Определить основные статистические характеристики по данным ресурсных испытаний распределения наработки до предельного состояния тормозных колодок автомобиля ВАЗ–2110. Наработки (варианты) и их частоты представлены в табл.1, то есть уже произведено упорядочивание выборки (ранжирование выборки).
Таблица 1. Исходные данные
xi, км │ mi ║ xi, км │ mi ║ хi, км │ mi
2500 1 26000 10 52000 1
6300 3 28000 4 54500 2
9900 2 31000 7 57000 3
10100 1 33000 6 59000 1
11000 5 35000 7 64000 2
11500 5 38000 2 79500 1
14000 12 41500 3
18500 3 43500 4
22000 5 47500 3
24000 6 49100 1
2.5.1. Определяем число интервалов r и длину интервалов h:
1) число интервалов по правилу Старджеса
r = 1 + 3,3 lg n = 1 + 3,3 100 = 7,6,
где n – объём выборки,
n = ∑ mi = 100, принимаем r = 8;
i
2)длина интервала
h = (xmax – xmin) / r = (79500 – 2500) / 8 = 9625 км.,
принимаем длины всех интервалов одинаковыми
h = 10000 км.
2.5.2. В таблице 2 заполняем первые четыре графы
Таблица 2. Расчётные данные
Номер Интервал, Середина Частота, ui mi ui mi ui2 mi ui3 mi ui4
интер- hi, км. интервала, mi
|
|
вала хi, км.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 0 ÷10000 5000 6 −3 −18 54 −162 486
2 10001÷20000 15000 26 −2 −52 104 −208 416
3 20001÷30000 25000 25 −1 −25 25 −25 25
4 30001÷40000 35000 22 0 0 0 0 0
5 40001÷50000 45000 11 1 11 11 11 11
6 50001÷60000 55000 7 2 14 28 56 112
7 60001÷70000 65000 2 3 6 18 54 162
8 70001÷80000 75000 1 4 4 16 64 256
Суммы → 100 −60 256 −210 1468
2.5.3. Вычисляем начальные и центральные эмпирические моменты.
Для удобства переходим к условным вариантам
ui = (xi − C) / h, где С – постоянная величина (условный нуль).
За условный нуль принимают обычно значение хi с наибольшей частотой, или значение хi, равноудалённое от краевых значений. Примем С = 35000 км.
Так как интервалы все равны, то h = 10000км. и
ui = (xi − 35000) / 10000.
Тогда
u1 = (5000 − 35000) / 10000 =− 3; u2 = (15000 − 35000) / 10000 = −2 и т.д.
Все ui записываем в пятую графу таблицы 2.
Для подготовки вычислений начальных моментов определяем для каждого интервала mi ui, mi ui2, mi u3i, mi ui4 и записываем эти результаты соответственно в шестую, седьмую, восьмую и девятую графу таблицы 2. Вычисляем начальные моменты для условных вариант (условные эмпирические моменты)
ak = (1/n) (∑ mi uik), где k – 1, 2, 3, 4;
i
a1 = (−60)/100 = −0,6; a2 =256/100 = 2,56; a3 =(−210)/100 = −2,10;
a4 = 1468 /100 = 14,68.
Вычисляем центральные моменты для условных вариан т
μ2 = a2 – a12 = 2,56 – 0,602 = 2,20;
μ3 = a3 – 3a2 a1 + 2a13 = – 2,10 + 3•2,56•0,60 – 2•0,603 = 2,07;
μ4 = a3 – 4 a3 a1 + 6 a2 a12 – 3 a14 = 14,68 – 4•2,10•0,60 + 6•2,56•0,602 –
– 3•0,604 = 14,78.
2.5.4. Выполняем обратный переход от условных вариант к действительным и определяем среднее значение наработки тормозных колодок до предельного состояния и среднее квадратическое отклонение наработки тормозных колодок до предельного состояния
|
|
x = a1 h + C = – 0,60•10000 + 35000 = 29000км.;
s = h √ μ2 =10000 √2,20 = 14800км.
2.5.5. Определяем коэффициент асимметрии A(x) и эксцесс E(x)
A(x) = μ3 / μ23/2 = 2,07 / (2,20)3/2 = 0,63;
E(x) = μ4 / μ22 – 3 = 14,78 /(2,20)2 – 3 = – 0,05.
Так как А(х) > 0, то распределение имеет положительную асимметрию,
то есть вершина кривой сдвинута влево и правая сторона более пологая.
Так как Е(х) < 0, то кривая более пологая, чем при нормальном распределении.
Вывод по ресурсным испытаниям.
Тормозные колодки ресурсные испытания не выдержали (не прошли) из-за низкой средней наработки до предельного состояния и большого значения среднего квадратического отклонения.
ВЕРОЯТНОСТНЫЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
ПРИ АНАЛИЗЕ И РАСЧЁТАХ НАДЁЖНОСТИ