Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств

№ п/п Виды контроля* Наименование раздела учебной дисциплины Оценочные средства **
Форма Кол-во вопросов в задании Кол-во независимых вариантов
           
III семестр
1. Входной контроль Основы психологии личности Тест Реферат    
2. Текущий контроль Основы психологии личности Тест Коллоквиум    
Личность в призме подходов и теорий Тест Эссе Контрольная работа    
Психология личности на современном этапе развития науки Тест Выполнение творческого задания Ситуационные задачи    
3. Промежуточный контроль (зачет, экзамен) Зачет Тест Собеседова-ние Ситуационная задача    

2.8.2. Примеры оценочных средств:*

Виды контроля Оценочные средства
III семестр
для входного контроля (ВК) Тестовые задания: 1. Какие из перечисленных ниже характеристик являются признаками личности 1) социальный индивид 2) темперамент 3) носитель общественных функций 4) исполнитель социальных ролей 5) оригинальность Ответ: 1 2. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» — наименее широким по содержанию является по­нятие 1) индивид 2) личность 3) субъект деятельности 4) индивидуальность Ответ: 1 3. Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать следующей последовательностью понятий 1) индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность 2) индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность 3) индивид, субъект деятельности, индивидуальность, личность 4) субъект деятельности, индивид, личность, индивидуальность Ответ: 1
для текущего контроля (ТК) 1. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию 1) психогенетическому 2) социогенетическому 3) биогенетическому 4) двухфакторному Ответ: 2 2. Одним из основоположников социального научения в поведенческой теории личности является 1) Дж. Уотсон 2) Б. Скиннер 3) А. Бандура 4) К. Хорни Ответ: 2 3. Основой гуманистической психологии выступает 1) немецкая классическая философия 2) философия экзистенциализма 3) эпигенетика 4) дарвинизм Ответ: 2
Вопросы коллоквиума: 1. Основные признаки личности 2. Предпосылки становления личности 3. Критерии теории личности
Тема эссе: Наиболее удачное определение личности
Вопросы контрольной работы: 1. Дать определение понятия «личностный конструкт» («полноценно функционирующая личность», «самосознание личности») 2. Раскрыть сущность принципа включенности личности в общественные отношения 3. Опишите психологические типы личности в теории К.Юнга
Творческое задание 1. Подбор упражнений для личностного самосовершенствования 2. Разработка рекомендаций по оптимизации личностного взаимодействия
для промежуточного контроля (ПК) Тестовые задания: 1. В данном подходе сформировалось понятие «экзистенциальный вакуум», т.е. состояние человека, когда у него фрустировано стремление к смыслу жизни 1) в экзистенциально-гуманистическом подходе Дж.Бьюдженталя 2) в экзистенциальном подходе Р. Мэя 3) в гештальт-терапии Ф. Перлз 4) в логотерапии В. Франкла Ответ: 4 2. Личность как есть системное и поэтому "сверх­чувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и при­обретенными свойствами" определял 1) С.Л. Рубинштейн 2) А.Г. Асмолов 3) А.Н. Леонтьев 4) А.В. Петровский Ответ: 3 3. Какие формы критических ситуаций выделяет Ф.Е. Василюк? 1) кризис 2) фрустрация 3) аффект 4) галлюцинации Ответ: 1
Вопросы к зачету:
  1. Определение личности в отечественной психологии.
  2. Определение личности в зарубежной психологии.
  3. Основные проблемы психологии личности.
  4. Методологические парадигмы изучения личности.
  5. Методы изучения личности (естественнонаучной парадигма).
  6. Методы изучения личности (гуманитарная парадигма).
Ситуационные задачи О каких методах психологического исследования идет речь в следующих фрагментах? 1. Психолог стремится собрать как можно больше информации по кон­кретному «случаю» для ответа на главный вопрос о генезисе и прогнозе психологических свойств, для определения статуса личности. Данный ме­тод строится на основе ранее выдвигаемых гипотез. Ответ: Анализ продуктов деятельности - метод, широко распространенный в исторической психологии, а также в антропопсихологии и психологии творчества. Для психологии творчества он является одним из основных, поскольку особенность творческого продукта как раз и состоит в его уникальности. Анализ продуктов деятельности предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (шизофрения, маниакально-депрессивном психозе и т.д.) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных. Широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии получил биографический метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. 2. Данный метод широко применяется в психологии личности. В каче­стве экспертов могут выступать лица, хорошо знающие испытуемых. Глав­ная особенность метода заключается в том, что его используют не в виде описания количественных проявлений свойств, а в виде количественных оценок их проявления, а также выраженности тех или иных элементов поведения. Результаты данного метода фиксируют выраженность более или менее дробных частных элементов поведения, понятных и однозначных. Обобщение зафиксированных результатов осуществляет профессиональ­ный психолог. Ответ: Пoд экcпepтными oцeнкaми пoнимaют кoмплeкc лoгичecкиx и мaтeмaтичecкиx пpoцeдyp, нaпpaвлeнныx нa пoлyчeниe oт cпeциaлиcтoв инфopмaции, ee aнaлиз и oбoбщeниe c цeлью пoдгoтoвки и выpaбoтки paциoнaльныx peшeний. Мeтoды экcпepтныx oцeнoк мoжнo paздeлить нa двe гpyппы: мeтoды кoллeктивнoй paбoты экcпepтнoй гpyппы и мeтoды пoлyчeния индивидyaльнoгo мнeния члeнoв экcпepтнoй гpyппы. Метод позволяет получить первичную информацию о явлениях, процессах за относительно короткий период времени, что может составить основу для их более углубленного исследования. В профессиональном отношении метод экспертных оценок более доступен для усвоения по сравнению с другими методами. Метод достаточно универсален и применим для оценки различных выборок и предполагает свою конкретизацию применительно к отрасли, организации (за счет привлечения специалистов и отбора значимых критериев оценки). Метод ориентирован на решение, прежде всего, практических задач. Нередко используется в тех условиях, когда имеются серьезные трудности в оценке явления, процесса с помощью других методов, и которые могут оказаться недостаточно надежными. Оcнoвныe этaпы пpoцecca экcпepтнoгo oцeнивaния: · фopмиpoвaниe цeли и зaдaч экcпepтнoгo oцeнивaния; · фopмиpoвaниe гpyппы yпpaвлeния и oфopмлeниe peшeния нa пpoвeдeниe экcпepтнoгo oцeнивaния; · выбop мeтoдa пoлyчeния экcпepтнoй инфopмaции и cпocoбoв ee oбpaбoтки; · пoдбop экcпepтнoй гpyппы и фopмиpoвaниe пpи нeoбxoдимocти aнкeт oпpoca; · oпpoc экcпepтoв (экcпepтизa); · oбpaбoткa и aнaлиз peзyльтaтoв экcпepтизы; · интepпpeтaция пoлyчeнныx peзyльтaтoв; · cocтaвлeниe oтчeтa. 3. Специализированные методы психологического исследования, с по­мощью которых можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования эти методы отличаются тем, что предполагают стандартизированную выверенную про­цедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию. Ответ: Тестовые методики.

2.9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ*

2.9.1. Основная литература

№ п/п Наименование, вид издания Автор (-ы), составитель(-и), редактор (-ы) Место издания, издательство, год Кол-во экземпляров
в библиотеке на кафедре
           
1. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/45631/ Гусева Т.И., Каратьян Т.В. М.: ЭКСМО, 2008. сетевой ресурс -
2. Психология личности. Тексты [Электронный ресурс]: учебное пособие Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/39221/ - М.: Директ-Медиа, 2008. сетевой ресурс -
3. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/44415/ Слотина Т.В. СПб.: Питер, 2008. сетевой ресурс -

2.9.2. Дополнительная литература

№ п/п Наименование, вид издания Автор(-ы), составитель(-и), редактор(-ы) Место издания, издательство, год Кол-во экземпляров
в библиотеке на кафедре
           
1. История психологии: От Античности до наших дней: учебник для вузов Ждан, А. Н. М.: Академический проект, 2008.    
2. Психология жизненного самоосуществле-ния Логинова И.О. М.: СГУ, 2009.    
3. Мотивация и личность Маслоу А. СПб.: Питер, 2010.    
4. Деятельность. Сознание. Личность. Леонтьев А.Н. М.: Смысл, 2005.    

2.9.3. Карта обеспеченности учебными материалами дисциплины «Психология личности»: технические и электронные средства обучения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: