Анализ внешней и внутренней среды предприятия

Введение

Каждый из нас живет в системе управленческих и организационных отношений, которые становятся все более сложными, и никакой прошлый опыт отдельного руководителя или целой организации не может быть адекватным тем многообразным и неординарным управленческим ситуациям, которые требуют определения стратегии реагирования или принятия единственно правильного решения.

В рыночной экономике руководителям приходится учитывать изменения внешней среды, так как организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы не только внешней, но и внутренней среды. Более того, он должен предложить подходящие способы реагирования на эти воздействия, то есть разработать концепцию системы управления. Этим, на наш взгляд, как раз и обусловлена актуальность выбранной нами темы курсовой.

В соответствии свыше сказанным определим цель работы – разработка концепции системы управления и обоснование ее эффективности для развития организации.

Для реализации поставленной цели сформулированы и последовательно решены следующие задачи:

1.Обосновать выбор объекта управления и предоставить общие сведения о выбранной организации и проанализировать факторы внешней и внутренней среды организации;

2. Сформулировать миссию, цели объекта исследования; разработать стратегию развития выбранного объекта

3. Выбрать методы управления и оценить эффективность работы. Выбранный объект исследования - ОАО «АвтоВАЗ».

Анализ среды ОАО «АвтоВАЗ» и формирование его приоритетов развития.

Анализ среды предприятия – это процесс определения критический важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на способности предприятия в достижении своих целей.

Анализ среды выполняет следующие функции:

· Улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на предприятие и его будущее (с позиции стратегического планирования).

· Создает предприятию о себе наиболее благоприятное впечатление (с точки зрения политики предприятия).

· Обеспечивает информацией (с позиции текущей деятельности предприятия).

Анализ внешней и внутренней среды предприятия.

Наверняка для многих ОАО “АвтоВАЗ” является эдаким большим и неповоротливым монстром прямиком из СССР, но в 21 веке предприятиям надо развиваться по законам 21 века, планировать на перёд чтобы не оказаться за бортом. Крупнейший автомобилестроительный российский завод по производству легковых автомобилей. Именно поэтому рассмотрение его производственной и организационной структур представляет интерес.

Автомобильный комплекс включает в себя следующие основные производства:

· металлургическое производство;

· прессовое производство;

· производство прессовочных форм и штамповок;

· механосборочное производство;

· сборочно-кузовное производство;

· производство пластмассовых изделий;

· производство технологического оборудования;

И вспомогательные:

· инструментальное производство;

· производство ремонта и обслуживания оборудования.

Предприятие состоит из 185 цехов, из них основных - 55, вспомогательных - 96, станкостроительных - 19, научно-технических - 16, а также функциональных отделов. Работы по обеспечению и обслуживанию производства сконцентрированы в крупных специализированных цехах. Общая численность работающих на предприятии - около 160 тысяч человек. Из них 97,5 тысяч человек - промышленно-производственный персонал. При этом, средний разряд рабочих составляет 3,71 (в точности основных - 3,36, вспомогательных - 3,98).

В ОАО «АвтоВАЗ» базовым типом структуры управления, по которой организовано большинство структурных подразделений, остается линейно-функциональный.

Для условий эффективного функционирования организации с линейно-функциональной структурой управления важно иметь нормативные и регламентирующие документы, определяющие соответствие между ответственностью и полномочиями руководителей разных уровней и подразделений; соблюдение норм управляемости, особенно у первых руководителей и их заместителей, формирующих рациональные информационные потоки, децентрализующих оперативное управление производством, учитывающих специфику работы различных подразделений.

Рис.1 Линейно-функциональная структура управления

Ранее выпускал автомобили марки ВАЗ с наименованиями «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока». В настоящее время[когда?] производит автомобили под собственной торговой маркой Lada («Лада»), а также автомобили марки Nissan, Renault и Datsun. Кроме того, АвтоВАЗ поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марки «Lada» и их модификаций. Штаб-квартира и основное производство находятся в городе Тольятти.

Сильная сторона – человеческие ресурсы, но только стратегический ТОП уровень - намерения владельцев создать крупный, значимый бизнес, это выражается как:

- Опыт и знания создания технологий (менеджмент, коучинг, обучение, тренинги, история создания агентства);

- Высокая квалификация первых лиц;

- Ресурс для инноваций, инновационное мышление.

Определенные трудности возникают в связи со слабой квалификацией персонала, как управленческого, так и операционного, что приводит к затормаживанию процесса развития компании. И имеющиеся преимущества в физических ресурсах (базы данных) нивелируются, так как персонал не может их быстро и качественно использовать. Кроме того, они нивелируют и сильные стороны первых лиц, так как не могут быстро воспринимать, понимать новую информацию и не воспринимают инновационный подход.

Фактор Сильные стороны Слабые стороны
Производство -Модернизация производственных мощностей; - У ОАО «АвтоВАЗа» имеется крупнейший в стране научно - технический центр для испытаний автомобилей; - По объему производства входит в двадцатку ведущих мировых автопроизводителей; - Повышение качества продукции. - Старый модельный ряд, не соответствующий западным образцам; - Устаревшие технологии производства продукции; - Невысокое качество продукции; - имеется часть неиспользованных резервов; - несоответствие цены и качества.
Финансы -Невысокая стоимость продукции; - Дешевизна в обслуживании и эксплуатации; - Развитая система кредитования. -Недостаточное количество финансовых средств; -Неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.
Маркетинг -Значительная доля рынка; - Узнаваемость бренда; - Связи с потребителями и поставщиками; - Обширная дилерская сеть. -Слабый имидж бренда; - Отсутствие системы исследования рынка и продвижения продукции; - Ниже среднего маркетинговые способности; - Жестокая конкуренция со стороны зарубежных производителей.
Кадры -Дешевая рабочая сила; - Подготовка рабочих по техническим специальностям наиболее востребованным на заводе; - Предприятие проводит осмысленную социальную политику, разнообразные социальные льготы и гарантии, социальные программы и программы помощи работникам. -Низкая производительность труда; - Увеличение текучести кадров.
Менеджмент - Самодостаточная для настоящего времени организационная структура управления. - Координация и контроль управленческих решений, обеспечение исполни-тельной дисциплины на предприятии. -Узкая сеть отношений с клиентами. - Неорганизованность информационного обеспечения каждого звена управления на предприятии.
Организационная культура -Наличие корпоративного духа и высокой сплоченности коллектива; - За хорошую работу учреждаются премии, выдаются путевки в дома отдыха, устраиваются различные вечера по случаю юбилеев своих сотрудников -Отдельные части организации неспособны прийти к согласию между собой: представлены в основном различные точки зрения, отсутствует цельная картина

Источниками финансирования являются как собственные источники, так и заемные средства.

Площадь автозавода составляет свыше 600 га, площадь зданий - более 4 миллионов квадратных метров

В цехах установлено свыше 41 тысячи единиц оборудования.

Протяженность конвейерных систем составляет 300 километров.

Длина корпуса главного сборочного конвейера - 1,7 км, длина самого главного конвейера – 1,5 км. Каждый час на конвейерах АвтоВАЗа изготавливается более 160 автомобилей.

Налоговые отчисления ОАО «АВТОВАЗ» формируют более 40% бюджета Тольятти, 20% - Самарской области и около 1% Федерального бюджета.

В настоящее время в ОАО «АВТОВАЗ» работает около 104 тысяч человек. Одним из видов деятельности является редакционно-издательская и полиграфическая, организация выпуска литературы массового спроса: газет, журналов и средств массовой информации.

Осуществление Электронных торгов.

Проведение собрания акционеров по электронной сети.

Единая ведомственная сеть.

Основными направлениями информационной политики являются:

- раскрытие информации для акционеров;

- информирование инвесторов и аналитиков;

- информирование властных структур и делового сообщества;

- информирование персонала, профессиональных союзов и других общественных

- объединений и организаций;

- информирование партнеров;

- информирование потребителей;

- взаимодействие со средствами массовой информации всех уровней.

Общество высоко ценит профессионализм своих сотрудников. Поэтому за хорошую работу ОАО «АвтоВАЗ» учреждает премии, дает путевки в дома отдыха, устраивает различные вечера по случаю юбилеев своих сотрудников.

Следует отметить наличие корпоративного духа и высокой сплоченности коллектива в подразделениях.

· Сегодня в отрасли дефицит высококвалифицированных технических специалистов.

· Обновление модельного ряда требует внедрения новых технологий и переквалификации персонала.

· Снижение реальных доходов населения способствует падению спроса на различные товары, в том числе и на автомобили.

· Рост мобильности населении способствует оттоку работников с физически тяжёлого машиностроительного производства.

На данный момент большая часть молодёжи стремится получить высшее, а не средне - техническое образование, т.к. это намного престижнее и работа не представляет физического труда.

Из прогноза министерства экономического развития, основные направления развития технического образования:

· создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования.

· создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования.

· становление системы привлечения работодателей к реализации государственной политики в области технического образования;

· расширение использования механизмов предоставления государственной поддержки переподготовки кадров, высокой квалификации на федеральном и региональном уровнях, на условиях софинансирования со стороны работодателей.

· создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования.

Среднесписочная численность работников ОАО «АВТОВАЗ» в 2014 году составила 66728 че­ловек, в 2013 году – 66052 че­ловека. Текучесть кадров за отчётный период составила 11,4%. В течение 2013 года на кур­сах подготовки, переподготов­ки и повышения квалификации (включая внутризаводское обу­чение) было обучено 41135 ра­ботников, из них РСиС – 17512 человек. 1802 студента образова­тельных учреждений высшего и среднего профессионального образования прошли практику в подразделениях ОАО «АВТОВАЗ». Производительность труда в сопоставимых ценах в рубле­вом исчислении в 2013 году от­ носительно плана составила 103,3%.

В 2013 году в состав производственного комплекса ОАО «АВТОВАЗ» входили:

· Металлургическое производство.

· Прессовое производство.

· Механосборочное производство.

· Производство пластмассовых изделий.

· Сборочно-кузовное производство.

· Сборочно-кузовное производство автомобилей на платформе Kalina.

· Сборочно-кузовное производство автомобилей на платформе LADA 4x4.

· Производство автомобилей на платформе B0.

· Опытно-промышленное производство.

· Энергетическое производство.

На правах собственности ОАО «АВТОВАЗ» по состоянию на 31 декабря 2013 года владеет акциями и долями в уставном ка­ питале 53 обществ, из них: 39 обществ находятся на территории России, в том числе:

· 21 дочернее общество со стопроцент­ным капиталом ОАО «АВТОВАЗ»;

· 8 дочерних обществ, в которых ОАО «АВТОВАЗ» владеет более 50% акций (долей) в уставном капитале;

· 6 зависимых обществ, в которых ОАО «АВТОВАЗ» владеет более 20% акций (долей) в уставном капитале;

· 4 общества с участием ОАО «АВТОВАЗ» (20% и менее в уставном капитале общества); 14 обществ находятся за рубежом (из них 9 обществ – в странах СНГ и Грузии), в том числе 6 обществ являются дочер ними по отношению к ОАО «АВТОВАЗ».

Дилерская сеть ОАО «АВТОВАЗ» на внутреннем рынке представляет собой динамично развивающуюся структуру, состоящую из 349 предприятий, включающих в себя 383 дилерских точки.

География поставок автомобилей LADA охватывает 218 населенных пунктов в ре­гионах с высокой плотностью автомо­бильного парка.

Конкурентами “АвтоВАЗа” являются иностранные автомобили, в основном европейского и корейского производства, такие как Hyundai, Kia, Daewoo, Chevrolet, Volkswagen и т.д. Продукция АвтоВАЗа выигрывает как по цене, например, 474 тысячи рублей за Lada Granta в максимальной комплектации, учитывая, что у конкурентов за 450 тысяч рублей модельный ряд дешёвых автомобилей только начинается, так же высокая ремонтопригодность (“починить на коленке”) и распространённость запчастей. Но годами у АвтоВАЗа вырабатывался имидж автомобиля, который постоянно ломается, поэтому сейчас люди категорически относятся к продукции Волжского автозавода, предпочитая машину дороже, но надёжнее.

После того как АвтоВАЗ влился в альянс Renault-Nissan, на мощностях АвтоВАЗа начали собирать прямых конкурентов автомобилям Lada Granta и Lada Kalina – Datsun On-Do и Datsun Mi-Do. Автомобили марки Datsun, хоть построены на платформах Granta и Kalina, но в них используются более качественные импортные узлы и опять же роль играет марка, которая сама по себе является японской.

В 2013 году в ОАО «АВТОВАЗ» уделялось значительное внимание вопросам ре­ ализации обязательств политики в области экологического менеджмента, направ­ ленных на охрану окружающей среды и повышение экологической безопасности деятельности. Ключевыми индикаторами достижения обязательств политики являются следу­ ющие показатели.

Показатели по охране окружающей среды

 

Наименование показателя 2013 г. 2014 г. Динамика
Валовый выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников, тонн 7135,83 6409.85
Удельный объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в расчете на 1 млн руб. произведенной продукции, кг/1 млн руб. 42,3 39,6
Доля уловленных загрязняющих атмосферный воздух веществ в общем объеме выбросов от стационарных источников, % 45,7 53,7
Общий объем образованных отходов, тыс. тонн 871,850 771,540
Удельный объем образования отходов в расчете на1 млн руб. произведенной продукции, тонн / 1 млн руб. 5,2 4,8
Доля использованных и обезвреженных в собственном производстве отходов от общего объема их образования. % 49,9 57,7
Использование воды на производственные нужды, тыс. м3 160 099,49 159 267,296
Удельное использование воды в расчете на 1 млн руб. произведенной продукции, м3/1 млн руб. 948,87 984,80
Доля повторного использования воды на производственные нужды в общем объеме использования воды, %    
Объем сброса сточных вод в сети канализаций, тыс. м5 79 517,377 76 019,449
Удельный объем сброса сточных вод в сети канализаций в расчете на 1 млн руб. продукции. мз/1 млн руб. 471,28 470,05
Объем сброса загрязняющих веществ со сточными водами в сети канализаций, т/год 36 426,1 15 804,0
Удельный объем сброса загрязняющих веществ со сточными водами в сети канализаций в расчете на 1 млн руб. произведенной продукции, кг/1 млн руб. 215,9 97,7

В рамках решения природоохранных задач выполнен комплекс мероприятий по снижению негативного воздействия деятельности

ОАО «АВТОВАЗ» на окружающую среду, которые позволят:

· снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 5,70 т в год за счёт замены на более современные 26 газоочистных установок в СКП, металлургическом производстве (МтП), механосборочном производстве (МСП), а также сокращения расхода лакокрасочных материалов (ЛКМ) на 1 автомобиль в результате ввода в СКП автоматических манипуляторов для нанесения ЛКМ;

· улучшить качественный состав сточных вод и минимизировать поступление загрязняющих веществ в почву и грунтовые

· воды за счёт ремонта участка трубопровода ливневой канализации в корпусе 062 СКП;

· снизить объём сброса сточных вод в сети ливневой канализации

· на 1000 м3/год за счёт установки более современного оборудования и сокращения расхода питьевой воды в камерах орошения кондиционеров корпуса 62, а также в сети производственной канализации после локальных очистных сооружений «Катафорез» на 25,0 тыс. м3 в год за счёт замены на агрегате подготовки поверхности «Бондеризация-2» СКП существующей

· технологической схемы орошения на каскадную;

· минимизировать утечки смазывающих и охлаждающих жидкостей (СОЖ) на строительные конструкции за счёт модернизации прессов в ПрП. Формированию эффективной системы

· управления охраной окружающей среды способствует внедренная в ОАО «АВТОВАЗ» система экологического менеджмента. В сентябре 2013 года специалистами фирмы «TUV NORD» проведен надзорный аудит системы экологического менеджмента ОАО «АВТОВАЗ» (далее СЭМ) на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: