«Введение в педагогическую деятельность»
1. Общая характеристика педагогической профессии.
2. Профессиональная деятельность и личность педагога.
3. Педагогическое общение: сущность, функции, стили общения и стили руководства.
«Общие основы педагогики. Теория обучения»
4. Педагогика как наука и практика, их взаимосвязь. Цели, задачи, функции науки и практики. Категориальный аппарат педагогики как науки об образовании, обучении и воспитании. Связь педагогики с другими науками, формы связи с ними и использование их идей в педагогике.
5. Педагогическая система и её компоненты. Система наук о воспитании и образовании.
6. Методы и логика научного педагогического исследования.
7. Современные тенденции в развитии и реформировании российского образования конца XX начала XXI века.
8. «Я-концепция»: формирование субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе.
9. Методология как учение о научном методе познания. Методологические подходы в образовании: деятельностный, системный, личностный.
10. Дидактика как наука об обучении и образовании: предмет, цель. Основные категории дидактики: обучение, образование, преподавание, учение.
11. Сущность, структура и движущие силы образовательного процесса.
12. Процесс обучения, его сущность, функции. Характеристика категорий: знания, умения, навыки. Компоненты процесса обучения. Основные этапы процесса обучения.
13. Содержание образования. Источники и принципы отбора содержания образования.
14. Государственный образовательный стандарт: понятие, функции, структура. Объекты стандартизации.
15. Документы, определяющие содержание образования. Закон РФ об образовании. Характеристика учебного плана, учебной программы, учебника.
16. Принципы обучения как категория дидактики. Характеристика принципов обучения.
17. Методы обучения: понятие, классификации, взаимосвязь методов, средств и форм обучения.
18. Формы организации учебной деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные. Достоинства и недостатки их применения в педагогическом процессе.
19. Урок как целостная система. Требования к уроку. Типы и структура урока. Нестандартные уроки.
20. Диагностика и контроль за учебной деятельностью учащихся. Функции контроля и требования к нему.
21. Виды, методы и формы контроля. Оценка знаний учащихся, её образовательное и воспитательное значение.
«Теория и методика воспитания. Социальная педагогика»
22. Воспитание как социальное и педагогическое явление. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
23. Воспитательный процесс, его характеристика. Структура и логика воспитательного процесса. Противоречия как движущие силы воспитания.
24. Закономерности и принципы воспитания, их взаимосвязь.
25. Содержание воспитания. Направления воспитания. Характеристика одного из них: цели и задачи, ценности, формы осуществления (по выбору экзаменуемого).
26. Методы, средства и формы воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор методов воспитания.
27. Классный руководитель как организатор воспитательной работы в школе. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Виды и формы классных часов.
28. Концептуальные подходы к воспитанию и воспитательные системы. Структура и этапы функционирования систем. Примеры воспитательных систем на основе различных концепций воспитания.
29. Коллектив как объект и субъект воспитания. Признаки, этапы развития коллектива. Закон движения коллектива (перспективы). Взаимоотношения личности и коллектива. Принцип параллельного действия.
30. Социализация личности и ее факторы. Социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации. Агенты социализации.
31. Социальное воспитание и социализация личности. Сущность, принципы, ценности социального воспитания. Направления институтов социального воспитания.
32. Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Специфика семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
33. Сопротивление воспитанию: сущность, виды проявления и способы преодоления.
«Педагогические технологии»
34. Педагогическая технология, ее признаки и свойства. Классификация педагогических технологий. Обусловленность технологий характером педагогических задач. Виды педагогических задач, этапы решения. Технологии выдвижения педагогических задач.
35. Технологии репродуктивного типа. Характеристика одной из технологий по выбору экзаменуемого (технология монологического изложения информации, технология формирования умственных действий с заранее намеченными свойствами, технология взаимообучения).
36. Образовательные технологии диалогового взаимодействия: беседа, дискуссия, дискурсия /по выбору экзаменуемого/. Образовательный потенциал, этапы и приемы реализации.
37. Технология игры. Образовательный потенциал, этапы и приемы реализации. Дидактические игры.
38. Технологии организации учебных исследований: проблемного обучения, критического мышления, французских мастерских (по выбору экзаменуемого).
39. Технология проектного обучения. Ее использование в учебном и воспитательном процессах.
40. Педагогическое проектирование. Цель, объекты, принципы. Уровни и формы проектирования (проектные продукты). Этапы проектирования. Логика проектирования образовательного процесса.
41. Диагностика состояния образовательного процесса, его субъектов. Функции, принципы, виды и методы педагогической диагностики.
42. Технологический подход к постановке дидактических целей и задач. Уровни обученности учащихся. Таксономии целей.
43. Педагогический конфликт и стратегии его разрешения. Технология выхода из конфликта. Виды педагогических конфликтов. Этическая защита педагога.
44. Педагогическое требование, его виды, формы. Технология предъявления требования.
45. Технология создания ситуации успеха. Сочетание и взаимосвязь успеха и неуспеха.
46. Информационные технологии и их использование в образовательном процессе. Проблемы и перспективы развития компьютерного обучения.
«История педагогики и педагогической мысли»
47. Воспитание и школы в Древней Греции. Педагогические идеи в наследии философов Древней Греции.
48. Педагогические идеи гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор, Э. Роттердамский, М. Монтень, Ф. Рабле).
49. Педагогическая система непрерывного образования Я.А. Коменского. Принцип природосообразности.
50. Восемнадцатый век в истории российского просвещения.
51. К.Д. Ушинский как основоположник отечественной научной педагогики. Принцип народности.
52. Антрополого-гуманистические традиции в отечественной педагогике конца XIX начала XX века (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Лесгафт и др.).
53. Проблемы взаимодействия коллектива и личности в педагогическом наследии А.С. Макаренко.
54. Основные принципы педагогики «сотрудничества» 80-х. гг. XX века.
55. Основные направления развития российского образования и педагогической мысли на рубеже XX-XXI вв.
«Управление образовательными системами»
56. Понятие управления и педагогического менеджмента. Основные функции педагогического управления.
57. Государственно-общественная система управления образованием. Службы управления.
58. Принципы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект управления.
59. Управленческая культура управления. Повышение квалификации и аттестация работников школы.
60. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.