А. Бог сотворил мир из ничего. 1. Свидетельство Библии о творении из ничего.Библия четко требует от нас веры в то, что Бог сотворил мир из ничего (иногда используется латин­ское выражение

1. Свидетельство Библии о творении из ничего.Библия четко требует от нас веры в то, что Бог сотворил мир из ничего (иногда используется латин­ское выражение exnikilo, «из ничего*; в таком случае говорят, что Библия учит

1 Я благодарю своих друзей, обладающих специальными знаниями, которые оказа­ли мне большую помощь в написании этой главы, особенно Стива Файгарда, ДагаБрэн-дта и Терри Мортенсона.



Глава И. Творение



о творении exnihilo). Это означает, что до того, как Бог начал творить мир, не существовало ничего, кроме Самого Бога2.

Именно об этом сказано в Быт. 1:1: «В начале сотворил Бог небо и землю». Выражение «небо и земля» обозначает весь мир. В Пс. 32 нам также сказано: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их. <...>...Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, —• и явилось» (Пс. 32:6,9). В Новом Завете подобное же утверждение о мире находим в начале Евангелия от Иоанна: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). Правильнее всего понимать слово «все» как обозна­чение всего мира (ср.: Деян. 17:24; Евр. 11:3). Павел вполне ясно говорит об этом в гл. 1 Послания кКолоссянам, когда конкретно называет все составля­ющие мира, как видимые, так и невидимые: «Ибо Им создано все, что на не­бесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, на­чальства л и, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1:16). Песнь двад­цати четырех небесных старцев подтверждает эту истину:

<&* Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил дд

все, и все по Твоей воле существует и сотворено (Отк. 4:11).

Здесь в качестве причины, по которой все «существует»,
было «сотворено», названа воля Божья. ^

Тот факт, что Бог сотворил как небо, так и землю и все. что в них, многократ­но подтверждается в Новом Завете. Например, в Деян. 4:24 о Боге говорится: «Вла-дыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них]» Бога прежде всего можно определить, сказав, чтоОн — Тот, Кто все сотворил. Варнава и Павел объяс­няют жителям Листры, что они — посланцы Бога Живого, «Который сотворил небо и землю и море и все, что в них» (Деян. 14:15). Также когда Павел обращает­ся кязыческим философам в Афинах, он определяет истинного Бога следующим образом: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем», и поясняет, что Богдарует «все­му жизнь и дыхание и вес» (Деян. 17:24,25; ср.: Ис. 45:18; Отк. 10:6).

Текст Евр. 11:3 гласит: «Верою познаем, что миры были приготовлены Словом Божиим, так что видимое не было сотворено из видимого» (NASB). Этот перевод (как и перевод NIV) наиболее точно передает греческий текст3.

- Когда мы утверждаем, что мир был сотворен «из ничего», то нам следует избегать неверного понимания этого выражения. Слово «ничего» не подразумевает какой-либо вид существования, как утверждают некоторые философы. Мы говорим о том, что, ког­да Бог творил мир, не сушествовавало никакой материи.

! Перевод RSV («so that what is seen was made out of things which do not appear»; кото­рый очень близок к русскому синодальному переволу: «так что из невидимого произошло видимое». — Примеч. пер.) явно утверждает, что Бог сотворил мир из какой-то невидимой материи, однако порядок слов греческого текста (jii) кк fyaivoiievmv) показывает, что слово «не» отрицает выражение «из видимого». Перевод RSV относит отрицание «не» к причастию «видимое» (так что по-русски получается слово «невидимое». — Прима, пер.),



Часть II. Учение о Боге



Хотя нельзя сказать, что здесь излагается учение о творении из ничего, в этом тексте сказаны очень близкие к этому учению вещи, ведь здесь говорится о том, что Бог не творил мир из того, что видимо. Странное представление о том, что мир мог быть сотворен из чего-то невидимого, судя по всему, не была той мыслью, которую автор хотел изложить здесь. Он отрицает представление о творении из существовавшей прежде материи, и в этом смысле стих доста­точно ясен.

В Рим. 4:17 также подразумевается, что Бог сотворил мир из ничего, хотя прямо здесь об этом и не говорится. Греческий текст буквально говорит о том, что Бог «несуществующие вещи призывает как существующие». Перевод RSV «призывает к бытию несуществующие вещи» (также NASB) необычен, но грамматически возможен'', и такая трактовка ясно утверждает творение из ни­чего. Но даже если мы переводим этот стих таким образом, что греческое сло­во ov принимает свое обычное значение «как», то в этом стихе говорится о том, что Бог «называет несу шествующее как существующее» («calls the things which do nol exist as existing» [NASB mg.]). Но если Бог обращается к чему-либо несуществующему или призывает это, словно фактически оно существу­ет, то что это значит? Если Он называет несуществующее словно существую­щее, то это должно означать, что вскоре несуществующее будет существовать, будучи властно призвано к существованию.

Поскольку Бог сотворил весь мир из ничего, в мире нет материи, которая была бы вечна. Все, что мы видим — горы, океаны, звезды, сама земля, — все начало существовать, когда Бог их сотворил. Было время, когда они не суще­ствовали:

Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог (Пс. 89:3).

Этот факт напоминает нам, что Бог правит всем миром и ничему в творе­нии не следует поклоняться вместо Бога или вместе с Ним (в дополнение к Нему). Однако если бы мы отрицали творение из ничего, то нам пришлось бы сказать, что некая материя существовала всегда и что она также вечна, как и Бог. Такое представление противоречило бы независимости Бога, Его едино­державию и тому факту, что поклоняться следует Ему одному (если бы мате­рия существовала отдельно от Бога, то какое внутреннее право Он имел бы властвовать над ней и использовать ее для Своей славы? И как мы могли бы быть уверены, что каждая частичка мироздания в конечном счете исполняет Божьи цели, если бы что-то в мире не было сотворено Богом?).

но и таком случае отрицание должно было бы стоять непосредственыо перед этим словом. См.: Philip Hughes. Л Commentary vn the Epistle to the Hebrews (Grand Rapids: Eerdmans, 1977), pp. 443—452. (Если сказать более кратко, то проблема состоит в том, как следует переводить выражение;i ц кк fyaivofxtvaiv — «не из видимого» или «из невидимого*? — Примеч. пер.)

4 См.: С. Е. В. Cranficld, A Critical and Exegetical Commentary on the Epistle to the Romans, ICC, vol. 1 (Edinburgh: T. & T. Clark, 1975), p. 244: греч. ov в значении следствия.



Главе! 14. Творение



Позитивная сторона того факта, что Бог сотворил мир из ничего, заклю­чается в осмысленности и наличии цели в творении. Бог, в Своей мудрости, сотворил мир для чего-то. Мы должны стараться понять эту цель и исполь­зовать творение так, чтобы оно соответствовало этой цели, т. е. прославле­нию самого Бога5. Кроме того, когда творение доставляет нам радость (ср.: ] Тим. 6:17), мы должны благодарить Бога, Который сотворил все. ^ ^..

2. Сотворение духовного мира.Это творение всего мира включает в себя
также сферу невидимой, духовной сферы существования. Помимо животных
и человека Бог сотворил ангелов и других небесных существ. Он также сотво­
рил небо как то место, где Его присутствие явлено особым образом. Сотворе­
ние сферы невидимого, безусловно, подразумевается во всех вышеприведен­
ных стихах, в которых говорится, что Бог сотворил не только землю, но и «небо
и есе, что на нем» {Отк. 10:6; ср.: Деян. 4:24), но особенно четко об этом сказа­
но в ряде других стихов. В молитве Ездры ясно говорится: «Ты, Господи, един,
Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря
и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняют­
ся» (Неем. 9:6). Судя по всему, слова «небесные воинства» в этом стихе озна­
чают ангелов ил и других небесных существ, поскольку Ездра говорит, что они
поклоняются Богу (слово «воинство» употреблено в отношении ангелов, по­
клоняющихся Богу, также в Пс. 102:21 и 148:2)6.

В Новом Завете Павел конкретно говорит, что во Христе «создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, началь­ства ли, ачастили, — все Им и для Него создано» (Кол. 1:16; ср.: Пс. 148:2—5). Здесьтакже ясно говорится о творении невидимых небесных существ., ,,!.liJI

3. Непосредственное творение Адама и Евы.Библия также учит нас, что
Бог сотворил Адама и Еву особым, личным образом. «И создал Господь Бог
человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек
душею живою» (Быт. 2:7). После этого Бог создал Еву из тела Ацама: «И навел
Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно изребр его,
и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека,
жену, и привел ее к человеку»? (Быт. 2:21,22). Судя по всему, Бог дал Адаму знать
нечто о происходящем, так как Адам сказал:

5 О цели творения см. ниже, подраздел В (с. 294, 295).

6 Слово, переведенное как «воинство» (евр. N3S). иногда употребляется для обозна­
чения планет и звезд {Втор. 4:19; Ис. 34:4; 40:26). (Читателям русского синодального пе­
ревода хорошо знакома форма множественного числа этого слова — flltOS, — которая, с
учетом греческой традиции Септуагинты, транслитерируется как «Саваоф*., т. е. букв.:
■"[Господь] воинства. — Примеч. пер.) Но ни в одном из примеров, приведенных в BDB,
р. 839 (i.c), речь не идет о поклонении звезд Богу и чаще говорится о небесных телах как о
«воинстве небесном», которому неразумно поклоняются язычники (Втор, 17:3; 4 Цар. 17:16;
21:3; Иер. 8:2 и др.). ■<."..: лг^ци--


Часть //. Учение о боге


-dT"^' Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет на­зываться женою: ибо взята от мужа (Быт. 2:23).

Как мы увидим ниже, христиане расходятся во взглядах на то, насколько широко послетвореиия был задействован процесс эволюции, который, воз­можно (по одной из версий), привел к постепенному возникновению все бо­лее и более сложных организмов. Хотя среди христиан представители разных точек зрения искренне убеждены is истинности своих взглядов и хотя есть раз­ные мнения об эволюции растительного и животного царств, все же эти тек­сты настолько ясны, что трудно было бы верить в абсолютную истинность Писания и при этом утверждать, что человеческие существа — результат дли­тельного эволюционного процесса. Поскольку Писание говорит, что Господь создал «человека из праха земного» (Быт. 2:7), едва ли можно предположить, что здесь идет речь о процессе, который занял миллионы лет, и что в нем было задействовано случайное развитие тысяч постепенно усложняющихся орга­низмов7. Еще труднее совместим с эволюционной теорией тот факт, что в тек­сте ясно говорится о том, что у Евы не было матери: она была сотворена не­посредственно из ребра Адама, пока тот спал (Быт. 2:21). Однако, с чисто эво­люционной точки зрения, это было бы невозможно, так как даже самое первое «человеческое существо» женского пола должно было произойти от некоего почти человеческого существа, которое было еще животным. Новый Завет еще раз утверждает историчность этого особого творения Евы от Адама, когда Павел говорит: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (I Кор. 11:8,9).

Особое творение Адама и Евы показывает, что, хотя мы, возможно, и по­добны животным в определенных физических аспектах, тем не менее очень сильно отличаемся от животных. Мы сотворены «по образу Божию», мы — вершина Божьего творения — подобны Богу более, чем любое другое суще­ство, нам предопределено властвовать над всем творением. Даже краткий рас­сказ о творении в Книге Бытие подчеркивает эту исключительную роль чело­века по сравнению с остальным миром. Таким образом, этот рассказ опро­вергает современные тенденции подчеркивать ничтожность человека перед огромной Вселенной. Дерек Киднер отмечает, что Писание высказывается «против любой попытки лишить значимости человеческую историю... кото­рая представляет изумительные акты творения как просто подъем занавеса перед началом драмы, которая проходит через всю Библию. Пролог умещает­ся на одной странице; но остаются еще тысячи страниц».




1 Несмотря на очевидность утверждений Быт. 2:7, Дерек Киднер (он при держи вает-ся такого взгляда на истинность Писания, который я отстаиваю в этой книге) утвержда­ет, что возможно эволюционное развитие доадамовых существ, вплоть до особи, в кото­рую Бог наконец -вдохнул человеческую жизнь» (Derek Kidner. Genesis: An Introduction and Commentary, TOTC |London and Chicago: intcrVarsity Press, 1967], p. 28). И при этом он утверждает, что Ева была сотворена особым образом (р. 29). -;v.t.qi!.''ti v:JS.q-b



т


Глава 14. Творение



Кроме того, Киднср отмечает, что современные научные описания мира, какими бы правдивыми они ни были, «заваливаютнас статистическими дан­ными, которые сводят нашу значимость к нулю. Они только пролог, но сама человеческая история теперь — просто одна страница из тысячи, а вся книга земли затеряна среди тех томов, которые еще не внесены в каталог»".

Писание показывает нам в перспективе значимость человека, которую придал ему Бог. (Более подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже, в гл. 20.)

4. 4 Сотворение времени. Другой аспект творения Божьего — это сотворе­
ния времени (последовательности мгновений). Этот вопрос рассматривался
в связи с вечностью Бога в гл. 10", и здесь нам следует лишь коротко изло­
жить его. Когда мы говорим о существовании Бога «до» сотворения мира, мы
не должны думать, что Бог существует в бесконечной протяженности време­
ни. Вечность Бога означает, что Он существует иначе, в Его бытии нет течения
времени, и подобное существование нам даже трудно представить себе (см.:
Иов. 36:26; Пс. 89:2,4; Ин. 8:58; 2 Пет. 3:8; Отк. 1:8). Тот факт, что Бог сотво­
рил время, напоминает нам, что Он господствует над ним, а мы должны ис­
пользовать время к Его славе.

5. 5 Труд Сына и Святого Духа в творении.Бог-Отец был инициатором акта
творения. Но Сын и Святой Дух также действовали в нем. О Сыне часто гово­
рится, что «через» Него произошло творение (в русском синодальном перево­
де — «чрез» и «Им». — Примеч. пер.). «Вес чрез Него начало быть, и без Него
ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). Павел говорит: «Один Гос­
подь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:6), и «все Им и для
Него создано» (Кол. 1:16). Мы читаем также, что Сын — это Тот, «чрез Кото­
рого» Бог «и веки сотворил» (Евр. 1:2)10. Эти тексты лают последовательную
картину того, как Сын исполнял роль действующей силы, совершающей пла­
ны и исполняющей указания Отца.

Святой Дух также действовал в творении. В целом Он представлен в Писании завершающим, исполняющим и дающим жизнь творению Бо­жьему. В Быт. 1:2 говорится, что «Дух Божий носился над водою», и это — описание Его охраняющей, поддерживающей и правящей функции. Иов говорит: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33:4). Важно помнить, что в целом ряде ветхозаветных пассажей одно

6Kidner, Genesis, p. 57. j-fiutoilОИ:n

9 См.: с. 173.

10 По версии автора — «миры» или «мир». Слово а'ка/ и его смысловое содержание в
Новом Завете стало предметом многочисленных спекуляций в связи с его специфичес­
ким употреблением в кумранских рукописях, где термин «зон» имеет совершенно осо­
бое мистическое смысловое наполнение. Однако наиболее взвешенным решением пред­
ставляется все же перевод «век», «время» или «эпоха». — Примеч. пер.



Часть П. Учение о Боге



и то же древнееврейское слово (1ТП) в различных контекстах может означать «дух», «дыхание» или «ветер»". Однако во многих случаях различие в значе­нии несущественно, поскольку если мы принимаем решение переводить «ды­хание Бога» ил и даже «ветер Бога», то все эти выражения являются фигураль­ными описаниями действия Святого Духа в творении. Так, псалмопевец, рас­суждая о великом разнообразии существ на земле и в море, говорит; «Пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103:30; о действии Святого духа говорится также в Иов. 26:13; Ис. 40:13; 1 Кор. 2:10). Однако свидетельство Писания о деятельности Святого Духа в творении не очень объемно. Гораздо более полно раскрывается Его роль so вдохновении Писа­ния и в применении к народу Божьему искупительного труда Христа12.


Б. Творение отделено от Бога, но все же вечно зависит от Него

Библейское учение об отношениях между Богом и творением — единствен­ное в своем роде среди всех мировых религий. Библия учит, что Бог отделен от своего творения. Он не является его частью, так как Он создал его и правит им. В связи с тем, что Бог несравнимо более велик, чем творение, часто гово­рят о трансцендентности Бога. Проще говоря, это означает, что Бог гораздо «выше» творения втом смысле, что Он более велик, чем творение, и не зависит от него.

Бог также тесно связан с творением, так как творение постоянно зависит от Него в своем существовании и функционировании. О связи Бога с творе­нием часто говорят, используя специальный термин имманентность, т. е. «пре­бывание в» творении. Библейский Бог — это не абстрактное божество, кото­рое удалено от своего творения и не интересуется им. Библия — это история вмешательства Бога в творение, в особенности в дела человека. Иов утверж­дает, что даже животные и растения зависят от Бога; «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов. 12:10). В Новом Завете Паасл утверждает, что Бог дает «всему жизнь и дыхание и все», и что «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:25,28). И в самом деле, о Христе сказано: «все Им стоит» {Кол. 1:17), и Он непрерывно удерживает «все словом силы Своей» (Евр. 1:3). Трансцендентность и имманентность Бога утвержде­ны водном предложении, когда Павел говорит: «Один Боги Отец всех, Кото­рый над всеми, и чрез всех, и во всех нас» (Еф. 4:6).

Тот факт, что творение отлично от Бога, но при этом вечно зависимо от Бога, что Бог гораздо выше творения, но всегда связан с ним (короче говоря, что Богтрансцендентен и имманентен), представлен на рис. 14.1.

11 Так, напр., известный стих Ин, 3:8 «Дух дышит, где хочет», большинство англоязыч­
ных версий переводит: «Ветер веет» —- «The wind blows wherever it wishes». — Примеч. пер.

12 О действии Святого Духа см. а гл. 29.



два 14. Творение



Рис. 14

Это учение четко отличается от материализма — философии, наиболее распространенной среди неверующих людей в наши дни, которая в принци­пе отрицает существование Бога. Материализм утверждает, что материаль­ный мир — это единственное, что существует. Эта концепция представлена на рис. 14.2.

Рис. 14.2

В наши дни христиане, которые все свои усилия направляют на то, чтобы заработать больше денег и приобрести больше имущества, становятся «прак­тическими» материалистами, поскольку их жизнь была бы такой, если бы они не верили в Бога.

Те сведения, которые мы находим в Писании об отношении Бога к Его творению, отличаются также и от пантеизма. Греческое слово кап означает «весь» или «всякий». Пантеизм — это представление о том, что все, весь мир — это Бог или часть Бога. Эта точка зрения представлена на рис. 14.3.

Пантеизм отрицает многие важнейшие черты сущности Бога. Если весь мир — это Бог, то Бог — это не отдельная личность. В этом случае Бог не не­изменен, поскольку вместе с изменениями в мире меняется и Сам Бог. Более того, Бог также и не свят, так как зло мира — это также часть Бога. Другое



Чисть II. Учение о Боге



затруднение заключается втом, что большинство пантеистических систем (та­ких, как буддизм и многие другие восточные религии) отрицают значимость человеческой личности, поскольку все — Бог, цель индивидуума должна за­ключаться в слиянии с миром, во все большем единении с ним, при утрате собственных индивидуальных черт. Если Сам Бог не обладает личностными атрибутами, отдельными от мира, то нам также не следует к ним стремиться. Таким образом пантеизм разрушает не только личностный характер Бога, но, в конечном счете, также и человека.

*чне заыис#г ог Нега

Рис. 14.3

Любая философия, которая рассматривает творение как «эманацию» Бога (т. е. нечто, исходящее от Бога, но являющееся частью Бога, которая не отли­чается От него), сходна с пантеизмом, так как здесь также видно отрицание основных аспектов сущности Бога.

Библия отвергает также дуализм. Дуализм — это представление отом, что как Бог, так и материальный мир вечно сосуществуют. Таким образом получается, что в мире две высшие силы: Бог и материя. Этот взгляд представлен на рис. 14.4.




Рис. 14.4

.а.1 - ■■-.^пяльте '•'■

-у.*1:..Проблема дуализма заключается втом, что в нем намечен вечный конф­ликт между Богом и злом, присутствующим в материальном мире. Кто побе-



Глава 14. Творение



дит— Бог или зло мира? Мы не можем быть в этом уверены, поскольку Боги зло, суля по всему, всегда сосуществовали. Такая философия отрицает гос­подство Бога над творением и тот факт, что творение возникло по воле Божьей, что его следует использовать только ради Божьих целей и что творение долж­но прославлять Бога. Дуализм отрицаеттакже и то, что весь мир был сотворен по сути своей благим (Быт. 1:31), и призывает людей считать материальную реальность не благой по сути, в противовес библейскому повествовани ю о тво­рении, которое Бог создал для того, чтобы оно было благо, и для того, чтобы править им ради Своих целей.

Один из последних примеров проявления современного дуализма — это фильм «Звездные войны», в котором утверждается существование вселен­ской «Силы», в которой есть светлая и темная сторона. Здесь полностью от­сутствует представление о святом и трансцендентном Боге, Который правит всем и несомненно побеждает зло. Когда в наши дни нехристиане начинают осознавать духовный аспект мира, они часто становятся дуалистами, про­сто признавая тот факт, что в сверхъестественном, или духовном, мире есть добро и зло.

Конечно, сатана рад, что люди думают, будто в мире есть злая сила, кото­рая равна Самому Богу.

Христианский взгляд на творение также отличается от деизма. Деизм — это точка зрения, которая предполагает, что Бог сейчас не связан с творением. Этот взгляд представлен на рис. 14.5.

Деизм утверждает, что Бог сотворил мир и что Он гораздо более велик, чем мир (Бог трансцендентсн). Некоторые деисты также считают, что у Бога есть моральные стандарты и что Он призовет людей к ответу в день суда. Однако они отрицают, что Бог связан с миром, т. е. отвергают Его имманентное] ь. Бог



Часть II. Учение о Боге



воспринимается как Часоншик, Который завел «часы» творения в самом на­чале, а затем предоставил всему идти как идет.

i мнлО

Хотя деизм в определенном смысле и утверждает трансцендентность Бога, он отрицает практически всю библейскую историю, которая является исто­рией активного вмешательства Бога в дела мира. Многие «теплые», или но­минальные, христиане (ср.: Отк. 3:16) сегодня фактически являются деиста­ми, поскольку ихжизнь почти полностью лишена молитвы, поклонения, стра­ха Божьего, постоянного доверия Богу в Его заботе о наших нуждах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow