Сегодняшняя государственная политика в отношении инвалидов — результат ее развития в течение 200 лет. Во многом она отражает историю развития и культуру общества, общие условия жизни, а также социальную и экономическую политику в разные периоды времени.
В последние годы проблема инвалидности приобрела особую актуальность и остроту. Это связано как с ростом абсолютного и относительного числа инвалидов, так и с изменением отношения к данной проблеме общества и, что особенно важно, самих инва-
лидов. Активные движения инвалидов за свои права во всем мире постепенно приводят к изменению отношения к инвалидам, к их социальным проблемам и потребностям как со стороны общества, так и со стороны государственных структур.
В разных странах и на каждом историческом этапе в понятие «инвалидность» вкладывали разный смысл. В переводе с латинского языка «инвалид» (туаНйш) означает слабый, немощный.
До развития капитализма этот термин прежде всего относился к военнослужащим, пострадавшим во время военных действий. Со второй половины XIX столетия в связи с развитием технической промышленности и появлением социального страхования под инвалидностью стали понимать нарушение трудоспособности.
Трудоспособность — важный показатель социальной адаптации, но не единственный и не исчерпывающий. Поэтому понятие инвалидности сейчас претерпевает изменения.
Экспертами ВОЗ была подготовлена трехмерная концепция оценки последствий болезни (\УогЫ НеаИН Ощашгапоп, 1Мотепс1а1иге оГ 1тра1гтеп1;5, Б15аЫ1Ше5 апй Б1зас1уап1а§е8, 1989), суть которой заключается в следующем.
Отклонение от нормы в организме человека может иметь место при рождении или быть приобретенным в результате травмы или болезни. Длительно текущая болезнь приводит к изменениям в структуре тела и внешнего вида, а также к функционирования органов и систем. Деятельность или поведение индивида могут измениться в результате развития болезни и возникновения нарушений. Повседневные его действия могут стать ограниченными, т.е. появляется ограничение жизнедеятельности (в том числе и
трудоспособности).
С точки зрения функциональной деятельности и активности индивида, ограничение жизнедеятельности представляет собой расстройство на уровне личности. В большинстве случаев сам индивид осознает проявление болезни. Знание о болезни или изменившееся поведение индивида, или ограничение его деятельности могут поставить конкретного человека в невыгодное положение по отношению к окружающим, таким образом болезнь приобретает социальный характер. Это проявление отражает социальную недостаточность (иными словами — социальную дезадаптацию), вытекающую из нарушения и ограничения жизненных
функций.
Социальный уровень развития болезни отражает реакцию общества на состояние индивида и проявляется во взаимоотношениях индивида с обществом, которые могут включать и такой специфический инструмент, как законодательство.
Все вышесказанное может быть графически представлено следующей схемой (рис. 2):
Рис. 2. Схема социализации болезни
Таким образом, нарушение или недостаток (impairment) — это любая потеря или аномалия психологической, физиологической или анатомической структуры или функции. Нарушение характеризуется потерями или отклонениями от нормы, которые могут быть временными или постоянными. Понятие «нарушение» подразумевает наличие или появление аномалий, дефект или потерю конечности, органа, ткани или других частей тела, включая систему умственной деятельности. Нарушение представляет собой отклонение от некоторой нормы в биомедицинском состоянии индивида, и определение характеристик этого статуса дается врачами — специалистами, которые могут судить об отклонениях в выполнении физических и умственных функций, сопоставляя их с общепринятыми.
Ограничение жизнедеятельности (disability) — это любое ограничение или отсутствие (в результате нарушения) возможности осуществлять деятельность способом или в рамках, которые считают нормальными для человека данного возраста. Если нарушение затрагивает функции отдельных частей организма, то ограничение жизнедеятельности относится к сложным или интегрированным видам деятельности, обычным для индивида или организма в целом, таким как выполнение заданий, владение навыками, поведение. Основной характеристикой ограничения жизнедеятельности служит степень его проявления. Большинство лиц, занятых оказанием помощи инвалидам с ограниченной жизнедеятельностью, обычно строят свою оценку на градации тяжести ограничения в выполнении действий.
Социальная недостаточность (handicap или disadvantage) — это социальные последствия нарушения здоровья, такой недостаток данного индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнедеятельности, при котором человек может выполнять лишь ограниченно или совсем не может выполнять обычную для его положения роль в жизни (в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения).
Таким образом, это определение вытекает из современной концепции ВОЗ, согласно которой поводом для назначения инвалидности служит не сама болезнь или травма, а их последствия, проявляющиеся в виде нарушений психологической, физиологической или анатомической структуры либо функций, приводящих к ограничениям жизнедеятельности и социальной недостаточности (социальной дезадаптации).
В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 20 января 1995 г. инвалид определяется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Представленные подходы к пониманию инвалидности нельзя считать удовлетворительными, так как в них в большей степени отражена медицинская сторона проблемы. Особое неудовольствие таким определением высказывают сами инвалиды. Они полагают, что каждый человек может иметь те или иные ограничения в социальной жизни, даже не будучи инвалидом. Что касается инвалидов, то многие препятствия к осуществлению активной жизнедеятельности, реализации возможности учиться и работать возникают по вине общества.
В медицинской модели инвалидности все внимание концентрируется на физической или психической патологии, и, следовательно, инвалид нуждается в лечении, реабилитации и приспособлении к жизни в обществе.
Социальная модель, авторами которой являются сами люди с инвалидностью, или, как часто говорят, с ограниченными возможностями, рассматривает проблему инвалидности не с точки зрения патологии и физических недостатков, а во взаимосвязи отдельного человека с окружающей его средой и обществом. С этой точки зрения ограниченные возможности не вызваны недугом, а обусловлены дискриминацией и неготовностью психологически принять инвалидов как полноправных членов, а также барьерами, существующими в окружающей среде.
В Рекомендациях к реабилитационным программам Парламентской ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. отмечалось, что инвалидность — это ограничения в возможностях, обусловленные (физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволя-
ют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. В этом определении инвалидность имеет не столько медицинское, сколько социальное понятие и рассматривается как одна из форм социального неравенства.
Задача общества и государства — изменить отношение к инвалидам, устранить неравенство, создать условия для полноценного функционирования инвалидов, при которых они будут чувствовать себя естественной и неотъемлемой частью общества.
Инвалидность — важная социальная проблема каждого общества. Для обеспечения охраны здоровья населения требуется решение многих важных медико-социальных и общегосударственных проблем. Каждое государство формирует социально-экономическую политику в отношении инвалидов и групп населения повышенного риска инвалидизации в зависимости от уровня своего экономического развития, приоритетов, отношения граждан к проблеме инвалидности и экономических возможностей инвалидов.
Формирование политики в отношении инвалидов имеет свою мировую историю. Длительное время права инвалидов являются объектом пристального внимания ООН и других международных организаций (МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИС и др.). Основное направление, которое прослеживается в развитии политики, — это переход от социальной защищенности к гражданскому равенству инвалидов.
Все международные документы условно можно разделить на две большие группы: касающиеся прав человека вообще, а значит, и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и отдельно касающиеся прав инвалидов. Любой из этих документов не содержит положений, ограничивающих инвалидов с физическими или умственными недостатками в каких, бы то ни было правах, предназначенных для людей других социальных категорий.
К основополагающим документам мирового сообщества в отношении прав инвалидов относятся Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 г., и Декларация социального прогресса и развития, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН в 1969 г. Всеобщая декларация прав человека указывает, что «все люди рождаются свободными и равными в правах и достоинстве», «всякий может располагать всеми правами и свободами без различий любого свойства», «каждый имеет право на жизнь без всяких условий и ограничений», «все равны перед законом и имеют право на защиту против любой дискриминации», «каждый имеет право на нормальную жизнь в случае безработицы, болезни, инвалидности».
Декларация социального прогресса и развития также содержит положения, направленные на защиту инвалидов, на предотвращение какой бы то ни было дискриминации.
Среди актов Совета Европы необходимо назвать Европейскую конвенцию о социальном обеспечении и Европейскую конвенцию о социальной и медицинской помощи. Они содержат положения о праве каждого человека на медицинскую помощь, социальную защиту, профессиональную подготовку, труд, жилье, благосостояние. Распространяясь на всех людей, эти права относятся в равной мере и к инвалидам.
Конвенция о правах ребенка включает статью о защите ребенка от всех форм физического и психологического насилия. В ней отмечается, что «неполноценный в умственном и физическом отношении ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества». Таким детям должен быть обеспечен доступ к услугам в области медицинского обслуживания, образования, профессиональной подготовки, улучшения здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а также доступ к средствам отдыха.
Признание международным сообществом за инвалидами равных прав, однако, не позволяет отрицать, что объективно инвалиды представляют собой социальную группу, имеющую определенные особенности, заключающиеся в наличии ограничений жизнедеятельности. Из этого следует, что предоставление инвалидам равенства в правах может быть обеспечено лишь путем создания для них особых условий, направленных на компенсацию ограничений жизнедеятельности. Именно этому посвящена вторая группа международных документов, нацеливающих государства на деятельность по удовлетворению особых потребностей инвалидов и созданию реальных условий для их медико-социальной реабилитации.
Место программного документа в этой группе занимает Декларация о правах инвалидов, принятая в 1975 г. В данном международном документе подчеркивается, что инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации, они имеют право на уважение их человеческого достоинства, на меры, предназначенные для того, чтобы получить возможность приобрести как можно большую самостоятельность. По мнению экспертов ООН, основные права, которые должны быть гарантированы инвалиду и на основе которых определяется степень соответствия национальной политики государства международным стандартам, — это права на образование и труд, на вступление в брак, на родительство, право обращения в суд, право на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политические права.
Инвалиды имеют право на медицинское или функциональное лечение, протезные и ортопедические аппараты, социально-медицинскую помощь и реабилитацию, позволяющие им полностью интегрироваться в общество.
Для этого декларация впервые за всю историю человечества рекомендует государствам обеспечить инвалидам важнейшие права:
• на медицинскую, психологическую и социальную реабилитацию, протезно-ортопедическую помощь;
• на профессиональную подготовку и трудоустройство;
• на различные виды социального обслуживания;
• на экономическое и социальное обеспечение;
• право на то, чтобы особые нужды инвалидов учитывались на
всех стадиях экономического и социального планирования;
• право на квалифицированную юридическую помощь;
• право инвалидов, их семей и общин на свободный доступ к
информации, содержащейся в настоящей декларации.
Права инвалидов с умственными недостатками на медико-социальную реабилитацию отражены в Декларации о правах умственно отсталых лиц, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 г. Согласно декларации умственно отсталое лицо имеет право на медицинское обслуживание и лечение, удовлетворительный жизненный уровень, на образование, обучение и восстановление способности к труду в равной степени с другими людьми.
1981 г. был объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом инвалидов под лозунгом «Полное участие и равенство». С целью привлечения внимания правительств и общественности к проблеме инвалидов в 1982 г. Генеральной Ассамблеей ООН принята Всемирная программа действий по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов. Она нацеливает страны на полное участие инвалидов в общественной жизни, на их развитие и равенство. Три рабочие задачи программы посвящены профилактике инвалидности, медико-социальной реабилитации инвалидов и расширению их прав на равные возможности и повышение качества жизни.
В 1983 г. принята резолюция о мерах об осуществлению всемирной программы действия защиты инвалидов. 1984— 1993 гг. были объявлены Десятилетием инвалидов, в течение которого предусматривалось осуществить положения этой программы. В 1987 г. состоялось глобальное совещание экспертов в Стокгольме по оценке хода осуществления Всемирной программы действий и внесены важные замечания по ее реализации. В 1990 г. принята Всемирная декларация по обеспечению выживания, защиты и развития детей.
На основе опыта, приобретенного в течение Десятилетия инвалидов, и ряда международных документов, касающихся прав инвалидов, в 1993 г. Генеральной Ассамблеей ООН были сформулированы Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Хотя правила и не вводятся принудительно, они могут стать общими международными стандартами, если их при-
мет большинство государств, стремящихся уважать международные законы. Правила предполагают наличие глубокой моральной и политической мотивации со стороны государства к созданию равных возможностей для инвалидов.
Стандартные правила стали основным международным документом, фиксирующим базовые принципы медико-социальной реабилитации инвалидов. В них даны конкретные рекомендации государствам по принятию необходимых мер для полного участия инвалидов в общественной жизни.
Стандартные правила включают современные понятия инвалидности, профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и обеспечения равных возможностей. В них обращается внимание на то, что «процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи», он «включает в себя широкий круг мер и деятельности по реабилитации». Реабилитация понимается как достижение инвалидами оптимального физического, психического и социального уровня деятельности, а также обеспечение равных возможностей. Это означает «процесс, благодаря которому различные системы общества и окружающей среды, такие как обслуживание, трудовая деятельность, информация, становятся доступными инвалидам».
В 1994 г. была разработана долгосрочная Стратегия осуществления Всемирной программы действий в отношении инвалидов до 2000 года и далее, которая предусматривала механизм реализации целей, отраженных в резолюции «Общество для всех к 2010 году». В программе затронуты вопросы искоренения нищеты инвалидов, расширения их полезной занятости и сокращения безработицы, социальной интеграции инвалидов.
В 1999 г. на Ассамблее Международной реабилитации в Лондоне принята Хартия третьего тысячелетия, отражающая стремление создать «мир с равными возможностями для инвалидов и обеспечить полноценную включенность этой категории населения во все сферы жизни общества». Хартия предлагает рассматривать «инвалидность как одно из многообразных проявлений человеческой жизни, так как 10 % жителей планеты имеют врожденные или приобретенные ограничения жизнедеятельности», так как «ежедневно пополняется число инвалидов, у которых нарушения в организме стали результатом несовершенства профилактических мер по предупреждению заболеваний или неудачных попыток лечения». Хартия призывает к устранению физических и психологических барьеров перед людьми с ограниченными возможностями, к использованию всех достижений человечества, чтобы расширить доступ инвалидов к ресурсам общества. Особое внимание в хартии уделено праву инвалидов на реабилитацию и созданию условий для восстановления способностей к самостоятельной жизни. Она нацеливает на то, «чтобы каждый инвалид получал
2 Зозуля
реабилитационное обслуживание для оптимизации психического, физического и функционального состояния с целью достижения возможности ведения самостоятельного образа жизни».
Европейский союз в декабре 2000 г. провозгласил Хартию основных прав, которая запрещает дискриминацию на любых основаниях, включая инвалидность. В ней говорится о том, что «Европейский союз признает и уважает права инвалидов пользоваться плодами мер, предназначенных для обеспечения их самостоятельности, социальной и профессиональной интеграции и участия в
жизни общества».
В Европе в мае 2001 г. Европейская комиссия приняла предложение провозгласить 2003 г. годом инвалидов для того, чтобы повысить информированность общественности о правах инвалидов на защиту от дискриминации и на полное и равное пользование
своими правами.
Изменившиеся социально-политические условия создают предпосылки для осмысления и понимания, что социальная защита инвалидов является не узковедомственной, а общегосударственной проблемой, затрагивающей интересы всего общества.
Основные принципы политики в решении проблемы инвалидности, разработанные международным сообществом, сводятся к следующим положениям:
1) правительство ответственно за внедрение системы, которая
работает на устранение условий, ведущих к инвалидности, и ре
шение вопросов, связанных с последствиями инвалидности;
2) государство должно обеспечивать инвалидам возможность
достигнуть одинакового по сравнению с согражданами уровня
жизни, в том числе и в сфере доходов, образования, занятости,
здравоохранения, участии в общественной жизни;
3) за инвалидами должны быть признаны права и обязанности
граждан данного общества.
Подробнее остановимся на вопросах реализации этих принципов.
Одна из важных задач современности — поиск и разработка наиболее эффективных мер по сохранению здоровья нации. Говоря об охране общественного здоровья, следует иметь в виду мероприятия разного уровня. Первые, государственного значения, — это меры, которые направлены на обеспечение достойного уровня жизни населения. Главные из них — сохранение политической и экономической стабильности общества, повышение уровня жизнеобеспечения, реализации права на труд, защита окружающей среды, предотвращение военных конфликтов, удовлетворение потребности в активном отдыхе и развитии творческого потенциала.
Другая группа мероприятий входит в компетенцию и обязанности работников медицинского и социального сектора. К соци-
ально-медицинским профилактическим мерам следует отнести просвещение населения по медицинским проблемам и формирование среди населения здорового образа жизни, борьбу с алкоголизмом, наркоманией, иммунизацию против инфекционных болезней, контроль уровня эпидемических заболеваний, соблюдение правил техники безопасности дома и на работе, обеспечение безопасности транспортного движения.
Для предупреждения детской инвалидности приоритетным на
правлением должны стать охрана материнства, социальная поддержка молодых семей, развитие медико-генетического и соци
ально-психологического консультирования, создание благопри
ятной микросоциальной среды для ребенка, раннее выявление
заболеваний и дефектов развития, своевременная педагогическая
коррекция функциональных отклонений и нарушений психиче
ского развития. ^
Большую роль в профилактике заболеваемости детей и подростков играют информационно-образовательные программы, осуществляемые в молодежной среде.
На производстве превентивные меры инвалидизации направлены на предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма. Этому способствуют производственная санитария и охрана труда, правдивая информация о характере потенциальной вредности и обучение правильному поведению в экстремальных ситуациях.
Большое значение имеют своевременное и достаточное выявление, лечение заболеваний и предупреждение инвалидизации в результате хронических заболеваний. Доказано, что предупреждение заболевания экономически более выгодно для государства, чем лечение и реабилитация, а также обеспечение психологической и социальной поддержки больных. Поэтому развитие профилактического направления признано приоритетным и перспективным.
При наличии инвалидности необходимо проведение комплекса реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление или развитие компенсации нарушенных функций с целью уменьшения ограничений жизнедеятельности и социальной дезадаптации, обеспечение психологической и социальной поддержки, создание условий для реализации инвалидами потребностей в достижении независимой жизни.
Отдавая приоритет реабилитации среди других видов социальной защиты инвалидов, зарубежные специалисты учитывают не только человеческие и социальные факторы, но и экономические. По их мнению, экономическую стоимость предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов следует соизмерять с экономическими потерями, выражающимися в утрате одной десятой людского потенциала во всемирном масштабе, в совокупности с
потерями в налоговых отчислениях и стоимостью выплат для инвалидов.
В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.
Государство и общество должны стремиться к равнодоступности в отношении инвалидов на всей территории страны независимо от места их проживания. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью. Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, получения общего и профессионального образования, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета реальных потребностей. Инвалиды и их организации должны быть активными партнерами в этом процессе.
В настоящее время ООН разработаны стандарты, которые позволяют оценивать политику каждой страны в отношении инвалидов.
Основными формализованными критериями такой оценки выступают:
-наличие официально принятой политики в отношении инвалидов;
- наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов;
- координация национальной политики по отношению к ин
валидам;
- наличие судебных и административных механизмов реализа
ции прав инвалидов;
- наличие неправительственных организаций инвалидов;
- доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том
числе права на труд, образование, создание семьи, неприкосновенность частной жизни, собственности, а также политических
прав;
- наличие системы льгот и компенсаций для инвалидов;
- доступность для инвалидов физической и информационной
среды.
Социальная политика в отношении инвалидов осуществляется на разных уровнях. Первый уровень— это учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции международных организаций.
Второй уровень — государственный: юридические акты федерального значения, включая федеральные законы, указы Президента и Правительства Российской Федерации. Сюда относится также деятельность Министерство социального развития и
здравоохранения, Министерства образования и науки и т.д., а также подведомственных учреждений.
Третий уровень — деятельность региональных и муниципальных учреждений, которые руководствуются законодательными актами высшего уровня и нормативно-правовыми документами субъектов федерации. На этом уровне в зависимости от потребностей формируется организационная структура службы и осуществляется непосредственное медико-социальное обслуживание инвалидов.
Кроме государственных учреждений в формировании и реализации социальной политики в отношении инвалидов участвует неправительственный сектор. К нему относятся различные коммерческие и общественные организации, например Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество глухих, различные благотворительные фонды и ассоциации, группы "самопомощи и другие гражданские инициативы.
Современная социальная политика по отношению к лицам, имеющим инвалидность, предусматривает два основных направления:
1) с точки зрения общественных, государственных проблем —
изменение общественного мнения к проблеме инвалидности,
формирование среды жизнедеятельности, создание системы ме
дико-социальной реабилитации и рационального трудоустройства,
обеспечение гражданского равенства;
2) с точки зрения отдельного индивида — обеспечение инди
видуальных потребностей в медицинских, психологических, со
циальных и других реабилитационных мероприятиях, направлен
ных на достижение максимально возможного личного и социаль
ного статуса.
Для эффективного решения многочисленных проблем инвалидов необходимо формирование системы реабилитации инвалидов на федеральном и региональном уровнях, оптимальное функционирование которой может осуществляться лишь на базе единых организационно-правовых и методических основ.
Анализ международных документов о реабилитации инвалидов показал, что, в отличие от других прав человека, право инвалида па реабилитацию и интеграцию в общество стало предусматри-паться сравнительно недавно. Впервые оно нашло свое отражение но Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Начиная с этого времени, принят ряд правовых актов международного значения, касающихся прав инвалидов на создание условий для максимально возможной реабилитации и активной жизнедеятельности.
В России к законодательным документам, имеющим особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов и касающихся правовой защиты интересов, относятся Конституция РФ,
принятая в 1991 г., и федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», принятые в 1995 г.
Конституция РФ и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности, составляют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Конституция служит основным законом государства, регламентирующим основы общественного и государственного устройства, основные права и обязанности граждан.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» стал важным документом, направленным на усиление социальной защиты инвалидов с позиций современной концепции инвалидности. Согласно закону под социальной защитой понимается система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия их компенсации ограниченной жизнедеятельности и направленных на создание им равных возможностей для участия в
жизни общества.
Законом определены основные направления государственной политики в области социальной защиты инвалидов и органы, ответственные за ее исполнение; разработаны меры по совершенствованию медико-социальной экспертизы и созданию государствен-ной службы реабилитации инвалидов, обеспечению гарантий по предоставлению льгот инвалидам и созданию оптимальных условий жизнедеятельности, соблюдению прав на образование, труд, отдых и медико-социальную помощь. Определены также права и льготы общественных организаций инвалидов.
Появление такого документа — событие значительное, и прежде всего, для российских инвалидов, получивших наконец закон, защищающий их права и определяющий-программу действий по улучшению их положения в обществе. В результате работы, проведенной федеральными органами исполнительной власти при участии общественных организаций инвалидов, во исполнение закона к настоящему времени принят ряд постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. К наиболее важным постановлениям, защищающим инвалидов с социально-экономической точки зрения, можно отнести следующие: о порядке признания граждан инвалидами; о предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов; об утверждении перечня заболеваний, дающих право на получение дополнительной жилой площади; об обеспечении жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг; о предоставлении инвалидам автотранспортных средств.
Ряд документов касается развития медико-социальной помощи инвалидам: о государственной службе медико-социальной экс-
иертизы; о классификации критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы; об образовании межведомственной комиссии по координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов; примерное положение о реабилитационном учреждении; об обеспечении инвалидов техническими и иными средствами реабилитации.
Разработаны нормативно-правовые документы, закрепляющие права инвалидов на обучение, досуг и получение информации: о порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и вне государственных образовательных учреждений; о мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры и др. Согласно закону особые права инвалидам предоставляются во всех жизненно важных областях: здравоохранении, социальном обеспечении, реабилитации, образовании, занятости.
В настоящее время Россия проходит путь от принятия полной государственной ответственности за социально-экономическое обеспечение инвалидов к признанию инвалида политическим и полноценным гражданином страны.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем заключается современная концепция инвалидности?
2. Дайте определение понятиям «инвалид», «ограничение жизнедея
тельности», «социальная недостаточность».
3. Каковы основные принципы социальной политики по отношению
к инвалидности?
4. Какие существуют профилактические меры инвалидности?
Литература
1. К независимой жизни: Пособие для инвалидов. — М., 2000.
2. «Общество для всех к 2010 году». Резолюция ООН // Международные
нормы и стандарты, касающиеся проблем инвалидов: обзор. — М., 2000.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.96
№ 965 «О порядке признания граждан инвалидами» // СЗ РФ. 1996.
4. Приказ Министерства соц. обеспечения РСФСР от 17.03.87 № 375
«О мерах по дальнейшему улучшению обслуживания престарелых и ин
валидов».
5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.09.93 № 222
•О мерах по реализации Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан».
6. Социальная работа с инвалидами (настольная книга специалиста)/
I [од ред. Е. И.Холостовой. — М., 1996.
7. Типовые правила создания равных возможностей для инвалидов. —
Киев, 1999.
8. Федеральный закон РФ от 20.01.95 № 184 «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации».
2.3. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ: ОПЫТ МИРОВОЙ ПРАКТИКИ
По данным ООН, ежегодный прирост числа инвалидов составляет более 8 млн, каждый день в мире появляется 23 тыс. инвалидов. Этим объясняются серьезные усилия стран по решению проблем инвалидов, их медико-социальной реабилитации и интеграции в общество.
Опыт организации медико-социальной реабилитации инвалидов наиболее развитых стран мира представляет существенный интерес для России, так как отражает определенный исторический этап формирования правовых и организационных аспектов реабилитации инвалидов в различных условиях политико-экономического развития, активности социальных процессов, менталитета и других факторов.
В ряде стран в высшем законодательстве нашла отражение так называемая позитивная дискриминация инвалидов, которая состоит в том, что эта социальная категория получает некоторые преференции по сравнению с остальным обществом по причине особых обстоятельств, в которых она находится. Такая концепция позволяет законодательно усилить позиции медицинской реабилитации и социальной защиты инвалидов.
Наиболее гарантированным инструментом защиты прав инвалидов служит отражение их в конституции той или иной страны. Любой закон или нормативный акт правительства лишается силы, если он не соответствует конституции. Поэтому внесение в конституцию положений о правах инвалидов является чрезвычайно важным и представляется наилучшим способом защиты их человеческих прав и фундаментальных свобод.
Канада стала первой страной, включившей в свою Конституцию положение о равенстве инвалидов, Кроме того, в ней существует ряд законодательств, направленных на организацию медико-социальной реабилитации инвалидов. Они запрещают дискриминацию инвалидов и поощряют создание условий равного доступа к услугам здравоохранения, товарам, жилью, работе и т.д. В них отражены вопросы деятельности коррективно-медицинской службы, обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью, создания информационной службы медико-социальной реабилитации инвалидов, службы по оккупациональной терапии, профессиональной ориентации и подготовке.
Как показало изучение особенностей организации медико-социальной реабилитации в Канаде, с 1995 г. в стране действует Федеральная стратегия по инвалидности. Она определяет полномочия федерального правительства в решении вопросов профилактики инвалидности и медицинской реабилитации инвалидов, а также роль сообщества инвалидов.
При Правительстве Канады работает Комитет по инвалидности. Роль федерального правительства заключается в установлении I финципов и стандартов медицинской реабилитации и социального обслуживания инвалидов, а также в контроле за их соблюдением. Кроме того, оно участвует в финансировании определенного круга мероприятий по реабилитации. Цель работы правительства — снизить уровень инвалидности, обеспечить медицинское обслуживание инвалидов, полное социальное включение и их самостоятельность.
Вопросами инвалидности наряду с Министерством здравоохранения и социального развития в той или иной мере занимаются 35 федеральных ведомств. В результате их совместного действия создается Единая программа реабилитации для всех инвалидов. По заказу правительства проводятся научно-исследовательские работы по проблемам инвалидности и медицинской реабилитации инвалидов, функционирует информационная база данных «Национальная реабилитационная система», содержащая сведения о реабилитационной инфраструктуре страны. В Канаде действуют службы медицинской экспертизы ограничений жизнедеятельности, медико-социальной реабилитации, профориентации, профподготовки и трудоустройства инвалидов. Существует множество федеральных, провинциальных и локальных целевых программ по различным аспектам реабилитации инвалидов.
Наиболее распространенными являются программы медицинской реабилитации инвалидов с физическими и сенсорными дефектами, а также умственно отсталых. Медицинская реабилитация инвалидов с умственной отсталостью осуществляется в психиатрических больницах, домах-интернатах, специализированных стационарах и диспансерах. В последние годы все большее место занимают амбулаторные формы медицинской реабилитации этого контингента инвалидов, особенно детей и подростков. Для них в амбулаторно-поликлинических условиях организуются дневные реабилитационные стационары, где сочетаются медицинские мероприятия и развивающие формы досуга, которые максимально приближены к месту их жительства. Сокращение стационарных форм медицинской реабилитации продиктовано как целями повышения доступности, ускорения социальной адаптированное™ инвалидов, так и соображениями экономической целесообразности. Реализуется ряд программ по профилактике инвалидности.
В Канаде преобладающее большинство инвалидов живут в домашних условиях. Это было достигнуто с помощью специального (аконодательства «О жилищных стандартах для инвалидов». В соответствии с ним были выработаны стандарты жилища для инвалидов с нарушением способности к передвижению.
Система образования в Канаде законодательно предусматривает возможность обучения инвалидов на всех уровнях — от шко-
лы до университета. Преобладает форма интеграционного образования, применяются специальные технические средства и индивидуальные программы. Большинство детей-инвалидов учатся в общеобразовательных школах либо дома, но не в специализированных учреждениях. В ряде общеобразовательных школ все учащиеся наряду с иностранным языком осваивают язык жестов, который является средством общения глухих. Среди студентов канадских университетов инвалиды составляют не менее 1 %. Среди инвалидов 7 % имеют высшее образование.
В Канаде огромную роль в реабилитации инвалидов играют специально подготовленные специалисты — оккупациональные терапевты и сестры-менеджеры. Их деятельность заключается в определении характера функциональных нарушений и индивидуальных потребностей инвалидов, а также в разработке и реализации комплекса мер, направленных на компенсацию ограничений жизнедеятельности, развитие или замещение нарушенных функций, необходимых для независимого проживания инвалидов с физическими и психическими отклонениями. С помощью тренингов социальных навыков достигается определенное развитие функций и привитие бытовых и профессиональных умений. Преодоление стресса, подавленности инвалида, адаптация при переходе от стационарного лечения к амбулаторному также относятся к сфере деятельности оккупациональных специалистов.
В программу реабилитации обычно включаются мероприятия медицинского, социального и профессионального характера. Все медико-социальные реабилитационные услуги осуществляются командой, в которой есть координатор, физиотерапевт, реабилитационный терапевт, логопед, оккупациональный терапевт, социальный работник и другие специалисты. Координаторы организуют и контролируют полную реализацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов, оценивают состояние здоровья и степень приобретенной независимости.
Профессиональной реабилитацией занимается служба занятости во главе с Центром людских ресурсов Канады. Инвалиды составляют 15% трудоспособного населения Канады, среди всех инвалидов лица трудоспособного возраста составляют 35 %. Деятельность Центра людских ресурсов по подбору инвалидам работы, доступной по состоянию здоровья, является весьма успешной, занятость инвалидов в Канаде достигает почти 50%. Кроме того, центр осуществляет страхование занятости и производит временные выплаты безработным инвалидам.
Политика в отношении инвалидов проводится дифференцированно, в зависимости от уровня их доходов. Оказание финансовой поддержки инвалидам не предусмотрено, если инвалид по состоянию здоровья может работать; для содействия в трудоустройстве
может быть оказана материальная помощь. Для стимулирования работодателей к трудоустройству инвалидов служба занятости компенсирует 50 % расходов на заработную плату инвалидам.
В Германии защите конституционных прав инвалидов уделяют большое внимание. Конституция Германии предоставляет всем инвалидам «право на реабилитацию и интеграцию в нормальную жизнь». Она обязывает законодательную, исполнительную власть и судебные органы как на федеральном уровне, так и на уровне земель и общин, а также учреждения и организации использовать все возможности для введения инвалидов всех групп, «насколько это возможно, в нормальную жизнь».
В основе законодательства Германии об инвалидах лежит идея о том, что реабилитация инвалидов экономически выгоднее, чем обеспечение их пенсиями и пособиями. Существуют законы, согласно которым финансирование процесса реабилитации и реинтеграции инвалида в трудовую жизнь имеет приоритет перед пенсионным обеспечением. В Германии действует принцип «реабилитация до назначения пенсии по инвалидности», а также принцип оказания индивидуальной помощи, ориентированной на особенности состояния здоровья и потребности конкретного инвалида.
В Германии существует специальное законодательство «О труде лиц с пониженной физической способностью». Оно предусматривает специальное оборудование рабочих мест для людей с различными ограничениями жизнедеятельности за счет средств работодателей. Кроме того, для таких людей организовано квотирование рабочих мест, предусмотрены особые льготы при трудоустройстве. В комплекс мероприятий по профессиональной реабилитации входят подбор и оборудование рабочего места, которое предоставляется на более выгодных условиях, чем здоровым людям. Работающим лицам с нарушениями здоровья предусмотрена выплата специальной компенсации транспортных расходов.
Новым Законом «Реабилитация и участие инвалидов в социальной жизни» от 2002 г. учреждена Федеральная реабилитационная комиссия, на которую возложены функции разработки концепции медико-социальной реабилитации, установления критериев инвалидности, а также осуществление координации и контроля деятельности в сфере реабилитации инвалидов.
Закон предусматривает дальнейшее развитие широкой сети негосударственных страховых фондов и учреждений для осуществления реабилитации, свободно конкурирующих между собой. Он направлен на повышение эффективности и качества реабилитации в условиях рыночной конкуренции. Основными реабилитационными фондами являются фонды медицинского страхования п фонды страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, координация их деятельности обеспечивается Федеральной реабилитационной комиссией.
В разработке основных перечней реабилитационных мероприятий и программ реабилитации инвалидов наряду со страховыми фондами участвуют министерства труда и социальных дел Германии и всех федеральных земель, общественные объединения инвалидов. Основные полномочия по организации медико-социальной реабилитации инвалидов предоставлены правительствам федеральных земель.
В соответствии с новым законодательством в Германии на уровне федеральных земель создается сеть специализированных медико-социальных служб по интеграции инвалидов в общество. Они контролируют качество медицинской помощи инвалидам, выполнение работодателями 6 % квоты по трудоустройству инвалидов. Средства, выплачиваемые работодателями в связи с невыполнением квоты, используются этими службами на техническое оснащение специальных рабочих мест для инвалидов с различными нарушениями здоровья. Рассматриваемые службы по интеграции работают весьма эффективно, большая часть инвалидов сохраняет или приобретает новые рабочие места. По данным службы занятости, инвалиды составляют лишь 3,4 % от всех безработных, 80 % инвалидов возвращается к труду.
Принципиально новым положением принятого Закона «Реабилитация и участие инвалидов в социальной жизни» является переориентация в проведении медицинской реабилитации со стационарных форм на амбулаторные. До принятия закона 95 % медицинских услуг предоставлялось в стационарных реабилитационных учреждениях. Переход на осуществление реабилитации на дому или в условиях дневного посещения медицинских учреждений предполагает повышение эффективности и снижение расходов на реабилитацию. В настоящее время идет интенсивная разработка новых форм и методов социально-медицинской реабилитации в нестационарных условиях.
Принятый закон предоставляет инвалиду большую свободу и самостоятельность в выборе учреждений и средств реабилитации, транспортных средств. Закон предусматривает возможность предоставления их не в натуральном виде, а в качестве определенной денежной суммы, которую инвалид может расходовать на нужды реабилитации по своему усмотрению. Это способствует еще большей независимости инвалидов, их интеграции в нормальную жизнь, ответственности за проведение реабилитации. Кроме того, самостоятельный выбор инвалидом учреждений, услуг и средств реабилитации в рыночных условиях стимулирует организации, оказывающие услуги инвалидам, к расширению ассортимента и улучшению качества.
Основным критерием установления инвалидности в Германии является нарушение здоровья, влекущее значительное снижение способности к трудовой деятельности, хотя учитываются и дру-
гие факторы. Установление инвалидности не связывается с конкретной профессиональной деятельностью, оценивается общая способность к труду и определяются профессии, в которых трудовая деятельность возможна. Инвалидность устанавливается лишь в тех случаях, когда реабилитационный прогноз — неблагоприятный или реабилитационные мероприятия не имеют успеха и возвращение к труду невозможно, т.е. статус инвалида получают только лица с выраженными нарушениями здоровья и ограничениями жизнедеятельности.
Медицинская реабилитация осуществляется в специализированных (ортопедических, кардиологических, неврологических, онкологических и т.п.) реабилитационных клиниках и оплачивается из страховых фондов. Медицинские реабилитационные клиники являются негосударственными и работают в условиях жесткой конкуренции, что обеспечивает высокое качество и эффективность реабилитационных услуг.
Профессиональная реабилитация частично начинается на этапе медицинской, а медицинская реабилитация сохраняется на этапе профессиональной. В рамках медицинской реабилитации проводится восстановительное лечение и оказывается психотерапевтическая и психологическая помощь, направленная на адекватное восприятие нарушений здоровья и на адаптацию к социальной ситуации. Процесс медико-социальной реабилитации направлен на возможно более раннее восстановление самостоятельности и независимости. С этой целью предусмотрено создание безбарьерной архитектурной среды для свободного доступа инвалидов к культурным, спортивным и другим городским зданиям и сооружениям, ко всем видам общественного транспорта. Эта деятельность осуществляется за счет средств общин, т. е. на местном уровне. Социально-бытовая адаптация, т.е. перестройка или оборудование жилья инвалида, создание условий независимого проживания и самостоятельного ведения хозяйственно-бытовой деятельности осуществляются за счет средств общин и страховых фондов и применяются очень широко.
В Германии существует обширная сеть, состоящая из 27 профессиональных реабилитационных учреждений для инвалидов на 15 тыс. мест, которые также являются негосударственными и конкурируют между собой. Они проводят обучение по 130 специальностям, востребованным на рынке труда и доступным для освоения инвалидам. Эти центры профессиональной реабилитации оснащены современным технологическим оборудованием, аналогичным таковому в реальной производственной среде. Подбор подходящей профессии осуществляется группой специалистов в области медицины, психологии, профессиональной подготовки, социальной работы. Кроме того, инвалиду предоставляется возможность пробной работы по различным специальностям для уточ-
нения своих наклонностей и возможностей в отделениях выбора профессий. Направление инвалидов в учебные заведения для получения высшего образования, как правило, не практикуется. Обучение новой профессии проводится в течение 1 — 2 лет, уровень профессиональной подготовки инвалидов в центрах профессиональной реабилитации очень высок и конкурентоспособен на рынке труда. Требования к уровню профессиональной подготовки инвалидов не отличаются от требований для здоровых людей. Показатель трудоустройства инвалидов после профессиональной переподготовки составляет 70 — 80%, уровень заработной платы у преобладающего большинства трудоустроенных не ниже, чем в прежней профессии. Подавляющее большинство инвалидов проходят переобучение не в специализированных, а в общих учреждениях профессионального образования, оборудованных в соответствии с их потребностями. После получения новой профессии и успешного трудоустройства человек с нарушениями здоровья и ограничениями жизнедеятельности не считается инвалидом, пенсия по инвалидности не выплачивается.
Для инвалидов с весьма тяжёлыми нарушениями здоровья также существуют программы профессиональной реабилитации. Здесь действует Федеральная программа занятости лиц с тяжелой степенью инвалидности и лиц, имеющих психические нарушения. Для «тяжелых» инвалидов в Германии создаются специальные мастерские, в которых они могут осуществлять примитивные виды деятельности, доступные им по состоянию здоровья.
По заказу Министерства труда и социальных дел в Германии создана и ведется в течение 10 лет информационная справочная система КепасЫ, которая содержит 10 банков данных по вопросам, касающимся медико-социальной реабилитации инвалидов. Созданы и постоянно обновляются банки данных по специализированным медицинским реабилитационным центрам, техническим средствам реабилитации, предприятиям, применяющим труд инвалидов, специальным мастерским для «тяжелых» инвалидов, по специальному оборудованию рабочих мест для инвалидов, по реабилитационным фондам, организациям, учреждениям, сервисным службам для инвалидов, по научным разработкам и учебным семинарам в этой сфере. Эта система бесплатно предоставляет через Интернет необходимую информацию инвалидам, врачам, всем работающим в сфере медико-социальной реабилитации инвалидов.
В Великобритании в Конституции права инвалидов не закреплены. Но как ни в какой другой стране здесь особо важную роль в защите прав инвалидов играет национальное законодательство, разработке которого уделяется достаточно внимания.
Законодательство об инвалидах в Великобритании существует с 1929 г. Основными являются Закон о дискриминации инвалидов от 1944 г., Закон о хронически больных и инвалидах от 1948 г.,
Закон о национальной службе здравоохранения и социальных службах от 1990 г., Закон о недопущении дискриминации по признаку инвалидности от 1995 г., которые возлагают на государство и общество серьезные обязанности по отношению к инвалидам.
Законодательно закреплено внедрение элементов медицинской реабилитации в деятельность всех больниц, психиатрических клиник и других медицинских учреждений. Предусмотрена организация специализированных и комплексных центров реабилитации, в которых наряду с врачами разных специальностей работают психологи, социальные работники, оккупациональные терапевты. Часто они объединены в большие комплексы в целях экономической и функциональной целесообразности. Кроме того, законом предусмотрена форма проведения социально-медицинской реабилитации инвалидов на дому, несмотря на ее высокую затратность и большие требования к персоналу. Широко практикуется также проведение реабилитации в специальных дневных учреждениях.
В Соединенном Королевстве в 2000 г. опубликован Национальный план медицинского обслуживания, который предусматривает улучшение реабилитации инвалидов. Цель этого плана — увеличение числа людей, располагающих возможностью преодолеть имеющиеся ограничения жизнедеятельности, на 50•%. Реабилитационные службы хорошо снабжены диагностической и лечебной аппаратурой, техническими средствами и оборудованием для оккупациональной терапии.
В Великобритании сложилась и успешно развивается, распространяясь в другие страны, особая форма медико-социальной реабилитации — оккупациональная терапия. Несмотря на то что окку-пациональная терапия — самая молодая из реабилитационных профессий, в стране с 1927 г. существует Ассоциация оккупацио-нальных терапевтов, проводятся подготовка этих специалистов, их государственная регистрация.
В Великобритании определена нормативная база для широкого развития негосударственного сектора в сфере предоставления инвалидам услуг по реабилитации. Государственные службы и коммерческие структуры обязаны обеспечить доступ инвалидов к товарам, средствам и услугам, предоставляемым всему населению. Запрещено отказывать инвалидам в обслуживании или предлагать услуги более низкого качества.
В центрах реабилитации большое значение придается профессиональному аспекту. Организованы специальные службы для оценки функциональных возможностей инвалидов и подбора адекватной профессиональной деятельности. Эффективность их работы высока, возврат инвалидов к профессиональной деятельности имеет место почти в половине случаев. Большую роль в этом играют квотирование и резервирование рабочих мест для инвалидов.
Обязанности работодателя состоят в создании благоприятных условий для приема на работу, адаптации рабочего места к анато-мо-физиологическим особенностям инвалида, обучения и повышения уровня профессиональной квалификации, продвижения по службе. Для инвалидов предусмотрено оборудование специальных рабочих мест и обеспечение их необходимыми техническими приспособлениями. Для инвалидов, имеющих существенные психофизиологические нарушения, организованы предприятия с щадящим режимом труда, на которых они осваивают новые, доступные по состоянию здоровья профессии, после чего могут переходить на обычные предприятия. Для инвалидов с тяжелыми формами нарушения здоровья могут быть созданы условия реабилитации на дому.
В Великобритании принят Закон об особых потребностях в области инвалидности и образования. Он предусматривает психофизиологическую диагностику детей-инвалидов, определение их состояния здоровья, особых потребностей в социально-медицинской реабилитации и создание условий для ее осуществления в общеобразовательных школах. В законе отмечена необходимость специальных мер для того, чтобы эта категория учащихся не оказалась в существенно более неблагоприятных условиях по сравнению со здоровыми детьми.
Одно из направлений реабилитации инвалидов — реабилитация средствами культуры. Для ее проведения инвалидам обеспечена доступность всех основных культурных учреждений страны — библиотек, музеев, театров и др., а также разработано методическое обеспечение этой деятельности. В 1993 г. в Великобритании был утвержден специальный проект, в котором предусматривалась организация реабилитации слепых и слабовидящих людей посредством туризма.
В 2001 г. опубликован документ «Ценить людей: новая стратегия на XXI век». Он содержит программу медико-социальной реабилитации инвалидов, расширения жизненных возможностей людей, не поддающихся обучению, преодоления изоляции инвалидов.
В Ирландии осуществляется «социальная модель» инвалидности, позволяющая инвалидам стать полноправными членами общества. Существует Генеральное соглашение, в котором определена стратегия по вопросам инвалидности, принят специальный законодательный акт об инвалидах.
С 1998 г. принимались законодательные акты о запрещении дискриминации в отношении инвалидов. Созданы комплексные программы, учрежден специальный государственный орган, контролирующий выполнение этих программ, — Национальный центральный комитет по инвалидности. Он проводит работу по организации медицинско-социальной реабилитации инвалидов, утверждению норм безбарьерной архитектуры и транспорта.
В Ирландии существует двойная структура финансового обеспечения медицинской реабилитации — медицинское и социальное страхование. Из фондов медицинского страхования оплачиваются лечение при кратковременных и длительных заболеваниях, медико-социальная реабилитация инвалидов от профессиональных несчастных случаев, выплачивается пенсия по инвалидности, а также по уходу за инвалидами. К выплатам из социальных фондов относятся пособия по инвалидности, если инвалид никогда не работал; пособия инвалидам, чья трудоспособность существенно ограничена из-за снижения зрения; пособия по уходу за тяжелыми инвалидами. Государственные расходы на решение вопросов, связанных с медико-социальной реабилитацией инвалидов, составляют 15—16% бюджета. Инвалиды вследствие интеллектуальных дефектов и физических нарушений регистрируются в специальных банках данных.
Значительную роль в организации реабилитации инвалидов играют органы местного самоуправления. Они стараются максимально расширить спектр медицинских услуг и охватить реабилитацией как можно большее число инвалидов. В настоящее время формируются учреждения негосударственного характера, оказывающие услуги по медицинской реабилитации и уходу за инвалидами на основе государственного заказа. Свободная конкуренция таких учреждений улучшила качество медицинской реабилитации и уменьшила затраты на эти цели.
В Ирландии реализуется ряд программ по реабилитации инвалидов с выраженными психическими расстройствами, в выполнении которых участвуют различные добровольные организации. Функционируют центры независимой жизни, обучающие инвалидов разных категорий самостоятельности в условиях ограничений жизнедеятельности. Некоторые добровольческие организации обслуживают до 20 тыс. инвалидов в год, располагая штатным персоналом численностью более 5 тыс. Специалисты этих организаций, работающие с инвалидами, имеют сертификаты.
В особом законодательном акте отражен аспект доступности среды жизнедеятельности для инвалидов. В соответствии с этим законом каждое новое строение и 50 % автобусов адаптированы для инвалидов, большая часть медицинских и социальных учреждений переоборудованы для беспрепятственного доступа инвалидов.
Во Франции становление системы реабилитации инвалидов проходило позже, чем в ряде стран Европы. Начало страхования по инвалидности относится к 1930 г., в то время как в Германии — к 1883-му. Однако в Конституции Франции от 1946 г. говорится, что «любой человек, который в силу физического или умственного состояния не имеет возможности трудиться, имеет право на медицинскую помощь и социальную защиту». Инвали-
дом во Франции считается человек, постоянная потеря трудоспособности которого составляет не менее 80 %.
Организация деятельности по медико-социальной реабилитации инвалидов возложена на Министерство здравоохранения и социального обеспечения, Национальный комитет реабилитации инвалидов, а также на региональные дирекции по делам санитарии и социальной сферы.
Медицинская реабилитация проводится в специальных государственных, муниципальных или частных больницах, а также на дому. Проведение медицинской реадаптации, протезирования на дому становится во Франции все более популярным. Для оплаты услуг по медицинской реабилитации или медико-социального ухода инвалидам предоставляется целевое денежное пособие, позволяющее им самостоятельно выбирать медицинское учреждение и форму проведения медицинской реабилитации. Деятельность службы медицинской реабилитации инвалидов направлена как на восстановление или замещение нарушенных функций, так и на социализацию инвалидов и включение в семейную и трудовую жизнь.
С 1986 г. на местном уровне функционируют службы медицинской деятельности и центры социальных акций, которые содействуют независимости инвалидов в общинах, координируют деятельность государственных, частных и местных учреждений. Особое внимание этими службами уделяется профилактике инвалидности путем контроля санитарно-гигиенических норм, а также восстановительному лечению от социально значимых заболеваний — туберкулеза, психических нарушений. В финансировании различных форм медицинской реабилитации инвалидов основную роль играют частные фонды страхования по болезни и инвалидности, а также государственное страхование медицинской помощи несовершеннолетним инвалидам и длительно болеющим (более 3 лет).
Большое внимание уделяется информационному обеспечению национальной системы реабилитации инвалидов. Франция одной из первых включилась в общую информационную систему Евросоюза «НапсИпег», содержащую обширные банки данных о технических средствах реабилитации и реабилитационных услугах для инвалидов. С 1986 г. функционирует передвижная демонстрационно-информационная выставка, обслуживающая различные районы страны.
Вопросам профессиональной реабилитации инвалидов уделено особое внимание, различные ее аспекты отражены в семи законах. Эти законы регламентируют комплексность медико-социальной реабилитации, включение в ее состав профессиональной подготовки и переобучения с учетом физиологических возможностей организма, организацию трудоустройства инвалидов путем квотирования рабочих мест. В них также предусмотрены преиму-
щества инвалидов в трудовом договоре, содействие их самозанятости и предпринимательской деятельности, создание специализированных предприятий для инвалидов с тяжелыми анатомо-физиологическими нарушениями.
Для координации деятельности в сфере профессиональной реабилитации инвалидов во Франции создан консультативный орган, в состав которого входят инвалиды, врачи, представители работодателей и профсоюзов. Он вносит предложения по формированию политики в области реабилитации инвалидов, созданию условий для трудоустройства, реализует программы по организации адекватных состоянию здоровья рабочих мест для инвалидов.
Государство финансирует мероприятия по профессиональной реабилитации слабослышащих и слабовидящих, адаптированию рабочих мест для них в соответствии с имеющимися сенсорными дефектами, поддерживает предпринимателей путем выделения дотаций для реабилитации и трудоустройства инвалидов. ",.-
Во Франции большое внимание уделяется социальной реабилитации инвалидов. Нормативно утверждены требования к техническому оснащению учреждений физкультуры и спорта, культуры, развлечений, досуга по обеспечению доступности и удобства для разных категорий посетителей. Они отражены в руководстве «Комфортные условия посещения для всех». Согласно этому руководству в музеях экспонаты должны быть оснащены этикетками, выполненными шрифтом Брайля, предусмотрено и множество других приспособлений для адаптации социальных пространств.
В Австрии создана обширная законодательная база по медико-социальной реабилитации инвалидов. Организаторами деятельности по медико-социальной реабилитации инвалидов выступают Министерство охраны здоровья и Министерство социальных дел, а также провинциальн