double arrow

Назначение и содержание миссии предприятия в рыночной среде


Рисунок 9

Предприятие в данном случае выступает в виде системы и понимается как:

  • производитель товаров (услуг, работ) для обеспечения рынка;
  • социальная организация, в которой сотрудники могут проявлять и развивать свои способности и удовлетворять потребности;
  • конкурент другим товаропроизводителям;
  • социальная единица, учитывающая интересы всего общества;
  • часть рыночной многоукладной экономики.

Миссия коммерческих организаций в России обычно формулируется очень просто и весьма прямолинейно – максимум прибыли. Прибыль – чисто внутренняя проблема предприятия, которую выставлять напоказ не очень прилично, а тем более записывать в учредительные документы. Любое предприятие является открытой системой и успешно развиваться оно может только в случае, если будет удовлетворять определенный спрос потребителей, находящиеся за его пределами во внешней среде. Если предприятие способно выполнять такую миссию, то оно одновременно будет получать необходимую прибыль. Поэтому только в окружающей среде можно найти цель и миссию коммерческой организации.

Фундаментальными истоками миссии предприятия являются его принципы и этика. Они выступают в качестве основополагающих правил действий, отражающих совокупность универсальных общественных требований к поведению сотрудников фирмы.




Этика предприятия или мораль деловых взаимоотношений с помощью совести бизнесмена в идеале позволяет соблюдать универсальные, безусловные высшие требования к поведению сотрудников фирмы в процессе предпринимательской деятельности. Этические ценности предприятия по отношению к партнерам на рынке – отказ от обмана, честное поведение, доверительность в совместной работе, уважение предпринимательских интересов собственников инновационных идей.

Миссия фирмы во многом определяется также ее ценностными ориентациями, которые существенно влияют на стратегическое поведение руководителей и всех сотрудников. В теории и на практике выделяют шесть видов ценностных ориентаций (см. табл. 5).

Таблица 5 – Ценностные ориентации и их связи с целевыми предпочтениями

Вид ориентации Категории ценностей Типы предполагаемых организациями целей
Теоретические Истина Знания Рациональное мышление Долгосрочные исследования и разработки.
Экономические Практичность Полезность Накопление богатства Рост Прибыльность Результаты
Политические Власть Признание Общий объем капитала, продаж, количество работников.
Социальные Хорошие отношения   Привязанность Отсутствие конфликтов Преобладание социальной ответственности над прибыльностью Косвенная конкуренция Благоприятная атмосфера в организации
Эстетические Художественная гармония Форма и симметрия Состав Дизайн изделия Качество Привлекательность даже с потерей прибыли
Религиозные Согласие со вселенной. Этика Моральные проблемы

Миссия предприятия тесно связана с его культурой – совокупностью типичных для предприятия ценностей, норм и идей, которые формируют репутацию (марку, имидж) предприятия. В реальной жизни она выражается в:



  • поведении предприятия – единых принципах всех сотрудников;
  • коммуникациях фирмы – стиле передачи информации;
  • средствах наглядного представления предприятия – фирменных знаках, оформлении продукции, ритуалах, внешнем виде и т.п.

Имидж предприятия во внешней среде поддерживают его этичные отношения с конкурентами и доверие участников рынка, и во внутренней – интегративный эффект в результате комплементарного поведения сотрудников, координации всех подразделений фирмы, лучшей мотивации и самоотождествления работников с системой ценностей предприятия. Он выражает ответственность фирмы перед потребителями, партнерами, районом и обществом. В данном случае миссия отражает стремление компании произвести на внешний мир желаемое впечатление.

Второй этап – определение целей разработки бизнес-плана.

Цель – это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников. До 98% всех неудач в бизнесе связано с отсутствием у предпринимателей ясных целей.



В системе бизнеса цель выполняет пять функций:

  • инициативы – сопоставление существующего и желаемого состояния фирмы, мотива действий;
  • критерия принятия решения – оценки информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе;
  • инструмента управления – руководящие требования к действиям, определение направлений бизнеса;
  • координации – обеспечение бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений;
  • контроля – сопоставление оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем.

В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия (см. табл. 6).

Таблица 6 – Различия между миссией и целями предприятия

Показатели Миссия Цели
Временной критерий Устремлена в будущее, но не имеет временных определений и не зависит от текущего состояния. Всегда предполагаются сроки их достижения.
Направленность информации На внешнюю среду предприятия – на потребителей, общество, регион, их интересы, ценности, ожидания и приоритеты. Чаще имеет внутрифирменную ориентацию и направлена на улучшение использования ресурсов, резервов.
Особенности формулировки Выражаются в общих терминах и освещают образ предприятия, его марку, стиль и т.п. Чаще имеют конкретное выражение результатов деятельности.
Измеримость Преобладают качественные характеристики и относительный масштаб выражения. В основном количественно измеримы и могут быть однозначными и множественными.

Любое предприятие, как сложная социально-экономическая система, имеет многоцелевой характер. В процессе функционирования организации наряду со стратегическими целями обычно одновременно решают большое количество тактических и оперативных. С чисто экономическими тесно связаны социальные, технические и организационные задачи.

Цели должны быть четкими, ясными, однозначно понимаемыми и сформулированы в терминах, отражающих перспективные будущие состояния компании. Поэтому при разработке целей необходимо учитывать целую совокупность требований, предъявляемых к их содержанию и форме (см. рис.10).







Сейчас читают про: