Роль СЭЗ в экономике Китая

Составной частью экономических реформ Китая стала «политика

открытости». Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.

Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 – полнстью иностранными. 21

Главными особенностями китайских СЭЗ являются:

1. Самостоятельное экономическое развитие на основе принципов

рыночного регулирования.

2. Опора на иностранные капиталовложения. Этот принцип

декларируется, но реализовать его пока не удалось. Так, за 90-е

гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех

инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а

также китайских предприятий - 7%, накопления самой зоны - 37%,

внутренние кредиты - 22%, иностранные капиталовложения - 24%.

3. Главный современный отраслевой приоритет - промышленность (до

1989 г. Китай шел практически на любые иностранные инвестиции в

СЭЗ).

4. Экспортная ориентация производства, широкое привлечение

импортного сырья.

5. Включение обширных национальных регионов.

6. Активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны.

7. Налоговая система дифференцирована по региональным особенностям

СЭЗ.22

Основные цели создания СЭЗ:

      • привлечение иностранного капитала, передовой техники и
      • технологии, овладение опытом управления, подготовка
      • национальных кадров;
      • увеличение экспортной валютной выручки;
      • стимулирование реформы, предварительная "обкатка" ее
      • мероприятий;
      • эффективное использование природных ресурсов;
      • стимулирование развития экономики страны в целом, передача
      • передовой зарубежной технологии и опыта управления во
      • внутренние районы страны;
      • создание "буферов" в связи с возвращением Гонконга (1997
      • г.) и Макао (1999 г.);
      • мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
      • обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где
      • находятся спецзоны всех типов 23

На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон.

К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных экономических зон, более

30 государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых портов, а так же иные зоны свободной торговли, таможенные пространства, районы и территории, имеющие специальный налоговый и торговый статус. СЭЗ являются наиболее экономически развитыми регионами страны. 4 из 6 СЭЗ расположены на юго-восточном побережье.

СЭЗ Шэньчжэнь включает 17,5 тыс. предприятий с общим объемом

инвестиций в $22,4 млрд., из которых 85% приходится на Гонконг. Основные

сферы инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение,

инфраструктура, финансы, высокие технологии. Объем экспорта промышленной продукции в 2001 г. - $7,5 мрлд.

СЭЗ Чжухай насчитывает около 4980 предприятий с иностранными

инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80% капиталла – инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура.

СЭЗ Сямэнь – 4150 предприятий с иностранным капиталом на сумму $15 млрд., из которых 80% - из Тайваня. Основные отрасли инвестирования –электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность.

СЭЗ Шаньтоу – более 3000 проектов с участием иностранного капитала в

облшасти нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. Обем иностранных инвестиций - $3,5 млрд., из которых 95% поступают от китайских соотечественников в Гонконге, Тайване, Сингапуре.

СЭЗ Хайнань – 7320 предприятий, совокупный объем заявленных инвестиций - $22,3 млрд.

СЭЗ Пудун (начало 90-х гг., составная часть Шанхая)– 5405 проектов в

автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях,

высоких технологиях, энергетике на сумму инвестиций $27,3 млрд. 24

В 1984 г. было принято решение об «открытии» 14 городов-портов на

побережье Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Фактически – это территории с 20-ти млн. населением включают в себя весь приморский пояс страны и значительно распространяются в глубину материковых районов.

Эти 14 городов, открытых для мирового рынка и интернационализации

производства не относились к бедствующим районам с самого начала. Они

давали 23% всего промышленного производства Китая, а их доля в экспорте

страны составляла 40%, суммарная мощность этих портов – 97%, как видно,

этот вид СЭЗ был создан в индустриально развитой полосе Китая.

В открытых районах с льготным режимом хозяйственной деятельности

размещены технопарки (15), разрабатываются новейшие технологии с участием иностранного капитала, функционирует экспортоориентированное производство, активно работают торговые предприятия. Практически, «открытые» города можно назвать комплексными зонами. На обустройство этих территорий были затрачены огромные средства, примерно $15 – 17 млн. на каждый га зоны.

Приморские «открытые» города ориентированы на развитие прибрежных и внутренних регионов Китая. В них действуют значительные налоговые льготы (например, подоходный налог для предприятий высоких технологий равен 15%, подоходный налог на дивиденды, проценты, рентные платежи, роялти из открытых городов для иностранных инвесторов– 10% и др.). 25

«Открытые» порты получили значительные свободы в проведении

экономической политики. Им можно, например, принимать законодательные акты,

регулирующие поток иностранного капитала, в том числе и части

дополнительных льгот или ограничений подоходного налога, арендной платы за землю и т.д.

«Открытые» города-порты дают 40% экспорта и почти 100% грузооборота морских портов. Производительность здесь на 2/3 выше среднекитайского уровня.

К комплексном зонам можно отнести многие СЭЗ. Комплексные зоны Китая имеют собственные административные границы и законодательство.

В апреле 1988г. на острове Хайнань была создана специальная зона, или

зона комплексного назначения. ЕЕ особенностью было то, что создана она была в одном из самых отсталых районов Китая. Для привлечения инвестиционного капитала была предложена целая система налоговых скидок и льгот в самых различных отраслях (горная, с/х, транспорт, высокие технологии). 26

В начале 90-х гг. в Шанхае создана зона развития «Пудун». В этой зоне действуют: зона свободной торговли, районы финансово-торговой, промышленной и научной специализации. Главные инвесторы – США, Япония, Сингапур, Франция, Канада.

Однако, с самого начала этого грандиозного эксперимента с Зонами

китайские власти отдавали себе отчет в том, что с помощью иностранных

инвестиций можно поднять экономику страны, но невозможно развивать

экономику только за счет этих инвестиций. Экономика страны, обескровленная "большими скачками" и "великой культурной революцией", нуждалась не только в притоке капитала, но и в свежих технологиях, позволяющих повысить уровень производства, насытить внутренний рынок и выйти на внешние рынки с конкурентоспособной готовой продукцией. Кроме того, развитие производства за счет иностранных инвестиций и путем импорта технологий должно было не тормозить развитие собственных технологий, а способствовать созданию более передовой, более продвинутой, по сравнению с зарубежными аналогами продукции. Поэтому официальная государственная политика, во-первых - ставила всяческие барьеры на пути импорта в страну устаревших или второстепенных технологий, а во-вторых - всячески стимулировала создание иностранными корпорациями научных и исследовательских центров непосредственно на территории КНР.

Такие признанные авторитеты в области ИТ, как Motorola, IBM, Lucent Technologies, Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT&T и др. создают в середине 90-х годов в крупнейших городах Китая собственные исследовательские центры, в которых работают и обучаются работе с новейшими технологиями тысячи и десятки тысяч китайских инженерно-технических работников и ученых. Иностранные корпорации не жалеют средств на различные

некоммерческие программы, фонды, гранты, щедро финансируют обучение китайских специалистов в ведущих учебных центрах Старого и Нового Света.27

Руководство страны еще в 1988 году принимает генеральную программа

развития китайкой науки и техники "ФАКЕЛ". Главной целью программы "ФАКЕЛ" является не только развитие национальной науки и техники, но и быстрейшее внедрение в производство передовых отечественных разработок. Благодаря государственной поддержке уже в начале 1990 в Китае начали возникать так называемые "Зоны высоких технологий" (технопарки).

Сегодня китайским Министерством Науки и Техники декларируется 120 зон освоения высоких и новейших технологий различного уровня, из них 53 – государственного значения. Фактически, технопарки территориально и организационно пересекаются со специальными экономическими зонами. Такое соседство позволяет ученым в парках весьма эффективно взаимодействовать с зарубежными компаниями и участвовать в международном научно-техническом обмене.

Согласно статистике, в парках действует от 14 до 16,5 тысяч предприятий, занятых исследовательской и внедренческой деятельностью.

Государственное регулирование деятельности технопарков проявляется, прежде всего, в определении направлений исследований и производства. На протяжении последних нескольких лет такими направлениями были: микроэлектроника, телекоммуникации, биоинженерия и технологии новых материалов. Помимо государственного регулирования - Парки получают от государства еще и серьезные финансовые вливания.28

Первым технопарком Китая стала Пекинская экспериментальная зона

развития новых технологий (1988г.). Площадь – 100 км2, тут функционируют

десятки учебных заведений, 130 НИИ и лабораторий, занято более 100 тыс.

специалистов.

Вторым по величине парком является Наньху, который расположен в г.

Шеньян и занимает площадь в 22 км2. На территории тахнопарка 12 ВУЗов, 30 НИИ, 210 многопрофильных исследовательских лабораторий, 220 предприятий высокой и новейшей технологии, в числе которых 30 компаний с участием иностранного капитала ($7 млрд.).

Основные проблемы функционирования СЭЗ в КНР:

1. Подавляющее большинство вкладов (около 80% иностранных

инвестиций) в СЭЗ вложено лицами китайского происхождения,

прежде всего из Гонконга. Инвестиции транснациональных

корпораций, способных на создание крупномасштабных, техниче-

ских современных предприятий пока направляются главным обра- зом в другие районы Китая. С этим связан меньший, в сравнении

со средним по Китаю, размер инвестиций в одно предприятие.

2. Невысокий уровень внедряемой зарубежной технологии, низкая

квалификация китайской рабочей силы и недостаток специалистов.

3. Рост издержек на аренду земли и рабочей силы, что влияет на

темпы привлечения иностранного капитала. (Создание и содержание

СП в СЭЗ обходится в среднем в 5 раз дороже, чем во внутренних

районах КНР.)

4. Бюрократические препоны при создании и функционировании СП.

5. Дефицит сырья и энергии.

6. Отсутствие единого закона по СЭЗ.

7. Злоупотребления со стороны инвесторов: китайские организации

занижают стоимость госимущества, передаваемого вновь создавае-

мым СП, иностранные предприниматели до 90% средств вкладывают в виде оборудования (часто устаревшего или низкокачественного) по завышенным ценам; процветает сверхэксплуатация работников СП; более 60% предприятий уклоняются от уплаты налогов.

Итак, можно прийти к выводу, что СЭЗ в Китае получили широкое распространение, развили те города и территории, где они организовывались.

В 80-е годы СЭЗ позволили КНР, не отказываясь от основ плановой экономики по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности страны и реформу экономической системы. В настоящее время, по мнению части ученых-экономистов КНР, «…они в значительной мере утратили свою авангардную роль, а практика и методы их работы нуждаются в существенном обновлении…»

А вот об утверждениях, что СЭЗ Китая привлекают огромные инвестиции из-за рубежа, можно поспорить. По исследованиям индийских экономистов, в 2002г. прямые иностранные инвестиции в китайские СЭЗ превысили $50 млрд., однако, от кого они пришли в китайскую экономику? Их значительная часть (по крайней мере 2/3 этих средств) приходится на гонконгский и тайваньский капитал, часть притока вовсе не имеет иностранного происхождения: согласно предположению западных наблюдателей, 25% составляют скрытые формы инвестирования отечественного капитала.

Сам факт существования СЭЗ вносит разногласия между экспертами Китая. Они критикуют сам принцип предоставления особого экономического, а, частично, и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая

его как основу регионального лоббизма и угрозу для целостности внутреннего

рынка. Внутренние районы Китая также критикуют особый статус СЭЗ, требуя для себя сравнимых с приморскими провинциями льгот, что неприемлемо для центра.

Со вступлением КНР в ВТО СЭЗ тем более стали рассматриваться все больше с негативной стороны, т.к. они создают условия для нечестной конкуренции.

И все же, СЭЗ внесли значительное улучшение в экономическое и социального положение районов их базирования, в зонах гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растет занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Пусть это и незначительная часть страны, но, благодаря СЭЗ, Китай смог выйти на мировой рынок и заявить о себе, производить товары с экспортной ориентацией и «ужить» социалистическую направленность страны и рыночные механизмы. А само правительство Китая понимает, что только иностранных инвестиций в СЭЗ не достаточно для развития всей страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: