровня является и военно-политический союз НАТО (North Atlantic Treaty Organization — NATO), деятельность которого началась в разгар «холодной войны» на основе Североатлантического договора, подписанного в Вашингтоне 4 апреля 1949 года.

Список организаций мирового уровня можно было бы продолжить. Это и Организация европейского экономического сотрудничества и развития, и Всемирная торговая организация, и многие другие.

Что касается деловых организаций, то применительно к ним закон композиции и пропорциональности выражается в стремлении к работе с добросовестными и надежными партнерами. Если речь идет об организациях производственного типа, то в качестве таких партнеров в первую очередь выступают поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, а также организации, осуществляющие сбыт продукции. При этом обязательно должен соблюдаться принцип пропорциональности или соотносительности всех составных элементов объединенной организационной системы.

По мере развития и завоевания определенного сектора рынка налаживается взаимодействие не только с партнерами, но и с потребителями производимого организацией продукта или оказываемых услуг, а также с конкурирующими организациями, осуществляющими аналогичную деятельность. Взаимодействие с конкурентами по возможности не должно носить антагонистического характера, т.к. это увеличивает риск и затрудняет деятельность всех противоборствующих организаций. Желательно большую часть потенциальных конкурентов превратить в своих друзей и партнеров. Например, две конкурирующие гостиницы могут договориться о сотрудничестве и направлять друг другу своих клиентов в случае большого количества гостей.

Процесс самонастройки организации на оптимальный режим работы, предусматривающий объединение усилий в создании устойчивой среды обитания, носит объективный характер. Задача звена управления состоит в ускорении этого процесса и минимизации материальных и интеллектуальных затрат. В процессе реализации этой тенденции возникают деловые объединения сложного типа, которые тоже называются надорганизациями. Примером могут служить объединения организаций по отраслевому или региональному признаку (банковские пулы, финансово-промышленные группы, холдинги корпорации и др.). Могут решаться и другие корпоративные задачи: совместное планирование и пропорциональное распределение работ, консолидация финансовых и материальных ресурсов, реализация общих проектов, освоение новых технологий.

Для современного этапа развития экономической и хозяйственной деятельности в России характерно наличие трех мощных факторов, вынуждающих предприятия создавать объединения и реализовывать совместные групповые стратегии развития. Первый из них связан с общим состоянием экономики страны, второй — с деятельностью банков, третий — с внедрением новых рыночных технологий ведения бизнеса.

В условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур, характерных для переходного периода, в котором сейчас находится экономика России, создание объединений, обеспечивающих более эффективное продвижение к общей цели, приобретает особую актуальность и становится необходимым фактором борьбы за выживание для любой деловой организации.

Развитию тенденции объединения организаций способствует также деятельность банковских структур. Во всем мире банки вкладывают значительную часть своих активов в инвестиции и кредиты, предоставляемые деловым организациям, осуществляющим различные виды деятельности.

В настоящее время банковские структуры России испытывают серьезные затруднения, связанные с общим экономическим положением страны. Тем не менее они продолжают активную работу на рынке как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов. В частности, банки осуществляют кредитование организаций, занимающихся коммерческой деятельностью, поскольку при отсутствии гиперинфляции оно является наиболее формой управления банковскими активами.

Основным препятствием для расширения указанных видов деятельности является проблема невозврата кредитов. Опыт работы банков и крупных финансовых компаний России на кредитном рынке показал, что банкротство многих банков, вызванное невозвратом кредитов, связано с тем, что они обслуживали не целостную структуру, обеспечивающую производство, поставку и реализацию продукции, а работали с разрозненными участниками рынка. В связи с этим именно банки стали инициаторами создания объединений, включающих в себя всех участников логистической цепи, в том числе организаций, производящих продукцию, и всех организаций, обеспечивающих процесс товародвижения от производителя к потребителю.

Можно с уверенностью сказать, что только структурированная система материального и финансового взаимодействия в рамках объединения всех организаций-участников логистического процесса обеспечивает устойчивое развитие банковских организаций бизнеса и минимизирует риск невозврата кредитных средств.

В условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур для деловых организаций особое значение приобретает стратегия взаимодействия, направленная на создание объединений, обеспечивающих более эффективное продвижение нескольких организаций к общей цели. В рамках достижения этой цели участники объединения разрабатывают стратегию совместных действий. Уменьшение издержек, получение дополнительной прибыли, снижение рисков являются основой стратегий организаций, вступающих в объединение.

Внедрение новых рыночных технологий, основанных на информатизации процессов управления, и переход ряда организаций к работе в среде электронной коммерции, ведет к изменению идеологии ведения бизнеса. Организации, действующие в условиях глобальной конкуренции, могут обеспечить свое выживание только в результате реализации корпоративных стратегий ведения бизнеса в рамках объединений предприятий.

Объединения могут создаваться на базе акционерного капитала, на основе кооперации действий, по типу ассоциаций и т.п., но при этом они должны иметь единую цель. Одна из основных функций объединения — создание структурных взаимосвязей и разработка общей системы управления. На реализацию этой задачи могут уйти годы. В ходе ее решения осуществляется выработка единых правил взаимодействия.

В своей совместной деятельности объединения в принципе преследуют те же цели, что и отдельные организации, а именно:

• создание условий для финансирования некоторого процесса, который окупится в будущем (формирование стартового капитала);

• выбор системы распределения рисков между различными юридическими лицами и проведение исследования системы с целью разработки методов предсказания рисков;

• накопление необходимого запаса материальных ресурсов с тем, чтобы реализация долгосрочных стратегических задач не подорвала финансовую основу объединения.

В качестве примера приведем достаточно распространенный способ создания объединений типа франчайзинга на базе крупных деловых организаций производственного типа.

Рассмотрим особенности организационной структуры объединения. Деятельность любой организации находится в прямой зависимости и от ее финансовых возможностей, и от структуры управления. Создание и развитие объединения предприятий не должно приводить к уменьшению самостоятельности отдельных его звеньев. Для повышения ответственности менеджеров верхнего звена в решении задач, направленных на достижение общей цели, следует подключать их не только к управлению бизнесом, но и к управлению капиталом, что постепенно делает их совладельцами капитала.

Чисто авторитарный, или административный принцип управления с наличием одного лица, принимающего решение, заменяется в объединении управлением, в котором участвует одновременно несколько юридических лиц. Напомним, что подобный принцип управления называется дивизиональным. При такой системе управления центральным исполнительным органом является Совет директоров, принимающий коллегиальные решения большинством голосов. Взаимоотношения между директорами регулируются в этом случае с помощью договоров о сотрудничестве. Формы договоров утверждаются президентом или генеральным директором объединения. В финансовом плане сохраняется определенная независимость звеньев. Успехи, достигнутые каждой отдельной фирмой, позволяют их директорам самостоятельно распоряжаться ресурсами руководимых ими компаний.

Конкурентоспособность хозяйственной организации, следовательно, и ее выживаемость зависят не только от способности выпускать продукцию, но и от умения своевременно доставить ее потребителю. Эффективность работы предприятия, так же как и издержки производства, зависят, в какой среде обитания оно находится. Именно поэтому формирование объединения предприятий, участвующих в общей технологической цепочке по производству и доставке товаров потребителю, является одной из важнейших задач высшего менеджмента.

В России используются следующие виды объединений: финансовые компании, финансово-промышленные группы, холдинги, банковские пулы и, наконец, кластеры. Охарактеризуем более подробно последний вид объединения.

Кластером называется среда, в которой функционируют организации разного профиля, обслуживающие один или несколько секторов рынка. В отличие от финансово-промышленной группы, где в основу объединения положен принцип создания технологических цепочек, обеспечивающих весь производственный цикл, кластер образуется на базе организаций, обеспечивающих реализацию продукции. Основная цель формирования кластера заключается в доведении готовой продукции до потребителя с наименьшими потерями и затратами.

Рынок характеризуется тем, что он опирается на принцип саморегулирования. Структура объединения должна обеспечивать соблюдение этого принципа на всех уровнях от производителя продукции до потребителя готового Целесообразность того или иного производства должна диктоваться потребностями покупателей.

Включение в число задач, решаемых кластером, заботы о реализации продукции приводит к тому, что у всех участников объединения появляется общая цель — обслуживание массового потребителя. Благодаря этому обеспечивается адекватная реакция всех участников кластера, в том числе и предприятий, производящих реализуемую объединением продукцию, на изменение рыночного спроса. Очевидно, что достижение поставленной цели возможно только при умелой организации взаимодействия объединения с внешней средой.

Деятельность любого объединения, его успехи и неудачи, безусловно, зависят от внешних условий, к которым в первую очередь относится способность государства и органов государственного регулирования, ответственных за развитие экономики, поддерживать стабильные и цивилизованные правила взаимоотношений на различных рынках. К внешним условиям относятся также возможности потребительского управление финансами на государственном уровне, наличие квалифицированных кадров на рынке рабочей силы.

На макроэкономическом уровне кластер не является обособленной замкнутой системой. У него есть вход, воспринимающий внешние возмущающие воздействия, такие как поставка определенной продукции в виде сырья или полуфабрикатов, и выход в виде производимого потока готовой продукции. Кластер находится в определенных финансовых отношениях с государством. Часть средств в виде различных налогов и отчислений поступает в распоряжение государства. В случае необходимости объединение привлекает средства из централизованных источников, осуществляющих государственное кредитование и инвестиционную политику. Часто кластер участвует во внешнеэкономической деятельности.

Анализируя структуру внешних связей кластера, можно утверждать, то одной из основных его задач является минимизация рыночного связанного с изменением процентных ставок по государственным кредитам, инфляцией, политической и экономической нестабильностью.

С позиции внутренней структуры кластер — это среда, в которой функционируют несколько организаций разного профиля. В кластер обязательно входят организации, осуществляющие закупку сырья, и организации, реализующие готовую продукцию. Как внутри, так и вне кластера существуют сложные финансовые взаимоотношения. Кластер не может успешно функционировать без хорошо налаженной финансовой системы. Следовательно, в его структуру должен входить банк. Кластер не может существовать без производственных предприятий. Кроме того, современному кластеру необходимы организации, работающие в сфере реализации товаров и услуг, в том числе торговые и организации транспортной службы.

Наиболее распространенной ошибкой многих российских производителей является то, что они часто пытаются реализовать свой товар посредством прямого выхода на потребителя через сеть собственных магазинов и отделов сбыта. В современных условиях такая схема далеко не всегда дает положительные результаты. Любому магазину важно иметь достаточно широкий ассортимент пользующихся спросом товаров, накапливаемых на собственных складах небольшими партиями. Контактируя только с одной фирмой, эту задачу выполнить достаточно трудно. Кроме того, производителю, выпускающему ограниченный перечень изделий, тяжело подстраиваться под колебания спроса. Возникает необходимость складирования достаточно больших партий однотипных изделий и реализации накопившихся запасов товара.

Риск длительного залеживания произведенной продукции удается снизить, если организация-изготовитель работает одновременно с несколькими магазинами. Магазин, в свою очередь, может достаточно эффективно использовать ассортиментную стратегию, работая с несколькими поставщиками одновременно.

В рамках кластера значительное снижение рисков достигается благодаря тому, что инкассация выручки от продажи товара производится через собственный банк. Дальнейшее управление средствами с учетом интересов производителя и оптовой компании осуществляется тем же банком. Несмотря на наличие общих интересов у банка и участников банк проводит самостоятельную политику минимизации рисков, особенно в сфере кредитной деятельности. Он обслуживает многих других клиентов. Однако ни один банк не предоставит кредита без соответствующих гарантий возврата. Магазины, оптовая компания и даже производители товара в большинстве случаев не могут дать необходимых гарантий. Как же решается эта проблема? Для этой цели в состав кластера включается транспортная компания. Роль транспортной компании в цепи доведения товаров от производителя к потребителю велика. Она осуществляет перевозку готовой продукции на склады оптовой фирмы, затем в магазины, а порой и обеспечивает доставку купленных товаров покупателю. При работе с зарубежными производителями и поставщиками доля транспортных расходов в себестоимости товара достигает 20%.

От своевременной поставки товара зависит ритмичность работы всего объединения. В наших условиях риск порчи или хищения товара при транспортировке весьма велик. В связи с этим транспортная компания и в экономическом плане, и с точки зрения распределения рисков является полноправным участником цикла движения товара от производителя к потребителю.

Следует отметить, что сама транспортная компания не всегда может быть гарантом возврата кредита. Это объясняется тем, что имеющиеся в ее распоряжении импортные автомобили, которые стоят очень дорого, приобретаются, как правило, в лизинг, а бывшие в употреблении отечественные автомобили продать за разумную цену практически невозможно.

Магазинам также приходится пользоваться услугами лизинговых компаний, поскольку им тоже требуется современное и достаточно дорогое торговое оборудование. По этой причине два участника кластера — магазины и транспортные предприятия становятся потребителями услуг или, попросту говоря, покупателями лизинговых компаний, которые в свою очередь, безусловно, заинтересованы в успешной работе кластера в целом: в этом случае они своевременно получат плату за оборудование, предоставленное в лизинг.

Современные транспортные средства и торговое оборудование обладают высокой стоимостью и необходимой ликвидностью, поэтому они могут быть гарантами возврата кредитных средств. Но их собственниками является, как правило, лизинговая компания, и только она со своей разветвленной сетью способна обеспечить необходимую ликвидность в случае невозврата кредита и предъявления банком претензий. Банк, отслеживая состояние лизинговой компании, способен самостоятельно оценить свой риск. Очевидно, что использовать в качестве залога транспортные средства и торговое оборудование можно только в условиях четко налаженного взаимодействия и финансовой устойчивости всех организаций, входящих в кластер. Если кредит не будет своевременно возвращен, то организация лишится оборудования.

На практике это выглядит следующим образом: сначала лизинговая компания возвращает кредит, а затем занимается реализацией конфискованных транспортных средств или торгового оборудования. Возможность выполнения этой операции должна быть отдельно оговорена в договоре по лизингу.

Работу по указанной схеме отличают следующие положительные качества:

• для оптовой компании уменьшается процентная ставка по кредиту благодаря наличию надежного гаранта;

• исключается необходимость привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов.

В то же время схема кредитной линии для кластера не лишена некоторых недостатков, среди которых сложность взаимодействия многочисленных партнеров и необходимость отражения условий взаимодействия в договорных обязательствах между лизинговой компанией и ее непосредственными клиентами.

Рассмотренная структура взаимодействия обеспечивает возможность привлечения дополнительных инвестиций не в торговую деятельность, а в развитие бизнеса. Благодаря распределению рисков между несколькими организациями, обладающими достаточными финансовыми и материальными ресурсами, инвестиционный риск удается существенно снизить.

Перейдем теперь к системе управления кластером. В основе построения кластера лежит дивизиональный принцип управления, заключающийся в том, что при решении общих задач объединения используется коллегиальный принцип управления, а для решения конкретных задач внутри отдельных организаций, являющихся самостоятельными юридическими лицами, уместен административный принцип управления.

Совокупность этих методов позволяет менеджерам разных уровней решать многие проблемы в интересах общего дела с учетом специфики работы достаточно разнородных по своему профилю организаций, являющихся компаньонами в единой структуре кластера. Как показала мировая такой подход обеспечивает максимальную эффективность принимаемых в объединении управленческих решений.

Одному человеку трудно управлять достаточно крупной и даже средней компанией. В условиях неустойчивого рынка такие компании могут успешно функционировать только в том случае, если их руководство использует дивизиональный принцип управления. Подчеркнем еще раз, что в этом случае при принятии общих управленческих решений учитывается мнение не одного, а нескольких лиц, а именно руководителей самостоятельных в юридическом и финансовом плане организаций.

Дальнейшее увеличение самостоятельности каждой отдельной организации кластера ведет к тому, что их руководители привлекаются к управлению общим капиталом на правах совладельцев при этом повышается их ответственность за работу всего объединения в целом. В данном случае личные доходы руководителей начинают зависеть не только от благополучия подчиненной им организации, но и от состояния консолидированного баланса всех участников кластера.

В качестве центрального исполнительного органа, как указывалось выше, в кластере действует Совет директоров, в который входят руководители всех организаций, образующих объединение.

Взаимоотношения директоров регулируются общим уставом, принятым Советом и утвержденным президентом. В обязанности президента входит контроль за финансовой деятельностью и информационным обменом всех организаций, входящих в объединение. В остальных вопросах руководителям организаций предоставляется полная самостоятельность.

Важнейшей задачей обеспечения эффективного управления кластером является организация информационного обеспечения. Использование дивизионального принципа управления позволяет каждому руководителю организации при принятии управленческих решений вместо бесконечной системы согласований брать на себя ответственность за принятое лично решение в рамках достижения общей цели, стоящей перед всем объединением. На основе этого критерия, строится единая система информационного обеспечения кластера и создается центральная база данных. Поддержание базы данных обеспечивается центральным аппаратом управления. Каждый менеджер имеет возможность получить информацию, необходимую для принятия обоснованного и оперативного решения.

Отметим, что проблемы, связанные со сбором, обработкой, хранением и использованием информации наиболее успешно решаются в рамках закона информированности и упорядоченности, к рассмотрению которого мы переходим в следующем разделе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: