|
1. Определение менеджмента. Основа менеджмента - организации 2. 10 управленческих ролей менеджера 3. Уровни менеджмента 4. Успех организации 1. Определение менеджмента. Основа менеджмента - организации Менеджмент представляет собой вид профессиональной деятельности, направленной на достижение предприятием, действующем в рыночных условиях, оптимальных хозяйственных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально-экономического механизма менеджмента. Менеджмент означает и сферу деятельности, связанную с организацией работы людей на предприятиях различного рода. В то же время, это область знаний, в рамках которой рассматриваются возможности эффективного управления (Э.А. Уткин). Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка определяет менеджмент как: - способ, манера общения с людьми;
- власть и искусство управления;
- особого рода умелость и административные навыки;
- орган управления и административная единица.
В “Словаре иностранных слов” менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности. Практически все зарубежные энциклопедии трактуют “менеджмент” как процесс достижения цели организации руками других людей. Субъектом данного процесса является менеджер.
Основа менеджмента – это организации. Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Организации бывают: - формальные (официально зарегистрированные предприятия, институты, фирмы, имеющее документально зафиксированное название, адрес, состав персонала и осуществляющее свою деятельность в соответствии с учредительными документами);
- неформальные (группы людей, отношения между которыми устанавливаются спонтанно, без намерений достичь определенной цели);
- сложные (организации, имеющие набор взаимозависимых целей).
Общие характеристики организаций: - Ресурсы (люди, капитал, сырьё, материалы, технология, информация);
- Зависимость от внешнего окружения (поставщики, потребители, акционеры, законодательные акты);
- Горизонтальное разделение труда - разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специальные задания, которое позволяет организовать производство продукции в значительно большем объеме и продуктивнее, чем при самостоятельной работе такого же количества людей;
- Подразделения - отдельные части организации, объединяющие группы людей, которые выполняют специфические конкретные задания и достигают отдельных целей, как составляющих целей организации;
- Вертикальное разделение труда - выделение специальной деятельности для координации действий, связанных с горизонтальным разделением труда;
- Управление - особая деятельность определенной группы людей для согласования и координации всех сотрудников с целью достижения определенной цели.
В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто соседствует с понятием предпринимательство. Менеджмент – это теория и ее практическое применение в управлении производством и людьми, распределением и производственным потреблением, работой персонала в целях развития производства, удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Менеджер – управляющий делами предприятия. Предпринимательство – это основной вид самостоятельной хозяйственной деятельности (производственной или коммерческой), осуществляемой физическими и юридическими лицами, именуемыми предпринимателями, от своего имени и на свой риск на постоянной основе. Эта деятельность направлена на достижение намеченного результата путем наилучшего использования капитала и ресурсов экономически обособленными субъектами рыночного хозяйства, несущими полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности и подчиняющимися правовым нормам страны регистрации. (И. Н. Герчикова). Предпринимательство - вид деятельности людей, применяющих собственный или заемный капитал в производственной и непроизводственной сферах экономики в целях получения прибыли. Предприниматель – это частный собственник, применяющий собственный или заемный капитал в целях извлечения прибыли. 2. 10 управленческих ролей менеджера В своих работах Минцберг выделяет десясь ролей, которые, по его мнению, принимает на себя руководитель в различные периоды и разной степени. Он их классифицирует в три большие категории: - межличностные;
- главный руководитель;
- лидер;
- связующее звено;
2. информационные; - приемник информации;
- представитель;
- распространитель информации;
3. роли, связанные с принятием решения; - устраняющий нарушения;
- предприниматель;
- ведущий переговоры;
- распределитель ресурсов.
Главный руководитель – символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового и социального характера. Лидер – ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности. Связующее звено – обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги. Приемник информации – разыскивает и получает информацию специализированного характера, которую затем использует в интересах своего дела. Представитель – передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации и действует как эксперт по вопросам в данной области. Распространитель информации – передает отобранную информацию подчиненным. Устраняющий нарушения (стабилизатор) – устраняет нарушения путем корректирующих действий в нестандартных ситуациях. Предприниматель – проектирует и является инициатором перемен в организации, разработчик стратегий и т.д. Ведущий переговоры – ответственный за представительство организации на всех значительных переговорах. Распределитель ресурсов – решает вопросы распределения разнообразных ресурсов предприятия. Все эти 10 ролей вместе определяют объём и содержание работы менеджера независимо от характера конкретной организации. 3. Уровни менеджмента Иерархия управления – это организационная структура, имеющая форму пирамиды и состоящая из высшего, среднего и низшего уровней управления. Три основных уровня менеджмента (по Талкотту Парсонсу): 1. Технический – это ежедневные текущие операции и действия, необходимые для обеспечения производственной работы без срывов в производстве продукции и оказании услуг. 2. Управленческий – это координация и согласование внутри организации разнообразных действий и форм деятельности разных подразделений, также разработка производственных программ и бюджета. 3. Институционный – разработка долгосрочных планов, формулировка целей, адаптация организации к разным переменам и регулирование взаимоотношений с окружающей средой. 3. Менеджеры высшего звена (президент, вице-президент, генерал, ректор университет) | 2. Менеджеры среднего звена (главный бухгалтер, главный инженер, директор предприятия, капитан) | 1. Менеджеры низшего звена (начальник цеха, мастер, начальник отдела по маркетингу, сержант) | Рис.1 Иерархия управления Три основных уровня менеджеров. Менеджеры низшего звена Функции: - осуществление контроля за выполнением производственных заданий;
- непосредственное руководство рабочими и сотрудниками;
- обеспечение информацией руководителей высших уровней о выполнении производственных заданий.
Ответственность: - за непосредственное использование выделенных ресурсов: сырья, оборудования, материалов.
Особенности: - напряженность;
- разнообразие действий;
- частые перерывы;
- переход от одного задания к другому;
- короткое время для принятия и выполнения решений;
- много общения с руководством и коллегами.
Менеджеры среднего звена Функции: - координация и контроль деятельности менеджеров низшего звена;
- разработка производственных программ и планов;
- подготовка информации для принятия решения высшим звеном;
- обеспечение связи между высшими и низшими менеджерами.
Ответственность: Особенности: - участие в принятии решения высшим звеном;
- работа с документами;
- ведение бесед;
- участие в заседаниях;
- устное общение.
Менеджеры высшего звена Функции: Ответственность: - за конкурентные позиции организации;
- за достижение организацией своих целей;
- за выплату дивидендов акционерам.
Особенности: - деятельность не имеет четкого завершения;
- напряженный и длинный рабочий день;
- общение с правительственными организациями, поставщиками, потребителями, банками.
4. Успех организации Организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели. Критерии успеха организации: - выживание – возможность существовать как можно дольше является первейшей задачей большинства организаций;
- результативность и эффективность – по словам Питера Друкера, результативность является следствием того, что “делаются нужные правильные вещи”, а эффективность является следствием того, что “правильно создаются эти самые вещи”;
- производительность, т.е. относительная эффективность организации, имеет количественное выражение. Она определяется как количество единиц выхода, деленное на количество единиц входа. Важным элементом производительности является качество.
Формула управленческого успеха SE = A * M * O, где SE – управленческий успех и эффективность; А – способность к систематическому интегрированию теории и практики; М – мотивация менеджера к служебной карьере; О – возможность реализовать свои замыслы и решения. Успешные менеджеры – стремятся к достижению цели (к результату). Эффективные (продуктивные) менеджеры – стремятся рационально использовать ресурсы.
|