double arrow

Организационная культура

Культура – это набор ценностей, норм, правил, морали и т.п. значимых символов, принятых в обществе. Знание культуры помогает индивиду оценивать других индивидов общества и помогает им адаптироваться. Соответственно, организационная культура (культура организации) – это набор ценностей, норм, правил, морали и т.п. значимых символов, принятых в конкретной организации. Организационная культура – это система разделяемых персоналом организации ценностей.

В целом выделяют три уровня организационной культуры:

1) мировоззренческий уровень - это:

- осознание человека себя и своего места в организации,

- принятые нормы и правила,

- ценностные ориентиры,

- менталитет,

- взаимоотношения людей в коллективе,

- обмен информацией и т.п.,

2) символический уровень:

- лозунги,

- фирменный стиль,

- рекламные атрибуты,

- принятая терминология,

- дресс-код и т.п.,

3) визуальный уровень:

- место расположение,

- объем пространства,

- цветовые решения,

- свет и др.

2.2. Внешняя среда организации: понятие и основные элементы

В курсе «Экономика предприятия» в первую очередь рассматриваются внутренние экономические процессы, но стабильность положения организации на рынке, стабильность объемов продаж и, как следствие, стабильность получения прибыли зависит в первую очередь от внешней среды. Кроме того, внешняя среда - это источник различного рода ресурсов, необходимых для существования организации. Внешняя среда - это «окружение, которое, не являясь частью организации, способно оказывать на нее воздействие», это «все то, что находится за пределами организации и определяет ее деятельность» [8, с. 79‑80]. Можно давать разные определения, но в любом случае важно знать, что внешняя среда оказывает влияние на организацию, на ее положение на рынке и поэтому фирма должна учитывать влияние внешней среды в своей деятельности.

Внешнюю среду принято классифицировать по нескольким признакам:

1) по способу воздействия на организацию принято делить на:

­ среду прямого воздействия;

­ среду косвенного воздействия;

2) по возможности контроля различают:

­ контролируемые факторы внешней среды;

­ неконтролируемые факторы внешней среды;

3) по возможности регулирования выделяют:

- регулируемые факторы;

- нерегулируемые факторы.

К среде прямого воздействия относятся факторы, которые оказывают непосредственное влияние на хозяйственную деятельность организации, но и сама организация может каким-либо образом повлиять на эти факторы. Очень часто данную среду называют микросредой, которая представляет собой совокупность субъектов и сил объективного и субъективного характера, оказывающих влияние на организацию из вне, на ее возможности по привлечению и удержанию покупателей, но и сама организация имеет возможность оказывать на них влияние [3]. К факторам прямого воздействия относятся:

- поставщики;

- посредники (торговые, финансовые, по оказанию маркетинговых услуг и др.);

- покупатели;

- конкуренты;

- различные учреждения государственного регулирования;

- профсоюзы и пр.

С данными «факторами» (поставщиками, потребителями, конкурентами и т.п.) предприятие вступает в непосредственные взаимоотношения, в том числе «заключает» с ними различного рода договоры (договор поставки сырья и материалов с поставщиками; договор купли-продажи с покупателями продукции или торговыми посредниками; в заключении коллективного договора между работодателем и трудовым коллективом предприятия всегда участвуют представители профсоюзов; различные органы государственного регулирования контролируют различные аспекты деятельности предприятия, в том числе через процедуры лицензирования, сертификации продукции, проверки пожарной безопасности и т.п.). Поэтому очень часто среду прямого воздействия называют деловым окружением организации.

Следует отметить, что важным элементом данной среды являются конкуренты - с конкурентами организация вступает в соперничество, в первую очередь, за потребителей. Для стабильного положения на рынке организация должна стремиться удовлетворять потребности потребителей более эффективно, чем это делают конкуренты, в противном случае она разорится и просто уйдет с рынка. Кроме того, конкуренты составляют организации конкуренцию и на рынке ресурсов.

К среде косвенного воздействия относятся такие факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но тем не менее отражаются на ее результатах. В маркетинге данную среду называют макросредой, которая представляет собой совокупность субъектов и сил объективного и субъективного характера, оказывающих влияние на организацию из вне, на ее возможности по привлечению и удержание покупателей, но сама организация, не имея возможность оказывать на них влияние, может только «приспособиться» к действию макросреды [3]. К факторам косвенного воздействия традиционно относятся:

- демографические факторы;

- политические факторы;

- экономические факторы;

- природная среда;

- технология и научно-техническая среда;

- культурные факторы и др.

Контролируемые и неконтролируемые факторы. Контролируемые факторы - это такие факторы, которые организация имеет возможность контролировать и учитывать организацией в своей деятельности. Неконтролируемые факторы организация не имеет возможности контролировать. Естественно, что чем больше у организации неконтролируемых факторов, тем выше риски предпринимательской деятельности.

Регулируемые и нерегулируемые факторы. Регулируемые факторы внешней среды - это те факторы, которые организация одновременно может и контролировать, и каким-либо образом влиять на них. Соответственно, нерегулируемые факторы могут быть и контролируемыми, и неконтролируемыми, но на них организация повлиять никак не может.

Рассмотрим несколько примеров:

- поставщики - это элемент среды прямого воздействия (микросреды). В целях контроля данного фактора организация может вести учет возможных поставщиков, отслеживать динамику цен, условия продажи и т.п. То есть данный фактор является контролируемым. возможность регулирования данного фактора может заключаться в следующем: например, закупка сырья и материалов более крупными партиями, что дает возможность получить большую скидку; изменений сроков поставки; изменение условий оплаты на более выгодные для организации, например, снизить процент предоплаты; замена поставщика и т.п. То есть данный фактор является и регулируемым;

- профсоюзы - данный фактор также относится к среде прямого воздействия, но для организации данный фактор является неконтролируемым и нерегулируемым;

- налоговое законодательство - элемент политической среды. Это фактор макросреды, но на предприятие он оказывает прямое влияние. Сам фактор является частично контролируемым в том смысле, что организация имеет полную информацию о налоговом законодательстве в текущий момент, но чаще всего не имеет возможности прогнозировать, как изменится данный фактор в будущем. Естественно, что изменить налоговое законодательство организация не в состоянии, поэтому фактор является нерегулируемым и др.

На практике большинство предприятий уделяют основное внимание факторам прямого воздействия как наиболее важным. Перечень конкретных факторов, которые организация должна учитывать в своей деятельности, зависит от целей и сферы ее деятельности. Более подробно вопрос исследования и оценки факторов внешней среды рассматривается в курсе «Маркетинг».

В целом внутренняя среда подконтрольна организации и может ей регулироваться.


3. Имущество предприятия: понятие, элементы и источники формирования. Понятие и систочники финансиррования инвестиций

Одним из признаков организации является наличие имущества - для того, чтобы организация имела возможность заниматься производственной деятельностью и извлекать прибыль, для того, чтобы организация была зарегистрирована в качестве юридического лица, она должна располагать имуществом.

3.1. Имущество предприятия: понятие и состав

Под имуществом предприятия понимается совокупность материальных и нематериальных ценностей, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении. К имуществу относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, дебиторская задолженность и иные финансовые активы.

Имущество предприятия подразделяется на:

1) недвижимое имущество (недвижимость), к которому относятся любые объекты, тесно связанные с землей, которые нельзя перенести на другое место, не разрушив их, либо дорогостоящие объекты. Согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимому имуществу относятся: земля, земельные участки и объекты природопользования, принадлежащие организации на праве собственности; здания; сооружения; воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (данные объекты относятся к недвижимому имуществу вследствие их высокой стоимости);

2) прочее имущество можно условно отнести к движимому: оборудование; товарно-материальные ценности; денежные средства; ценные бумаги; нематериальные активы и прочие активы.

Вся информация о составе и величине имущества находится в активе баланса предприятия, где выделяются внеоборотные и оборотные активы (основные и оборотные средства). К внеоборотным активам относятся:

- основные средства,

- нематериальные активы,

- долгосрочные финансовые вложения (на срок более 1 года),

- незавершенное капитальное строительство,

- оборудование к установке и пр.

К оборотным активам относятся:

- запасы (складские запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов, запасы готовой продукции, товары отгруженные и др.),

- денежные средства,

- дебиторская задолженность,

- краткосрочные финансовые вложения (на срок 1 год и менее) и пр.

Также используется понятие финансовые ресурсы - это средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для обеспечения его эффективной деятельности, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих (это средства фактически, вложенные в имущество предприятия).

Читайте также:

Оценка основных средств

Показатели состояния и использования основных средств

Нормативный метод калькулирования себестоимости продукции

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

Понятие себестоимости, роль себестоимости в обеспечении конкурентоспособности продукции

Вернуться в оглавление: ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ


Сейчас читают про: