Вопросы к комплексному экзамену по педагогике

«Введение в педагогическую деятельность»

1. Общая характеристика педагогической профессии.

2. Профессиональная деятельность и личность педагога.

3. Педагогическое общение: сущность, функции, стили обще­ния и стили руководства.

«Общие основы педагогики. Теория обучения»

4. Педагогика как наука и практика, их взаимосвязь. Цели, задачи, функции науки и практики. Категориальный аппа­рат педагогики как науки об образовании, обучении и вос­питании. Связь педагогики с другими науками, формы связи с ними и использование их идей в педагогике.

5. Педагогическая система и её компоненты. Система наук о воспитании и образовании.

6. Методы и логика научного педагогического исследования.

7. Современные тенденции в развитии и реформировании российского образования конца XX начала XXI века.

8. «Я-концепция»: формирование субъект-субъектных отноше­ний в педагогическом процессе.

9. Методология как учение о научном методе познания. Мето­дологические подходы в образовании: деятельност­ный, системный, личностный.

10. Дидактика как наука об обучении и образовании: предмет, цель. Основные категории дидактики: обучение, образова­ние, преподавание, учение.

11. Сущность, структура и движущие силы образовательного процесса.

12. Процесс обучения, его сущность, функции. Характеристика категорий: знания, умения, навыки. Компоненты процесса обучения. Основные этапы процесса обучения.

13. Содержание образования. Источники и принципы отбора содержания образования.

14. Государственный образовательный стандарт: понятие, функции, структура. Объекты стандартизации.

15. Документы, определяющие содержание образования. За­кон РФ об образовании. Характеристика учебного плана, учебной программы, учебника.

16. Принципы обучения как категория дидактики. Характери­стика принципов обучения.

17. Методы обучения: понятие, классификации, взаимосвязь методов, средств и форм обучения.

18. Формы организации учебной деятельности: индивидуаль­ные, групповые, фронтальные. Достоинства и недостатки их применения в педагогическом процессе.

19. Урок как целостная система. Требования к уроку. Типы и структура урока. Нестандартные уроки.

20. Диагностика и контроль за учебной деятельностью уча­щихся. Функции контроля и требования к нему.

21. Виды, методы и формы контроля. Оценка знаний уча­щихся, её образовательное и воспитательное значение.

«Теория и методика воспитания. Социальная педагогика»

22. Воспитание как социальное и педагогическое явление. Сущ­ность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

23. Воспитательный процесс, его характеристика. Структура и логика воспитательного процесса. Противоречия как дви­жущие силы воспитания.

24. Закономерности и принципы воспитания, их взаимосвязь.

25. Содержание воспитания. Направления воспитания. Характе­ристика одного из них: цели и задачи, ценности, формы осуществления (по выбору экзаменуемого).

26. Методы, средства и формы воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор методов воспитания.

27. Классный руководитель как организатор воспитательной работы в школе. Функции и основные направления дея­тельности классного руководителя. Виды и формы класс­ных часов.

28. Концептуальные подходы к воспитанию и воспитательные системы. Структура и этапы функционирования систем. Примеры воспитательных систем на основе различных концепций воспитания.

29. Коллектив как объект и субъект воспитания. Признаки, этапы развития коллектива. Закон движения коллектива (перспективы). Взаимоотношения личности и коллектива. Принцип параллельного действия.

30. Социализация личности и ее факторы. Социально-психоло­гические и социально-педагогические механизмы социализации. Агенты социализации.

31. Социальное воспитание и социализация личности. Сущ­ность, принципы, ценности социального воспитания. На­правления институтов социального воспитания.

32. Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Специфика семейного воспитания. Взаимодейст­вие семьи и школы. Формы взаимодействия классного ру­ководителя с родителями учащихся.

33. Сопротивление воспитанию: сущность, виды проявления и способы преодоления.

«Педагогические технологии»

34. Педагогическая технология, ее признаки и свойства. Клас­сификация педагогических технологий. Обусловленность технологий характером педагогических задач. Виды педа­гогических задач, этапы решения. Технологии выдвижения педагогических задач.

35. Технологии репродуктивного типа. Характеристика одной из технологий по выбору экзаменуемого (технология мо­нологического изложения информации, технология фор­мирования умственных действий с заранее намеченными свойствами, технология взаимообучения).

36. Образовательные технологии диалогового взаимодейст­вия: беседа, дискуссия, дискурсия /по выбору экзаменуе­мого/. Образовательный потенциал, этапы и приемы реа­лизации.

37. Технология игры. Образовательный потенциал, этапы и приемы реализации. Дидактические игры.

38. Технологии организации учебных исследований: проблем­ного обучения, критического мышления, французских мас­терских (по выбору экзаменуемого).

39. Технология проектного обучения. Ее использование в учеб­ном и воспитательном процессах.

40. Педагогическое проектирование. Цель, объекты, прин­ципы. Уровни и формы проектирования (проектные про­дукты). Этапы проектирования. Логика проектирования об­разова­тельного процесса.

41. Диагностика состояния образовательного процесса, его субъектов. Функции, принципы, виды и методы педагоги­ческой диагностики.

42. Технологический подход к постановке дидактических це­лей и задач. Уровни обученности учащихся. Таксономии целей.

43. Педагогический конфликт и стратегии его разрешения. Тех­нология выхода из конфликта. Виды педагогических конфликтов. Этическая защита педагога.

44. Педагогическое требование, его виды, формы. Технология предъявления требования.

45. Технология создания ситуации успеха. Сочетание и взаимо­связь успеха и неуспеха.

46. Информационные технологии и их использование в образо­вательном процессе. Проблемы и перспективы раз­вития компьютерного обучения.

«История педагогики и педагогической мысли»

47. Воспитание и школы в Древней Греции. Педагогические идеи в наследии философов Древней Греции.

48. Педагогические идеи гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор, Э. Роттердамский, М. Монтень, Ф. Рабле).

49. Педагогическая система непрерывного образования Я.А. Коменского. Принцип природосообразности.

50. Восемнадцатый век в истории российского просвещения.

51. К.Д. Ушинский как основоположник отечественной научной педагогики. Принцип народности.

52. Антрополого-гуманистические традиции в отечественной педагогике конца XIX начала XX века (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Лесгафт и др.).

53. Проблемы взаимодействия коллектива и личности в педаго­гическом наследии А.С. Макаренко.

54. Основные принципы педагогики «сотрудничества» 80-х. гг. XX века.

55. Основные направления развития российского образования и педагогической мысли на рубеже XX-XXI вв.

«Управление образовательными системами»

56. Понятие управления и педагогического менеджмента. Ос­новные функции педагогического управления.

57. Государственно-общественная система управления образо­ванием. Службы управления.

58. Принципы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект управления.

59. Управленческая культура управления. Повышение квалифи­кации и аттестация работников школы.

60. Взаимодействие социальных институтов в управлении обра­зовательными системами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: