Сбыт — это процесс организации рыночных связей, направленных на изучение, организацию и управление деятельностью предприятия с целью доведения продукции до конечного потребителя с максимальным удовлетворением его потребностей и извлечением прибыли.
Из данного определения вытекают основные задачи, которые возникают перед предприятием в процессе выполнения сбытовых операций:
– максимизация прибыли предприятия при более полном удовлетворении спроса потребителей;
– эффективное использование производства за счет оптимальной загрузки мощностей;
– рациональное поведение на рынке с учетом его постоянно меняющейся конъюнктуры.
Основные функции сбыта можно объединить в следующие группы: планирование, организация, контроль и регулирование.
Функции планирования включают:
– разработку перспективных и оперативных планов продаж;
– анализ и оценку конъюнктуры рынка;
– формирование ассортиментного плана производства;
– выбор каналов распределения и товародвижения;
– составление смет затрат по сбыту и их оптимизацию.
Среди функций организации сбыта необходимо выделить:
– организацию складирования готовой продукции;
– организацию доставки и продаж продукции потребителям;
– организацию предпродажного и послепродажного обслуживания;
– организацию каналов товародвижения;
– организацию подготовки торгового персонала;
– управление деятельностью торговых представительств;
– организацию взаимодействия всех подразделений предприятия для достижений целей сбыта.
К функциям сбытового контроля и регулирования относят:
– оценку результатов сбытовой деятельности;
– контроль выполнения планов сбыта;
– оперативное регулирование сбытовой деятельности предприятия;
– оценку и стимулирование деятельности сбытового аппарата;
– статистический, бухгалтерский и оперативный учет сбытовой деятельности.
Таким образом, сбытовые функции предприятия весьма разнообразны. При этом каждая компания реализует их по-своему, что во многом определяется такими факторами, как:
– номенклатура и масштабы производства;
– количество и география потребителей;
– численность и интенсивность каналов распределения;
– характер и формы организации товародвижения;
– имидж товаропроизводителя и его торговой сети и т.д.
Стратегическое управление сбытом
Термин «стратегическое управление сбытом» имеет несколько значений. В широком смысле он может трактоваться как общее руководство сбытовой деятельностью предприятия, ориентированное на будущие периоды, а в узком — как планирование и реальное руководство сбытовой деятельностью, имеющее долгосрочный характер.
В настоящее время в литературе понятие стратегического управления сбытовой деятельностью приобретает новое значение: это не только важнейшая функция фирмы, но и один из важнейших принципов концепции стратегического управления. Стратегическое управление сбытом характеризуется, во-первых, как философия маркетинга; во-вторых, как ориентированные на рынок организация и руководство фирмой; в-третьих, как создание инструментов политики сбыта. Стратегическое управление сбытом представляет собой элемент комплексного воздействия на производство, каналы распределения и потребителя (клиента) путем стратегического планирования, мотивации, контроля.

Рисунок 24 – Место стратегического управления сбытом в системе
«производство-потребление»