double arrow

Качество продукции и его основные показатели


Качество продукции является одним из важнейших показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной конкуренции.

Под качеством продукции понимается совокупность свойств изделия, обуславливающих его пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с его назначением.

Свойством продукции называется объективная особенность изделия, которая может проявляться при его создании, эксплуатации или потреблении.

Показатель качества – это количественная характеристика свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

По количеству и значимости характеризуемых свойств изделия показали качества делятся на единичные, комплексные, определяющие и интегральные.

Единичные показатели качества характеризуют одно свойство продукта, например, скорость, точность и т.п.

Комплексные показатели качества характеризуют совокупность нескольких объединяемых свойств, например, надежность.

Определяющий показатель качества является оценочным показателем, по которому делается вывод об уровне качества изделия в целом, например, ресурс двигателя.




Интегральный показатель качества выражается через соответствующие экономические показатели. Он представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.

Показатели качества продукции весьма разнообразны, но могут быть объединены в следующие группы:

1) Показатели назначения – производительность, скорость, мощность, маневренность, чувствительность, содержание вредных примесей и др.

2) Показатели надежности – безотказность (вероятность безотказной работы в течение определенного времени), долговечность (ресурс, срок службы), ремонтопригодность (средняя продолжительность текущего ремонта, трудоемкость технического обслуживания) и др.

3) Эргономические показатели учитывают гигиенические, антропометрические, физиологические и психологические свойства человека – потребителя продукции.

4) Эстетические показатели – стилевое соответствие, соответствие моде, функционально-конструктивная приспособленность, оптимальный цветовой колорит, тщательность отделки и др.

5) Показатели технологичности – трудоемкость изготовления изделия, относительная трудоемкость подготовки изделия к функционированию, удельная стоимость ремонтов и др.

6) Показатели транспортабельности – пригодность изделия к транспортировке, средняя продолжительность и трудоемкость подготовки продукции к транспортировке и др.

7) Показатели стандартизации и унификации – коэффициенты применяемости, повторяемости, стандартизации и др.



8) Патентно-правовые показатели учитывают патентную защищенность, патентную чистоту, территориальное распространение производимой продукции.

9) Экологические показатели определяют содержание вредных примесей в изделии, вероятность загрязнения окружающей среды вредными отходами (твердыми, газообразными, радиационными) в процессе производства, при хранении, транспортировке, эксплуатации продукции.

10) Показатели безопасности – показатели безопасной работы, время срабатывания защитных устройств, электрическая прочность изоляции токоведущих частей и др.

Методы определения показателей качества продукции подразделяются на следующие:

1) Измерительный метод основан на данных технических средств измерений.

2) Регистрационный метод основан на наблюдениях и подсчете числа определенных событий, предметов или затрат.

3) Расчетный метод основан на использовании теоретических и эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров.

4) Органолептический метод основан на восприятиях органов чувств.



5) Социологический метод основан на сборе и анализе мнений фактических и возможных потребителей продукции.

6) Экспертный метод основан на решениях принимаемых экспертами.

Для общей оценки качества продукции необходимо выразить ее отдельные свойства в едином показателе, который, в зависимости от цели оценки качества продукции, может быть определяющим или интегральным.

Определяющий показатель качества продукции Iок рассчитывают, используя коэффициенты весомости частных показателей, устанавливаемых экспериментально:

где а1, а2 ,…, ап – коэффициенты весомости отдельных показателей качества;

I1, I2,…, Iп – частные показатели качества.

Интегральный показатель качества Iик характеризуется отношением полезного эффекта от использования изделия к суммарным затратам на его создание и эксплуатацию:

где Эп – суммарный полезный эффект, тенге;

К1 – затраты на разработку, изготовление и монтаж изделия, тенге;

К2 – затраты на эксплуатацию изделия, тенге.

В сравнительном анализе качества изделий чаще пользуются не отдельными показателями, а оценивают уровень их качества.

Уровень качества – это относительная характеристика качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.

Уровень качества Ук характеризует динамику качества и рассчитывается дифференцированно по единичным, комплексным или интегральным показателям:

где Iо , Iб – показатель качества оцениваемого и базового изделия (эталона).

Качество разнородной продукции оценивается при помощи индексов качества Uк , которые рассчитываются либо по определяющему показателю качества, либо по результатам аттестации продукции:

где вср. – средний балл оцениваемой продукции, который рассчитывается по результатам балльной оценки;

вср. – средний балл качества продукции, принятый за базу.







Сейчас читают про: